Древнегреческий философ Платон (428–348 до н.э.), настоящее имя Аристокл, был выдающимся из учеников другого крупнейшего эллинского мудреца – Сократа.
Платоновские диалоги - это первые философские тексты, дошедшие до нас в значительном объеме от представителей античной мысли того периода. Тем не менее очень сложно говорить о платоновском учении как о целостной системе, поскольку мы не имеем сочинений, в которых бы эта система стройно излагалась и главная задача заключается в вычленении определенных тем платоновской философии из множества его разноплановых диалогов.
УЧЕНИЕ:
Самыми насущными проблемами в философии Платона являются: во-первых, тема бытия, отображенная в платоновской теории идей - универсалий; во-вторых, его концепция познания; в-третьих, его учение о Благе - этическая составляющая философии Платона; в-четвертых, это тема политического устройства.
1. Учение об идеях (эйдосах) является важной частью философии Платона, давшей впоследствии название целому направлению философской мысли - идеализму. В этом раскрывается одно из наиболее существенных общих черт платоновского мировоззрения – это приоритет души над телом и миром. Мир идей существует вне времени и пространства, вне нашего сознания в мире духовной реальности, где идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи невещественны, но тем не менее это реальные сущности, которые лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Вещи - это искаженные, изменчивые, множественные копии чистых и вечных идей. Что нашло отображение в знаменитой аллегории Платона «Мифе о пещере». У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа.
|
2. Концепция познания. Согласно учению Платона структура бытия иерархична и состоит из различных «слоев», или «областей» неодинаковой ценности и неодинаковой реальности. Различию этих областей бытия соответствует и различие родов познания. Высший род бытия – идеи – познаются посредством интуиции ума. Второй, низший сравнительно с идеями, род бытия – предметы математического познания. Он постигается размышлением. Третья степень реальности – чувственные вещи, которые могут быть только предметом мнения. Четвертый, последний род бытия – это отображения или образы чувственных вещей и постигаются посредством воображения. По утверждению Платона, ни мнение, ни воображение не дают истинного, достоверного познания. Размышление, направленное на математические предметы, занимает середину между истинным познанием и мнением. Но наука, которая идя правильным путем, возводит к чистому познанию самих идей (эйдосов) это – диалектика.
3. От своего учителя Сократа Платон унаследовал интерес к этическим проблемам. Идея Блага в философии Платона имеет достаточно большое значение. Согласно Платону - философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине, а истинное философское знание порождает добродетель - основу человеческого счастья и блага.
Платон выделяет четыре основные добродетели, которые доставляют счастье и отдельному человеку и государству: добродетель разумной части души – мудрость, добродетель воли – мужество, добродетель чувственной части души – воздержность, а общая правильная деятельность всех трех частей души производит справедливость - добродетель возникающую из их гармонии. Платон считал, что в гармоническом сочетании этих основных сил состоит благо государства, чья цель – «делать граждан хорошими людьми».
|
4. Политическое учение Платона – одна из первых в истории общественных утопий, нашедшая отражение в диалоге "Государство".
Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить в полной мере удовлетворение своих главных потребностей. Далее Платон строит теорию «идеального государства», которое в той или иной степени является логическим следствием системы его философских воззрений.
Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются философы - правители государства, воины - стражи безопасности государства, и производители - земледельцы, ремесленники, торговцы, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей.
Основной принцип идеального государства – справедливость: каждый член общества должен выполнять только то дело, к которому он призван.
Наиболее приближающаяся к платоновскому "идеалу государства" форма правления - это аристократическая монархия. Все остальные формы Платон считал наихудшими.
Платон тот мыслитель, который связал опыт созерцания и опыт мышления с опытом действия в практической жизни. Образ мышления определяет то, как ты живешь и как ты действуешь. Отсюда взаимосвязь его теорий: бытия, познания, политики, этики.
Также философия Платона затрагивает такие темы как космогония (учение о происхождении и устройстве вселенной); религия; бессмертие души; эстетика – в учение об искусствах и прекрасном; физика.
|
ВЛИЯНИЕ:
Влияние идей афинского философа из древней Аттики оказалось огромным и простирается на тысячелетия до сего дня.
Платон становится краеугольным камнем всего гуманитарного знания. Любая философия в принципе строится в привязке к Платону, что очевидно уже с Аристотеля как первого критика Платона, так и первого его продолжателя.
Ученики Платона образовали первую Академию, секту или школу, называвшуюся по имени заведения, основанного их учителем близ Афин, которая имела своих приемников. А в последующем тексты Платона, наряду с аристотелевскими, с середины XVI в. становятся основой европейского университетского образования.
Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. На идеях Платона основывается не только теологическая христианская догматика, но и философские концепции нехристианских философов ближнего востока и европейских представителей идеализма. Платон является отцом всей спиритуалистской философии и всего объективного идеализма, а его гносеология, метафизика и политико-этическая теория оказали огромное влияние, положительное или отрицательное, на мыслителей, живших после него.
К философии Платона, к платонизму, обращались и те, кто считается представителем и воплощением философии Нового времени. В теоретико-методологических построениях Р.Декарта, И.Ньютона, Ф.Бэкона использовались платоновские представления о гармонии, пропорции и мере.
Британский математик и представитель аналитической философии профессор А.Н.Уайтхед говорит, что вся философия является не чем иным, как заметками на полях Платона.
Мартин Хайдеггер утверждал, что философия Платона явилась переломным моментом не только в античной философии как таковой, но и в системе нашего восприятия в целом - так как с Платоном происходит подмена понимания бытия как Природы представлением о бытии, как об Идеи. И это очень существенная вещь, повлиявшая в дальнейшей философской мысли на восприятие окружающего.
Русская философия, которая в России начиналась как философия религиозная, при своем первом старте отталкивалась именно от платонизма, что в разных изданиях и интерпретациях можно проследить у В.Соловьева, С.Булгакова, П.Флоренского, Н.Лосского, А.Лосева и почти всех русских философов первого поколения.
ВЫВОД:
Философская повестка дня Платона актуальна и не исчерпана до сих пор. Одни гении восставали, чтобы низвергнуть платонизм, другие поднимались чтобы его опять восстановить.
Так или иначе, не уделив Платону должного внимания, мы никогда не станем полноценными участниками научной вселенной. Так как человек, соприкасающийся с Платоном, обращается ни к одному философу, автору или какой-либо школе, а прикасается к философии как таковой.