Правое положение различных слоев населения.




Семинар № 3.

Занятие № 1.

Право Древней Греции.

Источники права Древней Греции (общая характеристика Гортинских законов; Законов Драконта; законодательства Солона, Писистрата, Клисфена; законодательства Ликурга; законодательство Древних Афин по Речам Демосфена и др).

Реформы Тесея, законы Драконта.

Образование Афинского государства началось с проведения реформ, предписываемых легендарному Тесею (XIII век до н.э.). При нем якобы произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах (синойкизм).

Тесею приписывают разделение всех свободных граждан Афин на 3 группы: эвпатридов - родовой знати, геоморов - земледельцев, демиургов - ремесленников.

Только эвпатриды наделялись исключительным правом на замещение должностей. Родовая знать стала господствующим классом, экономической основой ее власти было крупное землевладение. Она угнетала демос- народ, в состав которого входили земледельцы, ремесленники, торговцы,

моряки. Выходцы из других частей Аттики - метеки - были свободны, но гражданских прав не имели.

Авторитет родовых учреждений падал. Вместо Базилевса была учреждена ежегодно избираемая коллегия архонтов. Она ведала военными, судебными делами. Совет старейшин был преобразован в ареопаг. Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага. Во всех этих органах распоряжались эвпатриды.

В это же время возникли первые писаные законы. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Имелось в виду ограничить власть архонтов, произвольно толковавших обычай. Составителем законов был Драконт.

По этим законам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернении святынь, те, кто вел праздный образ жизни. Смертная казнь угрожала даже тем, кто крал овощи.

Принцип ответственности по правилам талиона был отменен. По законам Драконта убийство рассматривалось как причинение материального ущерба, но теперь оно квалифицировалось как антиобщественное деяние. Вводится понятие умысла и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы - смертная казнь. Драконтовы законы стали символом жестокости. Даже в древности говорили, что они написаны кровью. Тем не менее, эти законы ограничивали власть архонтов.

 

Реформы Солона и Клисфена

Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона. К тому времени, когда Солон стал первым архонтом (594 г. до н.э.), задолженность мелких землевладельцев приняла устрашающие размеры. За неуплату долга владельца клера, его жену, детей разрешалось продавать в рабство за границу. Над основной массой общинников нависла угроза всеобщего закабаления. «Некоторые в отчаянии бежали от кредиторов и бродят из страны в страну», - горестно отмечал Солон. Алчность Эвпатридов не знала пределов. Разорение земледельцев, всеобщая задолженность бедноты, политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Росло недовольство торговцев и ремесленников. Дело шло к восстанию.

 

Солон был первым из знати, кто заметил опасность (выходец из небогатых эвпатридов, избранный в 594 г. до н.э. архонтом). Надо отдать должное его проницательности и смелости. Преодолевая сопротивление верхушки аристократов, он решительно провел крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Ущемляя интересы знати и делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство.

 

Особое место имели земельная и политическая реформы.

1. Солон отменил часть залоговой кабалы. Все долговые камни с полей убирались, проданные в

рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили название сисахфия.

2. Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли.

3. Считают, что Солон установил максимум земельного надела. Однако произвести перераспределение земли он не решился.

4. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати. Она удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев

5. Впервые была узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в т. ч. и земельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т. д. Такой свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало.

6. Солон содействовал развитию ремесла, торговли.

7. Он унифицировал систему мер и весов, провел денежную реформу, создал благоприятные условия для внешней торговле Афин и т.д.

8. Родители в старости не могли по закону получать помощь от сыновей, если не обучили их ремеслу.

К политическим реформам Солона следует отнести:

- деление жителей по имущественному цензу. Это был еще один удар по пережиткам родового общества. Все свободные граждане Афин делились на 4 разряда граждан: получавшие со своей земля не менее 500 медимнов зерна, масла или вина вошли в первый разряд, 300 - во второй, 200 - в третий, меньше 200 медимнов - в четвертый.

- Одновременно предусматривалось, что только лица из первого разряда могли избираться военачальниками и архонтами. Из представителей второго разряда формировалось конное войско (всадники), из остальных - пешее войско. Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении.

- Солон значительно повысил значение и авторитет народного собрания, которое стало созываться чаще и на нем рассматривались наиболее важные государственные вопросы: принимались законы, избирались должностные лица. В работе собрания участвовали также малоимущие граждане.

- Одновременно был учрежден Совет 400 - по 100 человек из каждой филы. В его состав могли избираться, все свободные, кроме батраков и нищих. Со временем Совет оттеснил ареопаг на второй план. Его роль возросла в связи с тем, что народное собрание созывалось. Проекты многих решений готовил Совет, а в необходимых случаях, он действовал от имени собрания.

- Солон также учредил суд присяжных- Гелиэю, при чем в ее состав избирались граждане всех разрядов. Участие малоимущих граждан в народном собрании, в суде присяжных содействовало развитию Афинской рабовладельческой демократии. Гелиэя была не только главным судебным органом Афин, она также контролировала деятельность должностью лиц.

 

Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и обедневшими гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса: земледельцев, купцов, ремесленников. Реформы повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой которого стали средние и мелкие земельные собственники, верхушка ремесленников и купцов.

Устройство Спарты. Законыы Ликурга

Спарта управлялась помимо народного собрания и коллегии эфоров (правительственная власть) еще Советом старцев (герусий), созданным по замыслу легендарного законодателя Ликурга и включавшим 28 уважаемых сограждан старше 60 лет и двух царей (архагетов) спартанских племен —дорийского и ахейского. Социальное и политическое устройство Спарты скреплено было договором (ретрой), который приписывался Ликургу. Ретра относится к VIII—VII вв. до н.э., но окончательно «Ликургов строй» сложился только к концу VII — началу VI в. до н.э. Это устройство было нацелено на обеспечение единства спартиатов с помощью искусственного сдерживания имущественного расслоения и совместных усилий по обеспечению господства над завоеванными землями и племенами. После завоевания Лаконики и Мессении в Спарте стали проживать 200 тыс.

илотов, 32 тыс. периэков (неполноправные окрестные жители) и 10 тыс. спартиатов (мужчины-воины).

Устройство Спарты, по авторитетному обобщению Аристотеля, принадлежало к числу образцов наилучшего устройства. Наряду с Карфагеном и государством на о. Крит при царе Миносе (родственнике и предке Люсурга) Спарта являла собой «прекрасное смешение олигархического и демократического строя». К демократическому элементу Аристотель относил такую черту спар­танского быта, как «равенство в образе жизни всех спартиатов без различия их имущественного состояния и происхождения». Ликург учредил Совет старцев, избиравшихся пожизненно из числа лиц старше 60 лет, которые совместно с царями были призваны быть залогом успеха в обеспечении благополучия и благоразумия. Совет старцев помогал царям в их сопротивлении своеволию большинства в народном собрании, но в то же время помогал народу в его сопротивлении тирании.

 

Другую особенность Спарты составило непосредственное участие народа в выборе самых высших должностных лиц в виде коллегии из пяти эфоров, которые вершили дела административные и судебные и выполняли надзорные функции за деятельностью чиновников. Даже в сопоставлении с двумя царями, представлявшими в герусий ахейцев и дорийцев, эфоры никому не были подотчетны, кроме своих преемников и еще жрецов-гадателей. Жрецы вмешивались в политические события в критические периоды и могли решить вопрос о замене (перевыборах) коллегии эфоров. Некоторые наблюдатели считали строй Спарты наилучшим на том основании, что он представлял собой «смешение всех государственных устройств — царская власть... олицетворяет монархическое начало, власть геронтов — олигархии, а демократическое начало проявляется во власти эфоров, поскольку 'они избираются из народа» (Аристотель. Политика, 1265в).

Другие возражали и считали, например, что эфоры олицетворяют собой тиранию, а демократическое начало проявляет себя лишь в общих трапезах (сисситиях) и в других формах быта. Когда кто-то стал требовать, чтобы

 

Ликург ввел в государстве демократию, он отвечал так: «Введи сперва демократию у себя дома».

К недостаткам устройства Аристотель относил «детский» способ голосования при выборе эфоров на народном собрании (голосовали криком; счетная комиссия запиралась в помещение без окон; речи фиксировались через стенку из запертого помещения, а одобрение криками учитывалось записью на дощечках).

Ликург произвел также своеобразный передел земли; он разделил земли Лаконики на участки и поделил их по жребию между спартиатами и жителями окрестных со Спартой областей (пе-риэками). Земельные наделы (клеры) нельзя было делить, дарить или завещать. Спартиаты обязывались также к совместным трапезам и несению военной службы. Обучение военному делу начиналось с 7-летнего возраста и продолжалось до 20 лет. Затем наступал 40-летний срок участия в военных предприятиях, в том числе в мирное время. Воины упражнялись в набегах на селения илотов — покоренных местных племен, прикрепленных к земле и ставших разновидностью государственных крепостных людей. Ликург, по преданию, изгонял из быта спартиатов роскошь и жажду наживы. С целью воспрепятствовать этим порокам он ввел тяжелые металлические деньги, неудобные для обращения.

 

Клисфен.

Через 90 лет после Солона, в 509 году до н. э., демократы, объединившись вокруг своего вождя Клисфена, наносят решающий удар по остаткам родового строя, мешавшим функционированию государства как такового.

- Реформа 509 года окончательно ликвидировала старые племена. Взамен родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение.

Аттика делилась на десять территориальных «племен» (фил). Каждая фила состояла из трех частей - триттий. Одна из триттий должна была принадлежать к сельскохозяйственной равнине, где до того господствовала знать (здесь были ее имения), другая - к приморскому району, форпосту демократически настроенной матросской массы, третью составлял один из кварталов столицы.

В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан - ремесленников, купцов, матросов. Землевладельческая «равнина» была оттеснена на второй план.

Помимо этого, страна была поделена на наименьшие районы - демы. Их было около ста.

Сущность введенного Клисфеном деления станет более понятной, если прибавить, что аристократический род Аминандритов. например, оказался разделенным на 26 демов, принадлежащих к разным триттиям и филам, род Керкиров - к 19 демам и т. д. Естественно, что выступать, как препаде, единым фронтом они уже не могли. Так, между прочим, впервые в истории была введена в практику «избирательная география». Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот -по 50 человек от каждой новой филы.

Клисфену же принадлежит изобретение остракизма. Так называлось изгнание из государства, применяемое в качестве политической меры, а не наказания. Остракизм применялся по тем соображениям, что тот или иной политический деятель своим авторитетом, своими связями может способствовать возникновению смут. Изгнание назначалось обыкновенно на 10 лет и не влекло за собой ни лишения прав, ни конфискации имущества. Решение об остракизме принадлежало только народному собранию.

 

Правое положение различных слоев населения.

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у кого и отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

 

Гражданство приобреталось с 18-летнего возрасту: Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании.

Завершив двухлетнее обучение военному делу, гражданин оставался военнообязанным до 60-летнего возраста. В случае войны народное собрание устанавливало число военнообязанных, подлежащих призыву; в крайних случаях прибегали к всеобщему набору (панстратии). Члены каждого племени (филы) составляли отряд под командованием особого лица, избираемого самим народом.

Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Основную массу граждан составляли люди среднего достатка. Их земельные наделы не превышали 10 га. Небольшое число граждан обладало значительными состояниями. Сотни семей влачили жалкое существование, предпочитая откровенный паразитизм любой форме производительного труда.

Физический труд, за исключением земледельческого, признавался недостойным гражданина. «Позорящие» профессии были уделом иностранцев-метэков, вольноотпущенников, рабов.

Метэки могли заниматься своим профессиональным делом, покупать и продавать (все, кроме недвижимостей), но участвовать в народном собрании и занимать должности им запрещалось. Однако в армии они служили, платили налоги. Меток, уклонившийся от уплаты налогов, продавался в рабство. Браки между метэками и гражданами запрещались.

Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев.

Несмотря на все ограничения, метэк и вольноотпущенник были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб.

Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.

Единственное, что закон запрещал хозяину, - убийство раба. Когда раб совершал преступление, заслуживавшее казни, суд и наказание становились делом властей.

Государство, можно думать, опасалось, что собственник раба, заинтересованный в нем как в своем имуществе, пощадит его. Несмотря на формальный запрет, убийство раба хозяином не впекло за собой наказания для последнего.

За этим исключением, все другие виды наказаний были правом господина. Допрос раба производился только под пыткой. Это считалось справедливым и «истинно демократическим».

Обычными способами наказания рабов были заковывание в кандалы, в железный ошейник, истязания, клеймение и пр. Пытали дыбой, заливанием уксуса в ноздри, прикладыванием к телу раскаленной черепицы, растягиванием членов («кобылой»).

Никакого имущества раб иметь не мог. Все, что он зарабатывал, было собственностью господина.

Отпущенный на свободу раб подпадал под двойной надзор государства, относившегося к нему как к «иностранцу», и бывшего хозяина, по отношению к которому вольноотпущенный был обязан некоторыми повинностями.

Основная масса рабов добывалась на войне, когда в неволю попадали не только солдаты враждебного войска, но и мирное население противника. Эта участь не раз постигала и самих афинян. Заклейменные знаком лошади, они были сотнями проданы в рабство после неудачной сицилийской экспедиции (во время Пелопоннесской войны). Множество рабов поставляли на рынок морские разбойники. При покупке с рабом или рабыней обращались, как со скотом: раздевали, заставляли бегать, смотрели зубы и пр.

Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.

Афиняне, по обыкновению, похвалялись тем, что их жены выходят на улицу не иначе как по большим праздникам (то есть направляясь в храм) или что их жены так хорошо воспитаны, что стыдятся видеть любого постороннего, в том числе родственников. Жила жена в особой половине

дома.

Брачный договор был делом отца невесты. После свадьбы законным представителем жены становился муж. Чтобы развестись с женой, ему достаточно было призвать свидетелей.

Закон требовал от жены строгого целомудрия, но не препятствовал мужу иметь любовниц. Неверную жену разрешалось попросту выгнать из дому, а приданое присвоить. В своей последующей жизни эта женщина не могла ни украшаться, ни входить в храмы. В противном

случае любой встречный мог разорвать на ней платье, снять украшения, побить.

Дети находились во власти отца уже по одному тому, что завещание находилось в его воле. Достаточно было непочтительного отношения к отцу, чтобы лишение сына наследства стало законным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: