Государство и государственная власть.
Государство –организация власти в обществе. |
Государственной власти свойственен ряд признаков, отличающих её от любой другой власти – власти в семье, в классе, в трудовом коллективе. К ним относятся
- распространённость на всё общество,
- суверенитет – независимость государства во внутренней и внешней политике,
- публичный характер власти – государство действует от имени всего общества,
- право на легитимное (в рамках закона) насилие – только государство может взимать налоги, сажать в тюрьму и т.п.
Политическая система общества.
Политическая система общества – совокупность политических институтов и общностей, а также взаимосвязь между ними. |
Институтами политической системы общества являются:
- государство – основное ядро политической системы,
- политические партии – организации, стремящиеся к овладению и удержанию власти,
- другие общественно-политические организации.
Подсистемами политической системы или её структурными компонентами являются:
- институциональная подсистема, состоит из институтов политической системы – государства, партий и других общественно-политических организаций,
- нормативная подсистема, включающая в себя политические законы и традиции, то есть политические нормы,
- коммуникативная подсистема, включающая в себя связи между государством и общественно-политическими организациями, государством и обществом, государством и другими государствами,
- культурно-идеологическая подсистема – совокупность политической психологии, политических идеологий и политических культур.
Политическая культура.
Слово «культура» в словосочетании «политическая культура» отнюдь не означает «культурность». Так что речь пойдёт не о степени воспитанности депутатов, министров, президентов или, по крайне мере, не только о ней. В данном случае слово «культура» близко по значению к понятию вида. Так, мы, например, называем виды зерновых растений зерновыми культурами.
Политическая культура – система ценностей, определяющих поведение в политике. |
1. Патриархальный тип. У людей этого типа крайне ограничено или вообще отсутствует осознание политической системы как ясного и целостного. Люди практически ничего не знают о политике.
2. Подданнический тип. Такой человек может очень хорошо разбираться в политике и даже иметь своё мнение, отличное от мнения власть имущих. Однако в силу определённых причин - страха, воспитания, представлений о целесообразности - он никогда не будет делать ничего против власти.
3. Активистский тип или политическая культура участия. Эти люди лучше всех разбираются в политике. Они чрезвычайно активны – всегда участвуют в выборах, ходят на митинги, занимаются политической агитацией. И ещё один важный признак людей этой культуры: они уверены, что от их участия в политике многое зависит.
Органы государственной власти и разделение властей.
В современных демократических государствах установлен принцип разделения властей. Он заключается в том, что власть законодательная, то есть те, кто разрабатывает законы, отделена от власти исполнительной, то есть от тех, кто правит в стране и от власти судебной, то есть от тех, кто судит за нарушение этих законов.
Высшим органом законодательной власти в любой стране является парламент. Он обязательно состоит из депутатов, которых избирает народ
Высшим органом исполнительной власти в любой стране является правительство. Правительство состоит из министров, а главу правительства, как правило, называют премьер-министром. Нигде, даже в самых демократических странах, министров не избирают, а назначают.
Главами государств в республиках являются президенты. Но в разных станах у президентов разные властные полномочии. В одних, например, в России и в США, президенты исполняют преимущественно функции исполнительной власти, в других – в Италии, в Германии и др. – руководят работою парламентов.
Вопрос второй. Политический строй или форма правления.
Форма правления – способ организации высшей государственной власти. |
Существуют два основных вида политических строев – монархия и республика. Они отличаются, прежде всего, тем, что власть главы государства в монархии наследуемая и несменяемая, а в республике – избираемая и сменяемая.
В абсолютной монархии власть монарха никем и ничем не ограничена. В таких государствах нет парламента, нет конституции, которые могли бы ограничить его власть. Правительство назначается монархом и ответственно только перед ним. Дуалистическая монархия – это переходная форма правления от монархии абсолютной к ограниченной. Правительство здесь формирует монарх, а парламент состоит из двух палат – верхнюю назначает монарх, а нижнюю избирает народ. Ограниченная монархия – это государства, в которых власть монарха ограничена конституцией и избранным народом парламентом. Правительство здесь формируется парламентом, как правили глава партии, победившей на парламентских выборах, становится премьер-министром – главою правительства.
В президентских республиках народ выбирает и президента, и парламент. Правительство подотчётно только перед президентом. В парламентских республиках народ выбирает парламент. Парламент формирует правительство, а главою правительства здесь, как и в парламентской монархии, является лидер политической партии, победившей на выборах. Премьер-министр в таких государствах – ключевая фигура в системе власти. Президента выбирает парламент, и он фактически руководит работой парламента, а не страной. В смешанных республиках народ выбирает и президента, и парламент. Далее они должны договориться о назначении премьер-министра и других министров.
Российская Федерация в общем является президентской республикой. Однако статья 105-ая Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума должна утвердить председателя правительства, назначаемого Президентом.