Издержки - это денежное выражение затрат произ-нных факторов, необходимых для осуществления пред-ем своей произ-нной и реализационной деят-ти. Затраты живого и овеществленного труда в процессе произ-ва составляют издержки произ-ва.
Затраты - стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных орг-ей в процессе осуществления деят-ти, которые признаются активами орг-ции, если от них орг-ция предполагает получение эк-ких выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них орг-ция не предполагает получение эк-ких выгод в будущих периодах.
Термин «издержки» понятие более узкое, чем «затраты», оно включает только затраты произ-нные, в то время как понятие «затраты» включает все потребленные ресурсы.
Расходы - уменьшение эк-ких выгод в течение отчетного периода путем уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала орг-ции, не связанному с его передачей собственнику имущества, распределением между учредителями (участниками).
Целью любой классификации затрат в управленческом учете является оказание помощи руководителю в выборе (принятии) правильных решений.
Взаимосвязь функций управления и признаков классификации затрат в управленческом учете.
Функции управ-ия | Затраты |
Прогнозирование | краткосрочного и долгосрочного периода |
Планирование | планируемые и непланируемые |
Нормирование | в пределах норм и отклонения от норм |
Организация | по местам возникновения, по центрам ответственности |
Учет | по элементам, по статьям калькуляции, постоянные и переменные, прямые и косвенные, основные и накладные, текущие и единовременные |
Контроль | контролируемые и неконтролируемые |
Регулирование | регулируемые и нерегулируемые |
Стимулирование | обязательные и поощрительные |
Анализ | фактич., плановые, нормативные, общие и структурные |
Принятие управ-их решений | явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные |
Классификация затрат по видам деятельности.
Группировка затрат снабженческо-сбытовой деят-ти:
а) по компонентам затрат:
- на поддержание запасов (т.е. на владение запасами): страхование запасов, содержание складов, риск устаревания, порчи,
- связанные с размерами партий, т.е. затраты кот. пропорциональны кол-ву заказанных партией материалов, а не кол-ву выпускаемых изделий: затраты на транспортировку, риск исчерпания запасов, ведение переговоров,
- связанные с дефицитом запасов: расходы на связь, на разъезды, премии за быструю доставку,
- на управление запасами – это затраты на обучение (незначительны) и затраты на содержание технического и управленческого персонала,
- по степени воздействия на общую сумму затрат выделяют вмененные (инвестиции в запасы) и релевантные (на хранение запасов и выполнение заказов);
б) по видам работ: на разгрузочно-погрузочные работы, транспортировочные расходы, затраты на сортировку. Эта классификация необходима для составления смет.
в) по местам возникновения затрат.
Затраты производственной деятельности:
1) одноэлементные и многоэлементные (комплексные);
2) по видам: эк-кие элементы, статьи калькуляции;
3) по назначению: основные и накладные;
4) по способу отнесения на себестоимость некоторых видов продукции: прямые и косвенные;
5) по отношению к объему произ-ва: постоянные и переменные.
Затраты финансово-сбытовой деятельности:
- транспортные расходы;
- содержание складов готовой продукции;
- комиссионные сборы;
- затраты на маркетинговые исследования;
- затраты по рекламе;
- представительские расходы и др.
Затраты, связанные с организационной деят-тью:
- связанные с выполнением целевых функций;
- по обеспечению функционирования служб и отделов;
- расходы общеорганиз-нной и общеуправ-кой деят-ти.
Классификация затрат с т. зр. целей управленческого учета:
- по техническому управлению,
- по управлению производством,
- по материально-техническому обеспечению, маркетингу.
Классификация затрат по элементам:
1) материальные затраты,
2) расходы на оплату труда,
3) отчисления на социальные нужды,
4) амортизация основных средств и нематериальных активов,
5) прочие затраты.
Классификация затрат по статьям калькуляции:
1) прямые материальные затраты,1.1) сырье и материалы,
1.2) покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера,
1.3) топливо и энергия на технологические нужды,
2) прямые затраты по оплате труда с отчислениями,
2.1) основная заработная плата производственных рабочих.
2.2) дополнит-ая заработная плата производственных рабочих,
2.3) отчисления на страхование,
3) распределяемые переменные косвенные затраты,
3.1) переменные расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования,
3.2) переменные расходы по организации, обслуживанию и управлению производством,
4) Всего себестоимость продукции (сумма п. 1, 2 и 3),
5) управленческие расходы,
5.1) усл.-пост. расходы по содерж. и экспл. маш. и оборудов.,
5.2) усл.-пост. расходы по орг-ции, обслуж. и управ. произ-ом,
5.3) общехозяйственные расходы,
6) расходы на реализацию,
7) Итого затраты на произ-во и реализацию (сумма п. 4, 5 и 6).
Группировка всех затрат:
1) по составу и назначению:
- основные,
- накладные;
2) в зависимости от способов отнесения на себестоимость отдельных видов продукции:
- прямые,
- косвенные;
3) при калькулировании и оценке готовой продукции:
- входящие (отражены в балансе как активы),
- истекшие - затраты на произ-во реализованной продукции отчетного периода;
4) с т. зр. включения в себестоимость:
- производственные (включаемые в себестоимость),
- непроизводственные (относимые на финансовый рез-тат), напр., недостача сверх норм естественной убыли.
Классификация затрат для целей управления:
1) Явные затраты – это предполагаемые затраты, кот. должно нести пред-ие при ведении произ-ой и коммерческой деят-ти.
Альтернативные (вмененные) – кот. учитываются (добавляются) при принятии решения, но реально в будущем их может и не быть.
2) в зависимости от специфики принимаемых решений:
- релевантные – существенные, значительные, зависящие от управленческого решения,
- нерелевантные – не зависят от управленческих решений (напр., затраты прошлых периодов).
Инкрементные затраты и доходы являются дополнительными и возникают в случае изготовления какой-то партии продукции дополнительно (напр., выплачивается премия за быстрое выполнение работ).
Постоянные затраты остаются неизменными при изменении объема произ-ва. Поведение постоянных затрат описывается линейной функцией: у = b, где b – общая сумма постоянных затрат (на объем).
Поведение переменных затрат описывается линейной функцией: у = ах, где у – общая величина затрат; а – переменные затраты на единицу; х – объем произ-ва продукции.
Методы разделения затрат на постоянные и переменные:
1) методы корреляции,
2) наименьших квадратов,
3) высшей и низшей точек.
Особенностью дискретных (полупостоянных) затрат является то, что для конкретного периода времени они являются постоянными для определенного уровня произ-ва, но возрастают или уменьшаются на определенную величину в какой-либо критический момент.
В состав (смешанных) полупеременных затрат включаются как постоянные, так и переменные затраты. Расходы на ремонт и обслуживание оборудования представляют собой полупеременные издержки, состоящие из расходов на плановый ремонт, который проводят независимо от интенсивности эксплуатации, и элементов переменных издержек, которые непосредственно связаны с загрузкой оборудования. На практике очень сложно, но крайне необходимо для анализа безубыточности, разделить полупеременные издержки на постоянные и переменные. В управленческом учете для этого используется метод минимума и максимума.
Классификация затрат для процесса контроля и по уровню регулирования:
1) Полностью регулируемые – это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности. Их величина зависит от степени регулирования со стороны менеджера.
Частично регулируемые – затраты имеют место в НИОКР, в маркетинге, в обслуживании клиентов.
Слаборегулируемые затраты возникают во всех функциональных областях.
2) Эффективные – это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации продукции, на которую эти затраты произведены.
Неэффективные – это затраты непроизводительного характера (брак, недостачи, порча), в рез-те кот. не будут получены доходы. В планировании их не д. быть.
3) по отношению к действующим нормам, лимитам, стандартам:
- в пределах норм;
- отклонение от норм.
Эта классификация явл. основой нормативного метода учета.
4) Контролируемые – это затраты, кот. поддаются контролю со стороны субъектов управления (они не совпадают с регулируемыми; например, расход моющих средств уборщицами организации).
Неконтролируемые – не зависят от действий субъектов управления (изм-ие тарифной ставки 1-го разряда, изм-ие ставки единого платежа, цен на энергию).
Вычисление точки безубыточности:
1) метод уравнения
Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль
или
(Цена × Количество единиц) - (Переменные затраты на единицу × количество единиц) - Постоянные затраты = Прибыль
2) метод маржинального дохода
МД = Выручка от реализации - Переменные затраты
МД = Постоянные затраты + Прибыль организации
3) графического изображения
1) Запас производственной прочности - разность между фактическим и критическим объемом произ-ва. Если Кфакт > Ккр, то пред-ие получает прибыль, если значение ЗПР отрицательное, то пред-ие имеет убытки.
2) Маржинальная прибыль - разность между выручкой от продаж и переменными затратами: МПР = В – ПЕРЗ или МПР = ПОСТЗ + ПРП.
3) Критический объем выручки (порог рентабельности), при которой прибыль равна нулю:
Вкр = ПОСТЗ / (1 - ПЕРЗ / В) или Вкр = ПОСТЗ × В / МПР.
4) Запас финансовой прочности - разность между фактической и критической выручкой: ЗФП = Вфакт - Вкр.
Чем меньше значение порога рентабельности, тем больше запас финансовой прочности, тем выше уровень финансовой независимости.
5) Операционный рычаг - отношение маржинального дохода к прибыли от продаж: ОПР = МПР / ПРП.
65 (2). Понятие «бюджетирование». Виды бюджетов. Содержание и порядок разработки общего бюджета организации.
Планирование явл. одной из важнейших функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые д. б. выполнены в будущем.
Планы м. б. классифицированы:
1) оперативные – это тактические планы, кот. прямо связаны с достижением целей организации (напр., квартальные или годовые);
2) административные составляются с целью создания орг-ции, при кот.й м. б. достигнуты желаемые уровни выполнения (планы развития и поддержания организационной структуры);
3) стратегические – это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации.
Программирование – процесс выбора программ и определения приблизительного объема рес-ов, выделяя-ых на каждую программу.
Программы – основные направления деят-ти, кот. орг-ция решила осуществить для реализации своей стратегии. Программами м. б.: продукты; произ-ые линии; НИР; поиски новых продуктов.
Бюджетирование (бюджетное план-ие) – это распределенная система согласованного управления деят-тью подраздел. орг-ции.
Бюджет – это «колич-нный план в денеж. выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, показывающий планируемую величину дохода, кот. д. б. достигнута, и/или расходы, кот. д. б. понесены в течение этого периода, и капитал, кот. необходимо привлечь для достижения данной цели.
Основные функции бюджета:
- планирование деят-ти, т.е. планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
- координация деят-ти различных видов и различных подразделений (напр., план произ-ва д. б. скоординирован с планом отдела маркетинга/объем произ-ва д. совпадать с объемом продаж);
- стимулирование менеджеров всех рангов к достижению целей орг-ции: каждый руководитель д. четко знать, что ожидают от его центра ответственности (он м. принимать участие и в планировании);
- контроль текущей деят-ти;
- оценка выполнения плана центров ответственности (в зависимости от степени выполнения плана может рассчитываться премия менеджеров);
- средство обучения менеджеров: изучается в деталях деят-ть своих подразделений и их взаимосвязь с другими подразделениями.
Классификация бюджетов.
1) по срокам:
- текущий бюджет составляется на год,
- оперативный бюджет м. составляться на квартал, месяц,
- скользящий бюджет – добавляется бюджет на предстоящий период, как только истекает срок предыдущего периода;
2) по назначению:
- операционные – это бюджеты по центрам ответственности,
- финансовые – это прогнозные финансовые документы;
3) по методам разработки:
- статичный (жесткий) - рассчитан на вполне определенный, конкретный уровень деловой активности,
- гибкий – бюджет, кот. составляется для определенного диапазона деловой активности, т.е. включает несколько вариантов объема произ-ва (или реализации);
4) по уровню детализации:
- главный бюджет – это скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы пред-ия в целом,
- частный бюджет – план или смета подразделения (центра ответственности). Сумма частных бюджетов равна главному.
Главный бюджет – это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и произ-нных планов, необходимых для достижения поставленных целей орг-ции.
Общий главный бюджет не имеет стандартизированной формы, его структура зависит от объекта планирования, размера пред-ия, степени квалификации разработчиков.
Этапы составления главного бюджета орг-ции:
1) рассмотрение текущей программы, кот. включает общие планы, направления и политику, предложения и ограничения;
2) составление бюджета продаж;
3) составление др. бюджетов (их составляют менеджеры центров ответственности при поддержке бюджетного отдела организации);
4) согласование основного бюджета между менеджерами центров ответственности и руководителями орг-ции (как следствие, возникают обязательства между ними);
5) координация и корректировка бюджетов по мере продвижения их снизу вверх по системе управления орг-ией;
6) утверждение высшим руководством основного бюджета;
7) рассылка утвержденного бюджета по центрам ответственности на нижние уровни управления.
Составные части главного бюджета организации:
1) операционный (оперативный) бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции орг-ции. Основные составляющие операционного бюджета:
- бюджет продаж;
- производственный бюджет;
- бюджет товарно-материальных запасов;
- бюджет расходов;
- в итоге д. б. получен прогнозный отчет о прибылях и убытках подразделения.
В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и объемы произ-ва трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений орг-ции.
2) финансовый бюджет – это план, в кот. отражаются предполагаемые источники денежных средств и определяются направления их использования. Он включает в себя:
- инвестиционный бюджет (бюджет капитальных вложений);
- бюджет денежных средств;
- отчет о прибылях и убытках (прогнозный);
- бухгалтерский баланс (прогнозный) или балансовый отчет;
- может быть также отчет о финансовом состоянии.