Нейропсихология — раздел психологии, изучающий мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, саморегуляции, самоконтроля, координации и баланса.
Именно эти процессы являются главными и определяющими Успешность РАЗВИТИЯ ребёнка. Именно эти процессы лежат в основе всего дальнейшего ОБУЧЕНИЯ ребёнка. Если они не сформированы, то можно окружить ребёнка логопедами, дефектологами, репетиторами и психологами и даже докторами, остеопатами, и т д — процесс развития и обучения будет идти очень долго и тяжело. И в конечном итоге таких «мук» для ребёнка, он просто возненавидит школу, будет ходить туда «из под палки», искать любую возможность не пойти, «заболеть», или просто плохо себя там вести, могут начаться психосоматические заболевания. Всем своим существованием ребенок будет сигнализировать родителям — «Помогите! Мне нужна помощь».
Очень часто родители понимают, что что-то не так, но объясняют «это что-то» себе по-своему – «нужно переждать», «перерастет», «само по себе пройдет», нанять репетитора, сходить к неврологу, психологу, психотерапевту. Иногда это помогает, но лишь на время! Поэтому, чтобы не доводить легкие нарушения до серьезной проблемы нейрокоррекция будет полезна, если у ребёнка:
— нарушения психомоторного развития (моторная неловкость, неуверенность, неуклюжесть, нарушена координация и баланс);
— снижена память – не запоминает стихи, цифры, буквы;
— задержка речи;
— эмоциональные нарушения (агрессия, капризы, неконтактность, тревожность, ревность);
|
— нарушения сна и аппетита;
— проблемы общения, тревожность, общая напряженность, боязнь громких звуков;
— невротические реакции (заикание, тошнота и рвота, тики, навязчивые движения);
— постоянные конфликты в детском саду, проблемы обучения в школе;
— медлительность при выполнении домашних заданий;
— трудности вхождения в новую деятельность;
— низкая работоспособность, быстрая утомляемость;
— несформированы пространственные представления и координация (не понимает где лево, где право);
— невозможность самоконтроля, импульсивность;
— излишняя гиперактивность, неусидчивость или медлительность;
— заторможенность;
— при письме или рисовании кусает губы, высовывает язык, поднимает плечи, двигает ногами;
— проблемы при освоении письма, чтения, счёта;
Если ребёнок:
— левша или может рисовать, писать или держать ложку и в левой и в правой руке;
— пишет зеркально;
— меняет и пропускает буквы;
— переставляет части слов при письме;
— трудности с вхождением в задание;
— проблемы с переключением;
— плохо концентрирует внимание, не может сосредоточиться;
— не может «связать двух слов», построить связный рассказ;
— ничего не удерживает в памяти;
— очень быстро утомляется;
— часто рассеян и не слышит ваших вопросов, «в одно ухо влетает, из другое вылетает»;
— медлителен или слишком активен;
— получил родовую травму;
— получал общий наркоз;
— до трёх лет тяжело болел и принимал антибиотики;
— не может «высидеть» и пяти минут;
— не может сосредоточиться;
— имеет гипер- или гипо- тонус.
Нейропсихологическая коррекция показывает хорошие результаты в работе с детьми с проблемами в развитии:
|
— задержкой речевого развития (ЗРР);
— общем недоразвитием речи (ОНР);
— задержкой психического развития (ЗПР);
— задержкой психо-речевого развития (ЗПРР);
— гиперактивностью и дефицитом внимания (СДВГ);
— минимальными мозговыми дисфункциями (ММД);
— недоразвитием мозолистого тела в мозге;
— аутизмом и всем спектром аутичных черт (РДА, синдром Аспергера, атипичный аутизм);
— интеллектуальной недостаточностью;
— эмоциональными нарушениями;
Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных действий. При грамотном профессиональном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон!!!
Программа коррекции разрабатывается на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, сенсорная интеграция, ЛФК, арт-терапия, психоанализ, поведенческая терапия).
Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть и когнитивную (задания за столом или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.).
Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть трудности обучения, развития, поведения или общения!!! Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм — улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.
|
Но родители должны осознавать, что коррекция — это не волшебная скорая таблетка и не волшебная палочка. Такой вариант обычно обещают шарлатаны, мошенники и нечистые на руки «специалисты» от психологии.
Нейропсихологическая коррекция — это большая многоуровневая системная работа под руководством специалиста в центре и регулярные занятия дома.
В поле зрения детского нейропсихолога попадают как здоровые дети, чьи индивидуальные особенности не позволяют максимально эффективно усваивать новую информацию или реализовывать свои способности, так и их сверстники, имеющие различные проблемы со здоровьем и особенностями в развитии.
Людям многих профессий — космонавтам, профессиональным музыкантам, спортсменам приходится постоянно тренировать свой мозг, искусственно расширять диапозон его возможностей. Безусловно, делать это необходимо, т.к. многие ученые утверждают, что наш мозг задействован лишь на 10%. Но делать это нужно грамотно с учетом многих индивидуальных показателей – физиологических, психологических, неврологических, нейропсихологических.
Многие исследователи утверждают, что плохая успеваемость в школе очень часто имеет неврологическую природу. Это не означает, что дети, которые получают тройки и двойки, больны. Просто их мозг не умеет эффективно извлекать, перерабатывать и усваивать информацию, поступающую извне.
Эту ситуацию можно изменить к лучшему, если ребенку вовремя оказать правильную нейропсихологическую помощь.
Опытный преподавать может заметить, что ученик неуклюжий, «пропускает все мимо ушей» (как будто не слышит), неусидчив, «считает ворон», часто отвлекается, постоянно не успевает.
Однако степень выраженности этих проблем и их причины гораздо эффективнее выявит нейропсихолог на нейропсихологической диагностике с помощью специальных проб-тестов.