В сложный для Украины период становления рыночных отношений крайне важным является сохранение и восстановление научного промышленного потенциала страны, обеспечение дальнейшего научно-технического развития, что сделает возможным переход от экономики с преимущественным объемом производств с низкотехнологичным укладом к созданию и использованию технологий более высокого уровня.
2 %, только 1 % вновь созданных машин и оборудования находятся на мировом уровне или выше международных стандартов.-В 1997 году механизацию и автоматизацию производства осуществляли только 2 % предприятий, внедряли прогрессивные технологические процессы 6 % общего их числа, осваивали новые виды машин, оборудования, аппаратов и приборов
Переломить эту ситуацию можно только на основе политики экономического роста. И инструментом, обеспечивающим ее реализацию на современном этапе, является государственная инновационная политика.
Мировой опыт свидетельствует, что ни одна из стран мира, даже самая развитая, не ставит своей целью достичь эффективной конкуренции по всему ассортименту продукции, которую она может производить. Приоритетом являются только те сектора экономики, которые имеют условия для получения конкурентных преимуществ на мировом рынке. Для Украины в машиностроении такими отраслями являются производство авиационной и ракетно-космической техники, судостроение, энергетическое и сельхозмашиностроение, автомобилестроение, отдельные производства электронной техники и средств связи; в металлургии изготовление тонкого автомобильного листа, высокопрочных труб, водо- и газопроводных труб с покрытием, губчатого титана, алюминиевой фольги, стальных канатов и арматуры.-
|
2002 годах составляли 0,4 %. Ситуация усложняется трудностями с получением кредитов в централизованных инновационных фондах, высоким уровнем учетных ставок кредитов в коммерческих банках, что делает нерентабельным сколько-нибудь серьезные инвестиции в промышленные проекты с достаточно продолжительным сроком окупаемости.-4,5 % валового внутреннего продукта, то в Украине при узаконенном финансировании в 1 % практически объемы финансирования, например, в 2001-На инновационные процессы в Украине негативно влияет кризисное состояние науки. Если в развитых странах на науку расходуется 2
Исходя из опыта промышленного развития стран, одним из приоритетов экономического развития Украины на сегодня является разработка модели национальной экономики, мировые лидеры создали свои современные динамичные и мобильные экономические и социальные системы. Украина должна реализовать собственный научно-технологический потенциал, ибо накопление инновационных ресурсов и парадигмальные изменения в экономике становятся теперь основой-адекватной как украинским традициям, так и современным мировым тенденциям. Неотъемлемой составной частью такой модели является научно-инновационная сфера, благодаря которой страны инновационного развития современного общества. Это связано с рядом факторов.
Во-первых, в современном мире инновационный потенциал является ключевым звеном социального и экономического обновления страны. Во-вторых, в глобальной экономике, лицо которой определяют новейшие технологии, традиционно мощная научно-технологическая база Украины становится одним из главных конкурентных преимуществ в борьбе за место в новом мировом экономическом порядке. В-третьих, именно от развития этой сферы зависит место страны в международной системе распределения труда. Реализация инновационно-технологического потенциала будет определять, займет ли Украина достойное место в мировой элите, которая задает научно-технический прогресс, или окажется в роли сырьевого придатка и рынка дешевой рабочей силы и, такимобразом, окончательно потеряет инвестиционную привлекательность и перспективу.
|
Инновационная активность во многом определяет инвестиционный потенциал страны. В условиях ограниченности средств экономика Украины нуждается в настоящей инвестиционной революции. Реализация инновационных проектов, в сочетании с упорядочением правовых отношений в сфере интеллектуальной собственности, обеспечит формирование благоприятного инвестиционного климата в Украине. А это, в свою очередь, даст возможность значительно увеличить как внешние, так и внутренние инвестиции.
Оченьважным является и то, что, кроме сугубо финансового эффекта, участие Украины в мировых глобальных проектах дает "стратегический эффект развития", стимулируя развитие всех сопутствующих отраслей в наиболее перспективных направлениях (коммуникационные сети, информационные технологии, системы связи и управления), а также содействуя развитию новых форм организации науки и производства, которыми в современных условиях являются национальные технопарки.
|
Тема 4Инновационная политика предприятия
4.1 Особенности государственной инновационной политики
это реализация собственных конкурентных преимуществ, укрепление позиции отечественных производителей на глобальном рынке.-Главный вопрос государственной научно-технической и инновационно-промышленной политики Стратегическое задание государства состоит в концентрации финансового и интеллектуального капитала на новых приоритетных направлениях, создании больших конкурентоспособных финансово-промышленных корпораций - национальных экономических лидеров, способных выполнить функцию локомотивов развития.
Поэтому научно-технические и социально-инновационные достижения становятся наглядным проявлением современных экономических стандартов общественного развития. Украина сможет занять достойное место в мировом и региональном экономическом и социально-гуманитарном пространстве, если ей удастся сберечь и приумножить свой потенциал в высокотехнологических и наукоемких отраслях экономической сферы общества.
Рынок научно-технической продукции, который формируется сейчас в Украине, странах СНГ и других государствах Восточной и Центральной Европы, т.е. в странах с так называемой переходной экономикой, имеет ряд особенностей, важнейшими из которых являются следующие:
резкое падение спроса на инновационные предложения внутри страны;-
неплатежеспособность отечественных потребителей, имеющих потребности в новой технике;-
наличие конкуренции на внутренних рынках со стороны западных фирм-разработчиков технологий, изготовителей и поставщиков материалов и оборудования;-
стремление западных заказчиков без сколько-нибудь существенных инвестиций "выкачать" по бросовым ценам имеющийся научный задел, в первую очередь, по технологиям двойного назначения.-
Объективно рынок инновационных предложений всегда был более насыщенным, чем рынок их спроса. Если учесть еще вышеуказанные факторы, свойственные переходной экономике, и то, что характерной чертой современного рынка научно-технической продукции является ограниченный доступ к информации о состоянии товарного рынка, то станет ясно, что все это еще более затрудняет коммерческую реализацию результатов научных исследований в рамках традиционных организационных структур науки.
В такой ситуации особое внимание следует уделять развитию современных инновационных структур и межгосударственному трансферу технологий как в индустриально развитые страны, так и в страны развивающиеся.
К сожалению, нестабильность украинской государственности и экономики зачастую накладывает на такие связи не столько экономические, сколько политические ограничения.
Все это, а также отсутствие четко сформулированных целевых функций развития государства в экономической, социальной и политической сферах, неразвитость информационных структур не позволяют на сколько-нибудь высоком уровне осуществить маркетинг рынка технологий, выбрать и обеспечить необходимыми средствами основные направления технологического развития с допустимой мерой риска.
Высокоразвитые страны заинтересованы в импорте высоких технологий из стран с реформируемой экономикой, поскольку разработка таковых собственными силами обходится очень дорого. В то же время внутренние потребности украинской технологии не в состоянии загрузить договорными работами научно-технический потенциал крупных научных организаций. Финансирование отечественной науки по остаточному принципу, резкое падение спроса украинской промышленности на сколько-нибудь значительные инновации приводят крупные научные центры к необходимости коренным образом пересмотреть свою научно-техническую, организационную, кадровую и рыночную политику. В этой ситуации необходимо:
использовать возможности трансфера технологий в государства с реформируемой технологией и в развивающиеся страны, техническое состояние которых восприимчиво к хорошо отработанным технологиям "среднего" уровня, особенно если эти технологии будут сопровождаться оборудованием и материалами требуемого качества по конкурентоспособным ценам;-
всячески способствовать созданию эффективно действующего малого и среднего наукоемкого бизнеса.-
На предприятиях можно выделить следующие стадии инноваций:
выявление проблемной ситуации (инициирование инноваций);-
формулировка целей инновации;-
анализ существующего положения (видение будущего компании и проблемная диагностика);-
принятие решения о целесообразности разработки инновации определенного вида;-
разработка и проектирование инновации;-
согласование и утверждение проекта инновации;-
подготовка объекта к инновации;-
внедрение инновации;-
оценка фактической эффективности инновации.-
собственно продукция данной стадии. Успешность внедрения в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по стадиям, особенно на их стыках, что зависит от согласованности смежных подразделений при переходе из стадии в стадию. Последняя обеспечивается за счет перехода от функциональной к процессуальной ориентации предприятия. Это является необходимым условием, предшествующим процессу формирования научно-технической политики предприятия.-Контроль перехода инновации из одной стадии в другую является действенным инструментом управления процессом внедрения. Стадии-операции процесса внедрения удобно представлять в виде отдельных составляющих, входом в которые являются результаты предыдущих стадий, а выходом
4.2 Инновационная политика предприятия и ее основные функции
Инновационная политика предприятия представляет собой определение руководством предприятия и его научно-техническими подразделениями целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов предприятия.
Существует два подхода к разработке и реализации научно-технической политики и процессу внедрения инновации на предприятии.
1. Движущими силами процесса являются фирмы-инноваторы, первыми внедряющие инновации на своих предприятиях. Их действия стимулируются возможностью получения временных значительных прибылей. Данный подход связывает внедрение и последующее распространение инноваций с возможностью либо быстрого и существенного снижения издержек производства, либо скорого рыночного успеха, проявляющегося в резком росте спроса. При этом НТП представляет собой скачкообразное, прерывистое изменение технологии, замену прежних товаров новыми.
2. Процесс внедрения и последующего распространения инноваций связан, прежде всего, с возможностью первоначального обеспечения лишь какого-то небольшого сегмента рынка и получения минимальной прибыли на этой основе. В дальнейшем научно-техническая политика, совместно с политикой маркетинга, ориентируется на последующее завоевание, возможно, длительное, значительно большей доли рынка, что должно соответственно привести в будущем к увеличению прибыли. Такая научно-техническая политика предполагает наличие у предприятия долгосрочной и устойчивой стратегии в области НТП. При этом в расчет принимается не только рынок конкретной инновации, но и возможность развертывания сопряженных производств (это особенно важно при внедрении принципиально нового продукта, воздействующего на широкий спектр производственных и личных потребностей). При таком подходе НТП (в рамках отдельного предприятия) рассматривается не как скачкообразный, а скорее как непрерывный процесс.
На практике при разработке научно-технической политики предприятия, как правило, выделяют четыре функциональные области (между которыми существуют широкие зоны перекрытия) управления инновациями:
1) исследования и разработки;
2) управление качеством и сертификация в соответствии с составом и объемом элементов ГОСТ;
3) создание обновленной производственной базы;
4) освоение рынка инноваций.
В разделе " исследования и разработки " выделяются такие подразделы, как:
поисковые и фундаментальные исследования;-
прикладные исследования;-
технические разработки (опытно-конструкторские, технологические, проектные и организационные) и опытное производство;-
первое освоение инноваций (техническое и экономическое);-
распространение и тиражирование инноваций.-
Создание обновленной производственной базы представляет собой своеобразный план технического перевооружения, но составленный не в виде заявок на финансирование, а в виде системы бизнес-планов инвестиционных проектов с контрольной фиксацией окупаемости, рентабельности, чистой приведенной стоимости и внутренней процентной ставки по каждому бизнес-плану.
Освоение рынка инвестиций выступает как система мероприятий, увязанная с соответствующими положениями маркетинговой политики. Каждый новый продукт можно рассматривать с двух точек зрения:
наличия в нем новых технических решений и их значимость;
воздействия нового продукта на рынок.
Продукт может содержать много технических новшеств и в то же время не иметь рыночной новизны, если он удовлетворяет те же потребности, что и традиционный. Цена при этом меняется незначительно, и он нерентабелен.
Вместе с тем, рыночная новизна продукта может быть достигнута и без новых научно-технических решений, а за счет изменения внешнего вида, размеров, формы, цвета и т.д.
4.3 Научно-техническая политика предприятия
На практике при формировании научно-технической политики предприятия принятие решения о необходимости реализации инновации и выпуске на ее основе нового изделия (переход на новую технологию) является трудной задачей. Даже при создании изделий с относительно небольшой степенью новизны возникают сложности при выборе наиболее предпочтительного варианта их изготовления и распространения. Еще труднее принимать решение о производстве принципиально нового продукта.
Каждая вновь появившаяся идея, как свидетельствует опыт, является результатом:
1) выявления новой потребности (возможности или проблемы), например, идеи производства новой продукции или применения нового производственного процесса (¼ всех идей);
2) выявления способа, посредством которого может быть удовлетворена известная потребность (ранее поставленная проблема) или реализована имеющаяся возможность (¾ всех идей). И проблема, прежде всего, заключается не в оценке новых идей, а в стимулировании инициативы, предложений по новым идеям.
Важно также учитывать и то, что в действительности для потенциального пользователя инновации важнейшим фактором является сокращение времени разрыва между открытием и инновацией.
Существуют четыре степени "скрытой потребности" в инновациях, которые целесообразно учитывать при формировании научно-технической политики предприятия.
1. Предвосхищаемая потребность, возникающая в случае, когда крайне необходимая и конкретная потребность ощущалась потенциальными пользователями до появления инновации и когда действия были направлены на сокращение временного разрыва (мгновенная фотография).
2. Потребность, появившаяся только после открытия или изобретения (рентген, беспроводная связь, телеграф).
3. Потребность, которая не возникала длительное время после открытия или изобретения (так, лазеры и оптимальный раскрой листа еще долго не использовались в российской практике после соответствующих открытий Басова и Канторовича).
4. Негативная потребность, или фактический отказ, появляющаяся в случае, когда одна из групп потенциальных пользователей отрицает потребность и задерживает инновацию (швейные машины).
Проблема выявления потребности в инновации значительно упрощается при использовании процессуальной ориентации предприятия. Это значит, что все разработки на предприятии координируются с соответствующими разработками, проводимыми на предприятиях-клиентах.
Тема 5 Обновление технико-технологической базы предприятия и продукции
5.1 Показатели технико-технологического состояния предприятия
Технико-технологическое состояние предприятия на современном этапе характеризуется следующими показателями.
1. Комплексная механизация и автоматизация производства. Это широкое внедрение взаимосвязанных и взаимодополняющих систем машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства, операциях и видах работ. Она способствует интенсификации производства, росту производительности труда, сокращению доли ручного труда в производстве, облегчению и улучшению условий труда, снижению трудоемкости продукции.
Под термином " механизация " понимается главным образом вытеснение ручного труда и замена его машинным в тех звеньях, где он еще до сих пор остается (и в основных технологических, и во вспомогательных, подсобных, транспортировочных, перестановочных и других трудовых операциях). Уровень механизации производства оценивается различными показателями.
Коэффициент механизации производства величина, измеряемая отношением объема продукции, выработанной с помощью машин, к общему объему продукции.-
Коэффициент механизации работ величина, измеряемая отношением количества труда (в человеко- или нормо-часах), выполненного механизированным способом, к общей сумме затрат труда на производство данного объема продукции.-
Коэффициент механизации труда величина, измеряемая отношением количества рабочих, занятых на механизированных работах, к общей численности рабочих на данном участке, предприятии.-
Автоматизация производства означает применение технических средств с целью полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Различают автоматизацию частичную, охватывающую отдельные операции и процессы, и комплексную, автоматизирующую весь цикл работ. В том случае, когда автоматизированный процесс реализуется без непосредственного участия человека, говорят о полной автоматизации этого процесса.
Уровень автоматизации характеризуется теми же показателями, что и уровень механизации: коэффициентом автоматизации производства, коэффициентом автоматизации работ и коэффициентом автоматизации труда. Расчет их аналогичен, но выполняется по автоматизированным работам.
Комплексная автоматизация производства внедрение роторных и роторно-конвейерных линий, автоматических линий для массовой продукции и создание автоматизированных предприятий.-предполагает автоматизацию всех основных и вспомогательных операций. В машиностроении создание комплексно-автоматизированных участков станков и управление ими с помощью ЭВМ позволит повысить производительность труда станочников в 13 раз, сократить в семь раз число станков. Среди направлений комплексной автоматизации
2. Компьютеризация производства это основа технического перевооружения производства, необходимое условие повышения его эффективности. На базе ЭВМ и микропроцессоров создаются технологические комплексы, машины и оборудование, измерительные, регулирующие и информационные системы, ведутся проектно-конструкторские работы и научные исследования, осуществляются информационное обслуживание, обучение и многое другое, что обеспечивает повышение общественной и индивидуальной производительности труда, создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности.-. Компьютеризация
создание национальных и межнациональных коммуникационно-вычислительных сетей, баз данных, нового поколения спутниковых систем космической связи, что позволит облегчить доступ к информационным ресурсам. Наглядным примером этого служит Интернет.-В перспективе развития компьютеризации
3. Химизация производства. Предусматривает совершенствование производства в результате внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества, повышения эффективности и содержательности труда, облегчения его условий.
Среди основных направлений развития химизации производства можно отметить внедрение новых конструкционных и электроизоляционных материалов, расширение потребления синтетических смол и пластмасс, реализацию прогрессивных химико-технологических процессов, расширение выпуска и повсеместное применение разнообразных химических материалов, обладающих специальными свойствами (лаки, ингибиторы коррозии, химические добавки для модификации свойств промышленных материалов и совершенствования технологических процессов). Каждое из этих направлений эффективно само по себе, но наибольший эффект дает их комплексное внедрение.
от 1 до 12 т натуральных волокон. Применение 1 т пластмасс и синтетических смол в машиностроении и приборостроении позволяет снизить себестоимость продукции на 1,3-1,8 млн. грн. и сэкономить 1,1-1,7 тыс. чел.-час. трудовых ресурсов.-Например, 1 т пластмасс заменяет в среднем 5-6 т черных и цветных металлов, 2-2,5 т алюминия и резины
4. Электрификация. Представляет собой процесс широкого внедрения электроэнергии как источника питания производственного силового аппарата в технологические процессы, средства управления и контроля хода производства.
На основе электрификации производства осуществляются комплексная механизация и автоматизация производства, внедряется прогрессивная технология. Электрификация обеспечивает в промышленности замену ручного труда машинным, расширяет воздействие электроэнергии на предметы труда. Особенно велика эффективность применения электрической энергии в технологических процессах, технических средствах автоматизации производства и управления, инженерных расчетах, обработке информации, в счетно-вычислительных работах.
Для определения технико-технологических возможностей предприятия по выпуску новой продукции используется метод аттестации технико-технологического уровня производства. Целью аттестации является определение возможностей предприятия и его подразделений по выпуску новой продукции, а также установление наиболее рациональных путей совершенствования организации производства товаров и услуг.
Основные этапы аттестации:
а) определение технического уровня;
б) разработка организационных нормативов;
в) определение и оценка качества организации производства.
По результатам аттестации выявляются малоэффективные (устаревшие) технологии и производственные участки, которые впоследствии должны быть модернизированы и укомплектованы более современным высокопроизводительным оборудованием. Аттестация проводится аттестационной комиссией, состав и полномочия которой определяются приказом по предприятию в сроки, предусмотренные Коллективным договором.
5.2 Реструктуризация предприятия: цели и задачи
Целью реформы предприятий является их реструктуризация, способствующая улучшению управления на предприятиях, стимулированию их деятельности по повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышению производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.
Реформирование должно проводиться предприятиями самостоятельно. Однако в условиях экономического спада и платежного кризиса лишь незначительное число предприятий было способно реформироваться без государственной поддержки. Органы исполнительной власти, прямо не вмешиваясь во внутренние дела предприятий, должны создавать более благоприятные условия хозяйствования тем предприятиям, которые активно реформируются.
В качестве приоритетных задач реформирования предприятий можно отметить следующие:
обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий;-
защита прав акционеров (для акционерных обществ);-
четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и управляющих, развитие механизма корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества;-
усовершенствование механизма исполнения решения судов;-
обеспечение учредителей, акционеров, участников, инвесторов и кредиторов достоверной информацией о финансово-экономическом положении предприятий;-
создание эффективного механизма управления на предприятиях.-
Для того, чтобы государство стимулировало переход предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования, необходимо выявить и внедрить соответствующие формы и методы государственной поддержки реформирования предприятий:
определение требований (оценочных критериев) к реформируемому предприятию;-
разработка комплекса мер по стимулированию предприятий при выполнении ими предъявляемых к ним требований;-
создание условий для реформирования предприятий;-
способствование улучшению экономического положения предприятий, повышению конкурентоспособности их продукции, стимулированию инвестиционной деятельности;-
изменение системы бухгалтерского учета как одного из основных источников формирования экономических показателей и инструмента для анализа хозяйственной деятельности предприятий;-
введение единых стандартов аудита и квалификационных требований к аттестации аудиторов, разработка новых наборов представляемых предприятиями в органы государственной статистики данных, характеризующих финансово-экономическое состояние предприятий.-
конечный результат, достижение поставленной цели, а при этом, сочетаются ли традиции и новаторство, неважно. В практике реструктуризации выработан ряд стандартных приемов, обеспечивающих достижение поставленной цели, и нет оснований отказываться от них только потому, что они опираются не столько на энтузиазм, сколько на трезвый расчет.-Критерий эффективности реструктуризации может быть только один
5.3 Качество продукции: характеристика и управление
это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с ее назначением.-Качество
относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями.-С понятием "качество" тесно связано и понятие технического уровня продукции
Качество продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Свойство продукции количественно выражается в показателях качества. Общепризнанной является классификация на десять групп свойств и соответственно показателей.
Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции.
безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия.-Показатели надежности
Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности при изготовлении и ремонте продукции.
это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.-Показатели стандартизации и унификации
Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.
Управлению качеством продукции во всех странах уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством. Она характеризуется рядом моментов:
обеспечение качеством понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру предприятия;-
новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;-
вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;-
качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;-
повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;-
всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.-
Все это осуществимо только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.
Тема 6Современные организационные формы реализации инноваций
6.1 Классификация инновационных структур
С учетом мирового опыта и реальных условий, в которых находится отечественная экономика, при создании инновационных структур обычно руководствуются следующими принципами.
Инновационная структура это комплекс предприятий и организаций с определенными заранее либо территорией размещения, либо областью деятельности, либо направлением функционирования. Этот комплекс объединяет исследования, разработки и производство на основе развитой предпринимательской деятельности и обеспечивает реализацию высоких технологий, производство конкурентоспособной продукции.-
Материальной базой инновационной структуры является крупная научная организация и территория с развитой научной, производственной, хозяйственной и социальной инфраструктурой, объекты которой сориентированы на разработку и внедрение новых технологий, машин, материалов.
Организационно инновационные структуры (ИС) могут включать в свой состав:
научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические, опытно-экспериментальные организации, которые работают по профилю базовой деятельности ИС;-
производственные предприятия, которые реализуют результаты НИР, ОКР, изобретений;-
службы менеджмента, маркетинга, информационно-коммуни-кационные, рекламы;-
учреждения научно-технической экспертизы, юридической защиты интеллектуальной собственности;-
учреждения образования и подготовки кадров, которые специализируются на подготовке, повышении квалификации и аттестации специалистов по базовому направлению деятельности ИС;-
редакционно-издательские учреждения;-
внешнеторговые фирмы, таможенные подразделения;-
учреждения сервисного обслуживания, лизинговые, транспортные фирмы.-
Общепринято классифицировать инновационные структуры по таким видам:
парки (технопарки, агропарки, инновационные парки и т.д.);-
инкубаторы (инновационные, технологические, инкубаторы инновационного бизнеса и т.п.);-
центры (технологические, инновационные, территориальные и т.п.);-
полисы (технополисы, зоны интенсивного научно-технического развития и т.п.);-
фонды (государственные, частные, региональные, отраслевые и т.п.).-
Технологические парки, согласно украинскому законодательству, могут создаваться как с образованием юридического лица (вид А), так и без создания юридического лица (вид Б) на основе соглашения о совместной деятельности.
Парки могут иметь определенную территорию, на которой размещены организации, предприятия и строения различного функционального назначения объединять несколько (иногда до нескольких сотен) фирм и малых предприятий, которым предоставляются информационные, коммуникационные, рекламные, хозяйственные и другие услуги на льготных основаниях, но в условиях нынешних коммуникационных возможностей парки могут и не быть ограничены определенной площадью. Производственные и коммерческие отношения между фирмами и предприятиями парка строятся на особых условиях, определяемых Уставом или коллективным (учредительным) договором. Выбираются эти формы исходя из базисного направления деятельности технопарка. Результатом деятельности парка является разработка, выпуск и внедрение оборудования, технологий и материалов, оказание услуг по направлению деятельности парка.
-Инкубатор это, как правило, фирма, которая берет на себя функции создания или поиска наиболее перспективных научных и технологических разработок, содействует созданию малых предприятий по реализации (внедрению) этих разработок, оказывает этим МП консалтинговые, информационные, коммуникационные и другие услуги на этапе их становления. После достижения необходимого уровня развития эти МП покидают инкубатор.
Центр - это ассоциация предприятий и фирм, объединенных общим стремлением достижения высокого коммерческого результата на основе использования научно-исследовательских разработок и изобретений.
-Полис это территория, на которой не только работают, но и живут люди, занятые преимущественно на предприятиях и в организациях, размещенных на территории полиса. Полис должен иметь не только предприятия и научные учреждения, ориентированные на создание и выпуск конкретной высокотехнологичной продукции, но и хорошо отлаженную сервисную и бытовую инфраструктуру.
Одно из отличий инновационных структур от других организаций и предприятий состоит в том, что в состав органа хозяйственного управления и развития ИС входят базовая организация и научно-технический совет. Базовая организация должна иметь надлежащий уровень по вопросам базовых технологий, организации производства, рыночной конъюнктуры конечной продукции.
центрами фундаментальных наук.-Ускорение НТП вызывает заинтересованность в сотрудничестве науки и промышленных предприятий. Условием сохранения и усиления конкурентоспособности компании становится информация о достижениях и использование результатов не только прикладных, но и фундаментальных исследований. Поэтому современные компании не могут довольствоваться вторичной научной информацией и упрочивают связи с ее первичными источниками
6.2 Зарубежный опыт развития инновационных структур