Разработка управленческого решения может осуществляться на основе двух подходов: авторитарного (индивидуального) или демократического (группового).




Управленческие решения в системе менеджмента организации

 

Управленческое решение – это волевой акт, который сводится к выработке на основе имеющейся информации альтернативных вариантов и выбору одного из них, наиболее приемного для оптимального разрешения возникшей проблемы для обеспечения рационального баланса между выгодой, затратами и риском.

Необходимость принятия организационного управленческого решения возникает при наличии возникшей проблемы. Проблема – это ситуация, которая характеризуется различием между желаемым (необходимым) и фактическим состоянием системы, препятствующее ее развитию или нормальному функционированию.

Выделяют следующие типы управленческих решений: по степени влияния на будущее организации (стратегические и тактические); масштабам (глобальные, и локальны); временным параметрам (перспективные и текущие;) срокам реализации (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные); степени обязательности исполнения (директивные и рекомендательные); функциональному назначению (организационные, регулирующие, координирующие и, контролирующие); количеству участников разработки управленческого решения (единоличные, коллегиальные и, коллективные); степени предопределенности (запрограммированные и лидерские; количеству альтернативных вариантов (безальтернативные, бинарные, многовариантные, инновационные); способам принятии (интуитивные, на основе суждений и предыдущего опыта и рациональные).

Требования, предъявляемые к управленческим решениям: ясная цель, обоснованность, своевременность, конструктивность, непротиворечивость, конкретность, реализуемость, правомочность, сочетание жесткости и гибкости, эффективность, обусловленные сроки, формы, методы контроля, стимулы и санкции за ходом реализации. РРРР

В зависимости от вклада менеджеров в разработку управленческого решения различают четыре уровня принятия решений: рутинный (распознавание проблемы и ее преодоление хорошо известным способом), селективный (оценка достоинств нескольких возможных решений и выбор эффективных и экономичных), адаптационный (решение старой проблемы на основе генерации новых идей), инновационный (создание принципиально нового способа решения проблемы).

Разработка управленческого решения может осуществляться на основе двух подходов: авторитарного (индивидуального) или демократического (группового).

Руководители, предпочитающие авторитарный стиль, принимают решения единолично на основе своего профессионализма и информированности и «спускают» их вниз для выполнения.

Руководители, выбирающие демократичный стиль, делегируют полномочия по принятию решений на низшие уровни иерархии организации и делят ответственность за их разработку и исполнение со своими подчиненными.

В практике менеджменты сложились следующие способы принятия управленческих решений: интуитивные, основанные на суждениях и рациональные.

Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основании ощущения того, что он правилен. Для интуитивных решений не требуется анализа ситуации.

Решения, основанные на суждениях – это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом.

Рациональное решение основывается на объективном анализе условий, в которых организация действует в настоящий момент. Процесс его принятия представляет циклическую последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблемы, и предусматривает следующие этапы: постановку проблемы, диагностику проблемы, формулировку ограничений и критериев принятия решений, разработку альтернативных решений, выбор решения.

Принятию управленческого решения должен предшествовать распорядительный акт, в котором отражается возникновение и характеристика проблемы, определяется время на ее решение и требуемые о ресурсы. Для доведения управленческого решения до исполнителей без искажения разрабатывается план его реализации.

Организация исполнения решения состоит в согласовании деятельности всех участников его реализации: по горизонтали на основе договоров, по вертикали за счет делегирования полномочий.

Необходимость контроля реализации решений обуславливается не только безответственностью исполнителей, но и тем, что в процессе выполнения решения возникают проблемы, требующие новых решений.

Итоги должны подводиться в любом случае, независимо от того, как реализовано решение, достигнуты ли поставленные цели и решены необходимые задачи в форме совещаний, собраний со специальной повесткой дня. В процессе этого следует проанализировать все этапы процесса подготовки, принятия и реализации решения, оценить достигнутые успехи, рассмотреть выявленные в работе исполнителей недостатки, зафиксировать внимание сотрудников на вновь возникших проблемах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: