класс. Время выполнения – 4 часа (240 минут).




Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.

Школьный этап. 2018-2019 учебный год.

класс. Время выполнения – 4 часа (240 минут).

Фамилия, имя____________________________________ Класс_________

 

№ задания                     Сумма
Макс. балл                      
Балл                      
Подпись проверяющего                      

Задание № 1. (7 баллов)

Даны примеры из архангельских говоров.

В Ильин день косят, а метать нельзя, с косой тоже нельзя идти, а притягает т косе.

К сердцу ближе – широкая доска, а т краю ýже.

Не, ни т которой не вешала, с Богом отправляли дак.

Определите значение выделенного жирным шрифтом слова.

Предложите гипотезу, объясняющую вашу позицию с точки зрения фонетики.

 

Задание № 2. (2 балла)

Прочитайте текст. Определите значение выделенного слова.

Он прикидывался то страстным охотником до лошадей, то отчаянным игроком, то самым тонким гастрономом; хотя никак не мог различить горской породы от арабской, никогда не помнил козырей и втайне предпочитал печёный картофель всевозможным изобретениям французской кухни.

(А.С. Пушкин)

 

Задание № 3. (16 баллов)

Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо, восходя к общему имени-предку. Обычно это древнегреческое или древне- еврейское имя. Так, итальянское имя «Теодоро», румынское «Тудор» и русское

«Фёдор» восходят к древнегреческому имени «Теодорос», что значит «дар Божий».

Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностран- ному. Укажите имя – общий предок и раскройте его внутреннюю форму в языке-источнике.

По-португальски Жоао, а по-русски …

По-испански Яго, а по-русски …

По-венгерски Дьёрдь, а по-русски …

По-датски Нильс, а по-русски …

Задание № 4. (14 баллов)

Предположим, что слова скрежет, кречет – это глаголы, стоящие в третьем лице единственного числа настоящего времени. Как бы выглядели возможные формы инфинитива и формы прошедшего времени единственного числа женского рода от этих глаголов? Приведите аналогичные примеры из русского языка.

 

Задание № 5. (12 баллов)

Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный)). Объясните выбор проверочного слова.

измОждённый демОнстрация кастАньеты лИврея

 

Задание № 6. (6 баллов)

Приведите по одному примеру на следующие случаи функционирования в предложении словоформы понятно:

1) она является обстоятельством образа действия;

2) она является именной частью сказуемого двусоставного предложения;

3) она является именной частью сказуемого односоставного предложения;

4) она, не являясь членом предложения, функционирует в нём как субъек- тивная оценка говорящим сообщаемой ситуации;

5) она, будучи употреблённой в специфическом режиме, т. е. отсылая к самой себе как к знаку, является подлежащим.

 

Задание № 7. (4 балла)

Даны предложения на сербском языке и их переводы на русский.

1. Наредио ми је да пошаљем телеграм. – Он велел мне послать телеграмму.

2. Наредио ти је да пошаљеш телеграм. – Он велел тебе послать телеграмму.

3. Наредио му је да пошаље телеграм. – Он велел ему послать телеграмму.

4. Дошли смо да напишемо писмо. – Мы пришли написать письмо.

5. Дошли сте да напишете писмо. – Вы пришли написать письмо.

6. Дошли су да напишу писмо. – Они пришли написать письмо.

Задание 1. Переведите на сербский язык следующие предложения.

1. Они пришли послать телеграмму.

2. Он велел тебе написать письмо.

 

Задание 2. Как бы выглядели следующие русские предложения, если бы они были устроены, как сербские?

 

1. Учитель велел детям сдать работы.

2. Вы приехали сюда учиться.

 

Задание № 8. (5 баллов)

Одна из записей на сайте snob.ru заканчивается так:

Ведь можно получить пятёрку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, поступить сына в институт,

но уже не восстановить отношений.

Прокомментируйте языковую особенность, встретившуюся в этом отрывке.

Задание № 9. (4 балла)

Определите значение подчёркнутых слов.

1) Аще ли къто покусится ѿ Руси взѧти что ѿ людии царства вашего, иже то створить, покажненъ будеть вельми, аще ли взѧлъ будеть, да заплатить сугубо.

2) Соугоубо есть житiе наше: словесно и безсловесно, и бесплотно и тѣлесно.

3) Сударь иже бѣ на главѣ его.

4) Как измолвить дьяконъ Съ страхомъ Божьим и съ вѣрою приступите, тогды бы приходили къ царским дверемъ да причащалися предъ царьскими дверми, а руки положа къ перьсемъ крестообразно, а к сударю бы не прикасались.

 

Задание № 10. (4 балла)

Прочитайте отрывок из «Суздальской летописи по Лаврентьевскому списку» (XII–XIV вв.) (в упрощённой орфографии).

Радуєт сѧ купець прикупъ сътворивъ, и кормьчии въ ωтишьє приставъ, и странник въ ω҃чьство своє пришедъ, тако ж радуєт сѧ и книжныи списатель, дошедъ конца книгам.

Задание 1. Что означают слова кормьчии и отишье? Используйте в толковании по одному однокоренному им современному русскому слову.

 

Задание 2. Какой частью речи является слово кормьчии?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: