Принципы отбора содержания и организации стажировки




СТАЖИРОВКА

Санкт-Петербург

VI. ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ

Наименование Профессиональная переподготовка на право (соответствие квалификации) ведения профессиональной деятельности в средних профессиональных образовательных учреждениях (педагогические, музыкально-педагогические и музыкальные колледжи, лицеи искусств)
Год обучения 1,5
Форма обучения Без отрыва от работы
Семестр  
Продолжительность Всего: две недели

 

Стажировку слушатели программы проходят в последнем, третьем семестре перед заключительным разделом – итоговой аттестацией. Базой стажировки является факультет музыки, где имеются условия, максимально приближенные к профессио­нальной деятельности в средних профессиональных образовательных учреждениях, а именно: на занятиях со студентами, не имеющими достаточной базовой подготовки.
В течение двух недель слушатель посещает не менее 16 часов занятий по своей специализации.

Слушатели в ходе реального образовательного процесса учатся решать профессиональные задачи, аналогичные тем, которые обсуждались в теоретических и практических курсах программы переподготовки, актуализируя тем самым базовые компетенции. В процессе педагогической практики реализуются специальные компетенции: музыкально-теоретические, музыкально-исторические, музыкально-исполнительские, музыкально-педагогические.

Цели стажировки:

· подготовить слушателей к ведению профессиональной деятельности по выбранному ими направлению в средних профессиональных образовательных учреждениях на базе имеющихся у них знаний, а также полученных на теоретических курсах и в специальных дисциплинах программы переподготовки;

· представить высокопрофессиональные образцы проведения занятий опытными преподавателями.

В процессе стажировки необходимо решить следую­щие задачи:

· сформировать у слушателей навыки, необходимые для успешного
осуществления учебно-воспитательной работы с учащимися педагогических, музыкально-педагогических и музыкальных колледжей, лицеев искусств;

· содействовать осознанию слушателями необходимости творческо­го подхода к педагогической деятельности;

· освоить приёмы профессиональной рефлексии, рассматриваемой как путь формирования потребности в профессиональном развитии;

· научить слушателей анализировать, обобщать и применять на
практике различные методики обучения;

· сформировать у слушателей представление о комплексном обуче­нии и развитии учащихся средних профессиональных образовательных учреждений на уровне современных требований;

· практически овладеть коммуникативными компетенциями, умениями позитивно мотивировать учащегося к учебной музыкальной деятельности.

 

Ожидаемые результаты:

В результате прохождения стажировки обучающиеся должны

знать:

· современные методические концепции обучения музыкальным дисциплинам (по выбранному направлению);

· ценностные основы профессиональной деятельности в сфере музыкального творчества и педагогики;

уметь:

· реализовывать творческий потенциал профессиональных и личностно-ориентированных компетенций в педагогической деятельности;

· разрабатывать учебно-методические материалы для проведения занятий на определенной образовательной ступени;

· вести журнал посещений;

· анализировать особенности методики и взаимоотношений преподавателя и учащегося;

· обобщать передовой педагогический опыт;

владеть:

· профессиональными компетенциями в области преподавания музыкальных дисциплин;

· специализированным научным аппаратом и профессиональной речевой коммуникацией.

· навыком проектирования и осуществления профессионального самообразования, формирования индивидуальной образовательной траектории.

В результате прохождения стажировки слушатели
должны получить высокие, методически грамотные образцы ведения занятий по своей специализации, на основании которых они смогут грамотно применять в своей практической работе различные ме­тоды обучения, в том числе и развивающего характера; сопоставлять ис­комые и полученные результаты; анализировать и обобщать передовой пе­дагогический опыт.

 

Принципы отбора содержания и организации стажировки

Стажировка базируется на компетентностном подходе, при отборе содержания ориентиром является выработка специальных компетенций, к которым относятся:

1. Диагностические компетенции:

· способность диагностировать социальную, учебную и творческую активность учащегося, его учебную самостоятельность;

· способность осуществлять педагогическую диагностику учащегося как личности, оценивать уровень развития его музыкальных способностей;

· способность диагностировать уровень взаимодействия преподавателя и учащихся как коллектива музыкантов-исполнителей;

· способность подбирать методы и приемы обучения, соответствующие формируемым музыкальным компетенциям учащихся;

· способность диагностировать уровень профессиональной компетентности преподавателя музыкальных дисциплин.

2. Организационные компетенции:

· готовность методически грамотно и в соответствии с возрастом учащихся отбирать здоровьесберегающие технологии, позволяющие развивать творческую и поисковую активность учащихся с учетом оптимизации учебной нагрузки, сохранения психического и физического здоровья учащихся;

· способность осуществлять педагогическое руководство разнообразными видами музыкальной деятельности учащихся, развитием комплекса музыкальных способностей;

· способность организовывать и сочетать индивидуальную, групповую и коллективную музыкальную деятельность учащихся.

3. Коммуникативные компетенции:

· способность создавать продуктивную атмосферу на занятии;

· способность организовывать учебный процесс как диалог учителя и учащихся с музыкой и посредством музыки, используя принципы взаимодействия, основанные на взаимопонимании, взаимоуважении, взаимооценивании и самооценивании;

· способность вариативно использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами для решения определенных профессиональных задач.

4. Проективные компетенции.

· способность планировать учебную деятельность в соответствии с конкретной образовательной программой;

· способность творчески разрабатывать тематические поурочные планы на основе владения современными педагогическими технологиями, обеспечивающими формирование компетентности учащихся в области музыкального искусства;

· способность использовать информационные и телекоммуникационные технологии, мультимедийное оборудование в музыкально-педагогическом процессе.

5. Рефлексивные компетенции.

· способность определять условия достижения высокого профессионального уровня, корректировать свою музыкально-педагогическую деятельность на основе развития педагогической интроспекции;

· способность формировать в себе необходимые профессиональные качества.

6. Исполнительские компетенции.

· способность технически грамотно, выразительно, адекватно замыслу композитора исполнять произведения различных стилей, жанров и форм;

· готовность использовать различные виды концертмейстерской деятельности, разные формы ансамблевого музицирования;

· способность читать с листа и транспонировать в ближайшие тональности;

· способность анализировать и сравнивать различные исполнительские трактовки музыкальных произведений;

· готовность осуществлять слуховой контроль и строить разучивание музыкальных произведений как личностно-значимый для учащихся процесс постижения смысла музыкального образа, в котором технологические задачи рассматриваются как путь создания художественного образа.

 

Содержание стажировки формируется в соответствии с принципами:

· практикоориентированности;

· методологической опоры на базовые принципы и положения педагогики специального музыкального образования, инновационный опыт обновления музыкального и музыкально-педагогического образования на рубеже ХХ–ХХI веков;

· выстраивания логики становления профессиональной компетентности в процессе профессионального музыкального и музыкально-педагогического образования;

· опоры на личностно-ориентированные технологии обучения, основанные на диалогическом педагогическом взаимодействии.

 

 

Содержание стажировки

Содержание и формы работы Профессиональные компетенции
1. Составление индивидуального плана прохождения стажировки для слушателя согласно выбранной им специализации.. Проективные компетенции: - способность планировать учебную деятельность в соответствии с конкретной образовательной программой.
2. Наблюдение и записи в дневнике стажировки уроков, проведённых преподавателями-методистами (8-10 уроков)     3. Выполнение различных видов анализа (анализ в общих и специальных аспектах, структурно-временной анализ) посещённых занятий (4-5 уроков)     Исследовательские компетенции: - владение различными формами целостного анализа урока музыки с точки зрения яркости и эффективности воплощения единой художественно-педагогической идеи урока; - овладение формами сравнительного целостного анализа урока образовательной области искусства, выявление общности закономерностей художественной педагогики, - владение приёмами обобщения педагогического опыта.
4. Подготовка конспектов-сценариев уроков музыки (4 урока) в соответствии с выбранной специализацией.     5. Составление календарно-тематического планирования работы по выбранному направлению с конкретным учащимся.   6. Оценка собственной готовности к педагогической деятельности по выбранному направлению.     Проективные компетенции: -владение формами поурочного планирования на основе метода эмоциональной драматургии; - способность формулировать цели и задачи музыкально-педагогической деятельности; - готовность творчески разрабатывать тематические и поурочные планы на основе владения современными музыкально-педагогическими технологиями. Исполнительские компетенции: - готовность к исполнению произведений различных стилей, жанров и форм адекватно замыслу композитора; - готовность использовать различные виды концертмейстерской деятельности, разные формы ансамблевого музицирования; - способность анализировать и сравнивать различные исполнительские трактовки музыкальных произведений; - готовность осуществлять слуховой контроль и строить разучивание музыкальных произведений как личностно-значимый для учащихся процесс постижения смысла музыкального образа, в котором технологические задачи рассматриваются как путь создания художественного образа. Организационные компетенции; - способность осуществлять педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности учащихся на уроке по выбранной специализации; - способность выбирать и использовать в собственной музыкально-педагогической деятельности оптимальные технологии, методы и приёмы обучения, соответствующие содержанию урока и возможностям учащихся; -готовность методически грамотно и в соответствии возрастом отбирать технологии, способствующие развитию самостоятельности, творческой активности учащихся, создание атмосферы сотворчества в процессе музыкальной деятельности. Коммуникативные компетенции: -способность создавать эмоционально насыщенную, творческую атмосферу урока искусства; - способность к реализации диалогического стиля общения с учащимися; - владение различными формами оценивания учащихся; - готовность воплощать в общении с учащимися принцип успешности; - способность осуществлять педагогическое руководство разнообразными видами музыкальной деятельности учащихся; . - владение различными формами внеклассной работы. Рефлексивные компетенции: - владение разными формами самоанализа урока с точки зрения его результативности, оптимальности раскрытия темы и реализации цели урока, соответствия содержания урока и методов работы и т.д. - овладение приемами профессиональной рефлексии; - способность формировать в себе необходимые профессиональные качества педагога-музыканта (музыкальность, эмпатия, креативность и т.д.)  

 

Организация руководства стажировкой.

.При подготовке к проведению стажировки руководителю следует:

· найти педагогов-методистов, имеющих опыт работы с уча­щимися с неполной базовой подготовкой;

· обеспечить слушателей учебными про­граммами, хрестоматиями и пособиями;

· разработать учебную документацию;

· определить обязанности слушателей-практикантов, педаго­гов-методистов и руководителя практики;

· распределить слушателей-практикантов между педагогами-
методистами;

· составить план посещения занятий педагогов-методистов для каждого слушателя.

 

Обязанности слушателей-практикантов.

Слушатели обязаны знать задачи и содержание стажировки, что предполагает:

• обсуждение с педагогом-методистом учебной программы и инди­видуальных планов учащихся;

• знакомство с материальной базой учреждения, обеспечивающего
учебно-воспитательный процесс;

• ведение дневника стажировки, в котором педагоги, чьи занятия слушатель посещает, ставят свои визы.

Для обеспечения высокого качества обучения и воспитания уча­щихся слушатели обязаны:

• познакомиться с учебным планом и программными требования­ми;

• познакомиться с индивидуальными планами учащихся на текущий учебный год;

Для повышения своего педагогического уровня студенты долж­ны заниматься методической работой, которая предполагает:

• изучение методической литературы;

• участие в работе семинаров, научно-практических конференций
по проблемам педагогики;

• изучение передового педагогического опыта.

 

Обязанности педагога-методиста:

Педагоги-методисты занимаются со студентами в присутствии слу­шателей, цель — дать образец проведения урока над различными музыкаль­ными произведениями. После посещения урока преподаватель визирует в дневнике практики факт присутствия слушателя и отвечает на возникшие вопросы.

 

Основные формы организации самостоятельной работы:

Аудиторная работа под руководством и контролем преподавателя:

· на консультациях.

Внеаудиторная работа под руководством и контролем преподавателя:

· текущие консультации по дисциплинам программы;

· моделирование отдельных видов музыкально-педагогической деятельности, отдельных алгоритмов музыкально-педагогической деятельности;

· консультации по отчетам.

Внеаудиторная работа без преподавателя:

· изучение теоретического и музыкального материала;

· просмотр учебных кинофильмов, видеозаписей, отбор музыкального материала;

· работа на ПК;

· составление конспектов.

 

А ттестация стажировки проводится в виде зачета, на котором проверяются общие и специальные компетенции, включающие умение профессионально оперировать усвоенным теоретико-методологическим и музыкально-историческим материалом по пройденным дисциплинам, навыки анализа и способность полученную информацию самостоятельно осмыслить.

Формы отчётности на зачёте:

· Оформленный дневник стажировки с записью содержания посещённых занятий и визами преподавателей-методистов.

· Развёрнутые анализы посещённых занятий (не менее 4, по различным аналитическим схемам).

· Составление конспектов-сценариев собственных уроков (не менее 4) вместе с календарным планом занятий по выбранному направлению.

· Отзыв руководителя практики о стажёре.

Критерии оценки материалов стажировки (за единицу отчётности, то есть дневника стажировки, анализа посещённого занятия, конспекта—сценария собственного урока, календарного плана занятий)

 

Критерии оценки minimum maximum
Тщательное выполнение, оформление   2,5
Использование наглядности   2,5
Полнота отражения и качество материалов (согласно требованиям)   2,5
Творческий подход к созданию   2,5

При наличии всех 10 необходимых единиц материалов (1 дневник стажировки, 4 анализа посещённых занятий, 4 конспекта-сценария собственных уроков по выбранному направлению, 1 календарного плана занятий) при максимально высокой оценке слушатель набирает 100 баллов. Это происходит, если слушатель самостоятельно осуществляет подготовку и успешно решает педагогические задачи, предложенные в программе стажировки. Меньшее количество баллов слушатель набирает, когда он не вполне самостоятельно или с затруднениями, с разной степенью результативности решает педагогические задачи, предложенные в программе стажировки. В ходе решения педагогических задач демонстрирует хороший уровень профессиональной компетенции в руководстве музыкальной деятельностью учащихся, но недостаточно свободное владение:

· проектировочными педагогическими компетенциями;

· организационными и коммуникативными компетенциями;

· диагностическими компетенциями;

· исполнительскими компетенциями;

· методикой анализа уроков музыки;

· умением адекватно и творчески выбирать формы организации музыкальной деятельности учащихся на уроке музыки;

Минимальная сумма баллов – 40.

Если слушатель не набирает минимальной суммы баллов, то это означает, что он не справляется с практическим решением педагогических задач, предложенных в программе стажировки, демонстрирует неудовлетворительный уровень профессиональной компетенции в руководстве музыкальной деятельностью учащихся.

 

Рекомендуемая литература.

Основная:

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М., М., 2003.

2. Аврамкова И.С., Передерий О.И. Работа над произведениями современного детского репертуара для фортепиано. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.

3. Благинина Т.И. Педагогическая практика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2005.

4. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2001.

5. Булатова О.С. Искусство современного урока. М., 2006.

6. Гришина И.В., Конасова Н.Ю., Курцева Е.Г. Процедуры оценивания работы школы, деятельности ученика и учителя. СПб., 2007.

7. Даринская Л.А. Технологии педагогического мастерства: Учебно-методическое пособие. СПб., 2010.

8. Рачина Б.С. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие. С-Пб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.

9. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., Классика ХХI, 2004

 

Справочная:

1. Педагогическая практика. Справочник. М., 2002.

2. Черная М. Начальное обучение игре на фортепиано. Материалы современных фортепианных школ. Учебное пособие. Министерство образования Российской Федерации. Тверь, 2000

Дополнительная:

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Учебное пособие. М.: Музыка, 1978

2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей: Учебно-методическое пособие. М., 2004.

3. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974

4. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. М.: Классика ХХI, 2005

5. Добровольский С. Основы аппликатурно-двигательной культуры пианиста. (В помощь преподавателям ДМШ и учащимся). Учебно-методическое пособие. Новосибирск: Новосиб. Гос. конс., 1989

6. Как научить играть на рояле (первые шаги). Сост. С. Грохотов, предисл. И. Темченко. М.: Классика ХХI, 2005

7. Качарнина Т. Первоначальное обучение нотной грамоте в классе фортепиано (методическое пособие). М.: Прометей, 1989

8. Класс специального фортепиано: Учебное пособие. Смирнова Т. М.: Грааль, 2003

9. Левин И. Основные принципы игры на фортепиано: Пер. с англ. М.: Музыка, 1978.

10. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой: Учеб. пособие для муз. вузов. М.: Музыка, 1985.

11. Малинковская А. Современные зарубежные композиторы в репертуаре фортепианных классов музыкальной школы. Учебно-методическое пособие. М.: 1974

12. Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: 2001

13. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли; Пер. с нем. В.Л. Михелис. М.: Музыка, 1966.

14. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. М.: Кифара, 2002

15. Развитие навыков чтения с листа в фортепианных классах музыкальных школ: Методические рекомендации. Сост. И. Кусонская. Новосибирск, 1989.

16. Рябов И. Мурзина Е., Воспитание и обучение в ДМШ: Фортепиано, 1 класс. Методическое пособие. Киев, 1988

17. Цыпин Г. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988.

18. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. М.: Классика XXI, 2002.

19. Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: