Прием «Составление схем, кластеров, таблиц по тексту».




Формирование смыслового чтения на уроках химии

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются методологические подходы к организации учебного процесса с целью развития навыков осмысленного чтения учебно-информационных текстов на уроках химии. Отмечается, что работа по формированию и развитию умений работы с текстом может включать следующие приемы технологии смыслового чтения: составление схем, кластеров, таблиц по тексту, постановка вопросов, исправление ошибок, восстановление текста. Исходя из рассмотренных методических примеров, делаются выводы об эффективности предложенных рекомендаций по работе с текстом.

Ключевые слова: смысловое чтение; методические приемы, систематическая работа с текстом, учебные и художественные тексты.

 

Rybakova Larisa Yurievna,

chemistry teacher, secondary school of Dinamovskiy, Novoburaskiy district, Saratov

Formation of semantic reading in chemistry lessons

ABSTRACT

The article discusses methodological approaches to the organization of the educational process in order to develop the skills of meaningful reading of educational and informational texts in chemistry lessons. It is noted that the work on the formation and development of skills in working with text may include the following techniques of semantic reading technology: drawing up diagrams, clusters, tables in the text, asking questions, correcting errors, restoring text. Based on the considered methodological examples, conclusions are drawn about the effectiveness of the proposed recommendations for working with the text.

Keywords: semantic reading; methodical techniques, systematic work with text, educational and literary texts.

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации.

С увеличением потока информации и её объема, ученикам становится трудно своевременно и качественно осмысливать сведения по любому из направлений научного знания. Поэтому возникает необходимость в формировании навыков смыслового чтения. Смысловое чтение или вдумчивое чтение, определено как вид чтения, нацеленное на понимание читателем смыслового содержания текста.

Педагогический опыт показывает, что учащиеся испытывают затруднения при прочтении заданий, невнимательное отношение к формулировкам приводит учеников к неверному решению. При выполнении заданий ГИА и ВПР, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений. При решении химических задач учащиеся совершают ошибки, так как не могут проанализировать прочитанный текст, выявить главное, работать с рисунками и схемами включенных в текст.

Так как необходимость развития смыслового чтения на уроках химии связана с тем, что у учащихся отсутствуют навыки осмысленной работы с текстом, то возникает необходимость в разработке методологических подходов к организации учебного процесса с целью развития навыков осмысленного чтения учебно-информационных текстов.

Одной из мер, которая могла бы улучшить сложившуюся ситуацию, является систематическая работа с текстом на уроках химии. Тексты (устные и письменные) в процессе школьного обучения всегда являются приоритетными и наиболее актуальными источниками информации. Поэтому необходимо обратить внимание на работу по овладению учениками навыков понимания прочитанного.

Опыт использования текстов на уроках химии показывает, что при работе с ними целесообразно выполнение следующих заданий:

1) нахождение и отбор информации по заданным параметрам;

2) нахождение ответов на поставленные вопросы с использованием предложенного текста;

3) нахождение ответов на вопросы, выходящие за рамки приведённого текста;

4) трансформация текста в иную форму (схему, таблицу, химическую формулу, уравнения химических реакций).

Работа по формированию и развитию умений работы с текстом на уроках химии может включать следующие приемы технологии смыслового чтения:

Прием «Составление схем, кластеров, таблиц по тексту».

При чтении текста рекомендуется ведение записей, которые способствуют лучшему усвоению. Но выписывание тех или иных данных из параграфа превращается в совершенно бессмысленное занятие. Поэтому лучше при работе с текстом составлять схемы, таблицы, кластеры, особенно если обрабатывается большой объем информации.

2. Прием «Вопросительные слова». Перед работой с текстом следует поставить вопросы, которые заставят учащегося понять, что они знают, и чему следует им научиться:

- Вопросы, предполагающие фактическое знание материала: Каким образом..., Сколько..., Как...

- Вопросы, требующие мышления, осмысления: Поясните..., Приведите пример..., Сформулируйте...

- Вопросы, требующие исследования материала: В чем различие (сходство)..., Опишите…

- Вопросы, которые предполагают знания к конкретной ситуации: Что будет..., Можно ли применить...

К изучению предмета привлекаю тексты из художественной литературы. При изучении производства серной кислоты можно использовать отрывок из повести К.Г. Паустовского «Бросок на юг»: «На поворотах Келасура намывала маленькие песчаные косы. Они горели под солнцем, как золотой песок. В первый раз попав на Келасуру, я намыл из этого берегового песка горсть темно-золотых чешуек. Но через час они стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне объяснили, что это не золото, а серный колчедан».

Задаю учащимся вопрос: в результате каких процессов из серного колчедана образуются оксиды?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: