Методические рекомендации по производственной квалификационной практике «Стажировке по специальности «Фармация».




Время проведения: VIII семестр (курс IV)

Продолжительность стажировки: 8 недель

Место практики: базовые аптеки.

Цели стажировки:

  1. Закрепление и усовершенствование знаний, практических умений, необходимых для дальнейшей самостоятельной работы на различных участках в аптечных организациях.
  2. Завершение формирования специалиста по профилю «Фармацевт» (специальность 06.03.01)

Задачи стажировки.

  1. Закрепление теоретических знаний.
  2. Изучение системы организации лекарственного обеспечения населения в условиях рыночной экономики.
  3. Усвоение принципов устройства и оборудования различных рабочих мест в аптеке.
  4. Закрепление умений:

§ по приему рецептов и накладных-требований;

§ по продаже лекарственных препаратов рецептурного и безрецептурного отпуска;

§ по продаже изделий медицинского назначения, изделий медицинской техники и других групп товаров;

§ по изготовлению, контролю качества и отпуску экстемпоральных лекарственных препаратов;

§ по учету движения различных видов имущества;

§ по работе с основными действующими приказами и другой нормативно-технической и справочной литературой;

§ по анализу экономической деятельности.

  1. Овладение навыками профессионального общения и построения межличностных отношений
  2. Совершенствование умений ситуативного поведения.

 

График распределения времени.

 

№п/п Наименование разделов стажировки Кол-во дней выполнения работы (по 5-дневной рабочей неделе)
1. 2.   3.   4.     5.   6. 7. 8. Знакомство с аптекой. Работа в отделе рецептурно-производственном, в том числе: а) по приему рецептов, накладных-требований, по приготовлению, контролю качества и отпуску экстемпоральных лекарственных препаратов, б) по мелкосерийному изготовлению лекарств Работа по отпуску готовых лекарственных препаратов по рецептам врачей. Работа по безрецептурному отпуску лекарств, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции. Работа в аптечном киоске, аптечном пункте. Работа в отделе запасов. Учет и отчетность. Дифзачет. Итого:         40 дней

В первый день практики заведующий аптекой составляет индивидуальный график практиканта на весь период стажировки с указанием непосредственного руководителя.

Если в аптеке не организованы самостоятельные отделы, указанные в программе, то студент работает на соответствующем участке работы.

Содержание стажировки.

Раздел стажировки Способы выполнения действий Содержание отчета
1. Знакомство с аптекой Проводится заведующим аптекой или его заместителем в первый день практики. Студентам называются организационно-правовая форма, основные показатели деятельности аптеки (товарооборот, прибыль, рентабельность), организационная структура, в том числе наличие аптечных пунктов и аптечных киосков. Указываются прикрепленные на снабжение медицинские организации. Рассказывается об организации материальной ответственности, порядке заключения договоров о материальной ответственности, о состоянии охраны труда и техники безопасности в аптеке. Дать краткую характеристику аптеки, указать ее организационно-правовую форму, организационную структуру, перечислить аптечные пункты и аптечные киоски, прикрепленные к аптеке и медицинские организации. Описать организацию материальной ответственности.
2. Работа в отделе рецептурно-производственном а) по приему рецептов, накладных-требований и отпуску экстемпоральных лекарственных препаратов.   Студент изучает организацию и оборудование рабочего места провизора-технолога по приему рецептов; правила хранения лекарственных препаратов в рецептурной комнате. Совместно с провизором-технологом ведет прием рецептов и накладных-требований. В конце смены принимает участие в подведении итогов работы, в учете товарооборота, рецептуры. Осваивает порядок отпуска из аптеки экстемпоральных лекарственных препаратов, порядок проведения контроля при отпуске. Усваивает принципы фармацевтической деонтологии. В отчете описать существующий способ приема рецептов. Заполнить и приложить образец квитанционного комплекта, рецептурного журнала или нарисовать форму жетонов. Скопировать форму журнала, в котором ведется учет стоимости медикаментов, тарифа и воды, привести в нем 2 примера. Указать перечень приказов, которыми пользуется в своей работе провизор-технолог по приему рецептов. Разобрать 5 рецептов и 1 накладную-требование на экстемпоральные лекарственные препараты (инъекционные растворы, мази и т.д.), содержащие наркотические, ядовитые вещества, спирт и др. Рецепты и накладная-требование должны быть разобраны по общему алгоритму приема рецептов и накладных-требований с теоретическим обоснованием. К каждому рецепту и накладной-требованию оформить и приложить основную этикетку, указать срок годности препарата, перечислить обязательные виды в/апт. контроля.
б) по приготовлению лекарственных препаратов Студент готовит лекарственные препараты по рецептам и накладным-требованиям. Описать 10 рецептов по общепринятой форме.
в) по контролю качества лекарств в аптеке Студент изучает организацию и оснащение рабочего места фармацевта по контролю качества лекарств; совместно с провизором-технологом проводит обязательные виды внутриаптечного контроля; совместно с провизором-аналитиком обязательные и выборочно полный химический. В дневнике описать рабочее место провизора-технолога по контролю качества лекарств и провизора-аналитика. По алгоритму внутриаптечного контроля описать: · вода очищенная и вода для инъекций · инъекционные р-ры – 2 · глазные капли – 3 · субстанции – 2 · лек. форм для внутреннего и наружного применения – 3 · концентраты - 2
3. Работа по отпуску готовых лекарственных препаратов по рецептам врачей Изучается организация и оборудование рабочего места фармацевта по отпуску лекарственных препаратов по рецептам врачей, ассортимент ЛП по фармакологическим группам, условия хранения товаров в отделе, порядок обеспечения больных лекарствами, временно отсутствующими в аптеке. Совместно с фармацевтом осуществляет прием рецептов и отпуск лекарств. В отчете указать перечень приказов, регламентирующих порядок отпуска готовых лекарственных препаратов по рецептам врачей. Разобрать 10 рецептов на ГЛП в том числе: · наркотические · ядовитые · сильнодействующие. В том числе разобрать 4 рецепта, по которым вместо выписанных препаратов были отпущены синонимы. Разбор рецептов проводить в таблице:
Содержание рецепта Норма отпуска Срок действия рецепта Срок хранения рецепта в аптеке Токсикологическая группа препарата

В первой графе должно быть указано оформление рецепта. Рецепт должен быть протаксирован.

4. Работа по безрецептурному отпуску лекарств, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции   Изучается организация и оборудование рабочего места фармацевта по безрецептурному отпуску лекарственных препаратов, его должностные обязанности. Изучается перечень групп товаров безрецептурного отпуска, правила оформления витрин, порядок хранения товаров, порядок отпуска лекарств, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции без рецепта врача, прогрессивные формы обслуживания населения. Студенту рассказывают о порядке учета движения товаров в отделе и отчетности отдела. В отчете указать перечень приказов, которые регламентируют деятельность на данном рабочем месте. Перечислить принципы оформления витрин. Указать перечень групп товаров, реализуемых из отдела. Оформить и приложить документы по учету движения товаров в отделе (накладную-требование, квитанцию к приходному кассовому ордеру, товарный отчет). При составлении документов использовать реальные цифры, приводить 2-3 примера. Учесть, что итоговые документы должны быть взаимосвязаны с первичными оправдательными документами (это требование относится ко всем заданиям по учету) Перечислить способы продвижения товара, используемые в аптеке.
5. Работа в аптечных пунктах и аптечных киосках. Студент изучает устройство и оборудование аптечного пункта и аптечного киоска, условия и режим работы, ассортимент товаров, порядок получения товара, его хранения и отпуска, порядок сдачи выручки, учет движения товаров, виды и формы оплаты труда. В отчете указываются паспортные данные аптечного киоска или пункта, объем выполняемой работы. Оформляются и прикладываются документы по учету движения товаров в аптечных пунктах и аптечных киосках.
6. Работа в отделе запасов Изучаются вопросы размещения и оборудования материальных комнат аптеки, приема товаров аптечного ассортимента, сертификации или декларирования лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, ценообразования, хранения товаров. Участвует в сборе и отпуске товаров в МО, аптечные пункты и аптечные киоски и др. отделы аптеки, в заполнении и оформлении штангласов. В отчете указать перечень приказов, которые регламентируют деятельность отдела запасов. Перечислить принципы хранения товаров, используемые в аптеке. Оформить и приложить документы.  
7.Учет и отчетность. 7.1 Предметно-количественный учет     Заведующий аптекой или его заместитель знакомит студентов с порядком учета наркотических, ядовитых веществ, спирта и др. медикаментов, с документами по их учету, с определением книжных и фактических остатков, с правилами расчета норм естественной убыли.     Указать перечень лекарственных препаратов и субстанций, подлежащих ПКУ в данной аптеке. Скопировать выборочный лист за один день. Начертить форму журнала учета ядовитых, сильнодействующих веществ, др. медикаментов и спирта по одному наименованию и сделать записи за месяц по приведенному примеру. Рассчитать возможную норму естественной убыли за месяц и сделать вывод.
7.2 Учет денежных средств Под руководством заведующего аптекой и кассира необходимо усвоить порядок приема денег от населения, определения выручки за смену и за день, порядок выписывания приходных и расходных кассовых ордеров, ведения кассовой книги, порядок оформления и сдачи денег в банк. Студент усваивает навыки работы на кассовом аппарате. Скопировать форму кассовой книги (А/48) и оформить ее за один рабочий день. Заполнить и приложить приходный и расходный кассовые ордера (по 1 экземпляру) на те операции, которые внесены в кассовую книгу. Заполнить и приложить документы на сдачу денег в банк.
7.3 Инвентаризация товарно-материальных ценностей Заведующий аптекой знакомит студентов с задачами, видами инвентаризации, порядком создания инвентаризационной комиссии, подготовкой и порядком проведения инвентаризации, правилами оформления инвентаризационных документов, выведением результатов инвентаризации и порядком начисления норм естественной убыли. Если в период практики в аптеке или в а/к,а/п будет проводиться инвентаризация, то студенту следует принять активное участие в ее проведении. Заполнить и приложить инвентаризационные документы на примере данных последней инвентаризации: распоряжение (приказ), инвентаризационную опись, сводную опись инвентаризационных листов, акт результатов инвентаризации, расчет естественной убыли товаров.
7.4 Анализ деятельности аптеки Заведующий аптекой знакомит студентов с системой прогнозирования и анализа основных показателей деятельности аптеки, с основными мероприятиями, проводимыми аптекой по увеличению эффективности работы. Перечислить прогнозируемые показатели деятельности аптеки и указать пути повышения эффективности работы.

Вопросы к дифференцированному зачету по практике по ОЭФ.

Студент должен знать:

1. Правила выписывания рецептов.

2. Нормы отпуска лекарственных препаратов амбулаторным больным.

3. Виды внутриаптечного контроля (подробно письменный, полный химический, контроль при отпуске).

4.Правила хранения товаров в аптеке

- в соответствии с физико-химическими свойствами

- в соответствии с токсилогическими свойствами

- хранение перевязочных материалов, резиновых изделий,

лекарственного – растительного сырья.

5. Классификацию Л.П. по токсикологическим группам.

6. Правила продажи товаров аптечного ассортимента.

7. Понятие об инвентаризации, алгоритм проведения, порядок подведения итогов.

8. Понятие о нормах естественной убыли.

9. Ценообразование на ЛП.

10. Правила оформления товарных отчётов. Формулу торгового баланса.

11. Понятие о рецептуре, её структуре, факторы, влияющие на выполнение плана по рецептуре.

12. Понятие о товарообороте. Структура, факторы.

13. Понятие о производительности труда, факторы.

14. Понятие о фонде зарплаты, структура, показатели.

15. Штат аптеки, структура.

16. Норматив товарного запаса, понятие, показатели, факторы.

17. Порядок начисления зарплаты.

18. Алгоритмы:

- приема рецепта на экстемпоральные лекарственные препараты

- приема рецепта на ГЛП

- приема накладной – требования

- учёта поступления товара в аптеку.

 

Студент должен уметь:

 

1. Принять рецепт в аптеку на экстемпоральный лекарственный препарат жетонным способом.

2. Принять накладную – требование на экстемпоральный лекарственный препарат.

3. Провести контроль при отпуске.

4. Принять рецепт на ГЛП и отпустить лекарство больному.

5. Произвести отпуск лекарственного препарата без рецепта врача.

6. Оформить документы:

- товарные отчеты АП24, АП25 (по заданию и по оправдательным документам)

- журнал учета лабораторных и фасовочных работ

- журнал учета ядовитых, сильнодействующих веществ, других медикаментов и спирта

- кассовую книгу

- инвентаризационную опись

- по предложенной накладной учесть поступление товара

7. Решать задачи по расчету зарплаты

8. Решать задачи по использованию норм естественной убыли

9. Решение задач по прогнозированию

- рецептуры

- товарооборота

- показателей по труду и зарплате

- норматива товарного запаса

10. Рассчитать розничные цены на поступивший в аптеку товар

11. Решать ситуационные задачи на основе теоретических знаний.

Перечень практических умений, которыми должны овладеть студенты во время прохождения практики по ОЭФ.

1. Прием рецептов в аптеку, в том числе бесплатных и льготных, на экстемпоральные и готовые лекарственные препараты.

2. Учет поступления рецептов в аптеку.

3. Учет рецептуры за смену.

4. Учет неправильно выписанных рецептов.

5. Оформление основной этикетки для амбулаторных и стационарных лекарственных препаратов.

6. Отпуск лекарственных препаратов по рецептам врачей.

7. Отпуск лекарственных препаратов без рецептов врачей.

8. Проведение контроля при отпуске.

9. Оформление заказов-требований на получение товара.

10. Прием товаров от поставщиков.

11. Прием накладных-требований от МО.

12. Отпуск товаров оптовым покупателям.

13. Учет приема-отпуска товаров.

14. Учет лабораторных и фасовочных работ.

15. Организация хранения товаров.

16. Организация рабочих мест в аптеке.

17. Учет движения товаров в отделе аптеки.

18. Предметно-количественный учет.

19. Составление товарного отчета отдела аптеки.

20. Учет денежных средств.

21. Учет вспомогательных материалов.

22. Оформление документов по инвентаризации товарно-материальных ценностей.

 

Перечень практических умений, которыми должны овладеть студенты во время прохождения практики по фармакологии.

  1. Прием рецептов в аптеку на экстемпоральные и готовые лекарственные препараты.
  2. Отпуск лекарственных препаратов по рецептам.
  3. Отпуск лекарственных препаратов без рецептов
  4. Консультирование и информирование клиентов по использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях.
  5. Выкладка лекарственных препаратов по нозологическому признаку с учетом правил мерчандайзинга.
  6. Знакомство с лекарственными препаратами, неизученными в разделе учебной программы.
  7. Работа со справочной литературой в печатном и электронном варианте.

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Нижегородской области

 

«Нижегородский медицинский колледж»

 

(ГБОУ СПО НО «Нижегородский медицинский колледж»)

 

Методические рекомендации

по производственной квалификационной практике

по специальности «Фармация»

 

 

Составили: Лебедева М.В.

Попова Т.Н.

Раскаткина Л.В.

Савина Т.И.

 

Нижний Новгород



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: