Обобщение и систематизация знаний.




Региональный конкурс

«Слово через призму родного языка»

Номинация: конкурс уроков

 

Урок- практикум: Правописание приставок (отработка задания 10 ЕГЭ)

 

Перевозная Ольга Викторовна

учитель русского языка и литературы

МОУ-СОШ№1 г. Маркса

тел.8 906 315 92 99 e-mail: bog-olga@list.ru

 

2021г

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок соответствует всем требованиям ФГОС. Использованы теоретические материалы подготовки к выполнению 10 задания ЕГЭ по русскому языку. Все задания направлены на практическую отработку решения заданий. На протяжении урока реализуется попутное повторение тестовой части заданий ЕГЭ (задание 5 – паронимы, задание 9, 11 -орфография, задание 4- орфоэпия). Кроме того, предложен материал по изучению этимологии слова. Предусмотрены различные методы отработки изученного материала на предыдущем уроке: метод проблемного обучения, репродуктивный метод, организации учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля, а также метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Исходя из реализуемых методов в ходе урока использованы различные формы деятельности.

Актуальность урока: Ежегодно во время сдачи ЕГЭ по русскому языку у выпускников прослеживаются проблемы при выполнении орфографического блока ЕГЭ. Таким образом, систематическая и разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает ученику основательно подготовится к сложным заданиям тестовой части.

Цель урока: закрепление знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ЕГЭ с акцентом на отработку 10 задания

Задачи:

образовательные: закрепить знания орфоэпических, грамматических, лексических, синтаксических норм.

развивающие: развивать навыки анализа, сопоставления, обобщения языковых явлений; развивать умения работать с заданиями ЕГЭ;

воспитательные:способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать настойчивость и трудолюбие; воспитывать упорство для достижения цели, уверенность в себе, чувство коллективизма. Тип урока:Урок систематизации и обобщения знаний и умений

 

Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Сочинение рассуждение по предложенному эпиграфу предыдущего урока: Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга

Мотивация учебной деятельности.

Анализ содержания тестовых заданий ЕГЭ типа А10 (Демонстрационный вариант ЕГЭ 2021)

Проанализируйте задания и определите блок орфографических правил, регулирующих написание данных слов:

1) ро..черк, не..гибаемый, пере..дать;

2) пр..интересный, пр..тендент, пр..творяется (в жизнь);

3) без..скусный, за..нтересованный, во..стину;

4) поз..вчера, не..бозримый,..твергнуть;

5) без..ядерный, п..едестал, из..ян.

Определите:

А) слова с орфограммами, которые находятся в приставках.

Б) слова с орфограммами, которые граничат с приставками.

В) орфограммы в сложных словах Г) орфограммы в корне.

Видим и слова с орфограммами, которые граничат с приставками, и орфограммы в сложных словах, и орфограммы в корне. Таким образом, мы анализируем орфограмму с точки зрения наличия в ней приставки.

Сформулируйте тему урока.

Обобщение и систематизация знаний.

Орфоэпическая работа.

Расставьте ударение в словах (работа с электронным словарём)

Облегчить, закупорить, обеспечение, приткнутый, прибывший, воспроизведение,

премировать, асимметрия, вероисповедание, избаловать, договор.

Как связаны данные слова с темой сегодняшнего урока? (В них есть приставки, правописание которых регулируется правилами или части морфем, похожие на приставки.)

Практическая отработка полученных теоретических знаний на прошлом уроке. В диаграмме 1 (приложение 1) определите первичный уровень усвоения правил.

Правописание приставок — одна из наиболее сложных тем русской орфографии. В русском языке насчитывается 58 активно действующих приставок.

- Что такое приставка?

- Как вы считаете, какие приставки самые беспроблемные? (традиционные)

С традиционными приставками всё не так сложно. А вот правописание приставок пре- и при- вызывают затруднения.

Задание: определить приставку и её значение:

Прервать, прескверный, прикрепить, приехать, приморский, присесть

Учитель: В ряде случаев воспользоваться этим правилом бывает нелегко, необходимо различать правописание приставок в зависимости от значения.

Задание: графически соотнесите предложенные слова с приставкой, с учётом её значения (приложение 2)

1 вариант – определить цифру (ы), обозначающие слова с пре-

2 вариант - определить цифру (ы), обозначающие слова с при-

Определить ответ схематично, обозначить соотношение приставки и предложенного примера. ( Проверка задания по эталону)

Перед вами слова: природа, причина, прибор, препона, прекословить

Как вы думаете почему эти слова были определены в группу «Безвозвратно утраченных»?(В этих словах приставка в значительной степени утратила свое значение или стала частью корня.)

Эти слова надо запомнить или посмотреть в словаре

- Что вы можете сказать об этой группе слов с точки зрения этимологии? президент, привилегия, преамбула, примитивный, приоритет, приватный, престиж, премьера. (слова иноязычного происхождения)

- Можно ли проверить правописание таких слов, применяя известное нам правило? (надо запомнить или уточнить орфографию с помощью словаря.)

Важный совет: Слова с приставками пре- и при- очень часто встречаются в нашей речи, так что трудные случаи стоит запомнить. Для этого можно воспользоваться мнемотехническими формулами. Например, такой: «Престарелое пресмыкающееся преследовало преступника».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: