Выделены основные модели вузов, успешно функционирующих в условиях диверсификации и глобализации образовательного пространства.




В странах с развитой рыночной экономикой сформировались различные модели вузов, успешно функционирующих в условиях диверсификации и глобализации образовательного пространства. Высокий уровень конкуренции предопределяет рыночную самостоятельность вузов, коммерчески обоснованную прикладную ориентацию их научно- исследовательской деятельности. В зависимости от характера и степени ориентации на приоритетное развитие научно – исследовательской деятельности выделяются 4 основные модели вузов:

- «производственный университет»,

- «академический капитализм»,

- «проектно - ориентированный университет»,

- «предпринимательский университет».

Основными характеристиками производственного университета являются:

- усиление и централизация управления и контроля по всем направлениям деятельности университета; централизация делает многие процедуры менее формальными, главными задачами высшего руководства являются стратегическое планирование и реинжиниринг, обусловленные институциональными и корпоративными миссиями;

- принятие решений и распределение ресурсов, осуществляемые на основе классических бизнес–моделей; формируется новый для университетов аппарат принятия решений, при котором органы управления университетами приближаются к традиционным корпоративным образцам;

- замена коллегиальных решений персональной ответственностью, решения принимаются не в «законодательном», демократичном и коллегиальном стиле, а на основе измеримых целей и задач;

- более тесное интегрирование академических структур в экономические процессы и взаимодействия; возрастает количество проектных подразделений, функционирующих вне академической структуры, имеющих параллельное управление и финансирование; формируются новые коммуникационные, информационные и маркетинговые механизмы. 5

Академический капитализм – это рыночная или рыночно-подобная деятельность университета и преподавателей по привлечению внешних денежных средств.6

Основными причинами развития академического капитализма явились:

- трансформация мировой индустриальной экономики в экономику знаний (информационное общество), коммерциализация технологий, осуществление трансфера знаний;

- глобализация экономических, социальных, образовательных процессов;

- проблемы финансирования научных исследований со стороны государства.

Академический капитализм сегодня не только характерен для университетов ведущих в научно – образовательном отношении стран, но и практически для всего мира.

Концепция проектно – ориентированного университета основывается на гипотезе динамической устойчивости его проектной подструктуры в целом. Вместе с тем сохранение внутри проектно–ориентированной организации традиционной структуры классического университета гарантирует выполнение его стандартных задач, создает дополнительные возможности для диверсификации деятельности, поиска и реализации новых возможностей, развития отдельных направлений, реализации временных, разовых проектов. Концепция проектно – ориентированного университета позволяет развивать наиболее приоритетные с образовательной, научно– исследовательской, коммерческой точек зрения проекты. 7

Основные характеристики предпринимательского университета:

- усиление управления (управленческого блока), централизация управления;

- развитие периферийных подразделений (направлений), гибкость, реакция на изменения внешней среды;

- диверсификация финансирования;

- концентрация на ключевых академических (образовательных, научных) направлениях;

- становление интегрированной, предпринимательской организационной структуры.

В работе показано, что в мировой практике признанным механизмом, обеспечивающим функционирование и развитие экономики знаний, ее институциональной основой является национальная инновационная система как совокупное единство государственных, частных, общественных организаций и методов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению, распространению и воспроизводству научно-технических знаний и технологий. В процессе развития инновационной модели экономики формируется такая система взаимоотношений высшей школы, промышленности и общества, когда инновации служат основой развития экономики, а потребности инновационного развития, в свою очередь, во многом определяют и стимулируют важнейшие направления развития научной деятельности. Таким образом в условиях диверсификации и глобализации образовательного пространства государство формирует и осуществляет свою политику в сфере образования с целью достижения и поддержания высокого уровня конкурентоспособности экономики страны.

Как свидетельствует анализ российской образовательной практики, целый ряд университетов в настоящее время можно классифицировать не как «предпринимательские университеты», а как «университеты предпринимателей». В «университете предпринимателей» могут формироваться коммерчески успешные образовательные и научно-исследовательские направления (проекты), но отдельные преподаватели, научные сотрудники и подразделения (кафедры, факультеты, лаборатории) ориентируются исключительно на собственные цели, отсутствует единая университетская стратегия обеспечения конкурентоспособности. В итоге мы имеем дело не с единым, сильным вузом, а с набором псевдосамостоятельных, несогласованных элементов. Отсутствие интеграции, единой системы стратегического планирования и распределения ресурсов ослабляет университет, снижает его конкурентоспособность.

Доказано, что способность к восприятию инноваций и выбор инновационного пути развития позволяет выживать и развиваться учреждениям высшей школы в условиях усиливающейся конкуренции, роста числа негосударственных учебных заведений и увеличения доли платных образовательных услуг; раскрыто влияние факторов внешней и внутренней среды на формирование инновационной стратегии высшей школы.

В работе рассматривается научно-исследовательский и образовательный потенциал высшей школы как основа инновационного развития вуза в условиях усиливающейся конкуренции. Современная учебная нагрузка российских преподавателей такова, что на научные исследования им не остается времени или оно минимально. Ситуация усугубляется недостаточным уровнем заработной платы профессорско-преподавательского состава и, как следствие, необходимостью дополнительной работы по совместительству. Таким образом, социальные условия не позволяют преподавателям иметь достаточно времени для исследовательской работы, повышения профессиональной квалификации, быть независимыми и мобильными, участвовать в международных конференциях. В результате формируется эффект изолированности от международного академического сообщества, что негативно отражается на качестве преподавания и уровне квалификации выпускников.

Табл. 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: