Блок 5. Западноевропейская культура ХХ века




Особенности культуры ХХ века. Культура ХХ века, имеет кризисный, характер, отразивший социальные потрясения, войны, революции, экономические кризисы и многое другое.Характерным в её среде стало состояние разочарования и крайнего индивидуализма. Среди представителей художественной культуры в начале века формируется идеология декадентства. Девиз декадентства – искусство для искусства, его основоположники – Огюст Ренуар, Клод Моне, Ловис Коринт.

С приходом в ряде европейских стран к власти фашизма начинается селекция не только наций, но и культурного наследия. Нацисты публично на кострах сжигали книги Бертольда Брехта, Томаса Мана, Людфига Фейхтвангера, запрещают многие направления модернизма.

В ХХ веке в культуре наметились две основные тенденции: сохранение реалистических, классических традиций и отход от реализма. Противников реализма объединяло стремление освободить искусство от реальности и создать особый мир в эстетической сфере. Существенное влияние на подобные взгляды оказал стиль модернизм.

Идеологи модернизма видели свою задачу в насыщении искусством реальной окружающей человека среды, эстетизации труда, быта, создании промышленного искусства. Идейная платформа модернизма была сформулирована в философских теориях интуитивизма Анри Бергсона, ницшеанства, основоположник – Фридрих Ницше, психоанализа основоположники – Зигмунд Фрейд и Карл Юнг.

В 60-70-ые гг. ХХ века на смену модернизму приходит постмодернизм. Этот термин в философской литературе представлен в книге Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние». Своё теоретическое обоснование второй этап развития модернизма получает в работах Жана Бодрийяра «Система вещей» (1969г.) и Петера Слотердийка «Волшебное дерево» (1985г.).

Культура постмодернизма обладает чертами эклектики, коллажа и субъективного соединения разнообразных стилей. Такая культура ориентирована на все слои общества, оказывает воздействие на внехудожественные сферы деятельности.

Развитие постмодернизма связано с индустриализацией общества и массовым потреблением, развитием средств массовой коммуникации требованиями рынка и рекламой. ХХ век стал веком становления не только европейской, но и мировой культуры, как следствие развития экономики и культурных контактов. Различные направления культуры своеобразно отразили указанные выше изменения.

Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве начала ХХ века традиции реализма продолжают поддерживать художники тех стран, где особенно важными оставались вопросы истории и национального самосознания. Главным в тематике реализма становятся бытовые сценки и национальный уклад жизни народа. Появились различные направления реализма в искусстве, в начале столетия формируются: «социальный реализм» Уолтер Керн, «живописный реализм» Остин Джон, Андерс Цорн.

Художники в начале ХХ века сохраняли интерес к тем явлениям прошлого, которые связаны с оригинальными находками в технике живописи (импрессионизм, пуантилизм). В художественной жизни Европы сформировалось салонное искусство, ориентированное на потребительские вкусы публики, носящее коммерческий характер.

Была разработана художественная программа национального романтизма, основанная на синтезе искусств, использовании народных ремёсел и промыслов, национальной идеи. Подобные взгляды воплотил в оформлении университета в Осло художник Эдвард Мунк. Неоклассицизм, популярный в начале века, вновь возродил интерес к античности. Таким предстаёт панно, созданное Антуаном Бурделем для Театра Елисейских полей в Париже.

В 10-20-ые гг. ХХ века в Германии, Франции и Италии зарождаются необычные направления модернизма. Исторически первым, открыто противопоставившим себя реализму в 1905 г. стал фовизм (от фр. «дикий»), несомненным лидером этого движения был Анри Матисс 1869 – 1954. Художники – фовисты не выпускали манифестов, презирали классическое искусство и гордились тем, что их «нога не ступала в Лувр» Морис Вламинк. Их объединяло скептическое отношение ко всем формам социальной жизни. Они стремились показать в картинах минутный эффект восприятия, цветовые контрасты. Особое отношение к цвету оказало существенное влияние на решение декоративных задач всего искусства.

В эти же годы в Германии формируется экспрессионизм (от лат. «выражение»). В июне 1905 года студенты Высшего технического училища в Дрездене объединились в группу «Мост», ставшую первой школой экспрессионизма. Вторым центром экспрессионизма стал Мюнхен, где Василий Кандинский и Франц Марк создали альманах, организовали выставку и объединение «Синий всадник». Они проповедовали уход от цивилизации в мир животных («Красные кони», 1911 г.). Их творчество, полно ужаса перед действительностью и будущим; ощущений безнадёжности и беззащитности. После Первой мировой войны это направление распалось, одни его сторонники обратились к абстрактной живописи, другие сблизились с реализмом. Немецкий художник Отто Дикс весь ужас войны выразил в пятидесяти офортах серии «Война» и картине «Окоп» 1933 г., уничтоженной фашистами. Наиболее верным сторонником экспрессионизма остался Альфред Кубин,, создавший иллюстрации к произведениям Достоевского, Гофмана, в своеобразной мистической манере.

В 1907 г. в Париже состоялась выставка Поля Сезанна, открывшая путь идеям кубизма, а первой программной работой кубизма стала картина главного его теоретика Пабло Пикассо «Авиньонские девушки» (1907 – 1908 гг.). Сторонники кубизма в 1907 году создают объединение «Бато – Лавуар». Цветовая палитра кубизма была ограничена серыми и коричневыми, черными и белыми тонами. Пабло Пикассо (1881 – 1973) и Жорж Брак (1882 – 1963), их многочисленные последователи выступили против «старой эстетики», искажая поверхности геометрическими гранями, напоминающими форму куба. Кубисты изображали предметы, одновременно рисуя различные плоскости, соединяя их необычным образом, друг с другом.

В «Манифесте 1909 г.» были представлены принципы направления в искусстве, названного футуризмом (от лат. «будущее»). Футуризм первым выступил откровенно враждебно по отношению к реализму, воспевал культ агрессии, урбанизации и машинной индустрии. «Искусство и война – великие проявления чувств, похоть – их цветок. Надо сделать из похоти произведение искусств», – так писали футуристы в своих работах. Их идеологом выступил итальянский писатель Филипо Томазо Маринетти. Подобные взгляды были реализованы в живописи и скульптуре Умберто Боччони, Джино Северини.

Еще одно направление модернизма, сложившееся в 10-е гг. ХХ в. – это абстракционизм или «беспредметное искусство». Один из его создателей, нидерландский живописец Пит Мондриан (1872 – 1944) считал, что «чистая пластика создает чистую реальность». Группа его последователей в Голландии объединилась вокруг журнала «Стиль», провозгласив создание универсального образа мира посредствам прямоугольников разного цвета на основе «денатурализации красок». Программные установки абстракционизма находят свое развитие в работе Василия Кандинского «О духовном в искусстве», а также в системе «супрематизм», созданной Казимиром Малевичем (1878 – 1955). Его знаменитая картина «Черный квадрат» стала символом парадоксальности и непонимания модернистских претензий в искусстве.

Второй период развития культуры (1917 – 1945 гг.) оказался связанным с революционными восстаниями, экономическими кризисами. Возникновением фашизма. Одним из существенных социальных явлений ХХ века, разделившим Европу и оказавшим влияние на искусство стала Октябрьская революция 1917 г. в России и последовавшие за ней события. Формируется советское искусство с его вечным вопросом о переоценке культурного наследия и отношении к искусству Западной Европы. Осмысление этих процессов способствовало обращению в культуре к интернациональным демократическим идеям. Таким было творчество Анри Барбюса и французской группы художников «Кларте». В Италии результатом творческих поисков стало обращение к неоклассике Феличе Казорати С другой стороны, появляются художественные объединения, такие как итальянское «Новеченто» (1921 г.), которые пользовались поддержкой фашистского государства, стремившегося создать единое «арте ди режиме».

Революционное искусство развивается как коллективное творчество в объединениях и группах, а самым значимым его достижением стала политическая графика (французская школа плаката). Плакатная живопись была основана на новой технике фотомонтажа, наглядности, особом стиле «Кассандра» (плакат «Звезда Севера», 1927 г.)

Необходимо вспомнить и то обстоятельство. Что достижения и оригинальные находки в культуре Западной Европы были сделаны эмигрировавшими из России, и Беларуси деятелями культуры Василием Кандинским, Марком Шагалом, Александр Бенуа и другими.

В 20-30 гг. формируется новое направление модернизма – сюрреализм (от фр. «сверхреальное»), вначале он был связан с литературой, а затем распространился на другие виды искусства. Особое влияние на взгляды художников оказали философские теории Анри Бергсона и Зигмунда Фрейда, которые пропагандировали сюрреалистические журналы такие как «Сюрреалистическая революция» за 1924 г. и «Первый манифест сюрреализма», написанный Андре Бретоном (1896 – 1966). Многие негативные явления жизни и особое проявление психики, культ смерти и агрессивные влечения стали темами произведений живописи Хуана Миро, Макса Эрнста и многих других. Наибольшую известность приобрело творчество испанского художника Сальвадора Дали 1904 – 1989, который приехал в Париж из Испании и стал лидером сюрреалистов. Своеобразно воспринимая события Гражданской войны в Испании, он пишет в 1936 – 1937 гг. картины «Предчувствие Гражданской войны», «Осеннее каннибальство». В годы Второй мировой войны сюрреализм выходит за европейские границы и его главным центром становится США, куда эмигрируют многие художники. Идеи сюрреализма нашли отражение в дизайне, декоративно-оформительском и прикладном искусстве и в других сферах художественной культуры.

Новый период искусства начинается в 1945 г., с победы над фашизмом во Второй Мировой войне. В это время возрастает значение научных открытий и технологий, происходит распад колониальной системы, образуются социалистические страны Восточной Европы. Искусство переживает множество кризисов, связанных с появлением таких его видов, которые ставят вопрос о сути самого искусства, его границах и новых функциях. Возникают вопросы о месте европейского искусства в мировой художественной культуре, о засилии в нем массовой культуры США. В 60 – 70-ые гг. в европейской культуре формируется постмодернизм, говоря о котором, западные теоретики отметили, что «появились контуры нового движения в искусстве, по сравнению с которым все эстетические революции, имевшие место в прошлом, выглядят игрушечными».

Представители этих направлений создателями подобного искусства называют Марселя Дюшана и Ива Клайна. Его сторонники создают оптическое искусство или Оп-арт, лидером которого был художник Виктор Вазарелли. Оп-арт творит свой особый мир, отказываясь от традиционных красок и холстов, манипулируя линзами, зеркалами и оптическими приборами.

Во второй половине ХХ в. складываются основы «кинетического искусства», «минимального искусства», «геореализма», «концептуализма», «гиперреализма», «искусства антиформы», «деструктизма», «психоделического искусства», происходит отказ от классических средств изобразительного искусства и поиск новых форм. Например «Кинетическое искусство» создается различными гудящими вращающимися механизмами и машинами, имитирующими подобие реальности. «Искусство пространственных объектов» было рассчитано на осязательный эффект на основе имитации воссоздания реальных объектов. «Земляное искусство» стремится изменить мир, создавая траншеи и ямы, используя различную строительную технику. «Фотореализм» становится живописью фотографии эдакой визуальной документальностью.

В это время художники отказываются от самостоятельной эстетической ценности живописи, сферой деятельности многих художников становится прикладное искусство, связанное с рекламой, оформлением выставок, витрин.

Альтернативой модернизму ХХ века всегда становятся реализм, который представлен революционной графикой Кете Кольвиц, Теофиль Стейплена, Франс Мазореля. Именно они в технике гравюры составили летопись современного мира имеется в виду серия «Красный путь человека», «Мой человек», «Город». Наибольшую известность получает творчество Кете Кольвиц – немецкой художницы и скульптора, которая серию «Крестьянская война». После Второй Мировой войны складывается «ангажированное» или политизированное искусство, главной темой которого становится идея «Война не должна повториться», над этой тематикой работали Борис Таслицкий, Ренато Гуттузо, Джакомо Манцу.

В это время обострилась конфронтация между двумя идейно-художественными течениями: реализмом и абстракционизмом. Многие демократические идеи нашли своё программное выражение в изобразительном искусстве реализма, героем которого стал народ, ведущий борьбу за свои права и место в жизни. Мастерами таких направлений были Жорж Минне, Эрнст Барлах. Это нашло своё воплощение в плакате, книжной графике, носивших демократический характер. Абстрактная живопись в послевоенный период представлена многочисленными направлениями: технизированное, метафизическое, экспрессивное. Их последователи работают во многих странах Европы: во Франции – Пьер Сулаж, а Италии – Маурицио Реджани, в Швейцарии – Макс Билль.

