Рекомендуются следующие упражнения:
1. Поднять красную или синюю букву в, в зависимости от того, твердый или мягкий звук в слове.
а) Со звуками в - вь в начале слова:
ворона, Валя, весело, волк, варежки, вьюга, ветер, волосы, воробей, вторник, вечер, вилка, весна;
б) со звуками в - вь в середине слова:
четверг, дверь, дворник, забавный, звери, медведь, буква, сова, одуванчик, диван, тыква, простокваша, экскаватор, верба, дерево.
2. Распределить картинки на две части. Если в слове мягкий звук вь, то картинка помещается под красной буквой в. Если в названии картинки твердый звук в, то картинка кладется под синей буквой в.
3. Подобрать слова на твердый звук в.
4. Подобрать слова, которые начинаются с мягкого звука вь
5. Заменить в предлагаемых на слух словах твердый согласный в на мягкий вь. Назвать слово, которое получится. Сравнить по значению и звучанию пары слов:
выл - вил, вал - вял, вол - вел, завод - зовет, воз - вез.
6. Добавить слог с твердым или мягким звуком в - вь. Определить, какой звук в слове - твердый или мягкий.
...тер,...ленки, дро..,...ка,...чер,...рота, де...ка, рука...ца.
7. Записать слова, подчеркнуть букву в карандашом красного или синего цвета, в зависимости от того, какой звук в слове - твердый или мягкий.
8. Разделить страницу тетради на две части. Слева записать букву в красным карандашом, справа - букву в синим карандашом. Логопед читает слова. Дети ставят кружочки под синей буквой, если звук в слове твердый; и под красной буквой в, если звук в слове мягкий. Каждый кружок записывается с новой строчки. Можно предложить задание записать эти слова в два столбика.
9. Отгадать загадки. В отгадках определить, твердый или мягкий звук в в словах.
|
Зверь забавный сшит из плюша.
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой его в берлогу! (Медведь.)
На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его? (Скворец.)
В этом доме жильцы
Все умелые пловцы.
Что за дом такой,
До краев налит водой? (Аквариум.)
Два братца пошли в реку купаться. (Ведра.)
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево.)
Дифференциация в предложениях.
Рекомендуются следующие упражнения:
1. Придумать предложения со словами, включающими звуки в, вь.
2. Назвать слова со звуками в, вь в предложениях, определить место.
3. Вставить пропущенные буквы карандашом разного цвета, в зависимости от того, какой звук - твердый или мягкий - они обозначают.
4. Диктант.
Дифференциация звуков в - вь в текстах.
При развитии дифференциации звуков в и вь в текстах используются аналогичные виды работ. Тексты должны включать слова со звуками в, вь.
Вот и наступила весна. Весело зачирикали воробьи. Прилетели грачи. В лесу на деревьях они стали вить гнезда. Грачи носили в гнезда травинки, веточки, конский волос.
Так же проводится работа по дифференциации других пар твердых и мягких согласных.
Как только дети научатся различать твердые и мягкие согласные на слух, можно перейти к следующей теме - "Обозначение мягкости согласных на письме", т. е. к усвоению того, что буквы е, ё, ю, я, и обозначают мягкость предыдущего согласного.
Обозначение мягкости согласных на письме.
Сравнивается звучание следующих слов и слогов: выл - вил, вал - вял, вол - вёл, вэ - ве, ву - вю. В словах выделяется первый слог. Определяется, твердый или мягкий звук в выделенном слоге. Называется второй звук слога. Слоги составляются из букв разрезной азбуки. Составляются или записываются слоги с твердым звуком в и с мягким.
|
ВЫВА ВО ВЭ ВУ
ВИ ВЯ ВЕ BE ВЮ
Предлагаются следующие вопросы и задания:
1. Какие слоги записаны на первой строчке?
2. Подчеркните гласные в этих слогах синим мелом (карандашом).
3. Какие гласные в первом ряду?
4. Запишите эти буквы справа на первой строчке синим мелом.
5. После каких согласных пишутся эти буквы - после твердых или после мягких?
6. Прочитайте слоги второго ряда.
7. Какие согласные в этих слогах?
8. Подчеркните гласные, которые написаны после мягких согласных. Назовите эти гласные.
9. После каких согласных пишутся эти буквы?
10. Запишите гласные и, я, ё, е, ю красным мелом (карандашом) на второй строчке справа от слогов.
11. Назовите гласные, которые пишутся после твердых согласных.
12. Назовите гласные, которые пишутся после мягких согласных.
Логопед делает вывод: гласные е, ё, ю, я, и пишутся только после мягких согласных. Эти гласные обозначают мягкость стоящего впереди согласного звука. Поэтому, чтобы правильно - твердо или мягко - прочитать согласную, надо сначала посмотреть, какая гласная идет после согласной.