Лекция 11. Введение в психологию личности




 

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

В структуру личности обычно включают способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности – индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент – качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер – качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества – несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей.

История исследований личности

В истории психологии личности можно выделить три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих пор.

В клинический период в центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированны. Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность. Такое определение для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким.

Экспериментальный период совпал по времени с общим кризисом психологической науки. Господствовавший в то время атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния и человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых трудно было сложить его личность.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кеттелом. А.Ф. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников, в результате получались факты, статистически связанные между собой и характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты. Г. Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название “теория черт”. Р. Кеттел ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существенных факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названных его именем.

Из всех определений личности наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г. Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

Современные теории личности

В настоящее время существует множество различных подходов и теорий личности.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности на протяжении всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например, поведение и поступки.

Рассмотрим подробнее ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.

· Теорию черт, разработанную Г. Оллпортом и Р. Кеттелом, можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди, согласно этой теории, отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт. Обследование личности происходит с помощью различных тестов или путем обобщения жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г. Оллпорт к построению методики изучения личностных черт.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа – сложного метода сложной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множества различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

С помощью данного метода Р. Кеттел построил 16-факторный личностный опросник. В дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р. Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.

· За рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения, которая по предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности – это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди.

Индивидуальные различия в поведении являются результатом опыта длительного пребывания в различных жизненных условиях. Основные механизмы развития личности – это научение условнорефлекторным путем через наблюдения других и подражание.

Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же “стимульных ситуаций”.

· Американский ученый У. Майшел разработал концепцию, которую можно отнести к интеракционистским теориям личности). Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

1. Способности человека.

2. Когнитивные стратегии – способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.

3. Ожидания – оценки вероятных последствий.

4. Ценности. Человек в сложившейся ситуации обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.

5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Люди предпочитают обычно действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.

· Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Он считал, что только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: “Оно”, “Я” и “Сверх – Я”. “Оно” действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. “Я” ориентируется на принцип реальности, а “Сверх – Я” руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе нормами морали и ценностями. Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание “Оно”, постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека. Неосознаваемые влечения, идущие от “Оно”, чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в “Сверх – Я” (с социальными и нравственными оценками поведения). Поэтому между “Оно” и “Сверх – Я” существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью “Я” – сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно помирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения “Оно” были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспокойства, которые часто возникают у человека, являются субъективным, эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы “Оно” и “Сверх – Я”. Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью “Я” вырабатывает у себя защитные механизмы.

Теория личности З. Фрейда неоднократно подвергалась критике. Эта критика касалась крайней биологизации человека и принижения роли сознания в управлении его действиями. Теория Фрейда по существу является умозрительной.

· Гуманистическая психология. Альтернатива тем концепциям, которые отождествляли психологию поведения человека и животных. Теорию личности, разрабатываемую в русле гуманистической традиции, можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских (у разных авторов по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах.

Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс. Центральным понятием для теории стало понятие “Я”, включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его “реальное Я” и “идеальное Я” согласуются между собой. Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах.

· В отечественной психологии значительный вклад в решение проблемы личности внесли А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович.

Теорию, предложенную Л.И. Божович, по приведенной классификации можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека. Л.И. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Согласно классификации, его теорию можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

Как и у Л.И. Божович, основной внутренней характеристикой личности у А.Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит “личностный смысл”. Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, тем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.

Формирование и развитие личности

· В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Данная тенденция нашла свое выражение в теории Э. Эриксона, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней.

Становление личности в концепции Э. Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. Личностные новообразования возникают не на пустом месте, их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Поэтому Э.Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные варианты личностного развития человека.

Э. Эриксон выделил восемь стадий развития, которые соотносимы с кризисами возрастного развития. На первой стадии (раннее младенчество – от рождения до 1 года) развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. Здесь уже могут возникнуть предпосылки к появлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия (позднее младенчество – от 1 года до 3 лет) – формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Оно зависит в значительной степени от характера общения и обращения взрослых с ребенком. К трем годам ребенок уже приобретает определенные личностные формы поведения, т.е. ребенок трехлетнего возраста уже ведет себя как маленькая личность.

Третья и четвертая стадии (раннее и среднее детство – от 3 до 11 лет) в целом совпадают с представлениями Д.Б. Эльконина и других отечественных психологов. В данной концепции подчеркивается значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка. Отличие взглядов наших ученых от позиции Э. Эриксона заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не операциональных и познавательных умений и навыков, а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

Особую позицию по вопросу о личностном развитии занимает Э. Фромм. Он дал философски наиболее правильную трактовку целей и задач личностного развития человека в условиях современного демократического общества. Развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям, – важнейшая задача воспитания.

Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает неподвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма в том положительном его понимании, которое смыкается с понятием индивидуальности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив.

Проблема устойчивости личности

В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.

Ощущение устойчивости собственной личности и личности другого – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими. В противном случае людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они были бы вынуждены заново приспосабливаться к человеку и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.

Насколько же и в чем личность и ее поведение действительно устойчивы? В этом теоретическом вопросе содержится целая серия частных вопросов. Разные теории личности решают эти вопросы по-разному. Например, даже черты личности, которые должны были бы являть собой образец постоянства (а таким постоянством должен обладать фактор, выделяемый в результате факторного анализа), на самом деле постоянными и устойчивыми не являются. Мера этого постоянства для различных личностных черт, свойств неодинакова. Оказалось, что весьма стойкими во времени являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и самооценки. Личная устойчивость характерна далеко не для всех людей. Наиболее существенные изменения могут происходить в течение подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста, например, в диапазоне от 20 до 40-45 лет. Помимо этого имеются значительные индивидуальные различия в периоде жизни, когда личностные особенности человека более или менее стабилизируются. У людей, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами, устойчивость психологических особенностей личностного характера обнаруживается довольно поздно: только в возрасте от 20 до 40 лет. Менее всего личностно изменяются и довольно рано обнаруживают устойчивые черты характера те люди, которые в школьном возрасте не сталкивались с противоречиями, не вступали в конфликты со взрослыми, сверстниками, социальными ценностями и нормами.

За исключением интеллекта и познавательных способностей многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы: это агрессивность поведения, честность, саморегуляция, зависимость.

Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы: темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия - интроверсия и некоторые другие качества.

Но мнение о наличии устойчивых черт личности недостаточно обосновано и обычно связано со следующими типичными умозаключениями ошибочного характера:

· Многие индивидуальные особенности людей, такие, например, как физический облик, манера говорить, вести себя, мимика, жесты и т.п., действительно достаточно устойчивы. Из-за этого мы приписываем стабильность и другим, внутренним психологически свойствам человека, которые могут не быть устойчивыми.

· Наш опыт общения с людьми формирует у нас достаточно устойчивое представление о них, которое и накладывает отпечаток на последующее восприятие и оценку этих людей. В силу постоянства межличностного восприятия, связанного со сформированной установкой, в новой ситуации мы более склонны замечать у человека те признаки, которые свидетельствуют о стабильности его поведения, и не видеть того, что в его поведении меняется.

· Само наше присутствие в определенной ситуации уже заставляет другого человека вести себя последовательно, так, как он вел себя с нами раньше. Это происходит потому, что постоянство весьма ценится как качество личности. Те же самые лица, которые ведут себя с нами определенным образом, демонстрируя устойчивость своей личности в одних чертах, с другими могут себя вести по-другому, показывая в этих же чертах изменчивость, а в каких-либо иных, напротив, устойчивость.

Стабильность оценок устойчивости не может быть вполне надежным свидетельством наличия или отсутствия у личности устойчивых качеств. Более половины личностных качеств, обладая которыми ребенок поступает в школу, сохраняются в течение всего периода обучения вплоть до окончания школы. Это свидетельствует о двух вещах. Во-первых, о том, что многие личностные особенности человека, будучи сформированными в дошкольном возрасте, в дальнейшем сохраняют свое постоянство. Во-вторых, обучение в школе мало сказывается на развитии собственно личностных свойств ребенка.

Наибольшую устойчивость от детства к взрослости, т.е. малую степень изменчивости, в подростковом и раннем юношеском возрасте обнаруживают стремление к успехам, настойчивость, уровень притязаний (особенно высокий), интеллектуальные интересы. У девушек, кроме того, – эстетические вкусы и общительность. Определенной устойчивостью в юношеском возрасте, при условии их сформированности в более ранние годы, обладают способности, ответственность, сила воли, дружелюбие и открытость.

Зачастую меньшую ценность и жизненную значимость, чем постоянство поведения человека, имеет, напротив, его изменчивость, адаптивность. Такого рода качество представляется весьма ценным, когда в обществе происходят радикальные изменения, требующие от каждого человека значительной модификации своих взглядов, установок, ценностных ориентаций и т.п. Таким образом, если человек иной, чем вчера, значит, он развивается.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: