Тема 17.СТАТИСТИКА ФИНАНСОВ
Изучение раздела «Статистика финансов» направлено на формирование следующих компетенции:
— культура мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
— способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4):
— способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12):
— владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).
— способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые дл я расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
— способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
—способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4):
— способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты четов " обосновать полученные выводы
(ПК-5);
— способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
— способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
— способность, используя отечественные и зарубежные источники
информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и (или) аналитический отчет (ПК-9);
— способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10)
В результате изучения раздела «Статистика финансов» студент должен:
Знать
— основы построения, расчета, анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;
— основные направления статистического анализа в страховании;
— основные показатели страховой деятельности;
— показатели, используемые при анализе данных в ходе расчета страховых тарифов и резервов;
— основы статистики государственного бюджета;
— основные направления статистического анализа денежного обращения;
Уметь
— использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
— анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
— осуществлять поиск информации по полученному заданию; сбор; анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
— рассчитывать простейшие показатели деятельности страховых организаций;
— рассчитывать простейшие виды тарифов по страхованию жизни, рисковым видам страхования;
— оценивать размеры денежной массы и монетаризации экономики;
— анализировать доходы и расходы государственного бюджета;
Владеть
— современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
— современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне:
— навыками анализа статистических показателей, характеризующих страховую деятельность.
— методикой расчета математического резерва по прямому методу;
— методами анализа денежного обращения:
— методами статистического анализа государственного бюджета.
Тема 17. СТАТИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
Система показателей статистики государственных финансов обеспечивает решение следующих основных задач:
— анализ бюджетной классификации;
— оценка сбалансированности доходов и расходов бюджета;
— характеристика источников финансирования дефицита федерального бюджета;
— сопоставление фактического исполнения бюджета с установленным;
— изучение совокупных долговых обязательств государства и средств погашения государственного долга;
— анализ факторов, влияющих на уровень доходов государственного бюджета.
Особое внимание в данной главе следует уделить изучению бюджетной классификации налоговых доходов, методике анализа структуры, динамики и факторов, определяющих размер налоговых платежей.
Задача № 1
В табл. представлены данные о доходах консолидированного бюджета РФ за 2014 г.
Статьи доходов | Млрд. руб. |
Налог на прибыль организаций | 1774,6 |
Налог доходы физических лиц | 1790,5 |
Налог на добавленную стоимость | 2498,6 |
Акцизы | 471,5 |
Налоги на совокупный доход | 207,7 |
Налоги на имущество | 628,2 |
Платежи за пользование природными ресурсами | 1517,5 |
Задолженность и перерасчеты по налогам, сборам и иным обязательным платежам | 35,5 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности | 3227,7 |
Доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности | 655,8 |
Безвозмездные поступления | 614,1 |
Доходы от приносящей доход деятельности | 46,1 |
1. Определите:
а) общий размер налоговых доходов и их структуры;
б) общий размер не налоговых доходов и их структуры;
2. Охарактеризуйте структуру доходов консолидированного бюджета.
Решение:
1. К налоговым доходам относятся все налоговые поступления в бюджет, взимаемые в соответствии с налоговым кодексом РФ
Налоговые доходы | Млрд. руб. | Удельный вес, % |
Налог на прибыль организации | 1774,6 | 19,9 |
Налог на доходы физических лиц | 1790,5 | 20,1 |
Налог на добавленную стоимость | 2498,6 | 28,0 |
Акцизы | 471,5 | 5,3 |
Налоги на совокупный доход | 207,7 | 2,3 |
Налоги на имущество | 628,2 | 7,0 |
Платежи за пользование природными ресурсами | 1517,5 | 17,0 |
Задолженность и перерасчеты по налогам, сборам и иным обязательным платежам | 35,5 | 0,4 |
Итого | 8924,1 | 100,0 |
Как видно из табл. в 2014 г. налоговые доходы составили 8924,1 млрд. руб. Из них 68% составляют НДС, налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организации.
К не налоговым доходам относится поступление в бюджет в виде доходов от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, штрафные санкции (кроме налоговых), доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, доходы от внешнеэкономической деятельности (ст. 51 БК РФ) и не налоговые доходы консолидированного бюджета РФ в 2014г. (табл.).
Виды доходов | Млрд. руб. | Удельный вес, % |
Поводы от внешнеэкономической деятельности | 3227,7 | 82,1 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 655,8 | 16,7 |
Итого | 3929,6 | 100,0 |
2. Доходы консолидированного бюджета можно подразделить на три группы
— налоговые;
— неналоговые;
— безвозмездные перечисления.
Группа доходов бюджета | Млрд. руб. | Удельный вес, % |
Налоговые | 8924,1 | 68,8 |
Не налоговые | 3929,6 | 30,3 |
Безвозмездные перечисления | 0,9 | |
Итого | 12 967,8 | 100,0 |
Как видим налоговые доходы, составляют основу формирования доходов консолидированного бюджета РФ.
Задача № 2
В табл. 17.5 представлены данные о расходах консолидированного бюджета РФ за 2013и 2014 гг.
Расходы | Млрд. руб. | |
2013 г. | 2014 г. | |
Всего | 17616,7 | 19 994,6 |
Из них на: | ||
- общегосударственные вопросы | 1440,6 | 1685,9 |
- национальную оборону | 1 279,7 | 1517,2 |
1. Охарактеризуйте за каждый год структуру расходов, а также динамику каждого вида расходов.
2. Оцените структурные сдвиги в составе расходов с помощью
а) коэффициента ранговой корреляции Спирмэна;
б) коэффициента Гатева;
в) индекса Салаи.
3. Представьте динамику расходов консолидированного бюджета РФ за 2013—2014 гг. в виде аддитивной модели.
Решение:
1. Для характеристики структуры расходов каждого года определим удельный вес каждого вида расхода в общей величине расходов консолидированного бюджета РФ (в %).
Виды расходов | 2010 г. | 2011 г. | Темп роста расходов |
На общегосударственные вопросы | 8,2 | 8,4 | 117,0 |
На национальную оборону | 7,3 | 7,6 | 118,6 |
На национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 7,6 | 7,7 | 113,4 |
На национальную экономику | 13,2 | 14,0 | 120,2 |
На жилищно-коммунальное хозяйство | 6,1 | 6,0 | 111,5 |
На социально-культурные мероприятия | 57,5 | 56,2 | 111,0 |
Прочие | 0,1 | 0,1 | 135,4 |
Итого | 100,0 | 100,0 | 113,5 |
Как видим, более 70% всех расходов бюджета составляют расходы на социально-культурные мероприятия, на национальную экономику и на решение общегосударственных вопросов как 2010 г., так и в 2011 г. В целом расходы бюджета увеличились 13,5%. Наибольший рост расходов наблюдался на национальную экономику (120,2%) и на национальную оборону (118,6%).
Снижения расходов не было.
2. Для обобщающей оценки структурных изменений в составе расходов коэффициента ранговой корреляции Спирмэна, коэффициента Гатева, индекса Салаи.
Ранговый коэффициент корреляции Спирмэна определяется
по формуле
где d — разность рангов отдельных видов расходов; п — число позиций в таблице, в нашем случае п =7. Расчет оформим в табл.
Виды расходов | Ранги | d | d2 | |
R2010 | R2011 | |||
На общегосударственные вопросы | ||||
На национальную оборону | ||||
На национальную безопасность и правоохранительную деятельность | ||||
На национальную экономику | ||||
На жилищно-коммунальное хозяйство | ||||
На социально-культурные мероприятия | ||||
Прочие | ||||
Итого | - | - |
Как видно из табл. 17.7, ранжирование расходов по годам не менялось поэтому равно единице, что означает отсутствие существенных изменений в составе расходов по годам. Это же подтверждают и коэффициент Гатева и индекс Салаи. Коэффициент Гатева равен:
где - и
удельный вес каждого вида расходов соответственно за 2010г. и 2011 г.
Расчет оформим в табл.
Виды расходов | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
На обще-государственные вопросы | 8,2 | 8,1 | -0,2 | 0,04 | 137,8 | 16,6 | 0,0001 |
На национальную оборону | 7,3 | 7,6 | -0,3 | 0,09 | 111,05 | 14,9 | 0,0004 |
На национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 7,6 | 7,7 | -0,1 | 0,01 | 1 17,05 | 15,3 | 0,0000 |
На национальную экономику | 13,2 | 11,0 | -0,8 | 0,64 | 370,24 | 27,2 | 0,0009 |
На жилищно-комму-нальное хозяйство | 6,1 | 6,0 | 0,1 | 0,01 | 73,21 | 12,1 | 0,0001 |
На социально-культурные мероприятия | 57,5 | 56,2 | 1,3 | 1,69 | 6464,69 | 6464,69 | 0,0001 |
Прочие | 0,1 | 0,1 | 0,0 | 0,00 | 0,02 | 0,2 | 0,0000 |
Итого | 0,0 | 2,48 | 7274,06 | — | 0,0016 |
Коэффициент Гатева равен:
Коэффициент Гатева меняется от 0 до 1; чем менее существенные сдвиги в составе расходов, тем ближе его величина к 0, что т место в рассматриваемой задаче.
Индекс Салаи определяется по формуле
Индекс Салаи также изменяется от 0 до 1. Полученное значение демонстрирует отсутствие существенных сдвигов в структуре расходов бюджета за 2010—2011 гг.
3. Ввиду аддитивной связи целого и отдельных его частей можно динамику общих расходов консолидированного бюджета представить в виде следующей модели:
где — коэффициент роста г вида расходов;
— доля каждого вида расхода в общих расходах за 2010 г.
Составляющие этой модели приведены в таблицах при решении п. 1 и п. 2 задачи:
1,135 = 1,17 • 0,082 + 1,186 • 0,073 + 1,134 • 0,076 + 1,202 • 0,132 +
+ 1,115 • 0,061 + 1,11 • 0,575+ 1,354 • 0,001.
Каждое слагаемое правой части несет информацию по соответствующему типу расходов: о коэффициенте роста данного расхода и доли этого расхода в общих расходах 2010 г. Как видим, наибольший темп роста наблюдался по расходам на национальную экономику. Чтобы разложить по составным частям общий темп прироста консолидированного бюджета запишем данную модель в следующем виде:
Темп прироста расходов в процентах ,
где темп роста каждого вида доходов.
Расчеты представлены в табл.
Виды расходов | Темп прироста доходов по группе, % | Составная часть общего темпа прироста |
На общегосударственные расходы | 17,0 | 1,39 |
На национальную оборону | 18,6 | 1,36 |
На национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 13,4 | 1,02 |
На национальную экономику | 20,2 | 2,67 |
На жилищно-коммунальное хозяйство | 11,5 | 0,70 |
На социально-культурные мероприятия | 11,0 | 6,33 |
Прочие | 35,4 | 0,04 |
Итого | - | 13,51 |
Как видим, при общем темпе прироста расходов 13,51% наибольшую роль играют расходы на социально-культурные мероприятия (6,33% в общем приросте) и расходы на национальную экономику (2, 67% в общем приросте).
Задача № 3
В табл. представлены данные о расходах консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов по периодам 2014г. (млрд. руб.).
Период | Величина расходов |
Январь | 477,0 |
Январь — февраль | 1572,2 |
Первый квартал | 2807,1 |
Январь — апрель | 4140,7 |
Январь — май | 5210,9 |
Первое полугодие | 6619,7 |
Январь — июль | 7929,1 |
Январь — август | 9214,2 |
Январь — сентябрь | 10 503,9 |
Январь— октябрь | 11 706,2 |
Январь— ноябрь | 12995,1 |
Год | 16 048,3 |
1.Постройте динамический ряд расходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов по месяцам 2013г.
2. Дайте графическое изображение полученного динамического ряда и представте на графике линию тренда.
3. Сделайте выводы.
Решение:
1. В условии задачи представлены нарастающие итоги по периодам 20013г.; чтобы построить динамический ряд по месяцам года, необходимо из каждого последующего нарастающего итога вычесть предыдущий (табл.)
Период | Расходы, млрд. руб. |
Январь | 477,0 |
Февраль | 1095,2 |
Март | 1234,7 |
Апрель | 1333,6 |
Май | 1070,2 |
Июнь | 1408,8 |
Июль | 1309,4 |
Август | 1285,1 |
Сентябрь | 1289,7 |
Октябрь | 1202,3 |
Ноябрь | 1388,9 |
Декабрь | 3053,2 |
Итог | 16 048,3 |
2. График можно дать в виде точечной диаграммы, воспользовавшись ППП МS Ехсеl инструментом Мастер диаграмм. Линия тренда может быть добавлена в диаграмму. Для этого прав0в кнопкой мыши нажимаем на любую точку графика и в меню выбираем Добавить линию тренда. Щелкнув левой кнопкой мыши, получаем диалоговое окно Параметры линии тренда Далее необходимо выбрать вид линии тренда. По умолчанию выдается линейный тренд.
Программа позволяет построить и другие функции, выделив любую из них точкой. Чтобы на графике отобразилась не только линия тенденции, но и уравнение тренда, а также коэффициент детерминации следует установить флажки в последних двух строчках закладки Параметры линии тренда, т.е. в строфе. Показать уравнение на диаграмме и в строфе Поместить на диаграмма величину достоверности аппроксимации R2).
В рассматриваемом примере наилучшая аппроксимация достигается при использовании параболы третьей степени:
у = -447,79 + 1080,8t - 197,13t2 + 10,726t3,
R 2 = 0,8086, т.е. данная функция описывает 81% вариации расходов. При этом параметры при t оказываются статистически значимыми, т.е. надежными (более детально разбирается в дисциплине Эконометрика). График показывает меняющуюся тенденцию расходов в течение года: подъемы сменяются спадами и наоборот.
Вопросы и задания для самоподготовки
1. Какие относительные показатели характеризуют доходы бюджета?
2. Какие признаки используются при классификации расходов бюджета?
3. Какие показатели характеризуют сбалансированность бюджета?
4. Какая информация используется для составления проекта бюджета?
5. Какая отчетность предусмотрена в статистике государственных финансов?
6. В чем отличие и согласованность отчетности в формате СГФ с показателями и классификациями СНС?
7. Какие изменения внесены в классификации состава и функций сектора государственного управления в версии СНС-2008?
8. Что такое налоговые и неналоговые доходы?
9. Что такое текущие и капитальные расходы?
10. Назовите источники покрытия дефицита бюджета.
11. Какие факторы оказывают влияние на уровень доходов в государственный бюджет?