Архитектура. Истоки архитектуры ХХ века связаны с идеями и практикой стиля модерн, сформировавшегося в ХІХ веке, который определил специфику и задачи новых направлений зодчества. Сложная ситуация в обществе начала века изменила взгляды на сущность и функции архитектуры. Сторонники модерна применяли свободную планировку, проекты необычных зданий, новые технические средства, создавали крупные гражданские проекты всемирных выставок, городских кварталов. Приверженцы модерна вели борьбу с нормативностью. Эталонностью в архитектуре и выступали за ее обновление. Одним из первых. Кто увидел новые возможности. Стали архитекторы Чарльз Рени Макинтош, Антонио Гауди. Еще в 1892 г. художники в городе Мюнхен объединились в организацию «Югенстиль» и представили новое понимание целей и задач архитектуры, занялись экспериментальными поисками. От решения эстетических задач эпохи средствами собственно архитектуры исследователи перешли к использованию данных науки и техники.

Изменения в архитектуре ХХ века стали возможны благодаря применению железобетона, стекла, особой технологии обработки металлов. Эти материалы применяли для создания различных инженерных сооружений. В 1910 г. Робер Майяр в городе Цюрих строит склад с применением необычных конструкций. Архитектор Эжен Фрейссине в аэропорту Орли (Франция) впервые возводит сборные железобетонные параболические ангары. Подобные опыты приобретают интернациональный характер, способствуют объединению усилий европейских архитекторов. В 1928 г. ими была подписана специальная Европейская декларация, созданы теоретические работы, пропагандирующие достижения «новой» архитектуры.

Происходит борьба сторонников техницизма и антитехницизма, поскольку даже те, кто принимал необходимость обновления в архитектуре, расходились в понимании средств и методов этих изменений. Множество непохожих друг на друга направлений в архитектуре ХХ века получили название модернизм. Перед специалистами стала задача решения вопросов, которых не знала архитектура предшествующих эпох: стихийный рост городов, увеличение численности населения, низкие темпы строительства, переуплотнение застройки, уничтожение зеленых массивов, экологические проблемы.

Спорной оставалась возможность использования архитектурного наследия, художественных стилей предшествующих эпох и их соответствие новым идеям. Поэтому в первую очередь споры велись относительно понимания традиционной архитектуры. Уже в начале века произошло разделение на два основных направления: модернизм и традиционную архитектуру. Они были крайне разнородными течениями, поэтому эти названия достаточно условны. Большинство зданий гражданского назначения строились в стилях неореализма, необарокко, неоромантизма.

Стиль неоклассицизм особенно развивался во Франции, Италии и Англии, где сохранялись классические традиции в искусстве. Совет лондонского графства, Ратуша в Осло и многие другие сооружения стали уже историей неоклассицизма. Национальный романтизм получил развитие в северных странах Европы. Его особенностью было использование мотивов народного искусства примерами этих стилей стали Национальная библиотека в Рейкьявике, вокзал в Хельсинки, архитектора Ээро Сааринена. В странах фашизма указанные течения использовались для пропаганды силы, превосходства, «величия нации». Это была одна из причин, по которой модернизм не был признан государственным стилем в Европе, а получил свое воплощение в частном строительстве, соединив идеи органической архитектуры: комфорт, функциональность, рациональность.

В пестром многообразии подобных взглядов, целей, идей модернизма особое значение приобретают те, которые получили популярность в различных странах Европы. Таким было рационалистическое течение в архитектуре, представленное двумя направлениями: конструктивизмом и функционализмом. Их представители отдавали предпочтение ее технической стороне, решению утилитарных задач. Функционализм сформировался в Германии, а его главой и идеологом стал Вальтер Гропиус 1883 – 1969, немецкий архитектор и дизайнер. Он основал теоретический центр и практическую базу новой архитектуры учебное заведение – Баухауз в Германии, представляющий высшую школу строительства и художественного конструирования. В 1933 г. он был закрыт по распоряжению фашистских властей. Наиболее известным представителем этого направления был Ле Корбюзье 1887 – 1967. Он пытался соединить принципы проектирования с искусством, придавая большое значение решению социальных проблем. Идеи рационализма поддерживали немецкие архитекторы Людвиг Мис ван дер Роэ и Бруно Таут. Бруно Таут в книге «Распад городов» предложил заменить строительство крупных городов созданием посёлков на 500-600 жителей. В практику вошла эстетическая теория, созданная Людвигом Мис ван дер Роэ, главным девизом которой становится высказывание: «Красота – это функция сооружения, она способна преобразовать общество через архитектуру».

Влияние функционализма проявилось в создании новых типов построек, плоских покрытий крыш, квартир со встроенным оборудованием. Во многих странах были возведены многоэтажные здания и оригинальные коттеджи в элитных районах. Теоретиками «современного движения» в архитектуре – Генри Ричардсон и Паоло Портогези – разработаны основные идеи архитектуры, воплощённые в жизнь после окончания Первой мировой войны. Особое внимание архитекторами уделялось разработке основных типов учебных заведений: блочный, павильонный, городок.

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт, выступив против функционализма, предложил проект «органической архитектуры», в котором пропагандировал открытый план в архитектуре. Он считал, что каждая постройка становится неповторимой и уникальной, если сливается с окружающей природой. Улучшение условий проживания людей, оздоровление городской среды, урбанизация и рост городов становятся главными проблемами градостроительства. Это способствовало формированию «социальной архитектуры», представители которой проводили реконструкцию районов в европейских городах, например бульвар Стивенса в Париже, 1926 г., а с 1944 г. начали создавать города-спутники. Проект восьми таких городов в радиусе 30 – 50 км от Лондона принадлежал архитектору Патрику Аберкромби.

Антонио Сант-Элиа 1888 – 1916 и Филиппо Маринетти 1876 – 1944 создают Манифест архитектуры футуризма, в котором отмечено, что дома будущего должны представлять собой гигантские машины, где отлажены механизмы, обеспечивающие потребности жильцов.

Программной для многих архитекторов стала статья Адольфа Лооса «Орнамент и преступление». Где автор доказывает, что архитекторы начали создавать архитектурные утопии, утверждавшие, что зодчество способно оказывать влияние на нравственность общества. В результате проекты застройки городов становились часто «бумажными фантазиями», отражавшими творческую индивидуальность архитекторов.

Заглядывая в будущее, архитекторы стремились создать проекты различных городов, а их многочисленные варианты представлены в двух основных теориях: урбанизм и дезурбанизм. Идеи первой воплотились в творчестве Шарля-Эдуарда Ле Корбюзье, предложившего строительство небоскрёбов сочетать с зелёными насаждениями и сложной сетью магистралей. Дезурбанизм представлен теорией Эбинизера Хоуарда, согласно которой основными городами должны стать «города-сады» со своеобразной планировкой улиц, невысокими зданиями, общественными парками и скверами. Его идеи, изложенные в книге «Завтра» были реализованы в ряде городов Англии. Сторонники дезурбанизма предложили разобщить пешеходные и транспортные потоки, что стало важнейшим принципом градостроительства. Главной целью становится создание архитектурных форм, на основе их рационального назначения. Новая система выразительных средств приобретает международный характер. В подобной архитектуре соединились технические, функциональные и художественные аспекты.

Многие планы и проекты оказалось возможным осуществлять после Второй мировой войны. Были предложены варианты расселения по районам всех социальных единиц общества, так называемые «соседства», например план района Лондона 1955 – 60 гг. арх. Луи Мартин. Однако, жизнь показала несостоятельность подобных идей. Архитекторы начинают вновь возвращаться к идее, что архитектура способна соединить человека с природой Алвар Аалто, финский архитектор.

В 1950 – 60-ые гг. «Новая архитектура» представлена множеством самых необычных стилей. Новизна осуществлялась за счёт утраты собственно архитектурных форм, что привело к иррационализму и технизму. Здания, построенные таким образом, представляли фантастическое зрелище, а внешний их облик мало сочетался с функциональным значением. Популярностью пользовалась «символическая архитектура», центром которой были США. Она участвовала в создании стиля «большого бизнеса». Ещё одним экспериментальным направлением становится «необрутализм», который отказался от эстетического начала в архитектуре и использовал искажённые грубые формы Питера Смитсона.

От уникальных построек архитекторы переходят к решению задач практического домостроения, что привело к строительству стандартных безликих жилых массивов во многих европейских городах и поставило вопрос о необходимости архитектурного творчества. Многих архитекторов уже не устраивали теории модернизма, поэтому после Второй Мировой войны новая волна авангарда начинает борьбу с устаревшими идеями архитектуры модернизма. В центре этой борьбы находились идеи историзма в архитектуре и возможности возрождения стилей прошлых эпох. Подобные эксперименты проводили Франко Альбини, использовавший для строительства универмага стиль римской архитектуры, а также Филип Джонсон и Паоло Портогези.

Постепенно сформировался новый стиль, названный «постмодернизм». Его первыми идеологами стали Чарльз Дженкс и Роберт Вентури. Постмодернизм призывал демократизировать язык архитектуры, использовать суперграфику в оформлении зданий, отказаться от утопических проектов, учитывать вкусы будущих потребителей, привлекая их к участию в разработке проектов. Он использовал шокирующие формы, иронию, стремился применять реконструкцию построек для их нового функционального назначения. Специфика постмодернизма проявилась в строительстве «зданий-призраков» с зеркальными стенами Ганс Холляйн в Англии, Рикардо Бофилл во Франции. Многие здания создавались на основе особой символики и метафоры, приобретая неповторимый индивидуальный облик лепестков, парусников.

В 70-ые гг. архитекторы начинают широко использовать при оформлении зданий цветовые символы Эмиль Айо, Андре Вожанский. При создании подобных построек обязательной становится работа консультанта-колориста, цветовые исследования природной среды, составление цветовых таблиц. В этот период возникает стиль «хай-тех» (от английского high technology), использовавший технику как особый символ и декорацию в оформлении промышленных зданий. Многие архитекторы стали приверженцами стиля «метоболизм», соединившего национальные и технические символы.

Последние десятилетия ХХ века известны проектами фантастической архитектуры, разработанные «Венским авангардом». Конструктивные принципы архитектуры были заимствованы в природе и изучены специальной наукой – бионикой. Все известные направления модернизма и постмодернизма соединились в особом видении мира и осознании необходимости решения социальных задач средствами архитектуры.

Киноискусство. Кино, как известно, является самым сложным и синтетическим искусством. Через изображение, слово и звук оно охватывает практически все его виды. Несомненно, что возникновение кинематографа было подготовлено созданием в ХIХ веке множества своеобразных оптических приборов – фотоаппарата, фоторужья и других, что привело к появлению синематографа братьев Люмьер. Исследователи делят историю киноискусства на ряд периодов, отражающих качественные изменения в кинематографе. Его история начинается с демонстрации первого публичного киносеанса 28 декабря 1895 года в Париже. Фильмы братьев Люмьер были продолжительностью 2 – 4 минуты.

Постепенно кино в целях усиления своей популярности начинает осваивать богатый опыт циркового и театрального искусства, чем прославился француз Жорж Мельес (1861 – 1938). Он впервые использовал в своих постановках-кинофеериях приёмы комбинированной и трюковой съёмки, необходимые ему для изображения «волшебных превращений». Самым знаменитым его фильмом стала кинолента «Путешествие на Луну» (1902 г.). Во Франции на базе фабрик фоторабот были организованы кинофирмы «Пате» и «Гомон».

Период с 1900 по 1908 года вошёл в историю как «ярмарочное» кино, поскольку на выставках и ярмарках организовывались временные павильоны для развлечения публики на киносеансах. Впоследствии были построены специальные кинотеатры, владельцы которых стремились реализовать спрос зрителей на просмотр немых фильмов. Таким был фильм «Убийство герцога Гизе», выпущенный в 1908 г. В 1913 – 14 гг. режиссер Луи Фейад снимает пять фильмов о Фантомасе, открывая эру многосерийного синематографа. Экранизация популярной литературы позволила итальянским режиссёрам Джовани Пастроне и Энрико Гуаццони выпустить в 20-ые гг. фильмы на античные и библейские темы «Падение Трои», «Камо грядеши».

До 1914 г. мировой кинорынок был равномерно распределён между главными европейскими странами, которые в период Первой Мировой войны резко сократили кинопроизводство. Центр кинематографии переместился в США, куда иммигрировали деятели киноискусства, а многие кинофирмы европейских стран были разорены и перекуплены американцами. Только в Швеции оказалось возможным сохранить национальные традиции кинематографа и создать на основе литературных произведений Сельма Лагерлеф фильмов, которые прославили режиссёров Виктр Шострома и Бен Стиллера. После войны были созданы специальные киножурналы, в которых обсуждались проблемы искусства и его влияния на общество, печаталась реклама и фотографии кинозвёзд.

В 1920 – 30 гг. в Германии особенно ярким явлением в кинематографе становится экспрессионизм с его обращением к фантастическому сверхъестественному миру. Экраны населили вампиры, призраки, маньяки убийцы. Самым ярким примером является фильм Роберт Вине «Кабинет доктора Калигари», выпущенный в 1919 г. Его успех способствовал созданию множества подобных версий: «Носферату» Фридрих Вильгельм Мурнау, «Голем» Пирс Вегнер.

В 1920 – 30 гг. во Франции возникло движение за обновление киноискусства, за придание ему самобытных национальных черт. Его сторонники стремились к созданию реалистических фильмов таких, которые снимали режиссёры Рене Клер, Жак Фейдер, Жан Ренуар. Эстетику авангарда в кино во многом определили сценарии и теоретические разработки Луи Деллюка, создавшего стиль «фотогения». Для него характерны двойная композиция, ассоциативный монтаж, методы ускоренной и замедленной съёмок. Последним произведением немого кино, исчерпавшего арсенал его выразительных средств, является фильм датского режиссёра Карла Теодора Дреера «Страсти Жанна Д’Арк» (1927 г).

Новую эру в истории мировой кинематографии открыло звуковое кино. Первый подобный эксперимент – фильм 1927 г. «Певец из джаза», выпущенный в Голливуде, а первый европейский звуковой фильм «Под крышами Парижа» Рене Клер был снят во Франции. Звук предъявил новые требования к работе режиссёров, операторов, художников, музыкантов. Он позволил расширить выразительные средства искусства, усилить возможности кинематографа в воспитательных и идеологических целях. Главным выразительным средством кинофильмов становится диалог, однако многие теоретики киноискусства пришли к выводу о необходимости более серьёзного применения звука в кино: Георг Пабст «Трёхгрошовая опера», Марсель Карне «Набережная туманов» и другие. Многим фильмам «поэтического реализма» была свойственна тема фатализма и трагической судьбы человека.

В период оккупации фашистскими войсками Франции была организована кинофирма «Континенталь», который руководили немцы. Однако, французские режиссёры демократических взглядов, боролись с фашизмом с помощью аллегорий. Таковы были Марсель Паньоль снявший фильм «Дочь землекопа», 1940 г., Луи Дакен автор «Мы – мальчишки», 1941г. и многие другие.

Английское киноискусство 30-ых гг. отмечено появлением документальных фильмов школы Джона Грирсона с идеей о том, что «документальный фильм является творческой интерпретацией современной действительности». Талантливые документалисты Роберт Флаэрти и Йорис Ивенс сумели взволнованно и поэтически показать жизнь простых людей. Увлечение историей Англии позволило режиссёру Александру Корда снять в 1933 г. фильм «Частная жизнь Генриха XVIII». Он стал первой английской картиной, демонстрировавшейся в США, и вошёл в десятку лучших фильмов мира. Особый интерес в английском кино представляли музыкальные фильмы, мелодрамы, комедии с известными актёрами Джордж Формби, Урсула Хей. Однако, по сравнению с другими странами английский кинематограф не занимал лидирующих позиций, что потребовало от правительства принятия ряда законов в сфере кино. Подобные мероприятия позволили привлечь к работе американские киностудии и «Метро-Голдвин-Майер» и открыть к 1937 г. 23 национальные киностудии и 75 павильонов. В годы Второй Мировой войны студия «Корона» снимала летопись войны Наиболее известный кинорежиссёр, добившийся успехов на этом поприще это Хамфри Дженнингс снявший фильмы «Слушайте Британию» «Начались пожары», «Лондон выдержит это», 1943 г..

Особенностью киноискусства в 1930 – 40-ые гг. Германии и Италии является его постепенное подчинение пропаганде идеологии и диктату власти. Многие фильмы такие как «Концерт для флейт в Сан-Суси», Густава Урчицкого имели явную пропагандистскую направленность, что вызывало негативную оценку у публики и требования их запрета. Немецкая нацистская организация «УФА» подчинила себе европейский кинорынок во время оккупации, контролировала его деятельность и вела отбор лиц, работавших в сфере кино. Ряд фильмов снимали по личному распоряжению руководителей нацистской партии: «Юный гитлеровец Квекс», «Кадеты», «ГПУ», «Триумф воли», серия «О великих солдатах прошлого». Особое внимание придавалось коммерческому прокату и развлекательным фильмам, с помощью которых планировалось заполнить рынки Европы. Даже в таких условиях в Германии оставались режиссеры, доступными способами выступавшие за демократию – Фриц Ланг, снявший фильм «Медере», Златан Дудов снявший фильм «Куле Вампе».

Многие особенности немецкого кинематографа были присущи и Италии, где в 1934 г. создана организация «генеральная дирекция по делам кинематографии», которой руководил зять Муссолини – граф Чиано. По модели Голливуда итальянцы построили в 1937 г. свой киногород Чинечитта. Не смотря на то, что Чинечитта порождение фашистского режима она действует и сейчас – это всемирно известная итальянская киностудия площадью 40 га (400 000 м²), расположенная в юго-восточном пригороде Рима.

Средства на постановку фильмов выдавались только после предоставления документов, подтверждающих благонадёжность членов киногруппы. Большое внимание уделялось истории Италии, шло постоянное сравнение с великим прошлым Рима. Грандиозными масштабами съёмок и участием в нём войск был знаменит фильм Клаудио Галлоне «Сципион Африканский» (1933 г.).

После Второй мировой войны кинематограф становится одним из лидеров в сфере искусств, совершенствуется его техническая база, проводятся эксперименты в области цветного изображения и объёмности звука. Возможность дублирования фильмов означала преодоления языковых барьеров, ограничивающих прокат фильмов. Во многих странах была принята программа «параллельного», т.е. независимого от государства кино, целью, которой стало отражение социальных проблем средствами кинематографа. Крайне обострилась борьба между европейским кинематографом и усиливающимся влиянием на его рынок кино США. Многие режиссеры стремились возродить дух национального кинематографа, что отразила история московских, каннских и других послевоенных кинофестивалей.

Усилилась политизация в сфере кино Франции, что нашло отражение в фильмах Робера Брессона «Приговорённый к смерти бежал» (1956) и «Мушет» (1967). Молодые французские режиссеры объединились в организацию «Группа тридцати». Особых успехов добился Ален Рене, создавший сказки-поэмы, и Ален Рене – автор документальных фильмов «Герника», «Ночь и туман». Этот режиссер стал лидером движения «новая волна», а снятые его представителями киноленты посвящались анализу молодёжной ситуации и различным кризисам («Прошлым летом в Мариенбаде»). Популярностью пользовалось движение молодых документалистов, названное «киноправдой», где главным стал метод скрытой камеры.

В послевоенной Германии основные фильмы снимались на двух киностудиях «УФА» и «Бавария». Вначале многие фильмы приносили убытки, но в 1962 г. утверждается «Кураториум молодого кино ФРГ», куда вошли 43 молодых кинорежиссёра, а снятые ими фильмы удостоились наград в Каннах и Венеции. Ежегодно снималось более 200 фильмов различных жанров: Вольфганг Штауде «Ярмарка», Бернхард Викки «Мост» и др. В ФРГ организовали новую систему кинопроката, а в 1967 г. власти приняли федеральный закон «О способствовании кинопрокату». Режиссёр Райнер Вернер Фасбиндер стал лидером немецкого модернизма в кино, а с его именем связано создание нового стиля «пост – Голливуд».

В конце 50-ых гг. английские режиссёры Карел Рейц, Линдсей Андерсон объединись в группу «Свободное кино», которая ориентировалась в своей деятельности на социальную борьбу, интерес к простым людям. В союзе с писателями Джон Джеймс Осборном, Шон Делани, написавшими сценарии к кинофильмам, они открыли страницу английского реалистического кино. Английский кинематограф особое внимание уделял экранизации классических драматических произведений Оскара Уальда. Бернарда Шоу, Чарльза Диккенса. На их основе режиссёры Ассаяс Оливье, Дэвид Лин и другие воссоздали нац



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: