Кластер (англ. гроздь), пучок; группа, скопление однородных предметов; рой пчел; экономический кластер – сообщество сконцентрированных по географическому, отраслевому или иному принципу организаций, либо тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
Экономический кластер основан, как правило, на системе согласованных экономических интересов. Пример. Создание научно-производственных объединений в отраслях экономики (транснациональные компании в нефтехимии).
Норма тивно-правовая база сформирована.
Совершенствование организационных форм управления предусмотрены принятыми следующими нормативно-правовыми актами: Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 года № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь от 28.12. 2009 г. № 97-З «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь».
Насколько сложна проблема создания кластеров показывает опыт повышения конкурентоспособной продукции в легкой промышленности на примере Оршанского льнокомбината, льнозаводов и льносеющих сельскохозяйственных организаций.
ВОПРОСЫ
к зачету по предмету «Экономика и управление инновациями»
1. Сущность и содержание понятий «инновации», «инновационный процесс», «инновационная деятельность».
2. Виды инновационной деятельности.
3. Технологический уклад – важнейшая характеристика экономического и научно-технологического развития общества.
4. Факторы обеспечивающие формирование инновационной экономики.
5. Сущность определения «инноватика».
6. Сущность внешних и внутренних факторов в формировании инновационной экономики.
|
7. Роль менеджмента в формировании инноватики.
8. Роль интеллектуального труда в формировании инновационной экономики.
9. Роль знаний в формировании инновационной экономики.
10. Сущность инновационной стратегии в развитии предприятия.
11. Теоретические и практические подходы к формированию стратегии инновационной деятельности.
12. Сущность роста конкурентоспособности в постиндустриальном обществе.
13. Факторы предопределяющие выход компании на новый рынок.
14. Сущность принципа «постоянного совершенствования» компании на рынке.
15. Роль лидера в формировании конкурентных преимуществ компании на рынке.
16. Критерии определяющие позиционирование компании на рынке.
17. Сущность методологии построения стратегии инновационной деятельности компании.
18. Критерии оценки стратегии инновационной деятельности.
19. Сущность глобальных конкурентных преимуществ компании.
20. Факторы обеспечивающие лидерство компании на рынке.
21. Сущность перехода от «противостояния» к «сотрудничеству» в конкурентной борьбе.
22. Факторы обеспечивающие успешное функционирование компании на рынке.
23. Сущность механизма формирования глобальных корпораций.
24. Роль инвестиций в инновационной деятельности.
25. Социальная и экологическая эффективность инноваций.
26. Инновационная стратегия венчурного предприятия: цель, содержание и принципы.
27. Сущность и роль государства в формировании инновационной экономики
28..Законодательная и нормативная база Республики Беларусь в области инновационной деятельности.
|
29. Результаты реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь за 2007-2010 годы.
30. Сущность и задачи Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.
31. Инновационная политика Республики Беларусь.
32. Основные источники финансирования инновационной деятельности.
33. Сущность инновационного процесса в организации.
34. Основные типы инновационных организационных структур. Факторы предопределяющие параметры инновационных организационных структур.
35. Роль администрации в инновационной компании.
36. Условия предопределяющие эффективное функционирование инновационной компании.
37. Факторы восприимчивости организационных структур к инновациям.
38. Инновационная инфраструктура экономики Республики Беларусь: определения, состав, цели.
39. Государственные органы, регулирующие инновационную деятельность.
40. Особенности инновационной деятельности.
41. Региональная инновационная политика.
42. Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности.
43. Роль мотиваций в инновационной деятельности.
44. Риски в инновационной деятельности.
45. Управление инновационными процессами на стадии жизненного цикла инновационного проекта.
46. Белорусский инновационный фонд: особенности функционирования.
47. Инновационные фонды как источники финансирования инвестиционной деятельности.
48. Научно-технические парки: принципы создания, направление деятельности.
49. Информационное обеспечение инновационной деятельности.
50. Сущность венчурного предпринимательства.
|
51. Сущность и роль базовых элементов в развитии инновационной стратегии предприятия.
52. Факторы предопределяют устойчивое позиционирование компании на рынке.
53. Роль лидера в формировании конкурентных преимуществ компании на рынке.
54. Роль менеджмента в формировании конкурентных преимуществ компании на рынке.
55. Сущность пошаговых действий в инновационной деятельности.
56. Сущность механизма формирования глобальных корпораций.
57. Роль менеджмента среднего звена в формировании механизма инновационной стратегии предприятия на рынке.
58. Роль «обратной» связи на формирование устойчивого позиционирования компании на рынке.
59. Сущность волнообразного (цикличного) развития экономики.
60. Риски в инновационной деятельности.
61. Сущность жизненного цикла инновационной компании.
62. Факторы предопределяющие идеологию компании.
63. Роль политики в развитии компании.
64. Сущность инновационного процесса в организационных структурах.
65.Инновационная инфраструктура и её роль в инновационной экономике
Сценарий ДИ: «Разработать инновационную модель архитектуры кластера в легкой промышленности – льняной подкомплекс ».
Ф.И.О
В легкой промышленности на 01.01.2015 г. функционирует 2133 организации (включая субъекты малого предпринимательства) различной формы собственности, из них в подсекции «Текстильное производство» - 1957.
Среднесписочная численность работников легкой промышленности составляет около 120 тыс. чел. Около 80 % продукции выпускается на предприятиях частной формы собственности.
Списочная численность работников льноперерабатывающей отрасли (льнозаводов) на 01.10.2015 года составляет 4340 человек, что меньше на 218 человек по отношению к соответствующему периоду 2014 г..
За 2015 год удельный вес предприятий ЛП составил около 3 % в общем объеме промышленного производства.
Ведущей страной в производстве текстильной продукции является Китай (10 % мирового экспорта текстиля), Гонконг, Германия и Италия – по 8%.
Швейное производство – Китай – 17 %. Гонконг – 12 %, Италия – 7 %, Турция, Мексика, США и Германия – по 7 %.
За последние 10-12 лет Китай и Турции полностью обновили имеющийся парк ткацких станков.
1. Проанализируем развитие отрасли льноводства в последние 2008-2015 гг. В 2008 году впервые за многие годы произведено 61 тыс. тонн льноволокна, в то время как за январь – октябрь 2014 – 31,5 тыс. тонн, из которого: 7,5-длинного и 23, 7 тыс. тонн - короткого. Удельный вес продукции льноводства в общей сумме стоимости валовой продукции сельского хозяйства занимает около 0,2%. Однако лен как был убыточным десятки лет назад, так и остался как в производстве льнотресты, так и льноволокна.
В советские времена льнопродукция дотировалась государством, поэтому была высокодоходной для сельхозпроизводителей. С переходом на рыночные отношения данная тенденция сохранилась. Для его возделывания у нас не было, да и теперь нет хорошей техники. Если ранее на подъем льна привлекались рабочие промышленных предприятий, студенты и школьники, то теперь это забота самих производителей. В традиционных районах Витебщины, где много выращивалось льнопродукции, проблемы с рабочей силой на селе. А, учитывая то, что рентабельность льнопродукции доходила до минус 50%, сеять лен никто не хотел. Было принято решение – лен возделывать самим льнозаводам на арендованных в хозяйствах землях. Для этого им стали давать трактора, другую технику, удобрения, средства защиты. Учитывая, что техника использовалась неэффективно, а в аренду сдавались худшие земли за 30-50 км от заводов, возделывание льна становилось еще более нерентабельным. Экономика льнозаводов при такой организационной структуре производства находится в очень сложной ситуации. Даже в 2014 году, когда на дотации цен на льноволокно выделено более 100 млрд. рублей из бюджета, производство льнотресты и льноволокна остались нерентабельными.
Экономика льноводства:
!. Прибыль, убыток от реализованной продукции 2014 -2015 г.г. соответственно - -149 504 и 39 400 млрд. ден. рубл.;
2. Рентабельность реал прод. 2014-2015 г.г. соответственно- -6, 0- -5,0%;
3. Рентабельность продаж 2014-2015 г.г. - -25,1 -4,6%:
4. Чистая прибыль, убыток - -85 636 - -10 779 млрд. ден. рубл.:
5. рентабельность по конечному результату - -13, 0 - -1,4%.
Из всех источников затраты на один гектар производства льна составили около 700 долл. США.
Основная задача льноводов обеспечить сырьем Оршанский льнокомбинат, который потребляет до 30 тыс. тонн льноволокна. Экспорт льноволокна, в том числе и на российские предприятия стал крайне нерентабельным, потому что на мировом рынке льнопродукции появился Китай, где дешевая рабочая сила, другие условия для возделывания, да и промышленность быстро реагирует на спрос готовой продукции.
Оршанский льнокомбинат как производил постельные и технические ткани, пользующиеся ограниченным спросом как на внутреннем так внешнем рынках, так и производит и не может конкурировать с китайцами, которые изо льна производят ткани для пошива одежды и лишь незначительную часть постельных тканей. Ткани комбината по цене и качеству стали неконкурентными с китайскими и другими товарами. Начали расти остатки на складах, а следовательно убытки предприятия от процентов за пользование кредитами под остатки готовой продукции.
Увеличиваются средства израсходованные на удешевление льноволокна, на приобретение техники для возделывания льнотресты, на реконструкцию льнозаводов?
Отношения с торговлей? Как правило, продовольственные товары имеют небольшой срок реализации и продаются быстро. Но рассчитываются за них очень долго, иногда более месяца, особенно организации потребкооперации. Получается так, что АПК бесплатно кредитует торговлю, подсчитать сумму несложно. Ежемесячно просроченная задолженность поставщикам достигает более 30 млрд. рублей.*
Отношения с банками. На 1 октября 2014 года накопленные финансовые обязательства льнозаводов составляли 1 688, 1 млрд. рублей, против 1 501, 6 млрд. рублей в прошлом году.
Задолженность по кредитам и займам составляет 473,0 млрд. рублей
или 28,0 процентов.
На долю кредиторской задолженности приходится 1215,1 млрд. рублей
или 72,0 процента в структуре финансовых обязательств,
из которой:
задолженность по налогам и сборам в бюджет составляет 21,9 млрд. рублей,
задолженность по отчислениям в фонд социальной защиты населения –26,8 млрд. рублей,
за энергоносители –28,3 млрд. рулей.
Около 47,0 процентов (566,8 млрд. рублей) от всей суммы кредиторской задолженности составляет задолженность по лизинговым платежам.
Дебиторская задолженность льнозаводов на 1 октября 2014 г. составляет 178,4 млрд. рублей, в том числе просроченная – 52,4 млрд. рублей, задолженность предприятий Концерна «Беллегпром» –12,2 млрд. рублей, в том числе просроченная – 4,2 млрд. рублей.
Сумма финансовых обязательств в 9,5 раз превышает дебиторскую задолженность.
Рентабельность продаж в 2014 году за январь-сентябрь составила «минус» 29,4 %.
Сельское хозяйство нельзя сравнивать с торговлей, где оборот идет быстро. Процесс производства здесь длительный, например, по яровым посевам идет несколько месяцев, по озимым - год, а чтобы вырастить корову, дающую молоко, нужно кредитовать телочку 2,5 года. Поэтому село может эффективно пользоваться кредитами, когда их цена 4-5%, в противном случае это разорительно.
Уровень рентабельности(+), убыточности (-) льнопродукции, в процентах
Области | |||||||||||
По республике | 22,0 | 23,0 | 24,0 | -0,8 | -30,2 | -66,0 | -46,0 | -13,8 | -6,2 | 20,3 | 25,4 |
Дополнительная информация анализа отрасли представлена на бумажных носителях. Приложение 1 -3.
2. Проанализировать существующую систему методов управления отраслью (организацией: сельскохозяйственные организации, льнозаводы, Оршанский льнокомбинат).
2. Проанализировать производственно-финансовую деятельность отрасли (организации). Материалы разместить в таблице 1.
3. Изучить сущность и целесообразность новой нормативно-правовой базы Республики Беларусь при формировании холдингов.
3.1.Закон Республики Беларусь от 28.12.2009 г. № 97-З «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь».
3.2. Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 г. № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь».
3.3. Указ Президента Республики Беларусь № 585 «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2014 год»
3.4. Указ Президента Республики Беларусь от 04.07.2016 г. № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций».
Табл.1
Стратегический анализ
Паказатели | Сильные стороны | Слабые стороны |
Бизнес льнопродукции | ||
Уровень организации прод. | ||
Финансовый менеджмент | ||
Конкурентоспособность | ||
Инновационные технологии | ||
Уровень производства | ||
Уровень мат. техн. базы | ||
Качество персонала. | ||
Уровень маркетинга | ||
Другие показатели | ||
Предложения:
3. Внести предложения по совершенствованию системы управления льняной отраслью.
Табл.2
Кластер (предложения)
Тип аграрно-интегр.объед,: | Ваши предложения |
Кооперации | |
Создания ОАО | |
Другие варианты для вашего района (на отд.листке) | |
Краткая характеристика механизма предлагаемого варианта аграрно-интеграционного объединения.
4. В таблице 3 отразить сущность (преимущества и недостатки) льняного кластера
Табл.3.
Выявить слабые и сильные стороны проекта предлагаемого вами варианта создания кластера
Параметры | Сильные стороны проекта | Слабые стороны проекта |
Развитие бизнеса по видам деятельности (производство, переработка) | ||
Прибыль по видам деятельности | ||
Операционные издержки | ||
Наличие оборотных средств к его пороговому значению | ||
Другие составляющие | ||
Таблица.4.
Факторы выполнения прогнозных показателей по новой модели
Объемы производства | |
Прибыль | |
Рентабельность | |
Кредиторская задолженность | |
Дебиторская задолженность | |
Другие факторы | |
Примечание. Возможен вариант разработки кластера в других отраслях экономики. При этом исходить из применения собственной информационной базы.
*Ведутся переговоры о выкупе ОАО «Оршанский льнокомбинат» китаийским инвестором.
Тема 2. Основы теории и методологии инноватики.