22 февраля 1917 г. от платформы станции «Императорский павильон» отошел поезд, увозя в Ставку Императора Николая II — Верховного Главнокомандующего Российскими войсками.
Из дневника Николая II: «22 февраля — Царское Село... Простился со всем милым семейством и поехал с Алике к Знамению, а затем на станцию».
Ответ из Могилева:
«Телеграмма
МПС Подана 23, 15™
центр, телегр. станция 24/2 1917
Адрес сорок четвертый
Поезд лит А прибыл в Могилев 23 сего февраля в 15 час своевременно и благополучно. Генрихсен».
Возвратился поезд в Царское Село, оказавшись по пути молчаливым свидетелем отречения Николая II от власти, 9 марта 1917 г., привезя в Царское Село «арестованного гражданина Романова».
Из Дневника Николая II: «9 марта — Царское Село. Скоро я благополучно прибыл в Царское Село — в 11.30... на улице и кругом дворца, внутри парка часовые...».
Исторический взрыв... Станция «Императорский павильон» — Вокзал с платформой, Вагонный и Паровозный сараи — Часовня в память самодержавного Российского государства...
1 (14) августа 1917 года от платформы вокзала рано утром с некоторым интервалом отошли два поезда в направлении сибирского города Тюмень. Пассажирами этих поездов были арестованные бывший Император Николай II с семьей и сопровождающая свита. Охрану необычных пассажиров нес отряд особого назначения, насчитывавший 330 солдат и 6 офицеров от трех лейб-гвардейских полков, квартировавших в Царском Селе.
Вот как описывал этот отъезд бывший царь в своем дневнике: “31 июля — Царское Село... Сели в наши два мотора и поехали к Александровской станции. Вошли в поезд у переезда. Какая-то кавалерийская часть скакала за нами от самого парка... Красив был восход солнца, при котором мы тронулись в путь на Петроград и по соединительной ветке вышли на Северную железнодорожную линию. Покинули Царское Село в 6.10 утра”. Позднее камердинер Императрицы А. А. Волков вспоминал: “Мы всю ночь в поле (между Царским Селом и станцией Александровская) прождали поезда”.
|
Вопрос, откуда увезли в последний путь Николая II, ясен не до конца, так же как и судьба вагона, в котором произошло отречение. Проясним. В работе М. Касвинова «Двадцать три ступени вниз» читаем: «...семь членов Царской семьи... рассаживаются в двух автомобилях и... отъезжают с близлежащей станции Александровской».
Эту станцию упоминают в дальнейшем многие исследователи. Это место могли относить к станции Александровская. Даже завод в предвоенное время назывался Александровский ПРМЗ № 3 (1939—1941).
В одной из последних работ на «царскую тему» (IO. Буранов, В. Хрусталев. Романовы. Гибель династии. М.: Олма-Пресс, 2000) находим: «Рано утром I августа 1917 года... от вокзала Царского Села отошел сначала один, а вслед за ним другой поезд»; приводятся при этом слова камердинера А. А. Волкова уже из его воспоминаний: «Мы всю ночь в поле (между Царским Селом и ст. Александровской прождали поезда...».
Местом отправления поездов, увезших Императорскую Семью «на Голгофу» 1 августа 1917 г., была станция «Императорский павильон» — Памятник российскому самодержавию.
Фотодокументов нет! Нет и свидетелей. Но попытки были:
«Скобелевский комитет
для оказания помощи
увечным воинам
7 июля 1917 г.
№ 2868
Петроград
Знаменская ул. 41
Господину начальнику Кабинета Военного Министра
|
Во исполнение поручения, данного мне Военной Комиссией при Гос. Думе, составить Гос. Библиотеку кинематографических фильмов по истории революции, прошу Вашего ходатайства перед г. Военным Министром о разрешении дать пропуск заведовавшему рабочим отделом кинематографии Скобелевского Комитета снять бывшего Царя и заключенных в Петропавловской крепости бывших министров и окружающую обстановку.
Считаю нужным отметить, что процесс съемки будет незамеченным и не оскорбительным для заключенных и если по этическим соображениям снимки не следует опубликовывать, то они останутся историческим материалом».
Резолюция: «Помощники! М. Приказано отказать».
Позже Ленин скажет: «Революция не нуждается в историках».
В двух поездах, отправившихся от платформы станции «Императорский павильон» с получасовым интервалом, разместилась Императорская Семья под охраной отряда особого назначения (ООН) из 337 солдат и 6 офицеров (в различных источниках по-разному).
Гудок паровоза, прозвучавший под сводами вокзала, отметил кончину 304-летнего самодержавного строя. Вокзал стал немым свидетелем трагедии России... События отечественной истории раскрываются, в частности, и через комплекс Императорского пути, включающий в себя Паровозо-Вагонные сараи......
но оставалась еще его материальная часть - паровозное депо, или, как их тогда называли- паровозные сараи.
После революции 1917 года в стране началась разруха. Для восстановления главных путей требовались рельсы, шпалы, скрепления и т. п. Императорский путь стал «источником для покрытия потребностей» наиболее нужных магистралей, разрушенных войной и революцией:
|
Для восстановления главных путей требовались рельсы, шпалы, скрепления и т. п. Императорский путь стал «источником для покрытия потребностей» наиболее нужных магистралей, разрушенных войной и революцией:
«Журнал совещания при техническом Отделе Петроградского Округа ПС по вопросу о разборке вторых и станционных путей
линий Округа 9 июля 1918 года
По оглашению телеграммы Начальника Управления ПС инж. Лебедева от 27 июня с. г. за № 465 об ускорении разборки ненужных вторых путей и станционных линий источником для покрытия потребностей за отсутствием достаточных запасов могла бы быть разборка путей в пределах Округа, а именно: (в числе перечисленного)... 4) На Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д. — 2-ой путь Рыбине — Бологое, Царское Село — Вырица, 3-ий путь Петроград — Царское Село. Перед началом совещания председательствующий Управления Техническим Отделом Николаевской ж.д. по службе пути и зданий В. И. Цыгульский, заявил: „...настоящее совещание имело целью только осветить вопрос о возможности разборки некоторых путей Округа, а не решать окончательно разборку того или другого пути"».
Поставленный вопрос стал сигналом к действию (июль 1918 г.).
Императорский путь («третий путь») был разобран, насыпь срыта, мосты сданы в металлолом, вокзалы перестали называться вокзалами, подвижной состав растащен, в «паровозо-вагонных сараях» (депо) был создан - Пункт ремонта паровозов» (сегодня это Царскосельский завод «София»).
В 1918 году станция была переименована в Павильон Урицкого, а к середине XX века закрыта.
Вспоминает Л. А. Иршинкова: «Я пришла на завод в 1931 году, летом...Столовая размещалась в вокзале. Обеды готовила заводская повариха. В праздничные и выходные дни веселились всем заводом и семьями, было хорошо. Вокзал был очень красивый. Стеклянная, освещенная платформа. Весь вокзал был большой столовой с красивой мебелью, в правой части помещалась кухня с царской плитой. В маленькой комнатке жил сторож Петр Сидорович Сторожило, ему тогда было лет 70, и он много помнил. Рассказывал, как после революции пытались закрасить портрет Царя, нарисованного на стене. Только закрасят, а утром он опять смотрит. И так несколько раз, пока не приехал откуда-то специалист, который вывел рисунок каким-то раствором.
На карте 1946 года Царский павильон под безграмотным сокращением "ПовУрицк" (видимо, "пОвильонурицкого") ещё обозначен как станция Варшавской железной дороги. Потом - уже нет.
1941-1944
Во время Великой Отечественной войны он оказался на линии фронта и сильно пострадал.
Воспоминания Сидоренко К.П.:
За Египетскими воротами со стороны Ленинграда перед железнодорожным полотном до подъезда к Царскому вокзалу была вырыта еще в дореволюционные времена глубокая и широкая траншея. В траншее во время войны немцы разместили огневые позиции для гаубиц и минометов. Там было брошено ими много ящиков от снарядов и минометных мин. К настоящему времени траншея засыпана и на этом месте внимательный читатель увидит посаженный уже после войны фруктовый сад.
Железнодорожное полотно Императорской ветки (Царской ветки) находилось на высокой в отдельных местах насыпи. В местах, где необходим был проезд транспорта или протекали речка Кузьминка, ручьи, были построены мосты, опорой для которых были каменные «быки».
Остатки 1 -го моста Императорской ветки находятся в конце Песочной улицы.
2-й мост Императорской ветки Вдали видны тополя, посаженные вдоль Ленинградского шоссе. В настоящее время мост не сохранился. Но находился он в районе сквера за 22 и 32 домами по ул. В. Шишкова. Под мостом протекал небольшой ручеек, который сейчас пущен от сквера в трубу, выходящую за ул. В. Шишкова перед садоводством.
3-й мост Императорской ветки находился в районе сквера переддомом № 12 по улице Хазова. Мост не сохранился.
Остатки 4-го моста Императорской ветки находятся недалеко от Детскосельского бульвара в Буферном парке.
Остатки 5-го моста Императорской ветки находятся на северо-восточной окраине Кузьминского кладбища. Подходя к 5-му Мосту, сразу же бросались в глаза на правой стороне по течению речки у «быка» моста окопы боевого охранения наших войск. На другой стороне речки, напротив окопов боевого охранения наших войск, стоял врытый в землю бронированный колпак пулеметного гнезда. Внутри колпака было сыро и сумрачно. Дневной свет пробивался из узкого входа и амбразуры для ствола пулемета. Внутри колпака на стенке надпись белилами: «Смерть немецким оккупантам. Рабочие завода Марти».
Сегодня ложбина у поста 18-й версты густо заросла деревьями, в ней не осталось ни шпал, ни рельсов. (Наверное, то, что не было снято до войны, использовалось позже в фортификации - весь южный вал представляет собой оборонную линию, его изрыли окопами, наставили дзотов, а потом, в 44-м хорошенько разбомбили. По нему с 1941располагались передовые позиции DivisiónAzul - Голубой испанской дивизии. Их и штурмовали в первую очередь в январе 44-го. Следы войны отчётливо видимы по сей день.)
За прошедшие после войны 60 лет попыток восстановить этот архитектурный памятник не предпринималось, и сегодня вокзал фактически превратился в руины. От всего комплекса построек 1-го Железнодорожного полка начала XX в. сохранился только отреставрированный торец Паровозного сарая с цифрами «1903» на фронтоне.
Пушкинцам “21 км” знакомы каменные опоры на Детскосельской улице. Садоводы на Ленинградской улице руины пути превратили в неприступный забор. Между указанными сооружениями распростерся Царскосельский “БАМ” — поселок-спутник г. Пушкина (а ведь термин-то — железнодорожный). Это — сегодняшняя реальность.
Императорский путь — существенная веха в истории железнодорожного транспорта, истории Царского Села и Санкт-Петербурга.
В последнее время нет-нет да и появляются публикации с вариантами возрождения Императорского пути, особенно активны они были в преддверии 300-летия города. Обойти эту тему, видимо, нельзя.
Попытаемся ответить на некоторые вопросы:
· Первое — зачем? Нет Императора — нет Императорского пути (во всех смыслах).
· Второе — трасса пути застроена и изменениям не подлежит.
· Третье — прибыли, свойственной рыночной экономике, воссозданный путь не принесет, как и удобств для проживающих вблизи потенциальных пассажиров.
Наверняка, есть еще и “за”, и “против”. Главное, с чем многие согласятся, — Память. Она, как Колизей, сохраняется в остатках Императорского пути, которые надо беречь от легкомыслия и вандализма, от мимолетных проявлений извлечения выгоды, от некомпетентности и идеологических воззрений. И положительные примеры есть.
Можно назвать подвигом деятельность генерального директора “Царскосельского завода — София” Г. Ю. Полишко по реставрации исторических памятников (того, что сохранилось) станции Императорский Павильон, находящихся на территории завода.
Обозначьте (те, от кого это зависит) Царский вокзал, остатки насыпи — это и будет вкладом в возрождение Императорского пути, в возрождение “былого величия России”, проявлением высоких качеств человеческих. Так, как было, — все равно не сделать. Ограничимся тем, что по-силам, успокоим совесть.
18 марта 2008 года в Фонде имущества прошли торги по продаже прав на заключение договоров аренды здания павильона, которое именовалось как «Царскосельский вокзал» (г. Пушкин, Академический пр., д. 35б, лит. А). Победителем аукциона стало ООО «Сансара», которое заключило договор на срок 49 лет. Возможное использование объекта — под торговый комплекс или ресторан.
До настоящего времени здание не восстановлено. Сохранился основной объём здания с каменной резьбой на фасаде, а также росписи сводов парадного крыльца и некоторых интерьеров. Стометровый дебаркадер разобран в 1930-х гг. Шатёр над парадным крыльцом утрачен, под землёй могли сохраниться остатки въездных пандусов.
Источники:
· Царское Село на перекрестке времен и судеб. Материалы XVI научной Царскосельской конференции. Ч.1, 2, 2010 год. СПб, Изд-во Государственного Эрмитажа
· История «Царскосельского завода София», ред. Петрова И.. 1903-2003. СПб., 2003.
· Ф. РагинОткрытия дилетанта. Императорские мосты
· Ю. Новосельский. Императорский (“Третий”) путьИмператорский (“Третий”) путь
· Журнал «ИСКРЫ», Иллюстрированный художественно-литературный и юмористический журнал при газете «Русское Слово». 1914 г.