Порядок проведения церемонии




Порядок и символика чайной церемонии

Чайная церемония представляет собой специально организованную и упорядоченную встречу хозяина – чайного мастера – и его гостей для совместного отдыха, сопровождаемого употреблением чая. Церемония состоит из нескольких действий, совершаемых в строгом порядке.

Место проведения церемонии

Детали расположения «чайного комплекса» не стандартизируются – в каждом конкретном случае стараются создать максимально эстетический ансамбль, естественно вписывающийся в местность и создающий впечатление «продолжения природы». Обычно это огороженная территория, вход в массивные ворота, во время сбора гостей ворота открываются. На территории «чайного комплекса» находится несколько строений и сад. Во вспомогательных строениях, например, в «прихожей», гости могут оставить вещи, сменить обувь, собраться перед началом церемонии. Главное строение – чайный домик (тясицу) обычно расположен в глубине чайного сада (тянива), в который можно попасть по выложенной камнем дорожке (родзи). Существуют несколько различных сокращённых вариантов чайной церемонии, когда проведение её в «классическом варианте» невозможно. Ими могут быть: специальный павильон, отдельная комната или даже отдельный стол.

Чайный сад (тянива)

Чайный сад обычно является моделью небольшого фрагмента горного склона, поросшего лесом. В саду растут различные вечнозелёные кустарники, бамбук, сосны, кипарисы. Имитируя природный беспорядок, располагают камни, поросшие мхом, и старые фонари, которые освещают путь гостей к чайному домику. Всё должно создавать настроение спокойной отрешённости, свет фонарей неяркий – не нарушает сосредоточение. Дорожка, ведущая к чайному домику, выложена обычными природными камнями, имеющими разные формы и размеры. Название («родзи») в буквальном переводе означает «земля, покрытая росой». В конце родзи у входа в чайный домик находится каменный колодец, из которого гости берут воду для омовения перед церемонией.

Чайный домик (тясицу)

Чайный домик должен быть воплощением простоты и естественности. В соответствии с принципом «ваби» Дзёо Такэно предлагает использовать в церемонии специально построенный чайный домик, придать ему вид простого крестьянского дома под соломенной крышей. Чайный домик состоит из одной комнаты, в которую ведёт узкий и низкий вход. Он заставляет любого, кто входит, низко поклониться, независимо от его общественного положения. Самурай не мог войти с длинными мечами, это символизировало необходимость оставить за порогом все заботы, сосредоточиться на церемонии. Окон в домике может быть много – шесть-восемь, расположены они высоко и чаще всего закрыты. Убранство домика очень простое, стены отделаны серой глиной, пол устлан татами. Напротив входа – ниша в стене - токонома. Как правило, в дзен-буддийском стиле, в нише помещается курильница с благовониями, цветы и свиток с изречением, которое чайный мастер подбирает к каждому конкретному случаю. В центре комнаты располагается бронзовый очаг, на котором и готовится чай. В очаг выкладывается пепел в форме «долины с двумя горами», на него кладутся угли, и разводится огонь.

Посуда и принадлежности

Японцы предпочитают, чтобы предметы сохраняли «память о своём прошлом» -потемнение от времени, следы длительного использования. «Старый» вид утвари - один из элементов эстетики чайной церемонии. Предметы должны подходить друг к другу, чтобы составлять единый художественный ансамбль. Для церемонии необходима шкатулка для чая, котел или чайник, общая чаша для совместного питья чая, чаши для каждого из гостей, ложка для насыпания чая и мешалка, которой хозяин размешивает во время приготовления. Чай хранится в деревянном ящичке, чаши применяются простые, керамические. Вся утварь безукоризненно чиста, но при этом никогда не начищается.

Порядок проведения церемонии

Гости собираются вместе в одной комнате. Здесь им подаётся горячая вода в небольших чашках. Назначение этого этапа – создание у гостей общего настроения, связанного с ожиданием церемонии, встречи с прекрасным. Переход через сад по выложенной камнями дорожке считается очень важным. Созерцая растения и камни сада, гости настраиваются на сосредоточение и освобождают сознание от всего суетного. Гостей встречает хозяин, после сдержанного взаимного приветствия они подходят к колодцу и совершают обряд омовения. Вода зачерпывается маленьким ковшиком на длинной деревянной ручке, гость омывает руки, лицо, прополаскивает рот, после чего омывает после себя ручку ковшика. Обряд омовения символизирует телесную и духовную чистоту. После омовения гости входят в чайный домик. В соответствии с обычаем традиционного японского дома, входя в чайный домик, обувь гости оставляют у порога. На момент прибытия гостей огонь в очаге уже горит, котёл с водой стоит над огнём, в нише вывешивают свиток с изречением, а также помещают букет цветов и курильницу. Немного погодя, чтобы дать гостям возможность рассмотреть и оценить предметы в токонома, в чайный домик входит хозяин. Хозяин садится напротив гостей, около очага. Пока вода в котле нагревается, гостям подаётся кайсэки - лёгкая еда, состоящая из простых, не сытных, но изысканных блюд, предназначенных не для насыщения, а для снятия дискомфорта, вызванного чувством голода. Японцы считают, что еда, подаваемая к чаю, должна, в первую очередь, быть приятной для глаза, и лишь во вторую очередь - насыщать. Затем подаются «омогаси» - сласти к чаю. Перед основной частью церемонии – совместным питьем густого чая, хозяин меняет свиток в токонома на композицию цветов или веток. Композиция составляется по принципу единства контрастов. Самая важная часть церемонии - приготовление и питьё густого порошкового зелёного чая. Хозяин в полном молчании приступает к приготовлению чая. Все движения его выверены, гости внимательно наблюдают за всеми его действиями. Чашу с приготовленным чаем хозяин с поклоном подаёт гостям. Гость кладёт на левую ладонь шёлковый платок (фукуса), принимает чашу правой рукой, ставит её на левую ладонь и отпивает из чаши. Затем он ставит фукуса на циновку, обтирает край чаши бумажной салфеткой и передаёт чашу следующему. Всё это символизирует единение собравшихся. Следующая стадия церемонии - приготовление хозяином лёгкого чая в отдельной чашке для каждого из гостей. В этой части церемонии - отдых, во время которого начинается беседа, не говорят о делах, повседневных заботах, предметом обсуждения становится свиток в токонома, изречение, красота цветочной композиции, чаша, сам чай, к которому подаются сласти. Хозяин, ответив на все вопросы гостей, с извинением покидает чайный домик, показывая тем самым, что церемония подошла к завершению. Гости ещё раз осматривают очаг, обращая внимание на цветы в токонома, которые к моменту завершения церемонии должны раскрыться. Гости покидают чайный домик, хозяин молча кланяется уходящим. Затем он восстанавливает в памяти оставшиеся от неё ощущения. Уносит всю утварь, убирает цветы, протирает татами и уходит. Чайный домик возвращается в то же состояние, в котором находился до церемонии. Считается, что это действо, не оставив никаких внешних следов, сохранилось лишь как след в сознании участвовавших в нём людей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: