ON THE COAT OF ARMS OF RUSSIAN FEDERATION




Вадим Владимирович Останин

АРТЕФАКТЫИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

НА ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ARTEFACTS OF INDIAN CULTURE

ON THE COAT OF ARMS OF RUSSIAN FEDERATION

Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ № 16-13-22002 «Алтай и Гималаи как уникальные культурно-биосферные регионы Евразия: поиск общих ценностей, эколого-экономических стратегий и социо-культурных параллелей»

ОCТАНИН Вадим Владимирович – кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Алтайский государственный аграрный университет (vadim_bh@mail.ru). 8 913 080 70 30

Аннотация: Статья посвящена исследованию артефактов индийской культуры, располагающихся на гербе Российской Федерации. Первым из артефактов является общий для России и Индии символ двуглавого орла, иначе – Гандабхерунда. Второй артефакт представляет собой важнейший элемент императорского скипетра, находящийся в лапах двуглавого орла, а именно – т.н. бриллиант «Орлов», также имеющий индийское происхождение и связанный с традицией Рамануджи (1017-1137). Термин артефакт берется в общем культурном значении, как культурный символ.

Ключевые слова: Индия, герб России, двуглавый орел, Гандабхерунда, бриллиант «Орлов», Рамануджа, Шри-Рангам.

OSTANIN Vadim Vladimirovich – candidate of philosophical Sciences, associate Professor of philosophy, Altai state agricultural University (vadim_bh@mail.ru). 8 913 080 70 30

Summary: The article is devoted to the study of artifacts of Indian culture, located on the emblem of the Russian Federation. The first of the artifacts is the common for Russia and India symbol of the two-headed eagle, otherwise - Gandabherunda. The second artifact is the most important element of the imperial scepter, located in the paws of the two-headed eagle, namely – the so-called a diamond "Orlov", also of Indian origin and associated with the tradition of Ramanuja (1017-1137). The term artifact is taken in general cultural meaning, as a cultural symbol.

Keywords: India, coat of arms of Russia, two-headed eagle, Gandabherunda, diamond «Orlov», Ramanuja, Sri-Rangam.

Несомненной частью современного евразийского процесса является гармоничное сотрудничество между двумя великими странами: Российской Федерацией и Индией. Естественно, что изучение общей символики, имеющей глубокие исторические корни, занимает в нем далеко не последнее место. В данном исследовании анализируются – государственный российский символ двуглавого орла и алмаз «Орлов», также являющийся важным элементом российской государственной символики.

Первое упоминание об Индии в древнерусских литературных памятниках мы находим уже в XI-XII веках в «Повести временных лет», где Нестор-летописец, цитируя летопись Георгия (Амартола), буквально пишет: «Таков же закон и у бактриан, называемых иначе рахманами (глаголеми върахманеи) или островитянами; эти по заветам прадедов и из благочестия не едят мяса и не пьют вина, не творят блуда и никакого зла не делают, страх имея великий. Иначе – у соседних с ними индийцев: эти – убийцы, сквернотворцы и гневливы сверх всякой меры; а во внутренних областях их страны едят людей, и убивают путешественников, и даже едят как псы»[1]. Очевидно, что Нестор вслед за Георгием Амартолом четко различает брахманическую культуру населения древней Бактрии и сопредельных территорий, которым было свойственно следование традициям предков, ритуальная чистота, вегетарианство и неприятие алкоголя, и культуру примитивных народов Индостана.

Залогом же успеха будущих добрососедских отношений между Россией и Индией можно считать решительный отказ в 2011-2012 годах судебной системы РФ признать священный для каждого последователя вайшнавского (и не только) вероучения текст – «Бхагавад-гиту», экстремистским произведением.

Конечно, взаимопроникновение культур указанных регионов началось гораздо ранее и протекало фактически на всех уровнях человеческого существования: мифологическом, лингвистическом, бытовом и т.д. и т.п. Настоящее исследование призвано наметить исследование подобных параллелей и возможных точек соприкосновения в символической области. Символика есть богатейший материал, который способен вскрыть, показать глубинные пласты мысли, жизни народа и региона, а, следовательно, позволяет увидеть основания исторического взаимодействия народов и государств и их плодотворного сотрудничества в будущем.

Как пишет в работе «Проблема символа и реалистическое искусство» знаменитый отечественный философ А.Ф. Лосев: «Символ вещи действительно есть ее смысл. Однако это такой смысл, который ее конструирует и модельно порождает»[2]. Очевидно, что в определении, в частности, затронуто историческое динамическое измерение, понимание символа, растянутость символа во времени, его конструирующая, порождающая историческую реальность сила. Подобная растянутость как раз и позволяет надеяться различить в символах общую историю, в данном случае историю территорий России и Индии.

Центральным моментом государственного герба РФ является эмблема с двуглавым орлом. Традиционно считается, что она появилась в эпоху правления Ивана III (1440-1505) и была заимствована либо с территории Священной Римской империи, либо у Византии. Первый вариант кажется менее продуктивным, так как, насколько известно, хотя орел, несомненно, являлся символом германских племен, начиная с древних времен, он не столь часто представал именно двуглавым и был закреплен в качестве официального герба империи лишь в XV веке. Напротив, гипотеза о византийском «следе» находит серьезное подтверждение в факте женитьбы Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог и очевидном желании сродниться с великой славой греческих басилевсов. Династическим гербом Палеологов на протяжении долгого времени выступал как раз двуглавый орёл, и его заимствование, по мнению В.Н. Татищева и Н.М. Карамзина, демонстрировало преемственность православия и высшую власть Ивана III – великого князя «всея Руси». В Византии, предположительно, двуглавый орел был введен императором Исааком Комнином (1005-1061). Этот символ являлся родовым знаком всей династии.

Первым историческим памятником, продемонстрировавшим этот факт, считается печать из воска, закреплявшая грамоту, дарованную Иваном III племянникам в 1497 году. Стоит, однако, упомянуть, что печать была изготовлена в 1490 году немецким мастером. Ныне двуглавый орел иллюстрирует несомненное географическое евразийское господство России.

Вполне закономерно встает вопрос о том, откуда могла появиться данная эмблема двуглавого орла в Византии? Нам кажется вполне возможным, что этот символ был привнесен несторианцами с территории Индии, контакты с которой они, конечно, имели.

«Двуглавый орёл как символ военной мощи государства и его правителя известен с глубокой древности. Эта фантастическая птица под именем Гандаберунда впервые упоминается в древних канонических текстах индуизма. На дравидийском языке каннада ганда – сильный, берунда – двухголовый. В “Вишну-пуране” рассказывается, что бог-воин Вишну превращался в Гандаберунду, когда обычного оружия, которым он владел, оказывалось недостаточно и требовалось проявить фантастическую силу: двуглавый орёл легко мог поднять в каждой лапе и клюве по слону или льву. Интересно, что такое изображение Гандаберунды сохранилось не только на средневековых монетах, но и на барельефе храма Рамешвар в индийском г. Келади, который построен в XVI веке, а также в гербе королевства (княжества) Майсур, где Гандаберунда держит в каждой лапе по слону. Гандаберунда известен и в качестве эмблемы династии королей Майсура – Водеяров, на ряде золотых и медных монет могущественной империи Виджаянагар (юг Индии) XIII-XVI вв., а в наши дни – в гербах штата Карнатака, г. Майсур, его университета и др.»[3].

Санскритское прочтение имени толкуется несколько иначе: ганда – «щека», бхерунда – «хищник». Наличие двух щек намекает на «прорастание» из них двух голов хищной птицы. Миф о Гандабхерунде является продолжением мифа о Нарасимхе – четвертом воплощении Вишну в древнеиндийском эпосе.

Сюжет мифа следующий. Нарасимха (человеколев: нара – «человек», симха – «лев») воплощается на земле и убивает неправедного царя Хираньякашипу, заступаясь за невинного святого принца Прахладу. Однако гнев его все не проходит, и тогда бог Шива последовательно инкарнирует как Вирабхадра (вира – «сила»), Рудра (рудра – «гнев») и Кала-бхайрава (кала – «время»), однако Нарасимха уничтожает их всех. Наконец, Шива принимает форму удивительного существа – Шарабха (полулев, полуптица). В ответ на это из Нарасимхи является олицетворенная форма его праведного гнева – Гандабхерунда, с которой Шарабха сражается в течение восемнадцати дней. Результаты битвы разнятся в различных источниках. Согласно вишнуитским сюжетам («Шайва-сарвасва-кханданам» Виджайендры Тиртхи, 1514-1593) – Гандабхерунда убивает Шарабху; согласно шиваитским («Шарабха-упанишад») – наоборот, Шарабха сражает Гандабхерунду. Иногда приводится примирительный сюжет, согласно которому, обнявшись в конце сражения, оба существа попросту исчезают во вспышке божественного света.

Пытаясь проследить истоки появления Гандабхерунды в Ведах, доктор С. Шриканта Шастри в работе «Эволюция [образа] Гандабхерунды» находит их уже в «Риг-веде» (I.164.20-22). Он пишет: «Золотые птицы, ассоциированные с деревом, хорошо известны как представляющие индивидуальную и Вселенскую души… Не так уж невозможно, чтобы эти две золотые птицы, некогда отделенные, демонстрировали двайту или двойственность, ставшую единством – Ганда Бхерундой с двумя головами, но одним телом, символизирующей трансцендирование двойственности и достижение единства (адвайта)»[4].

Указанные стихи в переводе Т.Я. Елизаренковой звучат следующим образом:

 

20. Два орла, два связанные друг с другом товарища,

Обхватили одно и то же дерево.

Один из них ест сладкую винную ягоду,

Другой наблюдает, не вкушая.

21. Где орлы о доле в бессмертии,

О наделах, не мигая, взывают,

Там – могучий пастух всего мира,

Мудрый, вошел в меня глупого.

22. На дереве том, где вкушающие мед орлы,

Селятся, размножаются все,

На вершине его, говорят, – ягода сладкая,

До неё не доберется тот, кто не знает отца[5].

 

Итак, эмблема двуглавого орла, несомненно, имеет глубочайшие исторические, мифологические и даже философские корни, что, конечно, не только роднит историю Индии и Российской Федерации, но и предполагает перспективы глубинного взаимопонимания в рамках истолкования символических систем.

Вторым важнейшим культурным артефактом на гербе РФ является алмаз «Орлов», имеющий весьма богатую историю. Данный бриллиант представляет собой центральный элемент ансамбля императорского скипетра, созданного в правление Екатерины II. Более того, именно этот скипетр удерживает в одной из своих лап на гербе Российской Федерации вышеупомянутый двуглавый орел.

Первое упоминание о бриллианте внушительных размеров[6] относится к XI веку. Оно находится в житиях знаменитого южноиндийского вайшнавского святого по имени Рамануджа (1017-1137), таких как «Прапанна-амрита» Анантачарьи, «Гуру-парампара-прабандхам» Перумала Джийара, «Дивья-сури-чарита», «Рамануджа-арья-дивья-чарита» и др[7].

Во время одного из пышных религиозных фестивалей в Шри-Рангаме, величественном храмовом комплексе на юге Индии, когда взоры всех участников были обращены к малому выносимому их храма скульптурному изображению Бога, Рамануджа замечает, что известный силач по имени Дханурдаса не отрывает глаз от своей прекрасной спутницы – куртизанки Хемамбы. Великий святой решает исправить ситуации и произносит:

 

рагебхимукха гхра

каришймйадхунаива там |

итйуктв ваишавнсарвн

свапрвастхн йатвара || 15 ||

«Господин среди монахов [Йатишвара – эпитет Рамануджи], вплотную окруженный многочисленными вайшнавами, сказал: “Без промедления сегодня же я поставлю его перед лицом Повелителя Шри-Рангама [Главная священная статуя Вишну]”»[8].

 

Вечером Рамануджа в сопровождении Дханурдасы идет на заключительную храмовую службу суточного цикла, и в полумраке алтарной залы Дханурдаса видит, как играют блики от света огненной лампады в алмазных глазах Божества. Покоренный Его красотой он вручает свою жизнь (и жизнь его прекрасной спутницы) Богу и святому Раманудже, который впоследствии венчает их и делает своими учениками.

Далее на протяжении нескольких веков бесценный бриллиант пребывает в качестве ока Божества. Однако в начале XVIII века, как сообщает исследователь Эдвин В. Стритэр в книге «Великие алмазы мира: их истории и легенды», со ссылкой на французского исследователя Луи Дютенса («Драгоценные и благородны камни», 1783), случается следующее: «Дютенс, пишущий об этом времени, сообщает нам, что “данный алмаз представлял собой глаз известной статуи Шерингама в храме Брахмы”. Эти слова – un des yeux de la fameuse statue de Scheringam dans le Temple de Brama… Истинная форма слова вне всяких сомнений должно выглядеть как Шрирангам ». Далее: «Согласно выкладкам Дютенса, один французский гренадер… прикинулся искренним почитателем Бога… постепенно он вошел в необычайное доверие к ничего не подозревающим брахманам … и под прикрытием ночного урагана выколупал один из сверкающих глаз из углубления, оставив другой не тронутым»[9].

Вопрос о втором оке Божества остается открытым. Сам Стритэр предлагает два варианта: либо француза побеспокоили, либо второй глаз в действительности представлял собой некую «пасту». Российская исследовательница Е.А. Коровина приводит иной, мистический сюжет, согласно которому другой глаз Божества «заблестел грозно и злобно», и солдат попросту испугался. Она же сообщает настоящее и приобретенное им индийское имя француза: Ив Дерош и Раджа, а также историю о том, как он впоследствии поплатился жизнью за свое святотатство[10].

В дальнейшем алмаз переходил от хозяина к хозяину, побывав во многих странах Европы: Англия, Турция, Нидерланды и др. Наконец, в 1973 году фаворит Екатерины II – Григорий Орлов выкупил его у придворного ювелира Ивана Лазарева за баснословную по тем временам сумму – 400 000 рублей, который, в свою очередь, получил бриллиант из рук армянского купца Григория Сафраса.

Отечественный корифей кристаллографии А.Е. Ферсман со ссылкой на архивные данные С.Н. Тройницкого пишет: «В 1773 г. граф Григорий Григорьевич Орлов поднес Екатерине в день ее именин огромный алмаз, известный с тех пор под названием “Орлов”»[11].

Сохранилась следующая история данного события. В день именин императрицы – 24 ноября 1773 года – уже фактически опальный фаворит преподнес алмаз Екатерине II. Притворившись, что у него нет подарка (остальные придворные дарили исключительно шикарные букеты цветов, но это в ноябре!), и, выждав необходимое время, Григорий Орлов произнес: «Что же это я? Прости, матушка! У тебя праздник, а я, старый дурень, совсем запамятовал. Ну, не серчай, не припас подарочка... Хотя, впрочем, тут у меня кое-что завалялось. Может, сгодится? Не откажи, прими»! Увидев шикарный бриллиант, довольная Екатерина ответила: «Угодил, угодил… Ох, проказник»! И весело пригрозила Орлову пальчиком[12].

Спустя год Екатерина II повелела отныне именовать сей алмаз «бриллиант Орлов» и вставить его в верхнюю часть ее императорского скипетра, где он пребывает и поныне.

Конечно, нахождение вайшнавской святыни на гербе Российской Федерации и, в частности, в ансамбле императорского скипетра России, весьма и весьма символично. Данный артефакт как нельзя лучше роднит и связывает между собой государственные, политические и религиозные исторические традиции России и Индии, о чем, безусловно, говорит взаимное притяжение двух народов, их культуры, философии и жизненной практики.

Таким образом, исследование обоих артефактов, являющихся общими для территорий Индии и Российской Федерации: символ двуглавого орла и артефакт алмаза «Орлов»; позволяет сделать выводы о несомненной близости символических систем указанных стран. Это, в свою очередь, предполагает наличие глубоких общих исторических корней и их дальнейший поиск, актуальность взаимодействия регионов на современном этапе истории и оптимистический взгляд на перспективы их сотрудничества в самом ближайшем будущем.

 

 

Список литературы

Санскрит:

Sriman Anantacarya. Prapannamritam (санскритский текст). – PDF Creation and Uploading by: Hari Parshad Das (HPD). 01-June-2014. – 504 p. Режим доступа: https://archive.org/details/prapannamrta (дата обращения: 28.10.2017)

Английский:

Edwin W. Streeter. The Great Diamonds Of The World: Their History And Romance / Joseph Hatton, A. H. Keane. – London, 1882. – 322 p. Режим доступа: https://farlang.com/books/edwin-streeter-the-great-diamonds-of-the-world (дата обращения: 28.10.2017)

Srikanta Sastri S. Evolution of the Gandabherunda // Quarterly Journal of Mythic Society. – 2015. – Vol. 16. – 18 p. Режим доступа: https://www.srikanta-sastri.org/evolution-of-the-gandabherunda/4576393366 (дата обращения: 28.10.2017)

Русский:

Коровина Е.А. Великие тайны золота, денег и драгоценностей.100 историй о секретах мира богатства / Елена Коровина. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2012. – 414 с.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М.: Искусство, 1995. – 320 с.

Наимишаранйа. Жизнь Рамануджачарйи. – Kaumara PRESS, 1994. – 152 с.

Повесть временных лет (по Лаврентьевской летописи 1377 г.). – Москва-Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1950. – 404 c.

Ражнев Г. В., Ранчугова Н. Г. После отечественной войны 1812 года российская имперская эмблема нашла отклик в душе народа // Военно-исторический журнал (Издание Министерства обороны РФ). – 2012. – № 12. – С. 70. Режим доступа: https://militera.lib.ru/periodic/0/v/voenno-istorichesky-zhurnal/vij_2012-12.pdf (дата обращения: 28.10.2017)

Ригведа. Мандалы I – IV / Пер. с санскр. Т. Я. Елизаренковой. – М.: Наука, 1999. – 767 с.

Ферсман А.Е. Кристаллография алмаза / Д.С. Белянкин, И.И. Шафрановский. – Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1955. – 566 с.


[1] Повесть временных лет (по Лаврентьевской летописи 1377 г.). – Москва-Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1950. – С. 211-212

[2] Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М.: Искусство, 1995. – С. 47

[3] Ражнев Г. В., Ранчугова Н. Г. После отечественной войны 1812 года российская имперская эмблема нашла отклик в душе народа // Военно-исторический журнал (Издание Министерства обороны РФ). – 2012. – № 12. – С. 70

[4] Srikanta Sastri S. Evolution of the Gandabherunda // Quarterly Journal of Mythic Society. – 2015. – Vol. 16. – P. 11

[5] Ригведа. Мандалы I – IV / Пер. с санскр. Т. Я. Елизаренковой. – М.: Наука, 1999. – С. 202

[6] Размеры камня: при плоском положении на широкой грани высота составляет 22 мм, ширина 31-32 мм, длина 35 мм (относительно длинной оси скипетра). Масса – 199,6 карат. Бриллиант огранён в форме «индийской розы», имеет 180 граней.

[7] Наимишаранйа. Жизнь Рамануджачарйи. – Kaumara PRESS, 1994. – C. VIII

[8] Sriman Anantacarya. Prapannamritam (санскритский текст). – PDF Creation and Uploading by: Hari Parshad Das (HPD). 01-June-2014. – P. 123 (Prapannamritam, 40.15). – Перевод В. Останин

[9] Edwin W. Streeter. The Great Diamonds Of The World: Their History And Romance / Joseph Hatton, A. H. Keane. – London, 1882. – P. 105-107

[10] Коровина Е.А. Великие тайны золота, денег и драгоценностей.100 историй о секретах мира богатства / Елена Коровина. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2012. – С. 92-93

[11] Ферсман А.Е. Кристаллография алмаза / Д. С. Белянкин, И. И. Шафрановский. — Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1955. — С. 480

[12] Коровина Е.А. Великие тайны золота, денег и драгоценностей.100 историй о секретах мира богатства / Елена

Коровина. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2012. – С. 90-91



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: