В 1981 году группа туристов из г. Пенза-19




Где с разбега врезается в кручу,

Там, цепляясь за тучу, идёт человек,

Называя по имени тучу.

А.Киреев.

Частная независимая газета Бесплатное распространение Издаётся с октября 2007 года № 144 Январь 2020г.

ОТ РЕДАКТОРА

Уважаемые читатели газеты, друзья! Прошу вас от меня лично, а также от Деда Мороза и Снегурочки принять в эти волшебные январские дни поздравления с Новым 2020 годом и Православным Рождеством Христовым!

Будьте здоровы, счастливы, добры и веселы, оставайтесь на позитиве в любых жизненных ситуациях, путешествуйте по всему миру – он так прекрасен и удивителен!

Вас ждут морские просторы, бурные реки и непокорённые горные вершины!

Попутного вам ветра странствий!

- 2 –

Л и т е р а т у р н ы е с т р а н с т в и я

Наступает Новый год,

Начинаем хоровод.

Ёлки-палки тут и там,

Шум и гам, и тарарам.

Тот, кому не повезёт,

Тот подарков не найдёт.

Дед Мороз, всесильный маг,

Усмехается в кулак.

Бросил где-то свой мешок,

Кучу шишек приволок.

А Снегурочка-краса

Обещала чудеса.

Я хотел её поймать,

Да никак не мог догнать.

Подскользнулся и упал,

Едва шею не сломал.

А к двенадцати часам

Не поверил я глазам:

Три Луны на небе вдруг

Осветили всё вокруг.

Я махнул на них рукой

И отправился домой.

Открываю дома дверь –

По столу гуляет зверь.

То ли заяц, то ли ёж,

Ни черта не разберёшь!

Напоил его вином,

Он ушёл через окно.

Я тогда улёгся спать

И решил всё записать:

Наступает Новый год … и т.д.

Александр Белов (Митрофанов), декабрь 1987г.

- 3 -

Т у р и с т с к и е т р о п ы

Первомайский велопоход вдоль Волги, 2018

Автор отчёта: Александр Зайцев. Опубликовал Вадим timka.

Даты: 30 апреля - 2 мая 2018 года

Маршрут: станция Овражная - мыс Степана Разина - Нижняя Банновка - Золотое - Дубовка - Садовое - Синенькие - Красный Текстильщик - Саратов

Скачать трек похода: https://www.gpslib.ru/tracks/info/77956.html (трек без заезда в Дубовку, часть группы ехала через это село и дальше вдоль берега до пересечения с этим треком)

Участники: Александр Зайцев, Роман Денисов, Андрей Паршуков, Александр Кожевников, Вячеслав Чемезов, Игорь Усов, Вадим Щербаков (timka), Вадим Дмитриев (clopgovorun), Александр Фефелов, Оксана.

День 0. 29 апреля.

Пробег: 9 км.

Заранее распределившись по автомобилям, каждая группа самостоятельно выбрала время старта для переброски себя из Пензы в Саратов. Мысль о том, что придётся сидеть 3 часа в авто и потом +3 в электричке совсем не радовала. Наверное, остальные подумали так же и согласились стартовать немного пораньше и погулять по городу. Стартовав с некоторой задержкой, лишив себя тем самым прогулки по набережной, решено было посмотреть на панораму города и парк Победы.

Пришпорив коней, помчались реализовывать задуманное, по пути обогнав Романа на «Газельке». К сожалению, на данном этапе проявился просчёт в логистике, и Роману предстояло час простоять на стоянке в ожидании остальных участников. Наверное, ему стоило стартовать позже, но нужен был запас по времени на случай форс-мажора. Дорожка была спокойной, и достаточно быстро перед нами предстал Саратов. Немного поплутав по городу, добрались до парка. В нашем распоряжении было чуть больше часа, поэтому пробежавшись взглядом по экспонатам военной и сельскохозяйственной техники, устремились на точку сбора.

Стоянка для наших машин была недорогой и имела в наличии свободные места, сторожа (тётеньки в возрасте) очень даже доброжелательные.

По приезду мы обнаружили, что все велосипеды уже стоят на земле, за что спасибо Вадиму и Роману, они действительно даром время не теряли. Осталось прикрутить педали, навесить баул и можно отправляться на покорение Волжских просторов. Провозившись ещё немного, мы стартовали.

Ещё раскатывая по городу на авто, отметили для себя, что здесь не пропускают пешеходов, и нет велосипедистов на проезжей части. Стоило нам только выехать со стоянки, как раздались звуки клаксонов. Несколько раз нарушив ПДД, но стараясь быть максимально предсказуемыми для водителей, добрались до «Магнита» в 100 метрах от вокзала.

Как оказалось - люди в кучке соображают иначе, чем на форуме. Так за минуту отсеялась идея индивидуального ужина и завтрака, о чём ни капельки не пожалели. Закупив продуктов, сверили наши часы: оставалось ещё 40 дополнительных минут личного времени. Договорившись встретиться у вокзала, мы разъехались в разные стороны, кто за билетами, кто побаловать желудок вкусностями из общепитов типа «КФС», «Макдональдс».

В электричку погрузились довольно быстро, как-то незаметно поделились и заняли первый вагон, причём даже было некоторое соревнование в скорости погрузки. Для велосипедов места оказалось маловато, и пришлось слегка перекрыть проход. К счастью, пассажиров было человек 10-15, в основном все спокойно проходили мимо, только пара пенсионеров пробурчала что-то невразумительное.

- 4 -

И снова дорога. Справа взору открывались степные пейзажи, а вот по левую сторону можно было наблюдать интересный холмистый хребет, который намекал, что легко не будет. Увы, мы были наивны и не слушали. На очередной станции напротив нас сел мужичок, который, как оказалось, был неплохо осведомлён о грунтовых дорожках, по которым проходил наш трек. Он подтвердил правильность маршрута и дал пару советов по объездам.

К моменту выгрузки всем уже надоело находиться в вагоне и, несмотря на то, что станция была конечная, процесс выгрузки занял не более 2-х минут, и опять немного посоревновались. На станции была колонка с водой, но её мы проигно-рировали. Пересекли трассу Саратов - Волгоград, где Роман предался воспоминаниям как он не так давно здесь проезжал и ночевал на близлежащем “пятачке”. Вскоре А.К заметил, что заднее колесо его “коня” спустило, но до лагеря было недалеко, а на улице темень, то было принято решение идти своим ходом. С Андреем остался Роман и они прибыли в лагерь, где уже оперативно поставили палатки, и горел костёр. Ужин состоял из гречки с сосисками. С собой взяли укулеле, но даже умеющие играть на шестиструнной гитаре не смогли взять и пары аккордов на ней. Поэтому ограничились подпеванием под известные хиты из колонки Сашки Кожевникова, который, надо заметить, вёз с собой кучу гаджетов и запасных батареек с аккумуляторами.

 

День 1. 30 апреля.

Пробег 38 км.

Первой ночью было холодно. Я залез в свой 600-й, не «Мерседес», конечно, в «Микропак», предварительно натянув на себя тёплую «термушку» и кофту, и это дало тепло телу, но вот нос к четырём утра замёрз. Высунувшись из палатки, я с удивлением заметил, что небо покрылось облаками. Ну, что ж, бывает, конвекция и всё такое, наверняка же утром всё это дело разнесёт, и выглянет солнышко. С этой мыслью я и улёгся снова спать, проснулся уже в семь часов, когда почти весь лагерь уже встал.

Роман уже готовил овсянку, кое-кто собирал палатки, и мы с Андрюхой присоединились к ним. Уложив все вещи в рюкзаки, мы придвинулись к костру, дабы вкусить нежнейшей овсянки. Каша получилась на самом деле обалденная, не жидкая и не крутая, прямо как в детском саду или в пионерлагере. А потом был не менее вкусный чай, желающие, пока был кипяток, заварили кофе, и после быстрого чаепития мы занялись финальными приготовлениями к старту.

Погода тем временем продолжала оставаться облачной. В какой-то момент сверху на нас даже посыпались капли дождя, но он был очень кратковременным и толком никого не испугал. Солнышко выглянуло всего на пару минут и снова скрылось в облачном покрове. Готовые к старту туристы получили отмашку от руководителей похода и помчались вперёд, к новым приключениям.

В этот день нас, судя по планам, ждал относительно небольшой по расстоянию переход примерно в 40 километров. «Ха! Да как два пальца об асфальт!» — думал я, совсем не ведая о том, какие сложности придётся нам преодолеть. Но пока ходовой день только-только начинался, дорога была хорошей, укатанной и вела к небольшой балке, на другом берегу которой просматривалось селение. Балка уже покрылась молодой зелёной травкой, на её дне протекал небольшой ручеёк. Перебравшись через ручей и выйдя из балки, мы оказались на окраине села Даниловка.

 

- 5 -

Историческая справка: Даниловка (нем. Ней-Мюллер или Ней-Миллер, также Дейч-Даниловка) — село в Красноармейском районе Саратовской области, входящее в Гвардейское муниципальное образование. В советский период являлось немецким селом республики Немцев Поволжья, относилось с 1922 года к Каменскому, а с 1935 г. — к Добринскому кантону республики. Здешние немцы исповедовали лютее-ранство, всего по переписи 1920 г. в нём проживало 411 человек, в 1935 г. - 314 чел., а по последней переписи 2010 г. население Даниловки составляет 106 чел.

В Даниловке у местных жителей имелась артезианская скважина, и мы наполнили чистой водой свои бутылки и гидраторы. Подождав остальных, мы двинулись дальше в путь. Грунтовка, чуть поднявшись, снова пошла на спуск, причём спуск пошёл затяжной, и у меня в голове стала зреть мысль, что всё это окончится глубоким оврагом. Интуиция меня не подвела: пологий спуск завершился на берегу ещё более крутой балки под названием Даниловский овраг.

Место оказалось очень симпатичным, и все сразу стали щёлкать затворами своей фотоаппаратуры. Но любоваться долго не пришлось, надо было спускаться вниз. Кто-то решил проехать по крутому спуску, кто-то спешился и прошёл спуск пешком, но так или иначе все в итоге оказались у брода через неширокий ручей. Основная масса туристов принялась штурмовать брод, не слезая с велосипедов, хотя мне оказалось проще снять обувь и освежить ноги в прохладной воде, перейдя ручей на своих двоих. Далее предстоял непростой путь наверх, местами дорога шла серпантином, кое-где виднелись каменистые осыпи, через которые, тем не менее, пробивалась жизнь в виде молодых берёзок. Покорив подъём, мы выдохнули, немного перекусили и помчались вперёд.

Перед стартом похода Андрей Dune раздал каждому из участников памятные подарки — флажки с символикой нашего велоклуба. Каждый закрепил их по-своему: кто-то на рюкзаке, кто-то прикрепил на руль. Но в первый день похода неожиданно оказалось, что флажки можно использовать в другом, более важном качестве, нежели просто как памятный подарок. Мы ехали по грунтовке, делясь впечатлениями от только что покорённой балки, как вдруг выехали на развилку. Ни у кого из нас не было трека похода, и мы стояли в растерянности, куда ехать дальше? Вдруг Андрей закричал: «Ребята, флажок!». И, действительно, в десяти метрах от развилки на грунтовке, ведущей влево, торчал наш велоклубовский флажок. Кто-то догадался, что отстающим от пелотона туристам будет ясно, куда поворачивать на развилке, если поставить на нужной дороге флажок, и это на самом деле была очень классная идея, и в после-дующие дни на всех развилках на нужном направлении развевались символы пензенского велоклуба. Разумеется, что оставлять флажок мы не стали, а стали играть в игру «Capture the flag», подразумевающую сбор всех флажков замыкающими группу участниками. После небольшой тряски вновь пошла отличная грунтовка.

Мы гнали свои велики вперёд по небольшому спуску вдоль молодых берёз.

(Вадим timka: Где-то тут я, ехавший первым, спугнул несколько косуль. Вообще, живности видел много в этом походе: на следующий день ещё раз видел косуль, зайца, лису и, конечно же, множество сурков. Про разных птиц я уж и не говорю - не разбираюсь в них, но вот глухарку я точно узнал. Два раза чуть не пере-ехал гадюку и ещё какую-то зелёную змею).

Я не смотрел на ОСМАнд, и не знал, куда заведёт кривая. А кривая наша приближала нас к небольшому пригорочку, взлететь на который не представлялось труда, а вот на его вершине у абсолютно всех участников перехватило дыхание. Нет,

- 6 -

все были полностью здоровы, просто с вершины пригорка открылся умопомрачительный вид на великую русскую реку — Волгу-матушку. Это было настолько красиво и сказочно, что мы решили задержаться здесь и пообедать, несмотря на сильный ветер и начинающий накрапывать дождь, ведь такую красоту увидишь не каждый день. Плюс ко всему остановились мы в поистине историческом месте — в районе мыса Степана Разина. По преданию, именно здесь его команда грабила караваны судов на Волге, а своих заключённых Стенька Разин держал в близлежащем овраге, который так и называется — Тюремный.

