Психология развития человека в образовании
Темы семинарских занятий
Тема 1. Развитие ребенка до школы.
1. Специфика психической жизни новорожденного.
2. Изменение внутрисемейной ситуации в связи с рождением ребенка. Родительские установки.
3. Непосредственно-эмоциональное общение младенца как ведущий тип деятельности.
4. Социальная ситуация развития в раннем детстве. Возникновение игрового действия.
5. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника: ее структура динамика и значение для психического развития дошкольника.
Тема 2. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
1. Особенности социальной ситуации развития младшего школьника. Адаптация к школьному обучению.
2. Формирование и динамика мотивов учения у младшего школьника.
3. Развитие личности младшего школьника: самооценка, эмоционально-волевые особенности. Проблема усвоения моральных норм и правил поведения.
4. Особенности взаимоотношений младших школьников со значимыми взрослыми и сверстниками.
Тема 3. Основные закономерности развития подростка.
1. Отрочество как этап жизненного пути. Проблема подростка в современной отечественной и зарубежной психологии.
2. Физическое «Я» подростка.
3. Мотивация учебной деятельности подростков. Особенности и динамика.
4. Психологические проблемы общения в подростковом возрасте.
5. Особенности психологической адаптации школьников при переходе из начальной школы в среднюю.
Тема 4. Особенности психического развития человека в юношеском возрасте.
1. Понятие юности и ее возрастные границы.
2. Профессионально-учебная деятельность как ведущая деятельность в период ранней юности.
3. Проблема личностного самоопределения в юношеском возрасте: самосознание, самооценка, образ Я, уровень притязаний.
4. Временная перспектива и становление жизненных планов.
Тема 5. Психология взрослости
1. Возрастные кризисы зрелого человека: характеристика, динамика протекания, способы преодоления.
2. Профессиональный цикл взрослого человека.
3. Семья как важный контекст развития взрослых (отношения супругов, отношения с детьми и со стареющими родителями).
4. Роль опыта и мастерства в сохранении и изменении когнитивных возможностей в период средней взрослости.
Тема 6. Психологические проблемы позднего возраста.
1. Периодизация позднего возраста.
2. Выход на пенсию как критический этап в жизни человека.
3. Психологические изменения личности и деятельности человека позднего возраста.
4. Смерть и умирание.
Основные требования к докладу.
Критерии оценки.
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент подготовил доклад в соответствии с темой, разработал 2 – 3 вопроса для группы и прочитал доклад по своим материалам. При этом в материал выступления должны быть включены фамилии психологов, разрабатывавших этот вопрос.
Оценка «хорошо» ставится в том случае, если студент подготовил доклад в соответствии с темой (при этом в материал выступления должны быть включены фамилии психологов, разрабатывавших этот вопрос), разработал 2- 3 вопроса для группы и пересказал доклад с опорой на свои материалы.
Оценка «отлично» ставится в том случае, если студент подготовил 2- 3 вопроса для группы и обобщил ответы студентов в соответствии с содержанием своего доклада, а так же пересказал доклад с опорой на свои материалы (при этом в материал выступления должны быть включены фамилии психологов, разрабатывавших этот вопрос).
Два – три вопроса к выступлению можно заменить проведением одной деловой или ролевой игры. Однако ее результаты для получения оценки «отлично» необходимо соотнести с содержанием своего доклада.
Автоматическая оценка за вторую часть экзамена ставится в том случае, если студент подготовил 4 выступления. Полученные баллы суммируются, высчитывается среднее арифметическое и в соответствии с полученным результатом выставляется автоматическая оценка за вторую часть экзамена. В первую часть экзамена войдут вопросы по лекциям и вопросы, к которым студенты должны будут подготовиться самостоятельно.
Требование к оформлению доклада
Доклад должен иметь титульный лист, где указывается фамилия и имя студента, номер группы и факультет. В конце текста доклада должен быть список литературы, который может включать как печатные тексты, так и их электронные варианты. Количество источников – от 3х.
Требование к предъявлению текста доклада преподавателю.
Текст доклада можно предъявить двумя способами:
1) в электронном виде по адресу patturina@inbox.ru. В этом виде текст доклада предъявляется за сутки до начала семинара.
2) в распечатанном виде. В этом виде текст доклада предъявляется во время семинарского занятия (до или после выступления).
Обращаю внимание.
1. Если текст доклада приведен не в обработанном виде, а просто перепечатана статья или какой-то другой текст из интернета, то отметка за выступление будет снижена на 1 балл.
2. Если доклад будет представлен не оформленным (или вообще не будет представлен в распечатанном виде), то отметка за выступления так же будет снижена ещё на 1 балл.