По лексической теме
«Зимующие птицы»
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для жевательно- артикуляционных мышц
Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
Упражнения для щек и губ
Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).
Упражнения для языка
Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, тем произносить звук а.
Дятел
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-т, тдд-тдд».
Любопытная Сорока. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».
Развитие речевого дыхания и голоса
Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Снегирь: «Фью-фью-фыо».
2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра: «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем. (ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках. (на каждое название птицы загибают по одному пальчику)
Всем хватило зёрнышек. (ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Считалка для ворон»
Я решил ворон считать: (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)
|
Раз, Два, Три, Четыре, Пять. (Поочерёдно загибают пальцы на каждый счёт на обеих руках одновременно.)
Шесть ворона — на столбе, (Поочерёдно разгибают пальцы на каждый счёт на обеих руках одновременно.)
Семь ворона — на трубе,
Восемь — села на плакат,
Девять — кормит воронят...
Ну а десять — это галка.
Вот и кончилась считалка! (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)
А. Усачёв
Речевая зарядка «Воробей»
— Воробей, чего ты ждешь?
Хлебных крошек не клюешь.
— Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
А.Тараскин.
Координация речи с движением. Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках посмотри, Хлопать руками по бокам.
В красных майках снегири. Наклонять голову в сторону.
Распушили пёрышки, На первое слово каждой строчки частое
Греются на солнышке. потряхивание руками, на второе-хлопок по бокам.
Головой вертят, улететь хотят. Повороты головы.
Кыш! Кыш! Улетели! Дети разбегаются по комнате, взмахивая руками,
За метелью! За метелью! как крыльями
Координация речи с движениями. Физкультминутка «Воробей»
Среди белых голубей Дети идут по кругу, заложив руки за спину, это «голуби».
Скачет шустрый воробей. В центре скачет на корточках один ребенок — «воробей».
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей, Встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом
Вылетай-ка, не робей «Воробей» пытается «вылететь», а «голуби» его не пускают.
Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц.
|
Ввести в активный словарь:
— существительные: ворона, воробей, синица, снегирь, свиристель, голубь; кормушка, корм.
— прилагательные: резвый; красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие (коготки), зимующие (птицы)
— глаголы: прилетать, замерзать, клевать, выводить, кормить, летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.
Упражнение «У КОРМУШКИ».
Цель: Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов).
Воспитатель помещает на магнитную доску изображение ветки дерева с кормушкой и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги. Например:
— Снегирь летит к кормушке (предлог к).
— Синица улетает от кормушки (предлог от).
— Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.
Игра «Чем больше, тем лучше»
Цели: учить детей образовывать новые глаголы от данного при помощи приставок.
Ход игры. По заданию воспитателя дети должны образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок) и продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими словами. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон. В конце игры подсчитываются результаты. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.
Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.
А. Аксенова