Региональный конкурс
«Слово через призму родного языка»
Номинация: конкурс уроков
Урок- практикум: Правописание приставок (отработка задания 10 ЕГЭ)
Перевозная Ольга Викторовна
учитель русского языка и литературы
МОУ-СОШ№1 г. Маркса
тел.8 906 315 92 99 e-mail: bog-olga@list.ru
2021г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок соответствует всем требованиям ФГОС. Использованы теоретические материалы подготовки к выполнению 10 задания ЕГЭ по русскому языку. Все задания направлены на практическую отработку решения заданий. На протяжении урока реализуется попутное повторение тестовой части заданий ЕГЭ (задание 5 – паронимы, задание 9, 11 -орфография, задание 4- орфоэпия). Кроме того, предложен материал по изучению этимологии слова. Предусмотрены различные методы отработки изученного материала на предыдущем уроке: метод проблемного обучения, репродуктивный метод, организации учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля, а также метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Исходя из реализуемых методов в ходе урока использованы различные формы деятельности.
Актуальность урока: Ежегодно во время сдачи ЕГЭ по русскому языку у выпускников прослеживаются проблемы при выполнении орфографического блока ЕГЭ. Таким образом, систематическая и разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает ученику основательно подготовится к сложным заданиям тестовой части.
Цель урока: закрепление знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ЕГЭ с акцентом на отработку 10 задания
Задачи:
образовательные: закрепить знания орфоэпических, грамматических, лексических, синтаксических норм.
развивающие: развивать навыки анализа, сопоставления, обобщения языковых явлений; развивать умения работать с заданиями ЕГЭ;
воспитательные:способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать настойчивость и трудолюбие; воспитывать упорство для достижения цели, уверенность в себе, чувство коллективизма. Тип урока:Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Сочинение рассуждение по предложенному эпиграфу предыдущего урока: Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга
Мотивация учебной деятельности.
Анализ содержания тестовых заданий ЕГЭ типа А10 (Демонстрационный вариант ЕГЭ 2021)
Проанализируйте задания и определите блок орфографических правил, регулирующих написание данных слов:
1) ро..черк, не..гибаемый, пере..дать;
2) пр..интересный, пр..тендент, пр..творяется (в жизнь);
3) без..скусный, за..нтересованный, во..стину;
4) поз..вчера, не..бозримый,..твергнуть;
5) без..ядерный, п..едестал, из..ян.
Определите:
А) слова с орфограммами, которые находятся в приставках.
Б) слова с орфограммами, которые граничат с приставками.
В) орфограммы в сложных словах Г) орфограммы в корне.
Видим и слова с орфограммами, которые граничат с приставками, и орфограммы в сложных словах, и орфограммы в корне. Таким образом, мы анализируем орфограмму с точки зрения наличия в ней приставки.
Сформулируйте тему урока.
Обобщение и систематизация знаний.
Орфоэпическая работа.
Расставьте ударение в словах (работа с электронным словарём)
Облегчить, закупорить, обеспечение, приткнутый, прибывший, воспроизведение,
премировать, асимметрия, вероисповедание, избаловать, договор.
Как связаны данные слова с темой сегодняшнего урока? (В них есть приставки, правописание которых регулируется правилами или части морфем, похожие на приставки.)
Практическая отработка полученных теоретических знаний на прошлом уроке. В диаграмме 1 (приложение 1) определите первичный уровень усвоения правил.
Правописание приставок — одна из наиболее сложных тем русской орфографии. В русском языке насчитывается 58 активно действующих приставок.
- Что такое приставка?
- Как вы считаете, какие приставки самые беспроблемные? (традиционные)
С традиционными приставками всё не так сложно. А вот правописание приставок пре- и при- вызывают затруднения.
Задание: определить приставку и её значение:
Прервать, прескверный, прикрепить, приехать, приморский, присесть
Учитель: В ряде случаев воспользоваться этим правилом бывает нелегко, необходимо различать правописание приставок в зависимости от значения.
Задание: графически соотнесите предложенные слова с приставкой, с учётом её значения (приложение 2)
1 вариант – определить цифру (ы), обозначающие слова с пре-
2 вариант - определить цифру (ы), обозначающие слова с при-
Определить ответ схематично, обозначить соотношение приставки и предложенного примера. ( Проверка задания по эталону)
Перед вами слова: природа, причина, прибор, препона, прекословить
Как вы думаете почему эти слова были определены в группу «Безвозвратно утраченных»?(В этих словах приставка в значительной степени утратила свое значение или стала частью корня.)
Эти слова надо запомнить или посмотреть в словаре
- Что вы можете сказать об этой группе слов с точки зрения этимологии? президент, привилегия, преамбула, примитивный, приоритет, приватный, престиж, премьера. (слова иноязычного происхождения)
- Можно ли проверить правописание таких слов, применяя известное нам правило? (надо запомнить или уточнить орфографию с помощью словаря.)
Важный совет: Слова с приставками пре- и при- очень часто встречаются в нашей речи, так что трудные случаи стоит запомнить. Для этого можно воспользоваться мнемотехническими формулами. Например, такой: «Престарелое пресмыкающееся преследовало преступника».