Лицевая сторона Диска Атаки.
a) Шкала А вращается вместе с лодкой, так что в любой момент истинный курс лодки обозначается белым треугольником на этой шкале.
Белый треугольник также можно использовать для визуализации. Он указывает курс подводной лодки относительно Севера.
b) Шкалы В и С фиксированы и не вращаются. Шкала B предназначена для чтения истинных курсов.
c) Внешняя стрелка используется для ввода относительного пеленга к цели. Для этого нужно повернуть внешнюю стрелку так, чтобы относительный пеленг на цель совпадал со значением на шкале А.
d) Внутренняя стрелка прикреплена к шкале D. Эта стрелка используется для ввода КУЦ. Для этого нужно повернуть внутреннюю стрелку так, чтобы КУЦ на шкале D (зеленый для правого борта, красный для левого) совпал с задней частью внешней стрелки.
1. Определить истинный пеленг на цель на основе одной переменной:
· относительного угла к цели (это считывается с командирского перископа/UZO/визуального пеленга, сообщений пеленга вахтенным офицером или акустиком).
Всё, что нужно сделать, - это повернуть внешнюю стрелку так, чтобы её задняя часть выровнялась с относительным пеленгом на цель на шкале А. Затем можно прочитать истинный пеленг на цель на передней части внешней стрелки по шкале B.
2. Определить истинный курс цели с помощью двух переменных:
· наблюдаемого КУЦ на основе счисления логарифмического кольца RAOBF;
· относительного пеленга на цель.
Нужно повернуть внешнюю стрелку так, чтобы задняя часть внешней стрелки выровнялась с относительным пеленгом на цель на шкале А. Затем, нужно повернуть внутреннюю стрелку так, чтобы КУЦ на шкале D (зеленый для правого борта, красный для левого) совпал с задней частью внешней стрелки.
|
M. Dv. Nr. 51b
Anleitung zur Angriffsscheibe
3. Как только истинный курс цели известен и установлен, лодка может перейти на оптимальную огневую позицию. Когда истинный курс цели известен, подводная лодка может свободно поворачивать и маневрировать. Если цель не меняет своего курса, Диск Атаки можно использовать для определения правильных настроек КУЦ, чтобы ввести их в СРМ для точного торпедного решения даже, если лодка изменила курс после расчета исходного КУЦ.
Нужно повернуть внешнюю стрелку так, чтобы задняя часть стрелки выровнялась с новым относительным пеленгом на цель на шкале А. Затем можно определить КУЦ, необходимый для ввода в СРМ, прочитав значение на шкале D, совпадающее с задней частью внешней стрелки. Это очень полезно, если лодка сменила позицию и необходимо ввести данные КУЦ в расчеты, но нет желания/времени для перерасчета КУЦ.
Обратная сторона Диска Атаки.
A – шкала градусов;
B, C и D – шкала расстояния и скорости (B и D – шкалы расстояния (идентичны), C – шкала скорости);
E – шкала времени с прикреплённой стрелкой.
1. Определение курса перехвата.
На лицевой стороне Диска Атаки внутренней стрелкой выставить истинный курс цели на шкале B, задней частью внешней стрелки выставить относительный пеленг на цель на шкале A и считать угол атаки со шкалы D (текущий курс на цель). На задней стороне Диска Атаки выставить стрелкой текущий курс на цель на шкале градусов A, повернуть диск C значением скорости, с которой может двигаться лодка (напр., 14 узлов на шкале С обозначается, как 1.4), на пересечение со стрелкой. Затем повернуть стрелку на значение скорости цели (напр., скорость цели 8 узлов – значение 8.0) и считать угол опережения со шкалы A. Перейти на лицевую сторону Диска Атаки, прибавить значение угла опережения к значению угла атаки на шкале D (если цель слева от лодки – прибавлять влево, если справа – вправо) и перенести заднюю часть внешней стрелки на полученное значение на шкале D. Считать истинный курс перехвата цели с передней части внешней стрелки на шкале B. Угол опережения со шкалы D выставить на
|
M. Dv. Nr. 51b
Anleitung zur Angriffsscheibe
шкале градусов A обратной стороны Диска Атаки (если больше 90°, нужно от 180 вычесть это значение). Поставить на стрелку значение текущего расстояния до цели на шкалах В и D (напр., 100 км – значение 1000). Затем поставить стрелку на значение относительного пеленга на цель на шкале A и считать расстояние, которое нужно будет пройти со шкал В и D. Запомнить это значение расстояния и передвинуть стрелку на значение скорости, с которой лодка будет двигаться к цели. Время считать со шкалы Е, смотря на значение расстояния на шкале D.
2. Определение скорости цели по двум пеленгам и расстоянию.
На лицевой стороне Диска Атаки задней частью внешней стрелки выставить относительный пеленг на цель на шкале A. На RAOBF рассчитать расстояние к цели и выставить его на обратной стороне Диска Атаки на шкалах B и D, что бы значение расстояния совпадало со стрелкой. Включить секундомер и отсчитать, например, 2 минуты. Заново измерить расстояние к цели с помощью RAOBF, посмотреть на новое значение относительного пеленга на цель и выставить его на шкале A лицевой стороны Диска Атаки задней частью внешней стрелки, предварительно запомнив предыдущее выставленное значение пеленга. Вычесть разницу относительного пеленга от предыдущего значения на шкале D (напр., 165°-158°=7°). На обратной стороне Диска Атаки стрелкой выставить новое значение расстояние к цели на шкалах В и D. Теперь нужно найти значение, при котором длинна между первым и вторым вычисленными расстояниями будет занимать разницу относительного пеленга (в примере – 7°). Для этого нужно взять отметку изначально вычисленного расстояния к цели на шкале B и передвигать его до тех пор, пока на шкале A не найдется значение градусов относительного пеленга, угловая разница которого будет составлять разницу между первым и вторым вычисленным расстоянием к цели на шкале В. Далее найти на шкале А значение разницы относительного пеленга (в примере – 7°) и считать со шкал B и D значение расстояния, которое прошла цель за отведённое время. На полученное расстояние на шкале D передвинуть значение времени на шкале Е, которое отводилось на замер (в примере – 2 минуты) и со шкалы C считать скорость цели, на которую будет указывать стрелка.
|