1. Классификация костей основана на положении связей формы и функции. Кости делят на: длинные, короткие, широкие, смешанные, свободные.
2. Трубчатые кости имеют тело (диафиз) и два конца (эпифизы).
Они построены из компактного и губчатого вещества и имеют костно-мозговую полость. Являются рычагами, обеспечивают передвижение тела в пространстве.
3. Основные виды соединения костей:
а. Синартрозы, синостозы-непрерывные;
б. Суставы-прерывные.
В. Гемиартрозы (симфизы) – полунепрерывные.
4. Классификация суставов:
1.Простые - имеют две суставные поверхности;
2.Сложные - в одной сумке более двух суставных поверхностей;
3.Комбинированные - анатомически обособленные, но функционально связанные.
4.Комплексные (височно-нижнечелюстной сустав).
5. Основные части сустава: суставные поверхности, щель между ними и суставная сумка.
6. Дополнительными образованиями в суставах могут быть:
а. Хрящевые губы (увеличивают конгруэнтность сустава);
б. Хрящевые диски (увеличивают подвижность в суставах);
в. Связки (питающие, укрепляющие и тормозные);
г. Мениски (выполняют роль амортизатора).
7. Подвижность в суставах зависит, главным образом, от формы сустава. У блока и цилиндра одна ось вращения; у эллипса две оси; у шара много осей; плоские суставы также являются многоосными, но малоподвижными.
8. Вокруг поперечной оси осуществляются - сгибание и разгибание; вокруг сагиттальной - отведение и приведение; вокруг вертикальной - пронация и супинация.
1. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Знать особенности строение костной ткани. Остеон, компактное и губчатое вещество кости, классификацию костей.
2. Объяснить механические и биологические функции скелета. Кость как орган, рост костей в толщину и длину.
3. Знать виды соединения костей: непрерывные и суставы.
4. Знать обязательные части и дополнительные образования суставов, их значение.
5. Знать строение позвонка, отличительные особенности строения шейных, грудных, поясничных и крестцовых позвонков; строение костей грудной клетки: рёбра, грудины.
6. Знать соединения между позвонками: межпозвоночные диски, продольные связки, межпозвоночные суставы, уметь определить их на скелете.
7. Знать строение костей грудной клетки: соединения ребер с грудиной, соединения ребер с позвонками.
8. Уметь объяснить движения в суставах: межпозвоночных, ребер с позвонками и ребер с грудиной.
9. Уметь описать суставы; плечевой, локтевой, лучезапястный, тазобедренный, коленный и голеностопный суставы
1. Классификация костей основана на положении связей формы и функции. Кости делят на: длинные, короткие, широкие, смешанные, свободные.
2. Трубчатые кости имеют тело (диафиз) и два конца (эпифизы).
Они построены из компактного и губчатого вещества и имеют костно-мозговую полость. Являются рычагами, обеспечивают передвижение тела в пространстве.
3. Основные виды соединения костей:
а. синартрозы-непрерывные;
б. суставы-прерывные.
4. Классификация суставов:
1.простые - имеют две суставные поверхности;
2.сложные - в одной сумке более двух суставных поверхностей;
3.комбинированные - анатомически обособленные, но функционально связанные.
5. Основные части сустава: суставные поверхности, щель между ними и суставная сумка.
6. Дополнительными образованиями в суставах могут быть:
а. хрящевые губы (увеличивают конгруэнтность сустава);
б. хрящевые диски (увеличивают подвижность в суставах);
в. связки (питающие, укрепляющие и тормозные);
г. мениски (выполняют роль амортизатора).
7. Подвижность в суставах зависит, главным образом, от формы сустава. У блока и цилиндра одна ось вращения; у эллипса две оси; у шара много осей; плоские суставы также являются многоосными, но малоподвижными.
8. Вокруг поперечной оси осуществляются - сгибание и разгибание; вокруг сагиттальной - отведение и приведение; вокруг вертикальной - пронация и супинация.