Разработка практических рекомендаций по развитию организации детского досуга в Нижегородской области.




Социально-экономические проблемы, препятствующие развитию детского и юношеского туризма в Российской Федерации (на примере Нижегородской области) и пути их разрешения.

Аннотация.

Дeтcкo-юнoшecкий тyризм является oдним из наиважнейших векторов развития тypизма в Poccии.

Тypизм преподносит исключительную возможность более полно изведать и предметно изучить историческое и культурное достояние своей страны, пробудить интерес к новому и научить заботиться об окружающем нас мире.

Один из самых массовых видов туризма - это детский туризм, т. е. путешествия детей, в том числе школьников, в возрасте от 7 до 17 лет с неординарными целями.

Ключевые слова: детско- юношескийтуризм, государство, экология, социальная политика.

Socio-economic problems that impede the development of child and youth tourism in the Russian Federation (on the example of the Nizhny Novgorod region) and ways to solve them.

Description.

Children and youth tourism is one of the most important factors in the development of tourism in Russia. Tourism presents an exceptional opportunity to more fully explore and objectively study the historical and cultural heritage of their country, to arouse interest in the new and learn to take care of the world around us. One of the most popular types of tourism is eco-tourism for children, that is, travel for children, including schoolchildren, aged 7 to 17 years with extraordinary goals.

Keywords: children and youth tourism, state, ecology, social politics.

 

Сравнивая положения ключевых документов, принятых в нашей стране в 90-е гг. XX в. и в настоящее время, а также события, происходящие на международной арене, мы видим, что воспитание, ограниченное обеспечением самоопределения и созданием условий для самореализации личности, не удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня и создает существенные риски для возможности устойчивого развития страны и общества.

Именно поэтому на первый план выходят задачи по формированию нравственных, традиционных духовных ценностей, воспитание человека-созидателя, человека-патриота.

В качестве одной из фундаментальных основ развития личности ребенка выступает формирование ценностного отношения к историческому прошлому своей страны и осознание своей личной ответственности за её будущее.

В этом плане поистине безграничными возможностями обладает детский туризм. Путешествие по родному краю, посещение памятников культуры, музеев, выставок, обладающих значительным образовательным потенциалом, позволяет визуализировать образовательный процесс, осознать неразрывную связь между историческим прошлым своей многонациональной страны и ответственностью за ее будущее, мотивировать обучающихся к познанию нового, а также использовать возможности досуговой деятельности с образовательными целями.

Исторически детский туризм развивался в России не столько как самостоятельная сфера деятельности, а в первую очередь как форма организации деятельности для решения широкого спектра задач в области культуры, образования, спорта.[1]

Соединение различных форм детского туризма (походной, краеведческо-исследовательской, экскурсионной) позволяет наиболее полно решать задачи воспитания подрастающего поколения.

Безусловно, эта специфика детского туризма должна сохраниться и в будущем.

На сегодняшний день в России количество профильных организаций дополнительного образования детей составляет более 200, а общее количество занимающихся в системе дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности – около 400 тысяч.

К сожалению, мониторинг состояния развития детского туризма, проведенный в декабре 2014 г. ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма» по поручению Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России, свидетельствует о значительном разрыве в показателях детского туризма в субъектах Российской Федерации.

Из 10 субъектов Российской Федерации, с наибольшим охватом обучающихся походной деятельностью, в 8 функционируют региональные центры и станции детско-юношеского туризма, а из 10 субъектов с наименьшим охватом, профильных региональных организаций нет ни в одном.

Это связано с тем, что региональные центры и станции детско-юношеского туризма осуществляют не только реализацию дополнительных общеобразовательных программ, но и являются региональными ресурсными центрами всей системы развития детского туризма.

Можно предположить, что будущее детского экскурсионного туризма заключается в дальнейшей его интеграции в образовательный процесс. Посещение объектов культурного и природного наследия должно являться не самоцелью, а средством достижения образовательных результатов.

В связи с этим на государственном уровне необходимо преодолеть ряд системных проблем, связанных с нормативно-правовым регулированием детского туризма. Так, большинство экспертов в области детского туризма считают, что ключевыми инфраструктурными факторами при реализации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися остаются, в том числе, вопросы организации логистики и обеспечения физиологических потребностей в пути и во время проведения мероприятий.

 

Разработка практических рекомендаций по развитию организации детского досуга в Нижегородской области.

Хотелось бы рассмотреть пути разрешения поставленной проблемы:

- привлечение внимания нижегородского руководства к сфере детского туризма в Нижнем Новгороде и области;

- создание инвестиционной привлекательности этого сектора туризма;

- строительство средств размещения с учетом детско-юношеского контингента;

- усиленная подготовка квалифицированно кадрового состава для работы с детьми и молодежью;

- создание оригинального туристического продукта;

- обеспечение безопасности в местах детского отдыха, на туристических маршрутах.

Также одним из важных условий развития детско-юношеского туризма в Нижнем Новгороде и Нижегородской области является популяризация региона, активное освещение его преимуществ, информация о местах и условиях детского отдыха в средствах массовой информации и интернете.

На сегодняшний день, несмотря на дефицит бюджетных средств, комитеты по культуре, образованию, спорту, туризму выделяют деньги на международные поездки школьников. Таким поездкам предшествует отбор на городских соревнованиях, олимпиадах, смотры лучших работ по разным школьным дисциплинам. Поездки имеют частичную дотацию представительств международных общественных организаций. География выездов при такой социальной форме туризма может быть многообразной. Она не зависит от предпочтения туристов и определяется только местом проведения конкурсов, степенью развития культурных контактов России с другими странами и финансовыми возможностями городского бюджета.

Рассмотрим некоторые варианты альтернативного детского отдыха на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Регион предлагает достаточно большой выбор детских оздоровительных лагерей, но, как мы выяснили, не все среднестатистические семьи, проживающие на данной территории, могут позволить себе столь дорогостоящее варианты летнего отдыха.

Всего хотелось бы предложить 3 перспективных направления развития детского и юношеского туризма, первое из которых «Профессиональное ориентирование в рамках детского лагеря». Здесь детей в возрасте от 14 до 18 лет обучат базовым навыкам работы. Это могут быть, для мальчиков, автомастерские, где ребята учатся ремонту; основы робототехники, 3D-моделирование и печать на 3D-принтере, обучение рисованию 3D-ручкой, начальное программирование и многое другое. На протяжении смены закладываются основы профессиональных знаний, что позволило бы в будущем более быстро найти себе дело по душе и начинать работать не «с нуля». Для девочек же, это могут быть швейные мастерские, пекарни; обучение ногтевому сервису, парикмахерскому делу и визажу; корреспонденческой деятельности, фотографированию, основам медицины. В данном возрасте как никогда важно определиться с будущей профессией. Но не побывав в таком лагере и не попробовав себя в различных сферах деятельности, ребёнку будет достаточно сложно выбрать свой дальнейший жизненный путь. Без таких профориентационных лагерей большой процент уже взрослых людей, закончивших университет, понимают, что не хотят работать по профессии, быть теми, на кого учились несколько лет, что негативно сказывается на будущем страны в целом. В данном лагере школьники 7-11 классов посещают 8 ВУЗов и техникумов Нижнего Новгорода (технических или гуманитарных), погружаются в огромный мир профессий и выбирают подходящую именно для них. Попробовав себя в разных сферах, ребенок сможет с уверенностью выбрать то, к чему у него лежит душа. Программа лагеря реализует всестороннее развитие ребенка за счет ежедневных тренингов и профессиональных мастер-классов. Такие лагеря помогут разобраться в себе и своих желаниях и определить вектор дальнейшего развития в конкретно выбранной сфере. Ребенок получит полезные навыки, которые помогут ему добиться успеха в жизни, научится формировать активную жизненную позицию, чтобы поверить в свои силы, быть ответственным и целеустремленным человеком.

Предлагаем ознакомиться с приблизительным распорядком дня для детей в лагере:

9:30 – 10:00 Сбор детей в лагере

10:30 – 11:15 Завтрак

11:45 – 13:00 Мастер-класс на выбор

13:00 – 13:45 Обед

14:00 – 14:45 Мастер- класс на выбор

14:45 – 16:00 Время для бесед с преподавателями по интересующим детей вопросам

16:00 – 16:45 Тренинг по психологии

16:50 – 18:00 Мастер-класс на выбор

18:00 – 19:00 Свободное время; проведение деловых игр на свежем воздухе

Смена в лагере разделяется на 3 блока: 1 неделя- выбор и осваивание первой профессии; 2 неделя- ребенок может остаться на выбранном направлении и совершенствовать свои знания в определенной сфере или же выбрать вторую профессию и перейти на неё; 3 неделя- это заключительная неделя в лагере, где детям предстоит пройти экзамен по одной или двум профессиям, подтвердить свои знания. Экзамен принимает преподаватель того ВУЗа, где обучают на выбранную ребенком профессию.

По окончании смены детям, прошедшим курс профориентации и сдавшим экзамен по выбранному направлению, будут выдаваться сертификаты, которые позволят на приоритетной основе поступить в выбранное высшее учебное заведение.

Стоимость путёвки в такой лагерь будет значительно ниже путёвок в обычные лагеря, так как это будет лагерь дневного пребывания. Следовательно, денежные средства затрачиваются только на оплату материалов для проведения мастер-классов лагеря, 3х- разовое питание детей и оплату рабочих часов преподавателей ВУЗов, которые будут выступать спикерами и тьюторами детей. Ориентировочная стоимость путёвки на одну смену (21 день) в данный лагерь составит 10 000рублей/человека.

Второе направление - «Детские творческие лагеря». Большинство родителей отдают своих детей в кружки, на спортивные секции, в дома творчества для развития их личности и потенциала.

Возьмем детский центр эстетического воспитания. Там дети проводят 1-2 часа в день, около двух раз в неделю, в зависимости от направления, на которое они ходят. Мы предлагаем организовать «Детский ART лагерь» на базе детского центра. Это также будет лагерь дневного пребывания для детей с возрасте от 7 до 14 лет, где ребенок сможет заниматься на обучающих мастер-классах вокалом, дизайном, дудлингом[2],журналистикой, постановкой спектаклей, а также современными танцами, которыми он интересуется. Здесь будут представлены: балет, классический танец, народный танец, хип-хоп, джас-фанк, контемпорари. Преподавателями здесь являются студенты последних курсов институтов, прошедшие школу вожатых и нуждающихся в практике, а также те молодые люди, кто уже выпустился из университетов, но желающих поработать с детьми. Дети заранее выбирают приоритетные направления их творчества, после чего составляется программа лагеря с учётом всех их предпочтений и интересов.

Далее представлен примерный распорядок дня для детей в лагере:

9:30 – 10:00 Сбор детей в лагере

10:30 – 11:15 Завтрак

11:45 – 13:00 Мастер-класс на выбор

13:00 – 13:45 Обед

14:00 – 14:45 Мастер- класс на выбор

14:45 – 15:00 Творческая переменка

15:00 – 15:45 Занятия вокалом/танцами/музыкой

15:50 – 16:20 Полдник

16:30 – 18:00 Мастер-класс на выбор

18:00 – 19:00 Свободное время; проведение подвижных игр на свежем воздухе

Пребывание в таком лагере способствует наиболее полному раскрытию творческих потенциалов юных воспитанников. Музыкально-ритмические занятия, танцевальные, занятия по актерскому мастерству, по пластике, дают возможность ребенку свободно управлять своим телом через работу всех групп мышц. Постепенно, через умение управлять своим телом, начинает вырабатываться навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребенка. Через музыку и танец у юных воспитанников развивается художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе, формируется внутренний и духовный мир.

По окончании лагеря детям выдаётся сертификат о прохождении обучающих курсов и мастер-классов, а также устраивается отчётный концерт по всем направлениям для родителей.

Стоимость путёвки будет также низка по сравнению с другими лагерями данной направленности. Оплачивается 3х-разовое питание, поставляемое комбинатом школьного питания для детей на территории лагеря. Проживание не оплачивается, так как данный лагерь- лагерь дневного пребывания. Ориентировочная стоимость путёвки на одну смену (21 день) в ART-лагерь составит 7 000 рублей/человека.

И, наконец, третье направление – детский эко-лагерь «У бабушки в деревне».

Наверняка, каждый в детстве ездил к бабушке в деревню. Это было незабываемо! Мы предлагаем отправить ребенка в детский лагерь полного пребывания для детей в возрасте от 7 до 17 лет в Нижегородскую область. Это идеальный выбор для жителей мегаполисов, для тех, кто хочет узнать прелесть сельской жизни. Здесь дети познакомятся с бытом фермеров, посадят своими руками понравившееся им растение, дадут ему имя. Ребята узнают, как печь хлеб, научатся доить коров, делать домашний сыр и творог. На завтрак, обед и ужин их будут ждать продукты от местных фермеров. Желающие сами смогут поучаствовать в приготовлении обедов. И всё это под присмотром добрых и внимательных «бабушек и дедушек», воспитателей из детских садов и школ пенсионного возраста. В программе летнего лагеря включено также обучение ремёслам: мальчикам — работа с деревом, выжигание, сбор дров, пригодных не только для разведения костра, но и постройки жилища. Девочкам – мастер-классы по вязанию, вышиванию, кулинарии, приготовлению посуды из подручных средств, правильному обращению с домашним скотом.

Кроме того, на территории лагеря организован пункт вторичной переработки сырья. Здесь детей научат определять тип пластика (ПЭТ, ПНД, ПВХ, ПВД, ПП, ПС и тд.) и правильно его сортировать. Также предусмотрено отдельное помещение для сбора макулатуры, стекла и алюминия.

На сегодняшний день существуют острые проблемы современного общества: неэкологичность и нездоровый образ жизни, неразумное употребление и утилизация отходов, пропаганда алкоголя и наркотиков, употребление вредной пищи, а также огромное количество электронных развлечений, изобилие вредных игрушек.

Задача лагеря – создать такое пространство, которое поможет детям сформировать правильные ценности; увидеть и раскрыть свои природные способности; развить уверенность в себе; научиться принимать решения, советуясь со старшими, а главное- заботиться о природе.

Предлагаем ознакомиться с примерным распорядком дня для детей:

8:00 – 8:30 Подъем, утренние гигиенические процедуры, утренняя гимнастика на свежем воздухе

8:45 – 9:45 Завтрак

9:45 – 12:00 Мастер-класс на выбор

12:00 – 12:45 Подвижные игры на свежем воздухе

12:45 – 13:45 Обед

13:00 – 14:00 Посещение фермы

14:00 – 15:30 Дневной отдых

15:45 – 16:30 Полдник

16:30 – 18:00 Мастер-класс на выбор

18:00 – 19:00 Свободное время; проведение бесед в отрядах

19:00 – 20:00 Ужин

20:00 – 22:10 Подведение итогов дня на свежем воздухе, второй ужин

22:10 – 22:30 Гигиенические процедуры, отбой

Стоимость путёвки складывается из оплаты проживания, 5-разового питания, материалов для проведения мастер-классов и минимальной оплаты труда работников. Отдельно оплачивается трансфер до лагеря.
Ориентировочная стоимость путёвки в данный лагерь на одну смену (21 день) составит 12 000 рублей/человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что Нижегородская область нуждается в подобного рода детских лагерях. Они были бы очень интересны для подрастающего поколения. А низкая цена на путёвки привлечет родителей, которые бы хотели подарить своим детям незабываемый отдых. Он надолго запомнится как самое яркое событие в жизни!

 

Заключение.

В данной работе была предпринята попытка показать социально-экономическую природу туризма, которая представляет, с одной стороны, коммерческую деятельность предприятий туристской сферы, направленную на максимальное извлечение прибыли и формирование доходной части государственного бюджета, с другой стороны, играет важную социальную роль, как социально значимое благо, связанное с отдыхом, реабилитацией и физическим оздоровлением подрастающего поколения.

В данном исследовании обоснована целесообразность развития детско-юношеского туризма при его соответствующей государственной поддержке и обоснована необходимость создания концепции и программы развития детско-юношеского туризма как составной части государственной программы оздоровления населения;

Мы предлагаем пути развития детско-юношеского туризма, внедрение которых в практику существенно упростит исследовательскую работу по проблемам детско-юношеского туризма.

Многие туристские ресурсы России обладают атрибутами экзотики или уникальности, однако они проигрывают в ряде случаев зарубежным аналогам в части доступности, уровня сервиса, цены, безопасности, экологического состояния. Часть привлекательных туристских ресурсов, находящихся в зоне межнациональных конфликтов Кавказского региона, фактически выключена из единого туристского пространства России, а инфраструктура туризма данного региона пришла в упадок.

Таким образом, при наличии громадного ресурсного потенциала, для развития массового туризма используется реально пока лишь незначительная часть территории России, где туристские ресурсы доступны, в меру комфортны, высокопривлекательны, но достаточно загрязнены и не приспособлены для детского отдыха.


[1] Электронный ресурс: www.tpnews.ru – Журнал «Туризм: практика, проблемы, перспективы».

[2] Дудлинг- направления интуитивного рисования.Никаких особенных правил и требований не существует. Для дудлинга нет необходимости разграничивать свой лист на сектора - можно начинать рисовать из любого места, постепенно дорисовывая детали в разные стороны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: