Количество обучающихся: 14 человек




Конспект учебного занятия

Тема «Топонимика водных объектов Южного Урала»

Объединение «Юный краевед»

 

 

Педагог дополнительного образования

Домбровская Мария Геннадьевна

 

Челябинск, 2019

План-конспект открытого занятия

Тема: Топонимика водных объектов Южного Урала

Группа: 2.1

Время проведения: 13.30–14.15

Количество обучающихся: 14 человек

Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель: создать условия для формирования знаний обучающихся о топонимике водных объектов Южного Урала.

Задачи:

Образовательные:

– сформировать представления обучающихся о сущности понятия «топонимика»;

– расширить знания обучающихся о происхождении названий водных объектов Челябинской области (рек и озер);

– способствовать комплексному применению обучающимися знаний в процессе проектной деятельности.

Развивающие:

– обеспечить условия, мотивирующие обучающихся на самостоятельное изучение информации;

– формирование коммуникативной компетентности младших школьников в общении со сверстниками и педагогом;

– развивать умения обучающихся совместной работе в группе.

Воспитательные:

– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, знания и уважения истории родного края.

– осознание обучающимися особенностей языка и культуры народов, населявших территорию Южного Урала;

– формирование эмоционально–положительного отношения к предмету.

Материально–техническое обеспечение: ноутбук, проектор, презентация, раздаточный материал, карта, атлас, словарь «Топонимика Челябинской области».

Формы организации познавательной деятельности учащихся: дифференцировано–групповая.

Методы:

– частично–поисковый (данный метод используется при работе с понятиями «топонимика», «куль», «су», обучающиеся под руководством педагога находят понятия в онлайн–словарях);

– исследовательский (использование данного метода позволяет педагогу обсудив тему дать обучающимся возможность самостоятельно изучить новый материал)

- проектный (используется для комплексного применения знаний обучающимися в процессе выполнения проекта, направлен на развития их творческих и коммуникативных способностей).

Ожидаемые результаты:

Должны знать:

- сущность понятия «топонимика»;

– значения названий некоторых водных объектов Челябинской области;

– правила работы со словарем;

– правила групповой работы.

Должны уметь:

– работать с текстом, анализировать, выделять главное, ориентироваться в информации;

– применять полученные знания при выполнении проекта;

– работать в группе.

Ход занятия:

Этапы занятия Содержание деятельности Приёмы деятельности педагога Время (мин) Презентация
Организационный:   Приветствие, мотивация на работу на занятии, определение темы, разгадывание кроссворда Мотивация, целеполагание   Тема Цель Кроссворд
Подготовительный:   Работа в группах поиск определения понятия «топонимика» с помощью Google Вовлечение обучающихся в работу   Определение понятия «топонимика»
Основной:   1. Знакомство с новой темой, рассказ педагога   2. Работа в группах, создание двух проектов «Реки» и «Озера» Челябинской области   3. Физминутка «Танцевальная техника «Зеркало» Активизация познавательной деятельности,   Активизация творческих способностей обучающихся         Пример оформления проекта о реке Урал   Правила работы в группе
Контрольный   Защита проектов, блиц–вопрос Оценивание   Блиц–вопрос
Заключительный   Подведение итогов, рефлексия Постановка вопросов   Рефлексия

Организационный этап: Здравствуйте, ребята!Сегодня у нас с вами будет новая и интересная тема, которая содержит в себе одно неизвестное Вам понятие. Чтобы его узнать Вам предстоит отгадать кроссворд, каждый ответ будет начинаться на букву из этого термина.

1) Первая буква, это озеро называют «младшим братом Байкала» (Тургояк);

2) Вторая и четвертая буквы, с какой областью Челябинская область граничит на юге? (Оренбуржская область)

3) Третья буква, поселок в Челябинской области назван в честь столицы Франции (Париж);

4) Пятая буква, самая высокая гора в Челябинской области (Нургуш);

5) Шестая буква, первый заповедник России, находится рядом с городом Миассом (Ильменский);

6) Седьмая буква, этот город назван в честь горы Магнитной (Магнитогорск);

7) Восьмая буква, по легенде в этом озере Имельян Пугачев утопил бочку с золотом (Инышко);

8) Девятая буква, самый восточный город Челябинской области (Копейск);

9) Десятая буква, самый западный город Челябинской области (Аша).

Ребята, какое слово получилось? (Топонимика)

 

Подготовительный этап: Термин «топонимика» вам не знаком, чтобы узнать его значение, я предлагаю вам обратиться к вашим смартфонам и загуглить это понятие.

(Ребята с помощью интернет ресурсов ищут значение понятия «топонимика» и зачитывают результаты)

Основной этап:

Слово «топонимика» греческого происхождения и состоит из двух слов «топос» – «место» и «онома» – «имя». Топонимика – это наука, изучающая наименования населенных пунктов, рек, озер, гор, природных памятников и т.д. Значение древних топонимических наименований дает богатейший материал для географии, истории, этнографии, археологии.

Краеведение издавна исследует географические названия, чтобы получить информацию и об объектах, к которым они относятся, и о тех, кто эти названия присваивал.

Сегодня мы с вами рассмотрим только один вид топонимов – «гидронимы» (в переводе с греческого «hydor» – «вода») – название водных объектов. Реки и озера Челябинской области имеют называния очень разнообразные и не всегда понятные, что означает то или иное название. Мы сегодня попытаемся в этом разобраться. Приведите примеры рек и озер Челябинской области, которые вы знаете.

Для примера я покажу вам, как сделать характеристику топонима реки Урал, а вы по моему примеру потом будете работать над проектом.

 

Немного истории: Одно из древнейших названий имеет река Урал, в древности эта река носила название Яик. Название имеет тюркское происхождение. Башкирское слово «ык» обозначает «направление, плавное, размеренное движение», что сближает его с общетюркским «ак, ык» – «течь, сток». В прошлом такая большая река, как Яик, обожествлялась именем мифологических тюркских персонажей, наделенных божественной силой. В башкирском эпосе «Урал-батыр» был сыном главного героя Урала, которого звали Яик-батыр. 15 января 1775 года по указу Екатерины II река была переименована в Урал, связано это было с наказанием обитателей ее берегов – казаков, за участие в пугачевском бунте, чтобы стереть название Яик из памяти людей. Так и казаки стали называться не яицкие, а уральские, вместо города Яик и реки появились город Уральск и современное название реки Урал.

Для характеристики данного топонима необходимо следовать следующему плану:

1) Народ, придумавший название;

2) Значение;

3) Географическое местоположение (отметить на карте).

Пример приведен на слайде.

Прежде чем начать работать над проектом, предлагаю вспомнить правила работы в группе (приведены на слайде).

Сегодня мы работаем в двух группах, одна группа будет искать топоним рек, другая – озер. Первое, что необходимо сделать первой группе («Реки) найти в онлайн словарях значение тюркского слова «су», второй группе (Озера) – слова «куль». Значение топонимов Вы можете найти в словарях (у каждой группы на столах лежит словарь топонимов Челябинской области, карта Челябинской области). Время работы над проектом (поиск информации и оформление проекта) – 15 минут.

 

 

Группа «Реки» Группа «Озера»
Миасс Тургояк
Ай Увильды
Сим Аргази

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: