Начало путешествия по следам Ивана Рокаччу.




Районная исследовательская конференция для младших школьников

«Я - исследователь»

Краеведение

Учебное исследование

По следам Ивана Рокаччу, героя Карелии XVII века.

Фирсов Николай,

МКОУ «Коткозерская средняя общеобразовательная школа»,

4 класс, д.Коткозеро, Олонецкий район

E-mail: kotsch8@mail.ru; тел. +7(953)5266836

Руководитель Кузьмина Надежда Мечиславовна,

учитель литературы

МКОУ «Коткозерская СОШ»

д.Коткозеро, Олонецкий район,

E-mail: nadyam-kuzmina@mail.ru; +79114054226

 

 

 

г. Олонец, 2016 год

Содержание

 

1. Введение……………………………………………………………...стр. 2

2. Краткий обзор повести П. Губанова………………………………..стр. 3

3. Начало экспедиции………………………………………………… стр. 3

4. Вывод…………………………………………………………………стр. 6

5. Список литературы…………………………………………………..стр. 7

 

По следам Ивана Рокаччу, героя Карелии XVII века

Введение.

У меня дома есть книга Петра Губанова. Она называется «Рокаччу». Меня всегда интересовало слово «рокаччу». Я не знал, что оно обозначает, и мама мне рассказала, что оказывается это фамилия главного героя повести Ивана Рокаччу. Ещё мама кратко пересказала содержание этого произведения. Это была история героической жизни простого карельского крестьянина, жившего на севере Карелии. Теперь это Муезерский район. Мне очень захотелось узнать больше об этом человеке, отдавшем свою жизнь за сохранение родной Карелии от шведских захватчиков.

 

Актуальность. Нам необходимо знать историю своего края, знать героев карельской земли и беречь память о них.

 

Цель. Доказать реальность существования Ивана Рокаччу и его причастность

к борьбе со шведами.

 

Задачи. 1. Познакомиться с содержанием повести Петра Губанова «Рокаччу».

2. Посетить места, связанные с именем этого героя, собрать о нём

материал.

 

Проблема. Был ли такой человек на самом деле или это вымышленный герой писателя.

 

Гипотеза. Если это реальный человек, который боролся со шведами за свободу Карелии, то должны быть этому какие-то доказательства, которые необходимо найти.

 

Объект исследования. Содержание повести Петра Губанова «Рокаччу», места на севере Карелии, точнее территория Муезерского района, где по данной книге происходили события.

 

Предмет исследования. Жизнь и личность Ивана Рокаччу.

 

Методы исследования. Экспедиция в Муезерский район, посещение этнографического музея в Тикшинской школе, встречи с местными жителями, сбор данных об этом человеке.

 

Краткий обзор повести П. Губанова «Рокаччу».

 

В исторической повести П. Губанова «Рокаччу» рассказывается о том, как карельский народ в начале 17 века боролся с набегами шведских королевских войск, как отстаивал территории Карелии. Эту борьбу на севере Карелии возглавил простой крестьянин Иван Рокаччу. Из этого произведения мы узнаем не только о героических подвигах наших предков, но и о том, как жили карелы раньше. Это был очень мирный народ. Карелы занимались рыбной ловлей, охотились в лесах, выращивали в суровых условиях на лесистых пригорках хлеб, строили дома, добывали речной жемчуг, строили лодки, создавали семьи. Так у них велось издавна. Интересно рассказывает автор о свадебном обряде, когда Рокаччу женил своего сына Тимо. Прочитав книгу, я узнал, какой была обстановка в домах крестьян, в какие приметы они верили, как питались. Речь героев повести была полна пословиц и поговорок, например, они употребляли такие:

1. Пошёл в море, так одно из двух: либо песок в ноздрях, либо деньги в карманах.

2. Узок стол рыбака, у охотника не шире.

3. Ушёл от лезвия, за решётку не попаду.

4. Правду с кривдой нельзя спутать.

5. Ложь с неприкрытым задом ходит.

6. У хитрой лисы голова может в кувшине застрять.

7. У всякой смерти своё имя.

8. Смерть входит без стука в дом и в дуду не дует.

9. Над перестарком люди смеются.

10. Убить лебедя — нажить себе несчастье.

Эти пословицы говорят о мудрости карел.

И вот на их родные земли напали шведы, сытые, на конях, хорошо вооружённые и обученные воины. Тогда мирный народ встал на защиту своих деревень. С рогатинами, копьями, самопалами они отстояли северные территории, прогнали шведов со своей родины.

 

Начало путешествия по следам Ивана Рокаччу.

 

Своё исследование я начал с изучения карты Карелии. Мне нужно было на карте найти те места, которые встречались в книге Петра Губанова «Рокаччу»:

Соловецкие острова, Сумский острог (ныне Сумпосад), Суури Тикша, т.е. Большая Тикша, Лендеры, Кимасозеро, Кемь, Реболы, река Чирка-Кемь, по которой крестьяне д. Большая Тикша плавали на лодках до Кеми, а оттуда по Белому морю к финнам за порохом и солью. С родителями мы поехали в п. Тикша Муезерского района, на территории которого в 17 веке и происходили основные события той северной войны со шведами. У местных жителей выяснили, что Большая Тикша, откуда родом был Рокаччу, стояла раньше напротив местного кладбища на берегу озера Тикшозеро.

 

Дальше было всё интереснее. Опять же местные жители отправили нас на кладбище посмотреть на могилу героя, постоять у священного дерева, под которым и был похоронен Рокаччу. Значит был такой человек в этих местах. Я увидел, что на месте его захоронения есть плита, на которой написано:

«Иван Рокаччу легендарный предводитель карельских повстанцев XXVII века в борьбе против шведских захватчиков». Рядом действительно стоит огромная старая сосна. Окрестное население совершает паломничество на священную могилу народного героя, принося пожертвования в виде денег и лоскутков разноцветной материи.

 

В школьном краеведческом музее п. Тикша оказалась фотография Ивана Рокаччу. Из материалов этого музея я узнал, что в 1950-м году могила Рокаччу была вскрыта, оттуда изъяли череп и известный скульптор Михаил Михайлович Герасимов воссоздал портрет героя. Его бюст сейчас находится в краеведческом музее г. Петрозаводска. В музее мы узнали, что Имя Рокаччу было известно давно. О нем имеется упоминание в старых писцовых книгах. Самое раннее упоминание о деревне Большая Тикша в документах относится к XVI веку. В Дозорной книге Лопских погостов 1597 года имеется список населенных мест с указанием жителей деревни. Вот что там записано:

«Волостка Тикша, а в ней крестьян:

Иванко Степанов Рогач, сеет ржи осьмину, сена 5 копен, лук;

Илейка Ондреев, сеет ржи пол-осьмины, сена 2 копны, четь лука;

Оксентейко да Степанко Самуйловы дети, сеют ржи пол-осьмины, сена 5

копен, лук без чети;

Федоско Игнатьев, сеет ржи пол-осьмины, сеет 4 копны, треть лука;

Бориско да Нестерко Ивановы, сели ново на черном лесу, пашут лешую

пашню, а сено косят по болотам 5 копен, лук без трети;

Ивашко Бородин, сеет ржи четверик, сена 2 копны, треть лука;

Ивашко да Логинко Амосовы, сели ново на черном лесу, пашут пашню,

сена косят по болотам 5 копен, лук без чети;

Федорко Микифоров, сел ново на черном лесу, пашни и сена нет, четь лука.

И всего в Спасском погосте в Ругозерском и в волостках живущих 44 дворы, а людей в них 70 человек».

 

В списке жителей он указан первым, у него единственного записано отчество. Видно, что этот человек пользовался среди односельчан уважением, авторитетом.

На территорию, заселенную карелами, издавна посягали иностранные захватчики. В марте 1611 года шведское войско, которое вел Андреас Стюарт, двинулось в Ребольскую волость. Шведы захватили обширную территорию: Лендеры, Тюжню, Ловушостров, Реболы, Колвасозеро, Ровкулы, Чолку, Кимасозеро. «…И деревни пожгли, и людей секли, а иных и в полон взяли», - говорится в одном из документов того времени.

На месте одной такой сожжённой деревни Чирка-Кемь недавно был поставлен шведами и финнами крест. Мне, к сожалению, не удалось побывать на этом месте, река Чирка-Кемь очень порожистая, опасная. Но папа был там на рыбалке и сфотографировал для меня это место.

Тогда против врагов поднялось все местное население. Крестьяне создавали свои отряды. Они смело нападали на шведов из лесных засад. В деревне Большая Тикша возник отряд под предводительством Ивана Рокаччу. Он мужественно сражался за свободу родной земли и истребил много врагов. Легендарную славу в народе снискал себе этот отряд.

 

По преданию Рокаччу отличался большой физической силой и недюжинной смекалкой, часто помогал бедным в нужде и беде. Несколько раз с группой храбрецов отражал нападение шведов на Тикшу, ведя с ними неравный, прикрывающий бой, чтобы жители деревни в это время могли спастись в лесах или на другом берегу озера Тикши.

Во время одного из таких набегов шведы схватили его семью и казнили. Впоследствии, со смертью самого Рокаччу, он был с почестями похоронен вместе со своей семьей на местном кладбище.

 

Вывод. Иван Рокаччу оказался не придуманным героем повести. Это реальный исторический герой. В Муезерском районе Карелии я нашёл факты его героической жизни, побывал на его родине, убедился, что память о подвигах Ивана Рокаччу перешагнула века. Школьный краеведческий музей п. Тикша хранит легенды о Рокаччу: о том, как Рокаччу спас жителей деревни Тикша от природного бедствия – огромного количества змей, одолевших селение, о том, как Рокаччу сумел заманить шведский отряд на один из островов Тикшозера, сам оттуда благополучно вернулся, а из шведских воинов никто не смог спастись. Эти легенды могут стать очередным моим исследованием.

 

Список литературы.

 

1. Губанов, П.П. Рокаччу. Путь в Колу: повести/Пётр Губанов – Петрозаводск: Карелия, 1990, 279 с.

2. Материалы краеведческого музея п. Тикша Муезерского района



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: