Важные термины и понятия: человек, природа человека, сущность человека, антропогенез, индивид, индивидуальность, личность.




Сущность человека

Особенность изучаемой темы: слож­ность и многогранность, зависящая от тех контекстов, в которых выступает и в которых рассматривается человек; формулируется основная идея занятия: ни общество невоз­можно без человека, ни человек немыслим вне общества.

Логическим переходом к изучению вопросов плана за­нятия может стать выяснение перечня наук, изучающих человека. В ходе обсуждения устанавливается, что пробле­мами природы и сущности человека занимаются дисци­плины, относящиеся к различным отраслям знания — гу­манитарным, общественным, естественным. Практически все науки в той или иной степени связаны с проблемой человека. Из того факта, что человек является субъектом познания, вытекает важное следствие: человек всегда больше того, что он о себе знает или может знать.

Выясняется, что на это указывает концовка первого предложения фрагмента: «...единственным предметом ис­следования, его ограничивающим условием».

Научное знание есть знание объективное (знание об объекте). Оно всегда является зна­нием о чём-то, что существует само по себе, независимо от субъекта, и выносится на суд субъекта. Научное знание как объективное, т. е. независимое от воли и идеологических устремлений исследователя, только потому и может состо­яться, что гносеологический (познавательный) субъект вы­несен за объект познания. В случае с человеком, когда он одновременно выступает в роли объекта и субъекта позна­ния, всё обстоит гораздо сложнее («или человек как пред­мет исследования — или человек как свобода» (К. Ясперс).

Важные термины и понятия: человек, природа человека, сущность человека, антропогенез, индивид, индивидуальность, личность.

Данный этап занятия призван способствовать более глубокому осмыслению учащимися понятия «человек», со­отношения природных и культурных факторов в человече­ском поведении, в самой человеческой природе. В изуче­нии такого феномена жизни, как человек, особенно важна проблема его происхождения. И хотя название параграфа однозначно ориентирует на социальный аспект проблемы, тем не менее без обращения к антропогенезу трудно отве­тить на целый ряд важных вопросов: что оказалось суще­ственным в становлении человека в мире, который он соз­даёт? Каким образом формируются социальные качества, что и кто этому способствует? Какие открытия человек сделал, обуреваемый страхом и мужеством? Как сложились взаимоотношения полов? В чём особенности отношения человека к матери и отцу, жизни и смерти, своему пред­назначению в этом мире? Чем заполнялось время, свобод­ное от добывания пищи (охоты и собирательства)?

Прежде чем предложить эти вопросы к ос­мыслению, логично выяснить, как они отвечают на вопрос «Что такое человек?» (с учётом знаний из курсов естество­знания и обществознания, а также отталкиваясь от анализа текста учёного).

После этого можно переходить к обсуждению первого из сформулированных выше вопросов: что оказалось существен­ным в становлении человека в мире, который он создаёт? Лаконично выраженная позиция К. Ясперса. Существенным, как он считает, здесь является следующее:

«1. Использование огня и орудий. Живое существо, не имею­щее ни того ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком.

1. Появление речи. Радикальное отличие от взаимопонима­ния животных посредством спонтанного выражения своих ощу­щений составляет присущая только человеку способность выра­жать осознаваемый в речи и передаваемый ею смысл предметно­го мира, который является объектом мышления и речи.

2. Способы формирующего человека насилия над самим со­бой, например, посредством табу. В самой природе человека за­ложено то, что он не может быть только частью природы, напро­тив, он формирует себя посредством искусства. Природа челове­ка — это его искусственность.

3. Образование групп и сообществ. Человеческое сообщество коренным образом отличается от инстинктивно-автоматически соз­данных государств у насекомых. Основное отличие человеческого сообщества от групп и отношений господства и подчинения, обра­зуемых приматами, состоит в осознании людьми его смыслового значения.

4. Жизнь, формируемая мифами, формирование жизни по­средством образов, подчинение всего существования, семейного уклада, общественного устройства, характера труда и борьбы этим образам, которые в своём бесконечном толковании и углублении, по существу, являются просто носителями самосознания и осозна­ния своего бытия, дают ощущение укрытости и уверенности, всё

это в своих истоках неразличимо. В начале истории и позже че­ловек живёт в этом мире». (Ясперс К. Истоки истории и её цель. М., 1991. — Гл. 4. «Что произошло в доисторический период»).

1. Элемент наглядности в обсуждаемую проблематику внесёт обращение к таблице «Человеческая деятельность (Отличия деятельности людей от поведения животных)». Предлагается с опорой на учебник, знания по другим предметам и личный опыт заполнить таблицу:

 

Биологические свойства человека Социокультурные качества человека
· Прямохождение; · большой и развитый мозг; · своеобразие телесной организации; · гены (наследственность); · мускулатура и многофункциональность развитой руки; · наличие развитых мышц лица (способность смеяться); · способность к членораздельной речи; · половая дифференциация; · расовые различия; · конечность жизни и др. · Орудийная деятельность; · труд и коллективная деятельность; · сознание; · язык, речь, общение; · нравственность; · способность к духовному творчеству и фантазиям; · проектирование своей жизнедеятельности (целеполагание); · совершенствование своей биологической природы; · способность приспосабливаться к различным климатическим условиям; · ответственное отношение к своим действиям и поведению; · осознание своей смертности

 

1. Логическим продолжением изучения биологических и социокультурных особенностей человека является обраще­ние к смысловым различиям таких важных понятий темы,

2. как «природа человека» и «сущность человека». Учитывая сложность проблематики, можно посоветовать учителю про­вести эту часть занятия в форме сообщения, предварительно выяснив толкование этих системообразующих понятий са­мими учащимися.

3. Отмечается, что понятия «природа человека» и «сущ­ность человека» нередко встречаются в литературе как сино­нимы. Под человеческой природой в философской антропо­логии понимают совокупность неизменных черт, общих за­датков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа, которые присущи человеку разумному во все времена независимо от биологической эволюции и исто­рического процесса.

4. При рассмотрении понятия «сущность человека» важно учитывать, в каком контексте рассматривается человек, в рамках каких параметров и масштабов его бытия исследу­ется его сущность.

5. Например, наука в этом вопросе исходит из того, что че­ловек, хотя и завершает лестницу живых существ, возникает и существует в мире в соответствии с законами эволюции.

6. Философия исходит из разумности, свободы, автоном­ности познающего человека, который овладевает действи­тельным миром сначала в сознании, а затем практически.

7. Можно обратить внимание на то, что суще­ствующие в истории философской мысли определения сущ­ности человека страдают односторонностью. Сущность чело­века в них сводится преимущественно к какому-то одному качеству или какой-то части человеческой жизнедеятель­ности, не являющимся для человека характерными и все­объемлющими. Например, орудийная деятельность, челове­ческое сознание, абсолютный дух, божественный абсолют, совокупность общественных отношений, человеческая жизне­деятельность. Из некоторых из этих интерпретаций сущ­ности человека следует, что она (сущность) как бы отделя­ется от самого человека (будь это всемогущий Бог или со­вокупность общественных отношений в марксизме). О том, что проблема сущности человека до настоящего времени не утратила своей актуальности, свидетельствуют попытки расширить диапазон её системообразующих понятий (на­пример, «человек — биопсихосоциальное существо», «че­ловек — биосоциально-нравственное существо» или «чело­век — культуросозидающее существо»).

8. На сопоставлении этих подходов к определению сущно­сти человека с последующим аргументированным опреде­лением наиболее предпочтительного целесообразно постро­ить учебное задание.

9. В последнее время в философской антропологии утвер­дился иной подход к осмыслению сущности человека. Она рассматривается как процесс, как непрерывное взаимодей­ствие, всесторонняя взаимосвязь человека и общественного мира. Она (сущность) олицетворяет непрерывное творение человеком общественного мира, его, человека, воплоще­ние в нём с последующей трансформацией общественного мира в человеке. Такое понимание сущности человека как общей взаимосвязи, взаимопревращений человека и его общественного мира указывает на неизменно основопола­гающую роль человека в сложном, вариативном процессе взаимоотношений человека и общества.

Понятия индивида, индивидуальности и личности пред­ставляют собой взаимосвязанные сущностные характеристи­ки человека. Уяснение учащимися их смысловых особен­ностей позволит в дальнейшем лучше разбираться в социо- гуманитарных процессах и явлениях, понимать смысловые различия употребления этих понятий в различных по со­держанию текстах и коммуникационных ситуациях (напри­мер, личность как результат социализации; ребёнок как личность; личность преступника).

Представляется, что успешного усвоения этих понятий можно достигнуть в контексте формулы А. Г. Асмолова: «Индивидом рождаются. Личностью становят­ся. Индивидуальность отстаивают ».

Формула хорошая. Тем не менее, как представляется, из неё «выпал» человек. Можно призадуматься при разрешении следующего очевид­ного парадокса. В некоторых жизненных ситуациях, когда необходимо кого-то призвать к выполнению важного дей­ствия или долга, используются обращения: «Будь же чело­веком!», «Ты же человек!». Почему же при этом не приме­няется более социально престижное — «личность»? А в ка­кой разряд занести «Человека с большой буквы»? Полага­ем, что при организации этой работы с целесо­образно использовать схему, которая придаст ей нагляд­ность:

 


 

Про­явление спектра личностных качеств и типов поведения в обществе определяется спецификой отношений в различ­ных сферах общественной жизни. Уместно также связать обсуждаемый вопрос с российскими реалиями. Так, раз­витие рыночных отношений в стране стимулирует прояв­ления в людях предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчётливости, авантюризма, желания из-за карьерных це­лей предстать в выгодном свете и др.

Самореализация как важное условие формирования личности чаще осуществляется в таких сферах жизнеде­ятельности индивида, как профессиональная сфера, сфера семейных и дружеских отношений, творческие организа­ции и объединения и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: