Постановка задачи.
2.1. Организационно-экономическая сущность комплекса решаемых задач.
2.2. Описание выходной информации[1].
2.3. Описание входной информации.
Разработка информационного обеспечения.
3.1. Анализ входной информации предметной области и
выделение информационных объектов[2].
3.2. Определение связей информационных объектов и построение информационно-логической модели.
3.3. Контрольный пример.
Создание базы данных.
4.1. Таблицы.
4.2. Схема данных.
4.3. Пользовательские формы.
4.4. Ввод данных.
5. Создание алгоритма выполнения [3] и запросов.
Создание отчётов.
6.1. Получение отчёта с помощью Мастера отчётов.
6.2. Корректировка макета отчёта с помощью
Конструктора отчётов.
6.3. Вывод отчёта на печать.
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
В результате обследования предметной области выявлено, что предприятие выпускает изделия широкого потребления.
Система управления предприятием включает подсистемы:
· планирования,
· технической подготовки производства (конструирование изделия, технологическая проработка),
· материально-технического обеспечения производства,
· бухгалтерского учёта,
· маркетинга,
· сбыта и реализации готовой продукции,
· управление финансами,
· управление кадрами и другие.
Отделы управления предприятием реализуют закреплённые за ними подсистемы управления с выделенными в них комплексами задач. Например, плановый отдел - подсистема планирования, бухгалтерия - бухгалтерский учёт и так далее. На небольших фирмах несколько подсистем управления и их комплексы задач могут быть закреплены за конкретным специалистом.
Отдел сбыта и реализации готовой продукции предприятия
|
Рассмотрим в качестве предметной области деятельность отдела сбыта и реализации готовой продукции предприятия.
Экономисты этого отдела выполняют функции учёта и контроля, реализуют функции анализа при решении следующих комплексов задач:
· анализ выполнения плана выпуска изделий,
· анализ выполнения плана отгрузки изделий заказчикам,
· анализ выполнения финансового плана,
· анализ движения изделий на складах,
· анализ обеспеченности плана отгрузки фактически сданными на склад изделиями,
· и другие
При решении задач анализа выявляются отклонения фактических данных от плановых. Если план выполнен, отклонение равно нулю – норма. Если фактические данные превышают плановые, имеет место превышение плана – излишки. Если фактические данные меньше плановых данных, план не выполнен – дефицит.
По результатам анализа делается выборка (дефицит или излишки). Экономисты отдела сбыта устанавливают причины отклонений от плана и принимают решения для устранения этих причин.
При обследовании отдела сбыта и реализации исследованы основные процессы, связанные с формированием всех показателей, необходимых для решения комплексов задач подсистемы сбыта и реализации.
Плановый отдел до начала планируемого года создаёт:
· планы выпуска изделий всеми цехами предприятия на следующий год с разбивкой по месяцам,
· план отгрузки изделий заказчикам или список договоров на следующий год с разбивкой по месяцам.
Цехи сдают готовые изделия на склад. Процесс фактического выпуска продукции и сдачи её на склад оформляется цеховыми накладными. В цеховых накладных указывается дата сдачи изделий на склад. В зависимости от вида выпускаемой продукции сдача на склад осуществляется несколько раз в день или несколько раз в месяц. Для анализа выполнения плана выпуска изделий фактические данные группируются по месяцам.
|
Заказчикам в соответствии с договорами отпускают со склада готовые изделия. Процесс отгрузки оформляется товарно-транспортной накладной с указанием даты отгрузки.
После получения изделий заказчик обязан оплатить через банк полученные товары. Банк оформляет платёжные поручения и передаёт информацию о платежах на предприятие.
Движение основных документов, необходимых для решения комплексов задач отдела сбыта и реализации, представлено на схеме:
На схеме показаны следующие оперативные документы:
планы, договоры, цеховые накладные (ЦН), товарно-транспортные накладные (ТТН), платёжные поручения (ПП).
Пример: При обследовании работы отдела сбыта установлено, что организационно требуется для получения конечных документов.
2. Анализ выполнения плана отгрузки изделий по месяцам
Месяц | Номер склада | Наименование изделия | Количество | Дефицит (в руб.) | |
отгрузка по договору | Фактически отгружено | ||||
Для решения этого комплекса задач необходимы первичные документы:
список выпускаемых изделий;
список складов;
список договоров, заключённых с заказчиками;
список товарно-транспортных накладных.
В списке договоров отгрузка изделий планируется по месяцам. Заказчик может получать заказанные изделия частями. Каждая отгрузка изделий оформляется товарно-транспортной накладной с указанием даты.
|
Для анализа выполнения плана отгрузки следует, в первую очередь, по товарно-транспортным накладным определить фактическую отгрузку каждого изделия по месяцам (дату перевести в месяц и подсчитать фактическую отгрузку за месяц). Для расчёта дефицита отгрузки в стоимостном выражении цена берётся из списка выпускаемых изделий.
Примерный перечень комплекса задач:
· По товарно-транспортным накладным получить общее количество каждого отгруженного изделия со склада по месяцам.
· Подсчитать отклонение по каждому изделию как разность между планом и фактом отгрузки по месяцам.
· Определить дефицит отгрузки в стоимостном выражении.