Политико-правовые взгляды Б. Спинозы.




Политико-правовые воззрения в Древнем Египте.

Справедливость и правосудие в Древнем Египте олицетворяла богиня Маат, судебные чиновники являлись ее жрецами. Земная власть (фараон, жрецы, чиновники), право были сакрализованы. Считалось, что все существующие правовые нормы должны соответствовать Маат - естественно-божественному порядку справедливости (очень похоже на древнекитайское "дао", древнегреческое "дике" и пр.). Считалось, что только справедливое поведение по земной жизни поможет добиться милости богов в загробной жизни.

В "Поучении Птахотепа" (XXVIIIв. до н.э., послание правителя своему наследнику) утверждается, помимо указанного, идея естественного равенства всех свободных ("нет рожденного мудрым"). Действительно, в Древнем Египте не было жесткого кастового деления общества.

Теологическая концепция власти, понятное дело, всячески продвигалась в массы чиновниками и жрецами, заинтересованными в сохранении и укреплении своей власти. Хотя случались в Древнем Египте и восстания обездоленных, которые, помимо прочего, разграбляли и разрушали судебные палаты как ненавистные символы "справедливости"

2. Политико- правовые аспекты буддизма и брахманизма

Древнеиндийская ППМ появилась в 3 тыс. до н.э. вместе с возникновением государства и права. 2 основные религиозно-политич. доктрины:брахманизм; буддизм. Брахманизм – наиболее древняя религия предков, в основе которой лежит деление общества на варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шумеры. Брахманы – жрецы – господствующая; Кшатрии – воины – господствующая; Вайши – крестьяне, ремесленники, торговцы – подчиненные; Шудры – свободные низы – подчиненные.Кшатрии – обеспечивают управление. Брахманизм – религия, которая охватывает все стороны общественно-полит. жизни. Понятие права у индусов нет, они не воспринимали право как уникальный соц. регулятор. У них право – собрание религ. текстов, регулирующих наиболее значимые стороны. Наука управления – дандонизм (палка): организация деятельности людей с помощью жестких мер. У них нет понятия справедливость. Справедливость восстанавливается по закону варны. Брахманизм привел к жесткому закреплению основных границ (т.е. гос-во лишилось примата святых сил) => пробелы, которые может разрешить др. доктрина, которая помогает разрешить сословные противоречия – это буддизм.

Учения буддизма базируется на 4-х благородных истинах. Жизнь есть страдание. Если в жизни радость – это временно, страдание конечно. Страданий можно избежать посредством определенного пути. Конец страданий – достижение нирваны – растворение в абсолюте. Принцип буддизма – недеяние, т.е. буддисты живут по законам дхармы и кармы.

Дхарма – закон воздаяния, т.е. каждый в следующей жизни получает по своим поступкам. Карма – закон последствий и причин. Политико-правовая доктрина буддизма основана на принципе недеяния, принципе справедливого управления, т.е. на выполнении обязанностей, которые предписываются данным положением в обществе, такие обязанности нужно выполнять. Для индуизма чуждо милосердие, т.е. каждый должен нести ответственность за свои грехи.

Политико-правовые взгляды Б. Спинозы.

Спиноза был пантеистом – не признавал одного Бога, обожествлял всю природу. Был иудеем, а затем кальвинистом.

Государству передаются права в области управления, экономики, распределения. Государство имеет абсолютное право регулировать религиозные отношения – законы государства в этом плане являются абсолютными. Государственные образования возникают у всех народов – считать разум критерием естественного права нецелесообразно. Естественное право заложено в самой природе, и она развивается по естественному праву. Бог не может существовать вне естественного права и не может его нарушить, несмотря на то, что он абсолютен.

Природа у Спинозы разумна, она органично и правильно устроена, следовательно, законы природы можно применять к человеческому общежитию. Государство – это верховная власть, которая имеет право оценивать действия своих подданных и имеет право ограничивать их действия, может противоречить естественному праву. Государство образуется для общественной пользы – если гражданина - ограничением, то это для его же пользы.

Государство не находится над людьми, оно упорядочивает отношения на основе одного эталона. Ограничения власти: власть определяется пользой населения; власть не распространяется на сферу личных отношений граждан; власть должна выполнять волю населения, т.е. власть связана общественным мнением.

Спиноза отвергает право на восстание, но если государство нарушает свои обязательства перед гражданами, то оно нарушает нормы публичного права à общественный договор с таким государством ничтожен – население имеет право перезаключить договор. Сопротивление государству в частном порядке незаконно. Все войны допустимы и война всегда ведется за право, т.е. цель войны – мир, возникший в результате договора. Таким образом, МП – право, которое создается людьми и отражает стремление природы к единству. Спиноза придерживается Аристотеля и выделяет три формы правления: монархию; аристократию; демократию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: