Тема: Учет собственного капитала в бюджетных учреждениях
1. Понятие собственного капитала бюджетных учреждений и задачи учета.
2. Учет фондов бюджетных учреждений.
3.Учет результатов бюджетных смет.
Понятие собственного капитала бюджетных учреждений и задачи учета.
Собственный капитал бюджетных учреждений является основой для начала и продолжения финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, поскольку:
· размер собственного капитала определяет степень независимости бюджетных учреждений;
· собственный капитал находится в распоряжении бюджетных учреждений неограниченно долго и выполняет, по сути, функцию долгосрочного финансирования.
Собственный капитал бюджетных учреждений состоит из сумм их фондов и финансовых результатов деятельности за прошедшие бюджетные годы.
Под собственным капиталом бюджетных учреждений понимают часть активов, обеспечивающих функционирование и нормальный ритм работы по осуществлению основных функций.
Собственный капитал выступает гарантией организации деятельности бюджетных учреждений.
Задачи бухгалтерского учета собственного капитала следующие:
· контроль за формированием фондов по источникам образования и их уменьшением по направлениям и причинами;
· определение результатов выполнения сметы за бюджетный год;
· обеспечения различных уровней управления информацией о наличии и движении собственного капитала.
Фонды бюджетных учреждений содержат суммы вложений в фонд основных средств, других необоротных материальных и нематериальных активов с учетом начисленного износа, а также суммы вложений в фонд малоценных и быстроизнашивающихся предметов, срок эксплуатации которых не превышает одного года.
|
Финансовый результат деятельности за прошедшие годы бюджетные - это финансовый результат выполнения сметы учреждения за прошедший бюджетный год в части общего и специальных фондов.
Собственный капитал учитывается на счетах 4 класса. Они пассивны, это означает, что создание фондов отражается по кредиту этих счетов, а уменьшение фондов по их дебету.
Основой ведения бухгалтерского учета фондов и результатов деятельности бюджетных учреждений является первичный документ. Специальных документов для фиксации хозяйственных операций с собственным капиталом не предусмотрено, потому основанием для отображения изменений фондов и результатов деятельности являются другие документы:
1) Для счета 40 «Фонд в необоротных активах» – акт принятия-передачи основных средств (форма № ОЗ-1 (бюджет));
2) Для счета 41 «Фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах» – акт о приемке материалов (форма № 3-1), накладная (требование) (форма № 3-3), акт списания (форма № 3-2);
3) Для счета 43 «Результаты выполнения смет» – расчеты бухгалтерии;
4) Для счета 44 «Результаты переоценок» – расчеты и справки бухгалтерии.
Нормативно -правовое регулирования
Нормативной базой формирования собственного капитала является Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности». Этим положением (стандартом) определяются содержание и форма отчета о собственном капитале и общие требования к раскрытию его статей. Одним из важных документов является Положение «Об организации бухгалтерского учета и отчетности». Оно устанавливает единые методические основы бухгалтерского учета и отчетности для предприятий, их объединения и организаций независимо от формы собственности, бюджетных учреждений.
|
В Балансе Уставный капитал отражается как зафиксированная в учредительных документах общая стоимость активов, являющихся взносом собственников (участников) в капитал предприятия.
Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета 1«Общие требования к финансовой отчетности» предоставляет обобщенную за отчетный год информацию об изменениях (увеличение, уменьшение) уставного фонда, капитала, паевого капитала, дополнительного, резервного, неуплаченного и изъятого капитала, а также о нераспределенная прибыль. Дополнительная информация, раскрытие которой в пояснениях отчета требуется НП(с)БУ 1, осветит назначение и условия использования всех элементов собственного капитала предприятия.
При организации учета собственного капитала необходимо учитывать следующие факторы: форму собственности; организационно - правовую форму хозяйствования, количество учредителей, а также информацию о собственном капитале, который приводится в приказе об учетной политике.
Хозяйственный Кодекс ЛНР предусматривает, что взносами участников могут быть здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, ценные бумаги, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, а также другие имущественные права, денежные средства (в том числе в иностранной валюте). Согласно этого Кодекса (статья 86 пункт 3) запрещается использовать для формирования уставного фонда общества бюджетные средства, средства, полученные в кредит и под залог.