Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
В структуру личности обычно включают способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности – индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент – качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер – качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества – несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей.
История исследований личности
В истории психологии личности можно выделить три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих пор.
В клинический период в центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированны. Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность. Такое определение для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким.
|
Экспериментальный период совпал по времени с общим кризисом психологической науки. Господствовавший в то время атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния и человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых трудно было сложить его личность.
Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кеттелом. А.Ф. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников, в результате получались факты, статистически связанные между собой и характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты. Г. Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название “теория черт”. Р. Кеттел ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существенных факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названных его именем.
|
Из всех определений личности наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г. Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.
Современные теории личности
В настоящее время существует множество различных подходов и теорий личности.
Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности на протяжении всей жизни человека.
Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например, поведение и поступки.
Рассмотрим подробнее ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.
|
· Теорию черт, разработанную Г. Оллпортом и Р. Кеттелом, можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди, согласно этой теории, отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт. Обследование личности происходит с помощью различных тестов или путем обобщения жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.
Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г. Оллпорт к построению методики изучения личностных черт.
Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа – сложного метода сложной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множества различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.
С помощью данного метода Р. Кеттел построил 16-факторный личностный опросник. В дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р. Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.
· За рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения, которая по предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности – это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди.
Индивидуальные различия в поведении являются результатом опыта длительного пребывания в различных жизненных условиях. Основные механизмы развития личности – это научение условнорефлекторным путем через наблюдения других и подражание.
Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же “стимульных ситуаций”.
· Американский ученый У. Майшел разработал концепцию, которую можно отнести к интеракционистским теориям личности). Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:
1. Способности человека.
2. Когнитивные стратегии – способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.
3. Ожидания – оценки вероятных последствий.
4. Ценности. Человек в сложившейся ситуации обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.
5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Люди предпочитают обычно действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.
· Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Он считал, что только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.
Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: “Оно”, “Я” и “Сверх – Я”. “Оно” действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. “Я” ориентируется на принцип реальности, а “Сверх – Я” руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе нормами морали и ценностями. Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание “Оно”, постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека. Неосознаваемые влечения, идущие от “Оно”, чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в “Сверх – Я” (с социальными и нравственными оценками поведения). Поэтому между “Оно” и “Сверх – Я” существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью “Я” – сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно помирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения “Оно” были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.
Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспокойства, которые часто возникают у человека, являются субъективным, эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы “Оно” и “Сверх – Я”. Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью “Я” вырабатывает у себя защитные механизмы.
Теория личности З. Фрейда неоднократно подвергалась критике. Эта критика касалась крайней биологизации человека и принижения роли сознания в управлении его действиями. Теория Фрейда по существу является умозрительной.
· Гуманистическая психология. Альтернатива тем концепциям, которые отождествляли психологию поведения человека и животных. Теорию личности, разрабатываемую в русле гуманистической традиции, можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских (у разных авторов по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах.
Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс. Центральным понятием для теории стало понятие “Я”, включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его “реальное Я” и “идеальное Я” согласуются между собой. Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах.
· В отечественной психологии значительный вклад в решение проблемы личности внесли А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович.
Теорию, предложенную Л.И. Божович, по приведенной классификации можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека. Л.И. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.
А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Согласно классификации, его теорию можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.
Как и у Л.И. Божович, основной внутренней характеристикой личности у А.Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит “личностный смысл”. Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, тем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.
Формирование и развитие личности
· В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Данная тенденция нашла свое выражение в теории Э. Эриксона, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней.
Становление личности в концепции Э. Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. Личностные новообразования возникают не на пустом месте, их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Поэтому Э.Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные варианты личностного развития человека.
Э. Эриксон выделил восемь стадий развития, которые соотносимы с кризисами возрастного развития. На первой стадии (раннее младенчество – от рождения до 1 года) развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. Здесь уже могут возникнуть предпосылки к появлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.
Вторая стадия (позднее младенчество – от 1 года до 3 лет) – формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Оно зависит в значительной степени от характера общения и обращения взрослых с ребенком. К трем годам ребенок уже приобретает определенные личностные формы поведения, т.е. ребенок трехлетнего возраста уже ведет себя как маленькая личность.
Третья и четвертая стадии (раннее и среднее детство – от 3 до 11 лет) в целом совпадают с представлениями Д.Б. Эльконина и других отечественных психологов. В данной концепции подчеркивается значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка. Отличие взглядов наших ученых от позиции Э. Эриксона заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не операциональных и познавательных умений и навыков, а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).
Особую позицию по вопросу о личностном развитии занимает Э. Фромм. Он дал философски наиболее правильную трактовку целей и задач личностного развития человека в условиях современного демократического общества. Развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям, – важнейшая задача воспитания.
Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает неподвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма в том положительном его понимании, которое смыкается с понятием индивидуальности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив.
Проблема устойчивости личности
В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.
Ощущение устойчивости собственной личности и личности другого – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими. В противном случае людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они были бы вынуждены заново приспосабливаться к человеку и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.
Насколько же и в чем личность и ее поведение действительно устойчивы? В этом теоретическом вопросе содержится целая серия частных вопросов. Разные теории личности решают эти вопросы по-разному. Например, даже черты личности, которые должны были бы являть собой образец постоянства (а таким постоянством должен обладать фактор, выделяемый в результате факторного анализа), на самом деле постоянными и устойчивыми не являются. Мера этого постоянства для различных личностных черт, свойств неодинакова. Оказалось, что весьма стойкими во времени являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и самооценки. Личная устойчивость характерна далеко не для всех людей. Наиболее существенные изменения могут происходить в течение подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста, например, в диапазоне от 20 до 40-45 лет. Помимо этого имеются значительные индивидуальные различия в периоде жизни, когда личностные особенности человека более или менее стабилизируются. У людей, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами, устойчивость психологических особенностей личностного характера обнаруживается довольно поздно: только в возрасте от 20 до 40 лет. Менее всего личностно изменяются и довольно рано обнаруживают устойчивые черты характера те люди, которые в школьном возрасте не сталкивались с противоречиями, не вступали в конфликты со взрослыми, сверстниками, социальными ценностями и нормами.
За исключением интеллекта и познавательных способностей многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы: это агрессивность поведения, честность, саморегуляция, зависимость.
Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы: темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия - интроверсия и некоторые другие качества.
Но мнение о наличии устойчивых черт личности недостаточно обосновано и обычно связано со следующими типичными умозаключениями ошибочного характера:
· Многие индивидуальные особенности людей, такие, например, как физический облик, манера говорить, вести себя, мимика, жесты и т.п., действительно достаточно устойчивы. Из-за этого мы приписываем стабильность и другим, внутренним психологически свойствам человека, которые могут не быть устойчивыми.
· Наш опыт общения с людьми формирует у нас достаточно устойчивое представление о них, которое и накладывает отпечаток на последующее восприятие и оценку этих людей. В силу постоянства межличностного восприятия, связанного со сформированной установкой, в новой ситуации мы более склонны замечать у человека те признаки, которые свидетельствуют о стабильности его поведения, и не видеть того, что в его поведении меняется.
· Само наше присутствие в определенной ситуации уже заставляет другого человека вести себя последовательно, так, как он вел себя с нами раньше. Это происходит потому, что постоянство весьма ценится как качество личности. Те же самые лица, которые ведут себя с нами определенным образом, демонстрируя устойчивость своей личности в одних чертах, с другими могут себя вести по-другому, показывая в этих же чертах изменчивость, а в каких-либо иных, напротив, устойчивость.
Стабильность оценок устойчивости не может быть вполне надежным свидетельством наличия или отсутствия у личности устойчивых качеств. Более половины личностных качеств, обладая которыми ребенок поступает в школу, сохраняются в течение всего периода обучения вплоть до окончания школы. Это свидетельствует о двух вещах. Во-первых, о том, что многие личностные особенности человека, будучи сформированными в дошкольном возрасте, в дальнейшем сохраняют свое постоянство. Во-вторых, обучение в школе мало сказывается на развитии собственно личностных свойств ребенка.
Наибольшую устойчивость от детства к взрослости, т.е. малую степень изменчивости, в подростковом и раннем юношеском возрасте обнаруживают стремление к успехам, настойчивость, уровень притязаний (особенно высокий), интеллектуальные интересы. У девушек, кроме того, – эстетические вкусы и общительность. Определенной устойчивостью в юношеском возрасте, при условии их сформированности в более ранние годы, обладают способности, ответственность, сила воли, дружелюбие и открытость.
Зачастую меньшую ценность и жизненную значимость, чем постоянство поведения человека, имеет, напротив, его изменчивость, адаптивность. Такого рода качество представляется весьма ценным, когда в обществе происходят радикальные изменения, требующие от каждого человека значительной модификации своих взглядов, установок, ценностных ориентаций и т.п. Таким образом, если человек иной, чем вчера, значит, он развивается.