Актуальность темы исследования.




КУЗНЕЦОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Специальность 08.00.01. - Экономическая теория

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва 2012

Диссертация выполнена на кафедре политической экономии и международных экономических отношений Российского государственного социального университета

Научный доктор экономических наук, доцент

руководитель: Ильина Ирина Юрьевна

Официальные доктор экономических наук, доцент

оппоненты: Данилина Елена Ивановна, профессор кафедры

корпоративного управления и электронного бизнеса,

Российского государственного университета

кандидат экономических наук,

Телегенев Алексей Анатольевич, доцент кафедры

экономической теории, Московского гуманитарного

экономического института

Ведущая

организация: ГОУ ВПО Королевский институт управления экономики

и социологии

Защита состоится «13» ___июня___ 2012 г. в_14_ часов на заседании диссертационного совета по экономическим наукам Д 212.341.03 в Российском государственном социальном университете по адресу: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д.4. корпус 2, конференц – зал.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в Научной библиотеке Российского государственного социального университета (129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д.4, корпус 3) и на Интернет-сайте www.rgsu.net

Автореферат разослан «_11__» __мая____ 2012г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета, Д.212.341.03

доктор экономических наукпрофессор П.В. Солодуха

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы исследования.

Для современного этапа экономического развития России характерен процесс превращения науки и инноваций в важнейший фактор социально-экономического прогресса. В условиях перехода к новой модели экономики, основанной на знаниях, обеспечение экономического роста и конкурентоспособности невозможны без эффективных механизмов воспроизводства знаний, их распространения и воплощения в инновационные продукты и услуги.

Знания всегда являлись основополагающим элементом в развитии человечества, без них было невозможно развитие, оптимизация какой-либо области человеческой деятельности. Но происходящие в мире социально-экономические процессы существенно изменили уклад жизни обычного человека, заставили по-новому взглянуть на роль знаний в экономической системе. За последние 50 лет мы стали свидетелями как роста, так и падения национальных экономик, нескольких экономических кризисов, формирования единого мирового экономического пространства, увеличения доли сектора услуг, появления информационных сетевых технологий. В последние 20-30 лет очертания нового общественно-экономического уклада стали более явными, - сформировалась устойчивая тенденция мирового развития, связанная с формированием экономики знаний. В наши дни, когда количество информации увеличивается огромными темпами, знания становятся важнейшим ресурсом современных организаций, и эффективность работы в целом зависит от управления процессами создания, распространения и безошибочного использования знаний.

Перед современной Россией поставлена задача изменения экономической модели развития и перехода страны от сырьевой к инновационной экономике.1

В связи с этим существенно возрастает роль государства в научно-инновационной сфере, особую актуальность приобретает разработка эффективной образовательной политики с целью модернизации высшей школы и обеспечения существенного вклада субъектов образовательных отношений в достижение социально-экономического и технологического прогресса. Необходимость реформирования системы высшего образования обусловлена также рядом тенденций и вызовов последнего десятилетия, среди которых можно выделить рост количества университетов и дисбаланс структуры спроса и предложения на рынке образования; обострение конкуренции на рынках знаний и технологий; осознание новой роли современных университетов не только как центров передовой науки и образования, но и важнейших субъектов инновационной деятельности, ориентированных на коммерциализацию результатов научно-технической деятельности путем вывода на рынки наукоемкой конкурентоспособной продукции. В последние годы активизируется деятельность законодательной и исполнительной государственной власти по реализации мер, направленных на развитие инновационного потенциала высших школ. Базисные направления государственной инновационной политики, определяемые пакетом законодательных инициатив и мер в сфере высшего образования, науки и инноваций, включают формирование условий для развития инновационного потенциала вузов, стимулирование роста инвестиций в инновационную деятельность субъектов образования, изменение экономических условий функционирования высшей школы, реорганизацию (реструктуризацию) сети вузов.

Развитие инновационного потенциала системы высшего образования должно стать основой для того, чтобы качественно преобразовать экономику страны, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие нации, сохранение и укрепление ее конкурентных позиций на мировом рынке. В соответствии с этим развитие основных положений теоретического представления об «экономике знаний», а также выявление факторов, определяющих формирование инновационного потенциала системы высшего образования, является в современной экономике весьма актуальной задачей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: