Сущность человека
Особенность изучаемой темы: сложность и многогранность, зависящая от тех контекстов, в которых выступает и в которых рассматривается человек; формулируется основная идея занятия: ни общество невозможно без человека, ни человек немыслим вне общества.
Логическим переходом к изучению вопросов плана занятия может стать выяснение перечня наук, изучающих человека. В ходе обсуждения устанавливается, что проблемами природы и сущности человека занимаются дисциплины, относящиеся к различным отраслям знания — гуманитарным, общественным, естественным. Практически все науки в той или иной степени связаны с проблемой человека. Из того факта, что человек является субъектом познания, вытекает важное следствие: человек всегда больше того, что он о себе знает или может знать.
Выясняется, что на это указывает концовка первого предложения фрагмента: «...единственным предметом исследования, его ограничивающим условием».
Научное знание есть знание объективное (знание об объекте). Оно всегда является знанием о чём-то, что существует само по себе, независимо от субъекта, и выносится на суд субъекта. Научное знание как объективное, т. е. независимое от воли и идеологических устремлений исследователя, только потому и может состояться, что гносеологический (познавательный) субъект вынесен за объект познания. В случае с человеком, когда он одновременно выступает в роли объекта и субъекта познания, всё обстоит гораздо сложнее («или человек как предмет исследования — или человек как свобода» (К. Ясперс).
Важные термины и понятия: человек, природа человека, сущность человека, антропогенез, индивид, индивидуальность, личность.
|
Данный этап занятия призван способствовать более глубокому осмыслению учащимися понятия «человек», соотношения природных и культурных факторов в человеческом поведении, в самой человеческой природе. В изучении такого феномена жизни, как человек, особенно важна проблема его происхождения. И хотя название параграфа однозначно ориентирует на социальный аспект проблемы, тем не менее без обращения к антропогенезу трудно ответить на целый ряд важных вопросов: что оказалось существенным в становлении человека в мире, который он создаёт? Каким образом формируются социальные качества, что и кто этому способствует? Какие открытия человек сделал, обуреваемый страхом и мужеством? Как сложились взаимоотношения полов? В чём особенности отношения человека к матери и отцу, жизни и смерти, своему предназначению в этом мире? Чем заполнялось время, свободное от добывания пищи (охоты и собирательства)?
Прежде чем предложить эти вопросы к осмыслению, логично выяснить, как они отвечают на вопрос «Что такое человек?» (с учётом знаний из курсов естествознания и обществознания, а также отталкиваясь от анализа текста учёного).
После этого можно переходить к обсуждению первого из сформулированных выше вопросов: что оказалось существенным в становлении человека в мире, который он создаёт? Лаконично выраженная позиция К. Ясперса. Существенным, как он считает, здесь является следующее:
«1. Использование огня и орудий. Живое существо, не имеющее ни того ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком.
|
1. Появление речи. Радикальное отличие от взаимопонимания животных посредством спонтанного выражения своих ощущений составляет присущая только человеку способность выражать осознаваемый в речи и передаваемый ею смысл предметного мира, который является объектом мышления и речи.
2. Способы формирующего человека насилия над самим собой, например, посредством табу. В самой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы, напротив, он формирует себя посредством искусства. Природа человека — это его искусственность.
3. Образование групп и сообществ. Человеческое сообщество коренным образом отличается от инстинктивно-автоматически созданных государств у насекомых. Основное отличие человеческого сообщества от групп и отношений господства и подчинения, образуемых приматами, состоит в осознании людьми его смыслового значения.
4. Жизнь, формируемая мифами, формирование жизни посредством образов, подчинение всего существования, семейного уклада, общественного устройства, характера труда и борьбы этим образам, которые в своём бесконечном толковании и углублении, по существу, являются просто носителями самосознания и осознания своего бытия, дают ощущение укрытости и уверенности, всё
это в своих истоках неразличимо. В начале истории и позже человек живёт в этом мире». (Ясперс К. Истоки истории и её цель. М., 1991. — Гл. 4. «Что произошло в доисторический период»).
1. Элемент наглядности в обсуждаемую проблематику внесёт обращение к таблице «Человеческая деятельность (Отличия деятельности людей от поведения животных)». Предлагается с опорой на учебник, знания по другим предметам и личный опыт заполнить таблицу:
|
Биологические свойства человека | Социокультурные качества человека |
· Прямохождение; · большой и развитый мозг; · своеобразие телесной организации; · гены (наследственность); · мускулатура и многофункциональность развитой руки; · наличие развитых мышц лица (способность смеяться); · способность к членораздельной речи; · половая дифференциация; · расовые различия; · конечность жизни и др. | · Орудийная деятельность; · труд и коллективная деятельность; · сознание; · язык, речь, общение; · нравственность; · способность к духовному творчеству и фантазиям; · проектирование своей жизнедеятельности (целеполагание); · совершенствование своей биологической природы; · способность приспосабливаться к различным климатическим условиям; · ответственное отношение к своим действиям и поведению; · осознание своей смертности |
1. Логическим продолжением изучения биологических и социокультурных особенностей человека является обращение к смысловым различиям таких важных понятий темы,
2. как «природа человека» и «сущность человека». Учитывая сложность проблематики, можно посоветовать учителю провести эту часть занятия в форме сообщения, предварительно выяснив толкование этих системообразующих понятий самими учащимися.
3. Отмечается, что понятия «природа человека» и «сущность человека» нередко встречаются в литературе как синонимы. Под человеческой природой в философской антропологии понимают совокупность неизменных черт, общих задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа, которые присущи человеку разумному во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса.
4. При рассмотрении понятия «сущность человека» важно учитывать, в каком контексте рассматривается человек, в рамках каких параметров и масштабов его бытия исследуется его сущность.
5. Например, наука в этом вопросе исходит из того, что человек, хотя и завершает лестницу живых существ, возникает и существует в мире в соответствии с законами эволюции.
6. Философия исходит из разумности, свободы, автономности познающего человека, который овладевает действительным миром сначала в сознании, а затем практически.
7. Можно обратить внимание на то, что существующие в истории философской мысли определения сущности человека страдают односторонностью. Сущность человека в них сводится преимущественно к какому-то одному качеству или какой-то части человеческой жизнедеятельности, не являющимся для человека характерными и всеобъемлющими. Например, орудийная деятельность, человеческое сознание, абсолютный дух, божественный абсолют, совокупность общественных отношений, человеческая жизнедеятельность. Из некоторых из этих интерпретаций сущности человека следует, что она (сущность) как бы отделяется от самого человека (будь это всемогущий Бог или совокупность общественных отношений в марксизме). О том, что проблема сущности человека до настоящего времени не утратила своей актуальности, свидетельствуют попытки расширить диапазон её системообразующих понятий (например, «человек — биопсихосоциальное существо», «человек — биосоциально-нравственное существо» или «человек — культуросозидающее существо»).
8. На сопоставлении этих подходов к определению сущности человека с последующим аргументированным определением наиболее предпочтительного целесообразно построить учебное задание.
9. В последнее время в философской антропологии утвердился иной подход к осмыслению сущности человека. Она рассматривается как процесс, как непрерывное взаимодействие, всесторонняя взаимосвязь человека и общественного мира. Она (сущность) олицетворяет непрерывное творение человеком общественного мира, его, человека, воплощение в нём с последующей трансформацией общественного мира в человеке. Такое понимание сущности человека как общей взаимосвязи, взаимопревращений человека и его общественного мира указывает на неизменно основополагающую роль человека в сложном, вариативном процессе взаимоотношений человека и общества.
Понятия индивида, индивидуальности и личности представляют собой взаимосвязанные сущностные характеристики человека. Уяснение учащимися их смысловых особенностей позволит в дальнейшем лучше разбираться в социо- гуманитарных процессах и явлениях, понимать смысловые различия употребления этих понятий в различных по содержанию текстах и коммуникационных ситуациях (например, личность как результат социализации; ребёнок как личность; личность преступника).
Представляется, что успешного усвоения этих понятий можно достигнуть в контексте формулы А. Г. Асмолова: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают ».
Формула хорошая. Тем не менее, как представляется, из неё «выпал» человек. Можно призадуматься при разрешении следующего очевидного парадокса. В некоторых жизненных ситуациях, когда необходимо кого-то призвать к выполнению важного действия или долга, используются обращения: «Будь же человеком!», «Ты же человек!». Почему же при этом не применяется более социально престижное — «личность»? А в какой разряд занести «Человека с большой буквы»? Полагаем, что при организации этой работы с целесообразно использовать схему, которая придаст ей наглядность:
Проявление спектра личностных качеств и типов поведения в обществе определяется спецификой отношений в различных сферах общественной жизни. Уместно также связать обсуждаемый вопрос с российскими реалиями. Так, развитие рыночных отношений в стране стимулирует проявления в людях предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчётливости, авантюризма, желания из-за карьерных целей предстать в выгодном свете и др.
Самореализация как важное условие формирования личности чаще осуществляется в таких сферах жизнедеятельности индивида, как профессиональная сфера, сфера семейных и дружеских отношений, творческие организации и объединения и др.