Пообедав, мы начали осторожно спускаться вниз к реке. Спуск был крутой, я шёл на тормозах, но в один момент пережал их, и, потеряв равновесие, упал на левый бок. Быстро встав, чтобы не задерживать движение, оседлал своего железного коня и продолжил спуск. Далее дорога пошла вдоль реки метрах в ста, слева задувал ветерок, а на небе ползли тяжёлые облака — всё намекало на то, что нам не удастся избежать дождя. Стали попадаться коровьи следы, по ним ехать было тяжело, велосипед трясло, и пятой точкой можно было ощущать каждую ямку от копыт. Местами мы проезжали мимо мирно пасущихся бурёнок, изредка попадались встречные машины. Так спустя час после обеда мы въехали в село Белогорское.

Историческая справка: село Белогорское находится на берегу Волги в Красноармейском районе Саратовской области и входит в Нижнебанновское сельское поселение. Первое поселение на этом месте было основано около XVII-XVIII в.в. беглыми крестьянами. Из липы, растущей здесь в огромных количествах, жители села плели лапти для бурлаков, тянувших суда из Астрахани, Царицына (Волгоград) и Камышина, отсюда первое название села — Лапоть. Современное название село получило в 1960-х гг. ХХ века. Численность населения на 2010 г. — 57 чел.

В центре села у какого-то мемориала приехавшие ранее туристы активно общались с местными жителями. Я же решил узнать, кому посвящён сей мемориал. Оказалось, что в Белогорском родился маршал авиации и дважды Герой Советского Союза Николай Михайлович Скоморохов, прославивший свою малую родину во время Великой Отечественной войны.

Историческая справка: Н.М.Скоморохов родился в с. Лапоть (Белогорское) Камышинского уезда Саратовской губернии 19 мая 1920 г. Первый боевой вылет совершил в декабре 1942 г. с аэродрома Адлера, участвовал в обороне и освобождении Кавказа, Украины, Молдавии, южнославянских стран, а также Чехословакии и Австрии от немецко-фашистских захватчиков. Всего во время войны он совершил 605 боевых вылетов, уничтожил лично 46 самолётов противника и 8 самолётов в группе, а также три бомбардировщика врага на земле. За всё время боевых действий Скоморохов ни разу не был ранен и не был сбит; о его появлении в небе гитлеровцы предупреждали своих пилотов как о серьёзной опасности. 14 октября 1994 г. трагически погиб в автокатастрофе.

Попрощавшись с местными жителями, мы переехали небольшой овраг, чтобы подъехать к магазину. Но, увы, он был закрыт, и поэтому нам пришлось уехать из Белогорского несолоно хлебавши (правда, впоследствии мы узнали, что некоторые всё же дождались тётеньки-продавца, но это уже совсем другая история).

Вновь выехали на волжский берег, и здесь в память о Скоморохове и других лётчиках, защищавших небо Родины в военное лихолетье, в 1975 году был воздвигнут памятник в виде самолёта-истребителя.

- 7 -

Те, кому был нипочём сильный ветер с берега и неизвестна боязнь высоты, уселись на самый край обрыва, созерцая волжские красоты, а Вадим Щербаков решил покорить памятник, залез на него и, уподобившись пилоту этого истребителя, стал бить невидимого врага. Мы же с замиранием сердца смотрели на Вадима, ведь высота монумента была приличной, а ветер всё не стихал. Лишь когда админ пензенского велоклуба спустился с небес на грешную землю, все облегчённо выдохнули и поехали дальше.

Спустившись в балку, встретили трёх велотуристов, направляющихся, кажется, в Камышин — им предстояло штурмовать тот крутой берег балки, по которому мы спускались. «Н-да, мужикам не позавидуешь», - подумали мы и поехали дальше. Справа вновь появилась дорога, и от дождя она размокла, ехать в подъём стало практически невозможно. Основная группа туристов ушла уже вперёд, и надо их было хоть как-то догонять, а ведь так хотелось отдохнуть, сделать привал, перекусить. Дождь и подъёмы задолбали конкретно. ОСМАнд не показывал высоты, и можно было лишь догадываться, когда закончится эта серия балок и оврагов. Не успевали мы вылезти из одной и перевести дух, как начинался спуск в другую балку, а за ним обязательно следовал подъём. Но что характерно, ни разу за всё время дождя и прохождения балок не появилось в голове мысли о том, «зачем я пошёл в этот поход?» Наоборот, приходило понимание того, что многодневный велопоход таким и должен быть — непростым, с интересным рельефом, с преодолениями трудных участков, ведь именно в таких условиях куётся и воспитывается наш характер. Это было похоже на передачу «Последний герой», где важно было пройти весь путь, не оступиться, доказать себе, что ты можешь больше, чем думаешь.

«Привет, а дождь всё не проходит, а я с утра не по погоде одет…» — эти строчки из песни группы «Секрет» крутились в моей голове весь дождливый день. Мы с Андреем Dune благополучно достигли соснового перелеска, в котором нас ждали Роман Денисов и Саша Кожевников; на подходе была ещё семья Фефеловых — но они очень устали, тем не менее, пока мы переводили дух, они подкатили к нам. Впереди, по данным разведки, был длинный затяжной спуск, а затем небольшой, но крутой подъём. Мы двинулись в путь, я поехал замыкающим и вдруг почувствовал, что заднее колесо стало как-то сильнее биться о кочки. В голове промелькнула мысль: прокололся. Но где? Да, были камни и в Белогорском, и на некоторых спусках, но если бы был серьёзный прокол, то я бы уже сейчас ехал на ободе, а по ощущениям чувствовалось, что воздух в камере всё же есть. Докатив кое-как с заносами и одним падением до конца спуска, я увидел Фефеловых и Кожевникова: последний поломал велорюкзак, а семья мучилась с глиной, застрявшей между колёсами и крыльями. Впереди был спецучасток, состоящий из глинистого подъёма, и если в сухой день это место вполне себе проходимо, то после четырёх часов дождя глина размокла так, что налипала на колёса и забивала всё пространство между крылом и колесом, не давая возможности даже просто катить велосипед. Я попросил у Саши Кожевникова насос, подкачал колесо — вроде держит, ну хотя бы до стоянки дотянуть, а то меняться под дождём и в глине не самое приятное занятие.

(Вадим timka: Отставшим не позавидуешь. Я был в головной группе и хоть и пришлось также тащить велосипед волоком по этой глине, но то, что через 400 метров будет асфальт, грело душу. Если кто отстал, то дождь их застал раньше на маршруте и грязи, наверное, пришлось хапануть ещё раньше. В село первая группа заехала очень

- 8 -

вовремя - продавщица уже готовилась закрыть единственный магазин, а нам очень нужно было купить что-то на ужин.)

Время шло, мы безбожно отстали от пелотона. Ковыряясь в сырой глине, мы еле-еле тащили наши байки за собой в гору. Особенно трудно пришлось Кожевникову и Фефеловым, у меня пространства было побольше, и тащить вел было не так тяжко, как им. Наверху нас уже ждали Рома с Андреем, а тем временем дождь соизволил всё-таки закончиться и - о, чудо! Выглянуло солнце! Заходящее светило всё же смогло согреть нас, продрогших до мозга костей и обсушить одежду. Дождавшись ребят, мы покатили в сторону села Нижняя Банновка, неподалёку от которой было решено разбить лагерь.

Историческая справка: село Нижняя Банновка Красноармейского района Саратовской области было основано в XVIII веке и называлось тогда Ватага, т.к. крестьяне, пришедшие на эти земли, образовали ватагу, рыболовецкую артель. Как и многие другие населённые пункты приволжской части Саратовской области, в довоенные годы Нижняя Банновка входила в состав республики Немцев Поволжья и относилась к Золотовскому кантону. По данным переписи 2010 г. в селе проживает 508 чел.

В Нижней Банновке мы подъехали к водоразборной колонке и основательно затарились водой на время ночёвки. Наш лагерь расположился в километре от села за густой лесополосой на берегу небольшой балки, дающей начало той самой «глиномесной». В этот раз приготовлением вкуснейшей гречки занимался Слава, а Вадим Щербаков предложил всем желающим стопочку горячительного.

Честно говоря, после такого сложного перехода рюмочка коньяка была как нельзя кстати. И вновь у горящего костра поплыли разговоры, перебиваемые воспо-минаниями о только что завершившемся ходовом дне, а на небе в это время разыгрывалось редкое явление — соединение Луны с Юпитером. Да, среди нас не было любителей астрономии, но большинству было интересно, что там за яркая звездочка сияет рядом с Луной. Апрель-2018, начавшийся у меня с 1500 км на лыжах в сезоне, завершился 42 км на велике по трудному рельефу в сочетании с непростыми погодными условиями.

- 9 -

День 2. 1 мая.

Пробег 63 км.

 

Ах, как прекрасен сон после тяжёлого перехода! Руки-ноги отдыхают, и голова чиста, поистине настоящий отдых для всего организма! Но лишь одно не отдыхает почти никогда — жажда увидеть красивые пейзажи и запечатлеть их. Я проснулся, посмотрел на часы — 4.45, оделся, взял фотоаппарат и вылез из палатки погулять и пощёлкать.

Солнце ещё не взошло, а ветерок, принимавшийся ночью, слегка затих, и было хоть свежо, но комфортно. Я перебрался на другой берег балки, побродил там, поснимал и вернулся в лагерь. За полчаса моих хождений из-за утренних облаков появилось солнце, прогнавшее полную Луну с другой части небосвода, и засияло во всей красе. Из палаток доносилось мирное посапывание товарищей, и я решил присоединиться к ним и вздремнуть ещё пару часиков…

Вновь проснулся я, когда Андрей Паршуков уже был на ногах, а со стороны костра доносился лязг посуды.

Семь утра, пора вставать, скоро снова в поход! Но сначала надо было проверить заднее колесо, ведь вчера я только подкачал его слегка, а проблему не нашёл. Индикатор давления на насосе показывал 15 PSI, хотя в той глине я подкачал колесо до 40. Хм, ну ладно, подумал я, ещё сейчас качну до 40 PSI, а после завтрака проверю: если будет спускать — заменю камеру. А на завтрак второй день подряд была вкуснейшая и нежнейшая овсянка со сгущёнкой, аж пальчики оближешь! Ну как такое можно пропустить? А потом все туристы разделились «по интересам»: кому кофе, кому свой чай, а кому чай «общественный». Наевшись и напившись, я пошёл к своему верному другу, чтобы посмотреть состояние камеры заднего колеса. Чёрт подери! 30 PSI! Быстрей разбортовывать и менять! Да вот одна беда: не хочет никак покрышка отдираться от обода, присохла, поди. Пошёл к костру, там продемонстрировал колесо Вадиму Щербакову, на что тот сказал, что если сильно колесо не спускает, то можно подкачать и ехать; если к обеду спустит — будем менять. Ну, ОК, я никогда не был против советов опытных «прожженных» туристов, и поэтому поблагодарил Вадима, поста-вил колесо на место, подкачал до 45 PSI и отправился в путь с Андреем Паршуковым, Вадимом Дмитриевым и Ромой.

Мы выехали одними из последних, в лагере остались поздно проснувшиеся Андрей Кольчугин и Саша Кожевников, которым предстояло теперь нас догонять.

И вновь нас встречала Нижняя Банновка. Теперь магазин был открыт, Андрей захватил там рыбёшки в томате, и мы наполнили водой все свои резервуары, ведь день, судя по прогнозам, предстоял солнечный и жаркий. Мы выехали из села, пересекли небольшую балку с живописным видом и, как вчера, поехали к следующей, которая оказалась, пожалуй, самой экстремальной за всё время похода.

Вначале спуск в неё был пологим и широким, но затем он превратился в настоящую козью тропу шириной не более метра и с кручами по бокам, при этом поверхность представляла из себя мелкие камешки породы типа известняка.

Андрей шёл впереди меня, его байк был сильно нагружен, и при спуске ему потребовалась помощь. Сопроводив товарища до безопасного участка, я вернулся к своему двухколёсному другу и спокойно спустился вниз. Подъём вверх оказался очень

- 10 -

живописным, слева высились холмы, напоминавшие белгородские меловые горы, Рома сказал, что здешний пейзаж похож на район Дивногорья, куда большая часть нашей группы ходила пару лет назад. После крутого подъёма пошёл более пологий рельеф, о чём я и догадывался — ведь в планах на сегодняшний день было более 60 км, а преодолеть такое расстояние по вчерашнему рельефу было бы почти нереально. Мы краешком задели село Меловое, обогнули кладбище и помчались по почти идеальной грунтовке, я даже задействовал 21-ю и 24-ю передачи, самые большие на моём байке.

Историческая справка: село Меловое находится всё в том же Красно-армейском районе Саратовской области и входит в состав Каменского сельского поселения. Дата основания села не установлена, зато известно его название до 1894 г. — Меловатка, с 1894 г. село носит нынешнее название. В 1922-1941 гг. относилось к Золотовскому кантону республики Немцев Поволжья. Максимальная численность населения в Меловом была зафиксирована в 1911 г., тогда в нём проживало 2180 чел.; по данным переписи 2002 г. в селе жили 337 чел., а по данным 2010 г. — 276 чел.

Промчавшись по хорошим грунтам, мы не сразу заметили, что солнце стало припекать по-настоящему. Запасы воды таяли на глазах, надо было срочно остановиться на привал, перекусить и перевести дух. У ближайшей лесополосы нагнали Фефеловых, они также остановились отдохнуть. Андрей достал банку сардин, купленную в Нижней Банновке, рыбёшка пошла на ура. Тут мы заметили, что к нам кто-то приближается, причём эти люди не были похожи на Кольчугина и Кожевникова, это были другие. И мы увидели тех, кого совсем не ожидали тут увидеть: Славу и Игоря с Валей. Как они могли нас догонять, когда сами выехали в числе первых? Ответ оказался прост: они уехали поближе к Волге, а мы как бы срезали, и поэтому очутились впереди них. Вскоре подоспели и Кольчугин с Кожевниковым, и Слава провозгласил, что обед у нас будет в селе Золотое, до которого оставалось менее 10 км. Пожелав всем удачи, Слава рванул вперёд, а за ним и все остальные. Разумеется, догнать нашего аса было сродни сверхъестественному, а потому группа снова растянулась по дистанции, мы с Андреем Паршуковым оказались в хвосте.

За пять километров до Золотого снова началась зубодробительная симфония коровьих следов. На подъёме с долины речки Морозовки нам даже повстречались виновники этого беспредела: бурёнки весело бежали навстречу зелёным лугам, а некоторые удивили нас своей прытью, лихо сбегая с холма. Я всё беспокоился за заднее колесо и периодически проверял его, но, то ли накачал хорошо, то ли когда пытался вынуть, провернул камеру, но оно оставалось тугим. И вот уже на горизонте показалось село Золотое. Воды в бутылках почти не оставалось, а солнце палило уже

- 11 -

нещадно, ведь время перевалило за полдень, и начинался самый жаркий период. И в тот момент, когда казалось, что до Золотого уже рукой подать, дорога преподнесла нам неприятный сюрприз, в очередной раз уйдя в балку. Куда деваться, надо ехать. На подъёме нагнали Фефеловых, переводящих дух, а наверху увидали Сашу Кожевникова, занимавшегося со своими солнечными батареями. У Саши была живительная влага, мы слегка смочили горло и погнали к Золотому. На въезде в село неожиданно встретили Славу — неужели лидер решил дождаться отстающих? Видимо, так оно и было, а уже в самом селе случился казус: устав ждать Кожевникова, Слава отправился за ним, но в итоге к нам приехал Саша, известивший нас о том, что Славу он не встретил. Ну и дела, подумали мы, и Рома вызвал Славу по рации. Тот сообщил, что нужно ехать к магазину на центральной площади села, там будет общий сбор, закупка и перекус.

Историческая справка: Золотое, пожалуй, самое крупное село, которое мы посетили за время похода. Оно является центром Золотовского муниципального образования Красноармейского района Саратовской области, основано в 1563 г. беглыми крестьянами. Оно является одним из старейших поселений Саратовской области. Своё название село получило от одноимённой горы, на восточном склоне которой и обосновались первопоселенцы. В 1636 году голландский путешественник Адам Олеарий рассказывал про Золотое как про один из крупнейших населённых пунктов на Волге. Во времена республики Немцев Поволжья село являлось административным центром Золотовского кантона, районные газеты «Ленинский путь» и «Заря коммунизма» выходили как на русском, так и на немецком языках. По состоянию на 2010 год население села составляет 2189 человек.

В магазине закупались в основном жидкостью: кто брал газировку-минералку, кто пиво, а кто-то кое-что покрепче. Разумеется, перекусить тоже взяли, и на пустующих торговых стойках напротив магазина устроили небольшой обед.

Далее нас ждали немного разные маршруты: желающие удлинить и усложнить путь ехали ближе к Волге, остальные пробирались к месту ночёвки через село Ревино. В 14.50 мы выехали из Золотого, и по треку направились на Ревино.

Поначалу дорога была непростой, встречались песчаные участки, по которым ехать было невозможно и постоянно приходилось спешиваться. Но дальше снова пошёл грунт, дорога приобрела приятные накатанные черты и стала понемногу спускаться.

Затяжной спуск привёл нас к плотине на реке Каменка, после которой стали видны окраины села Ревино. Мы вздохнули с облегчением: до места ночёвки оставалось порядка шести километров, а рельеф сюрпризов уже не преподносил, поэтому все были уверены, что легко и непринуждённо докатят до финиша ходового дня. Ох, как же мы ошибались…

Историческая справка: село Ревино (Рёвино) относится к муниципальному образованию город Красноармейск Красноармейского района Саратовской области. Образовано в начале XVIII века, точная дата неизвестна. В XIX веке входило в состав Золотовской волости Камышинского уезда Саратовской губернии, а в 1922-1941 гг. находилось в составе Золотовского кантона республики Немцев Поволжья. Характерной особенностью Ревино является то, что во второй половине ХХ века при общей тенденции исчезновения малых деревень района оно наоборот развивалось. Были построены школа и клуб, украшением центра села были цветники с фонтаном; также в селе располагалась центральная усадьба совхоза им. В.Чкалова. По состоянию на 2010 год в Ревино проживает 460 человек, с 1987 г. наблюдается постоянный прирост населения (1987 — 400 чел., 2002 — 438 чел., 2010 — 460 чел.).

- 12 -

Проехав по сельским улочкам и удивив местных ребятишек своими нагруженными двухколёсными друзьями, мы взобрались на пригорок и догнали Славу с Игорем и Валей. Они уже отдохнули и отправлялись на штурм завершающих пяти километров, теперь настал и наш черёд перевести дух. Андрей Паршуков разлёгся на молодой травке, его примеру последовали и другие туристы, некоторые даже решили позагорать, сняв майки и джерси. Но, как всегда, отдых проходит незаметно, и вот уже дана команда «По коням!», и вновь зашуршала плотная земля под копытами…ой, то есть под колёсами наших коней; попутный ветер гнал нас вперёд, помогая ехать ещё быстрее. С левой стороны появился лесок, а затем мы поехали вдоль какого-то забора, за которым были видны строения. Мы остановились у главных ворот. С той стороны забора кто-то был, человек направился к нам. Чтобы развеять сомнения в наших действиях, Андрей спросил у мужчины, проезжали ли тут велосипедисты. Сторож ответил, что да, и даже набирали воды. Ключевое слово «вода» в этот жаркий день было словно паролем, и мы попросились тоже сходить набрать живительно влаги. Огороженная территория оказалась детским лагерем «Дубрава», сторож показал нам, где находится источник, и за водой в буквальном смысле выстроилась очередь. Мы поблагодарили вахтёра за оказанную услугу, и отправились дальше в путь. Настроение было отличное, и никто не догадывался о том, какие сложности ждут нас на финальном отрезке пути.

Сразу после лагеря дорога разделилась: хорошая укатанная ушла вправо к Волге, а нам по треку надо было уходить влево, огибать балку Нижняя Студёнка. Было видно, что этой дорогой мало пользовались в последнее время, она была заросшей, местами в ямах попадалась вода, кое-где колея была глубокой, а с боков наступали кустарники, которые хлестали ветками по лицу и ногам. Но первая балка оказалась и самой проходимой из всех, а вот дальше начался лютый кошмар: в следующей балке под названием Верхняя Студёнка колея была настолько глубокой, что невозможно было крутить педали, а по центру то росли деревца, то высились муравейники с норами сусликов; и в итоге снова идём пешком, снова тратим время… Плюс у Саши Фефелова обнаружилась неисправность: поломалась втулка заднего колеса, и он мог ехать только вперёд, не имея возможности заднего хода. Так что финальные километры финаль-ными, а трудностей они нам подсыпали столько, сколько за весь день не было. Наконец, преодолев третью балку — овраг Гремучий — мы приблизились к Волге и поехали высоко над рекой.

Сверху, как и вчера, открывались поразительные виды, вот только погода сегодня была в разы лучше вчерашней. То спускаясь, то поднимаясь, мы наконец выехали на высокий утёс, на котором нас и ждало окончание ходового дня. 66.2 км были позади, но какие это были километры! Мы с Андреем поставили палатку, я развёл костёр для ужина, залез в палатку и… просто сел.

Мне надо было переодеться, а я всё сидел и смотрел в одну точку. Да, намаяться я намаялся, причём не только я один, для большинства оказались трудными именно последние километры с тремя балками. Из всей группы не хватало Вадима Щербакова, ехавшего по длинному маршруту, а ведь он вёз коньяк! Созвонившись с Вадимом, узнали, что он не успел до конца светового дня доехать до нас и остановился на ночёвку в детском лагере, который мы проезжали.

(Вадим timka: Рассказываю, как всё было. В селе Золотое я, как обычно, быстро управился с закупкой необходимого и, быстро перекусив, решил выехать не

-13 -

спеша чуть пораньше, догонят. Естественно, по "длинному маршруту". Где будет ночёвка, я понятия не имел, но, показав навигатор руководителю похода, мне показали берег Волги. Видно, произошло какое-то недопонимание то ли с моей стороны, то ли участок на карте был другой, в общем, я поставил точку и держал путь на неё. Вроде и ехал не быстро, но меня никто не догонял уже больше часа. Ладно, думаю, приеду пораньше, костёр разведу, помоюсь и пос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: