Неделя 25-я по Пятидесятнице.




Порядок чтений, согласно календарю: – Лк., 53 зач., X, 25–37. (ср. Мф 22:34-40; Мк 12:28-31).

 

Русский перевод РБО (притча о милосердном самарянине):

25. Тут встал один учитель Закона и задал Иисусу вопрос, чтобы испытать Его.

– Учитель, – спросил он, – что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь?

26. – А что сказано в Законе? – спросил в Свою очередь Иисус. – Что ты там читаешь? 27. Тот ответил:

– «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, всей силой твоей и всем разумом твоим», и «ближнего твоего, как самого себя».

28. – Правильно ты ответил, – сказал ему Иисус. – Делай так, и ты будешь жить. 29. Но учитель Закона, желая как-то оправдать себя, спросил:

– А кто мой ближний?

30. В ответ Иисус сказал ему: – Один человек шел из Иерусалима в Иерихон. По дороге на него напали разбойники, которые раздели его, избили до полусмерти и ушли. 31. Случайно по той же дороге проходил священник и, увидев этого человека, прошел мимо по другой стороне дороги. 32. Так же поступил и левит: дойдя до этого места и увидев пострадавшего, он обошел его стороной. 33. Но вот к тому месту, где он лежал, подошел проезжавший мимо самарянин. Он увидел беднягу и сжалился над ним. 34. Он подошел и перевязал его раны, промыв их маслом и вином. Затем он посадил пострадавшего на своего осла, привез его в гостиницу и там еще ухаживал за ним. 35. На следующий день он дал хозяину гостиницы два динария и сказал: «Присмотри за ним, а когда я буду возвращаться, то оплачу все дополнительные расходы». 36. Кто из этих трех был, по-твоему, ближним человеку, пострадавшему от рук разбойников? 37. Учитель Закона ответил:

– Тот, кто проявил к нему милость.

Тогда Иисус сказал ему:

– Иди и ты поступай так же.

 

Ивлиев (Ианнуарий), архм. Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий. М., 2019. С. 254-258.

Разговор с учениками и наставления им продолжаются двумя следующими друг за другом рассказами: притчей о милосердном самарянине, в которой речь идет о деле любви к ближнему, и рассказом о Марии и Марфе, в котором говорится о слушании Слова Иисуса. Оба эти отрывка относятся к собственному преданию евангелиста Луки: их нет в других Евангелиях. Притча о самарянине вводится вопросом некоего законника: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (ср Лк 18:18 и Мк 12:-34). Вопрос враждебно настроенного законника задан с явной целью искушения Учителя. Сам он прекрасно знает иудейский Закон, и поэтому Иисус, отвечая ему, исходит из позиций самого законника. Ответ же Иисуса построен как встречный вопрос о Законе: «В законе что написано? как читаешь?» Здесь любопытно следующее. Строгие иудеи носили на себе маленькие кожаные коробочки (филактерии, хранилища, как это слово переведено в Евангелиях). В этих коробочках были записки с самыми важными отрывками из Писания, в частности отрывок с заповедью о любви к Богу. То есть Иисус как бы сказал законнику: «Прочитай записи из Писания, которые ты носишь с собою, и ты получишь ответ на свой вопрос». Законник хорошо помнит Писание и цитирует его наизусть: сначала заповедь Второзакония: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Вт 6:5 «Шма Эзраэль» – слушай Израиль), а затем заповедь из Книги Левит: «и ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18). Обе заповеди говорят о любви, и поэтому они объединяются: любовь к Богу и к ближнему. Иисус соглашается с ответом законника, который спросил о том, что ему делать («Что сотворивъ, животъ вечный наследую?»). Иисус отвечает ему, что сначала он и должен делать, что велят ему заповеди Закона: «Cie сотвори, и живъ будеши» - так точно передано в церковнославянском переводе.

У Марка беседа Иисуса с учителем Закона на этом заканчивается, но у Луки она продолжается.

Законник, оправдываясь в том, что задал такой элементарный вопрос, снова спросил: «А кто мой ближний?» Вообще-то говоря, заповедь Книги Левит конкретно указывает на то, кто мой ближний. Напомню эту заповедь: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18). То есть сама заповедь сводит понятие «ближний» к «сынам народа твоего», к иудеям. Именно в этом смысле заповедь «люби ближнего твоего» и понималась большинством иудеев. Так что вопрос законника снова звучит как искушение, как провокация. Ведь он наверняка знал о том, что Иисус Христос учит о любви к врагам, что не могло не возмущать ортодоксальных законников. Как бы то ни было, Иисус отвечает на вопрос, и не теоретическими рассуждениями, а замечательной притчей о милосердном самарянине.

Некий человек шел дорогой из Иерусалима в Иерихон. Эта дорога была и трудной, и очень опасной. Иерусалим расположен на высоте 800 метров над уровнем моря, а Иерихон находится в оазисе среди жаркой пустыни возле Мертвого моря на глубине 250 метров ниже уровня моря. На этой дороге среди ущелий и скал путники часто подвергались нападению разбойников. Еще в V веке, как сообщает блаженный Иероним, эту дорогу называли «Красной, или Кровавой дорогой». Вот путник и был жертвой разбойников. Израненный и едва живой он лежал на солнцепеке. Мимо него прошел иудейский священник, взглянул на несчастного, но не позаботился о нем. Так же поступил и некий левит, тоже священнослужитель. И только третий путник, проезжая мимо и увидев израненного, сжалился над ним. И этот третий был ненавидимый иудеями самарянин. Он-то и позаботился о своем заклятом враге, видя его в такой нужде. Самарянин следовал словам Бога, произнесенным через пророка Осию: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжении» (Ос 6:6 ср. Ам 5:21; Мих 6:8; Мф 9:13; 12:7.).

Некоторые комментаторы предпо­лагают, что священник и левит испугались ловушки со стороны грабите­лей, другие — что они приняли путника за мертвого и не хотели оскверниться прикосновением к его телу. Однако внешний повод здесь не важен, истинная причина — в отсутствии любви и со­страдания. Священник и левит - по каким бы то ни было причинам - побоялись даже прикоснуться к израненному человеку и тем самым доказали свою неспособность к милосердной любви. А самарянин, которого иудеи ненавидели больше, чем язычника, проявил любовь, которая столь угодна Богу. Известно, что историческая вражда еще бо­лее усилилась после того, как по время Пасхи (6 или 9 г.) самаритяне осквернили двор Храма, разбросав там человеческие кости. Иисус сознательно берет крайнюю ситуацию, доказывающую безграничность долга любви. Здесь представители храмового культа в своей бесчеловечности противопоставлены представителю враждебного народа в его человечности. На заключительный вопрос Иисуса «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» ответ не мог быть иным кроме того, который вынужден был дать законник: «оказавший ему милость», буквально «сотворивый милость съ ним». Снова подчеркивается деятельность любви. Так и всякий верующий в деятельном милосердии становится «ближним» конкретным нуждающимся людям в самых непредсказуемых ситуациях.

Тогда Иисус и сказал законнику: «Иди, и ты поступай так же», буквально «иди, и ты твори такожде». И снова подчеркивается этот глагол дела, действия - «твори». Это напоминает нам слова проповеди Иисуса Христа: «якоже хотите да творятъ вам человецы, и вы творите им такожде» (Лк 6:31). Слова Иисуса Христа показывают, что означает Его вера и вера Его последователей в ее практическом измерении. Пророческая критика Иисуса направлена против формального культа, лишенного любви и человечности, против заботы о соблюдении буквы Закона и забвения о его духе, против всей ветхой системы богопочитания. Вспомним слова Иисуса Христа, что именно «фарисеи и законники отвергли волю Божию» (Лк 7:30); это им, законникам, Он говорил: «Горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк 11:46); это законники были недовольны исцелениями Иисуса, ссылаясь на заповедь о субботе (Лк 14:1-6).

Уже Закон говорил, что милость и любовь могут простираться не только на своих, но и на чужаков-пришельцев: «Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Лев 19:34). Согласно Иисусу Христу, этика любви должна превосходить обычаи гостеприимства, она должна распространяться даже на врагов. В притче о милосердном самарянине Иисус Христос продолжает пророческую критику Израиля и излагает социальный смысл веры в Бога. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16).

Но эта история на самом деле не так проста, как кажется на первый взгляд. Речь в ней идет о том, что в обычной жизни подчас просто невозможно. Легко, хотя и не всегда, «полюбить» человека твоего круга или окружения. Но в притче говорится о представителях двух групп людей, которые известны не как добрые соседи, а как заклятые враги. Для слушателей Иисуса представить себе, что самарянин помогает иудею, это все равно как увидеть волка, заботящегося о ягненке. И потому слова «делай так же» невозможно понимать как заповедь какого-то закона, которая, хотя и трудновата для исполнения, но все-таки исполнима. Нет, совершенно ясно, что одними усилиями доброй воли инстинктивная вражда и ненависть между разными людьми, разными народами - непреодолима. Волку, при всем его желании, не стать ягненком, и наоборот. Путь следования за Иисусом не означает какого-то взятого на себя обязательства, не означает принуждения себя следовать какому-то новому закону. Законник спросил Иисуса: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Но ведь чтобы «наследовать» жизнь вечную, надо «быть наследником». Никакие собственные усилия и насилие над собой, над своими инстинктами и своей волей «наследником» тебя не сделают. Наследником надо родиться! Только родившись заново благодатью Святого Духа и верой, мы можем действительно, без всякого принуждения, сердцем исполнить заповедь Христову о любви и к ближним, и к дальним. Своими усилиями исполнить эту заповедь невозможно. Как и Спаситель сказал: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф 19:26).

Учитель Закона спрашивал о том, кто для него является ближним, но Иисус, рассказав притчу, меняет воп­рос: «Кто из троих оказался настоящим ближним?» Иисус говорит ему: “Подумай о страдальце, вообрази себя на его месте, подумай, кто нуждается в моей помощи... Тогда ты увидишь, что требования любви не знают границ”. Нельзя дать определение, кто человеку ближний, можно лишь самому быть ближним.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: