Эпоха Возрождения или Ренессанс – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры длился с XIV по XVІ вв. В этот период шло формирование культуры, которая определила дальнейшее развитие Европы. Именно в этот период зародилась идея единого европейского пространства, которую пытаются реализовать и в наши дни.
Термин «Возрождение» или Ренессанс появился в XVI в. Он возник на основе распространенной в то время концепции, согласно которой эпоха Средневековья была периодом беспросветного варварства и невежества, последовавшей за гибелью античной культуры. Передовые люди эпохи считали, что античное искусство возродилось к новой жизни именно в их время. Первоначальное термин «Возрождение» связывали только с возникновением нового искусства. И лишь позднее это понятие стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась культура, противоположная средневековой культуре.
С середины XIV в. до второй половины XV в. Ренессанс получил наибольшее развитие в Италии. Сначала центром искусства Возрождения была Флоренция, затем Милан, Рим, Венеция. Памятники античной культуры, расположенные на территории Италии, стали основой для духовного обновления. В итальянском Ренессансе выделяют несколько периодов: Проторенессанс – конец XIII в. – начало XIV в.; Раннее Возрождение – середина XIV в. – до 1475 г.; Высокое Возрождение – последняя четверть XV в. – начало XVI в.; Позднее Возрождение – XVI в. – начало XVII в. В XVI веке идеи Возрождения получают распространение во Франции, Германии, Англии, Испании, Нидерландах и этот период развития получает название Северное Возрождение.
Философская мысль. В эпоху Возрождения в западноевропейском обществе происходят перемены в общественном сознании. С одной стороны делается попытка вернуть к жизни духовные ценности античности, а с другой – заново переосмыслить христианские ценности, что в дальнейшем приведет к созданию новой системы ценностей.
|
В эпоху Возрождения в европейском сознании возникает новая идеология – гуманизм. Основное внимание деятели Возрождения уделяли человеку, и поэтому новая система взглядов получила название гуманизм (от лат. humanus – человечный). Гуманисты верят в безграничные возможности человека. Для них более не существует иерархического общества, в котором человек является только выразителем интересов сословия. Гуманисты выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Они считали, что достоинство человека основано не на знатном происхождении, власти и богатстве, а на высоких нравственных качествах и способностях человека. Утверждалось, что самосовершенствование человека идет через приобщение его к культуре. Теперь целью человеческой жизни становятся творчество, волевая активность, служение людям и обществу в целом.
Гуманизм сформировал светскую интеллигенцию Европы. В эпоху Возрождения меняется отношение к творческой личности (художнику, философу, ученому). Если в период средневековья на творческую личность смотрели как на ремесленника, то в эпоху Возрождения их называют «божественными гениями», им возвращают имя.
Появляется специальный литературный жанр «жизнеописания» – биографии творческих личностей. Первым историографом итальянского искусства был живописец Джорджо Вазари, автор прославленных «Жизнеописаний» (1550 г.) наиболее знаменитых живописцев, скульпторов, архитекторов.
|
В эпоху Возрождения шел процесс освобождения человека от всех форм феодальной зависимости. У человека формировалось представление о себе как о самоопределяющейся и самодостаточной личности. Эти представления сформировали принцип антропоцентризма, согласно которому человек является центром Вселенной и конечной целью мироздания. Однако столь мощное возвеличивание человеческой личности имело и негативные проявления: происходит подмена понятия свободы личности на понятие вседозволенности и низменного своеволия. Появляются теории, которые оправдывают любые поступки «сильных личностей», сила становится основой права, лишенного всякой морали. Представителем таких взглядов был итальянский мыслитель Николо Макиавелли (1469 – 1527). Его крылатая фраза «Цель оправдывает средства» служила своеобразным «оправданием» чудовищных преступлений того времени.
В области политики важной чертой Возрождения было возникновение национального самосознания. С формирование национальных государств возникло чувство патриотизма, понятие отечества. Появляются труды, посвященные истории родной страны. Примерами могут служить поэмы Франческо Петрарки «Африка» и «О знаменитых мужах».
Гуманизм подготовил Реформацию – это народное движение, направленное против католической церкви, которое способствовало возникновению протестантства и формированию западноевропейской буржуазии. Основоположником идей Реформации был немецкий теолог Мартин Лютер (1483 – 1546). Он высказал идею о том, что человек обретает спасение не благодаря церкви, а только при помощи веры, которая дарована ему Богом. Позже идеи М. Лютера были системно изложены швейцарским священнослужителем Жаном Кальвином (1509 – 1564). Согласно его учению человеку многое не подвластно и его судьба заранее предопределена, поэтому в своей жизни он может уповать только на Божью милость. Эти взгляды были восприняты ранней буржуазией. Имена этих двух деятелей Реформации дали название двум течения протестантизма: лютеранство, которое до сих пор существует в Германии, и кальвинизм, которое получило распространение в XVII веке на территории Беларуси.
|
Философия эпохи Возрождения ориентировалась на изучение природы. Получает развитие натурфилософия, основанная на пантеизме – это максимальное приближение бога к природе и человеку. Пантеизм не отрицал существование Бога, но растворял его в природе, наделяя природу божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. Эти представления привели к появлению пейзажа как самостоятельного жанра.
Одним из представителей натурфилософии был немецкий врач, естествоиспытатель и философ Теофраст фон Гогенгейм, более известный под именем Парацельс (1493 – 1541). Его считают родоначальником немецкой натурфилософии. На первый план он выдвигал медицину, которая опиралась на философию, астрологию, алхимию и теологию.
Представителем натурфилософии был итальянец Джордано Бруно 1548 – 1600. Джордано Бруно монах-доминиканец мистик, философ, ученый, поэт. Читал лекции в университетах Тулузы, Парижа, Лондона, Оксфорда. Его важнейшие труды это «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах». В этих работах он утверждал, что гелиоцентрическая система предложенная Коперником справедлива, кроме того все звёзды это солнца вокруг которых могут вращаться планеты, которые могут быть обитаемы, и, даже заселены людьми. В конце жизни Джордано Бруно был осужден инквизицией за ересь и сожжен на костре.
Современные исследователи утверждают, что представления Джордано Бруно о космосе не были причиной его казни. Подобные взгляды имели Коперник, Кеплер и многие другие ученые, но инквизиция их не трогала. Сегодня считается, что причина казни Бруно состоит в его теологических взглядах, расцененных как ересь. Во всяком случае, текст приговора до наших дней не дошёл, но имеются сведения, что он состоял из восьми пунктов, ни один из которых не касался учения Бруно об устройстве вселенной.
В эпоху Возрождения возникает и совершенно новое направление философии – социальная философия, которая основное внимание уделяла вопросам развития общества. Ее родоначальником считается английский философ-гуманист Томас Мор (1478 – 1535). Он писал на латинском и английском языках. Занимал высокие должности при дворе английского короля Генриха VIII. В 1516 году написал свое знаменитое произведение с длинным заголовком в духе того времени «Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия (в переводе с латыни – «Место которого нет»)». Сейчас эта книга называется одним словом «Утопия». Книга состоит из двух частей. В первой части дается критическое описание современной Англии, а во второй части излагается образ жизни государства Утопия – идеального бесклассового государства, в котором нет частной собственности, денег, все члены общества трудятся сообща, результаты труда распределяются поровну, поэтому все максимально равноправны. Процветание такого государства возможно лишь при условии, что им будет руководить хорошо образованный философ и морально безупречный человек.
Представителем социальной философии был итальянец францисканский монах Томмазо Кампанелла (1568 – 1639), который не только разработал концепцию идеального общества, но и стремился его создать. Он возглавил заговор в родной провинции Калабрии, целью которого было освобождение от гнета испанской монархии и создание в будущем государства, основанного на имущественном и социальном равенстве. Заговор был раскрыт в 1599 г. и Кампанелла провел в тюрьме свыше 30 лет. Здесь он написал много произведений, в том числе и знаменитый «Город Солнца», где изложил свою программу построения нового общества.
В идеях и Т. Мора и Т. Кампанеллы проявились негативные стороны принципа антропоцентризма. Они считали, что социальной гармонии в обществе можно достичь только путем построения жесткой государственной системы, контролирующей все стороны жизни личности. Впоследствии эту модель назовут «казарменным коммунизмом» или тоталитаризмом.
Наука. Наука этого периода развивалась в двух центрах почти не связанных друг с другом. Первый центр – это университеты и школы, в которых развивалась традиционная средневековая наука. Вторым центром можно считать мастерские живописцев, скульпторов и архитекторов. Создавая произведения искусства, они опирались на эксперимент, так как большинство мастеров не имели систематического образования, однако творческая деятельность требовала соединение мастерства с наукой, прежде всего с математикой.
В XI веке в странах Западной Европы вошли в употребление «арабские» цифры, закрепившие позиционную систему счисления. Ученые эпохи Возрождения более широко по сравнению с арабскими учеными были знакомы с произведениями античных математиков, особенно Евклида и Архимеда. В XV и начале XVI века успехи европейской математики были связаны с деятельностью флорентийского математика Луки Пачоли (1445 – после 1509), автора книги «Суммы арифметики, геометрии, пропорции и пропорциональности» изданной в 1494 г. Книга содержала сводку всего известного тогда математического знания. Кроме того Л. Пачоли написал трактат «Божественная пропорция» в 1499.
Соединение творчества с наукой привело к выделению искусства из ремесла. Живописцы скульпторы и архитекторы Возрождения не достигли бы такого совершенства, если бы не изучили произведение Л. Пачоли «Божественная пропорция». Оно помогло понять правила перспективы, теорию геометрических пропорций и привело к возникновению «правила золотого сечения».
Особенность развития науки Возрождения состоит в том, что все ее важнейшие направления – живопись, архитектора, скульптура, а также математика, механика, анатомия, медицина, химия объединялись в деятельности одного человека. Примером может служить деятельность Л.Б. Альберти и Леонардо да Винчи.
Крупнейшим научным открытием XVI века была гелиоцентрическая система устройства Вселенной, разработанная польским ученым Николаем Коперником (1473 – 1543). С 1515 по 1530 год он работал над своей знаменитой книгой «Об обращении небесных сфер», в которой доказал, что Земля круглая и что она является лишь одной из обращающихся вокруг Солнца планет.
Эпоха Возрождения была временем великих географических открытий: в 1492 году Христофор Колумб открыл Америку, в 1519 году Фернандо Магеллан отправляется в кругосветное путешествие. Таким образом, два богатых континента западного полушарии были открыты для освоения «старым светом».
Литература. Особенно ярко культура Возрождения проявилась в литературе и изобразительном искусстве. Основными чертами литературы Возрождения были жизнеутверждающий характер, восхищение красотой мира, человека и его свершений. Важнейшей темой поэзии становится любовь. Большое место в литературе занимают сатира и пародии на современные нравы, на человеческую глупость, на средневековые идеалы и средневековую культуру.
Последним поэтом средневековья и первым поэтом Возрождения был уроженец Флоренции Данте Алигьери (1265 – 1321). Мировую славу ему принесла поэма «Божественная комедия», в которой слились поэзия, философия, теология, наука. «Божественна комедия» повествует о путешествии поэта по загробному миру, включает описания ада, чистилища и рая, где автору встречаются реальные исторические лица и мифические персонажи. В поэме показан полный испытаний путь заблудшей души к райскому блаженству. На небеса Данте сопровождает его возлюбленная Беатриче, образ которой становится символом мудрости и красоты. В поэме автор обличает католическое духовенство и превозносит достоинства человека.
Родоначальником гуманизма в Италии считает поэт и философ Франческо Петрарка (1304 – 1374). Большую известность Петрарки принесли любовные сонеты, посвященные Лауре. В этих сонетах впервые прославляется реальная земная любовь, которая противостоит аскетическому мировоззрению Средневековья. Петрарка является автором двух поэм, посвященных истории родной страны. Поэма «Африка» – это патриотический национальный эпос, воспевающий подвиги древнеримского полководца Сципиона, завоевателя Африки. Поэма «О знаменитых мужах» – биографии выдающихся римлян. Петрарка является создателем эпистолярного жанра в новоевропейской литературе. Он превращает свои частные письма в чисто литературные произведения, в которых в резкой сатирической форме выступает против нравов Ватикана.
Последователем Петрарки был Джованни Боккаччо (1313 – 1375), автор «Декамерона», сборника 100 реалистических новелл. Во время эпидемии чумы во Флоренции 10 юношей и девушек укрываются на загородной вилле и там в течение 10 дней (гр. декамерон – десятиднев) рассказывают каждый по одной новелле в день. В «Декамероне» Боккаччо создал классический стиль итальянской новеллы.
Данте, Петрарка и Боккаччо были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни авторов получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.
В испанской литературе получили широкое распространении рыцарские и плутовские романы. Великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547 – 1616) был драматургом, автором новелл и романов. Его пьесы «Театр чудес», «Ревнивый старик», «Два болтуна» были едкой сатирой на существующие в Испании порядки. Основная идея «Назидательных новелл» – любовь к жизни, моральная требовательность к себе и другим, глубокая человечность и великодушие. Мировую славу Сервантесу принес роман «Дон Кихот», в котором сочетаются реализм, героика и романтизм. Этот роман о Странствующем рыцаре Печального Образа Доне Кихоте, который ни как не может понять, что времена рыцарской героики давно прошли.
Основоположник испанской национальной драмы Лопе де Вега (1562 –1635) создал более 1500 литературных произведений. Наиболее значительные из них «Собака на сене» и «Учитель танцев».
В Англии литература Возрождения представлена драматургией Уильяма Шекспира (1564 – 1616). Он писал жизнеутверждающие комедии «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», трагедии «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». В своих пьесах Шекспир отстаивает идею природного равенства людей, право каждого человека на свободную мысль и свободное чувство.
Значительный вклад в мировую литературу внесло творчество нидерландского философа и писателя Эразма Роттердамского (1496 – 1536). Его наследие представлено такими произведениями как «Похвала глупости», «Разговоры запросто», «Наставление христианского воина» и др. Он создал новую гуманистическую систему богословия, в которой главное место занимает нравственный облик человека, а не его фанатичная религиозность.
Французская литература представлена творчеством Франсуа Рабле (1494 – 1553), написавшим сатирический роман-аллегорию «Гаргантюа и Пантагрюэль», повествующий о двух великанах – отце и сыне. Он обличает и высмеивает католическую церковь за ханжество, лицемерие и разврат ее служителей, размышляет над тем как помочь человеку стать всестороннее развитой личностью.
Таким образом, литература эпохи Возрождения утверждала идею антропоцентризма, согласно которой прославляется человек, потому что он является венцом творения.
Архитектура. На рубеже XIV – XV веков в Западной Европе возникает новая архитектурная система – стиль Возрождения. В каждой из стран архитектура Возрождения возникла в результате сочетания местных традиций и общих признаков нового стиля. Основное внимание архитекторы уделяли строительству светских зданий и дворцов. Происходят изменения и в церковной архитектуре. Если средневековый готический собор в силу его гигантских размеров трудно охватить единым взглядом, то церкви Возрождения мы видим полностью, что позволяет оценить красоту и пропорциональность построек.
В этот период идет формирование городской культуры, расцветает ремесленное производство и начинается переход от натурального хозяйства к рыночным отношениям. Итальянский город эпохи Возрождения был не только административным, но и культурным центром. При планировке городов архитекторы стремились достичь гармонии отдельных сооружений и их объединения в архитектурные ансамбли. Разрабатывались проекты «идеального города» для идеального человека. В этом городе должны были быть созданы все условия для нравственного совершенствования личности и для творчества. Один из таких проектов создал Леон Батиста Альберти (1404 – 1472) – великий итальянский ученый, архитектор, теоретик архитектуры. Он написал первый архитектурный трактат Ренессанса «Десять книг о зодчестве», в котором собраны воедино и четко сформулированы представления того времени об ордере, пропорциях и принципах городской планировки. Критически изучив римское архитектурное наследие, Альберти теоретически обосновал новое архитектурное направление. Это книга оказала большое влияние на развитие архитектуры не только Ренессанса, но и последующих эпох.
В Италии в этот период большое внимание уделяют строительству в центре города домов для богатых семей – палаццо (дворцов). Наиболее значительной работой Альберти стал проект палаццо Ручеллаи во Флоренции, в котором он применил ордерное украшение фасада. Возведенные по его проектам фасад церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, церкви Сан-Франциско в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе определили целое направление в итальянской архитектуре века, оказавшее очень большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения.
Большой вклад в развитие стиля Возрождения внес Филиппо Брунеллески (1377 – 1446) – великий итальянский архитектор, скульптор и ученый раннего Возрождения, один из основоположников архитектуры Возрождения и создатель теории перспективы. В это время увеличивается строительство общественных сооружений. Известная работа Брунеллески – Воспитательный дом (приют для брошенных детей) во Флоренции. Также он создает проекты церквей и палаццо во Флоренции. Самая знаменитая работа Брунеллески – возведение купола над собором Санта-Мария дель Фиоре во Флоренции. Восьмигранный купол имеет диаметр 42 метра, высота – 13,5 метров, работа длилась 16 лет (1420 – 1436 гг.) Купол собора стал первым крупным памятником ренессансного зодчества и определил характерный силуэт Флоренции. Возведение купола собора имело определяющее значение для всего дальнейшего развития типа центрально-купольных сооружений. Конструктивная схема, примененная Брунеллески, позже была использована во всех крупных соборах Европы XVII – XVIII веков.
В период Высокого Возрождения ведущее положение в архитектуре занимает Рим. Этот период связан с повышением политической активности папства. При папах Юлии II и Льве X в Риме работают крупнейшие мастера – Рафаэль, Микеланджело, Браманте и другие. Рим становится архитектурной столицей Италии и сохраняет эту роль на протяжении всех последующих веков, фактически до настоящего времени.
Основоположником архитектуры Высокого Возрождения был Донато Анджело Браманте (1444 – 1514), приглашенный из Милана в Рим в 1499 году. Он расширяет и перестраивает папский дворец Ватикан, создает проект грандиозного сооружения эпохи Возрождения – собора св. Петра на месте обветшалой раннехристианской базилики. Строительство собора оказалось большим и трудным делом, и к моменту смерти Браманте была выложена лишь нижняя часть стен. После его смерти строительством собора руководили Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти. По проекту последнего над собором св. Петра возведен купол.
Архитектура итальянского Возрождения является первым этапом в развитии западноевропейской архитектуры позднего средневековья и нового времени. Она оказала значительное влияние на архитектуру европейских стран.
Изобразительное искусство. Жизнь людей эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Живописцы и скульпторы воспевали красоту тела человека, одухотворенность его лица, индивидуальные особенности. Они понимали природу и изображали ее, пользуясь научными достижениями (например, применяя закон перспективы, открытый Брунеллески).
Наряду с фресками развивается и станковая живопись (картины, написанные на холсте, дереве, картоне и другом материале и не связанные с плоскостью стены), появляется светская живопись (портрет). В XV в. Получает распространение гравюра. Фламандский художник Ян ван Эйк разрабатывает технику масляной живописи. Важнейшим достижением изобразительного искусства Возрождения стало воссоздание после тысячелетнего перерыва круглой скульптуры, т.е. обработанной со всех сторон.
Основоположник нового направления в европейском искусстве – Джотто ди Бондоне (1266 – 1337), итальянский художник, скульптор и архитектор. Джотто стремился точно изобразить окружающий мир и утвердить ценность человеческой личности. Своим творчеством он способствовал отходу итальянской живописи от так называемой «греческой манеры», заимствованной итальянцами у византийского искусства. Одно из самых знаменитых произведений Джотто – роспись Капеллы дель Арена в Падуе (1304 – 1313). Росписи стен небольшой капеллы изображают жизнь Марии и Христа: «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Крещение Христа», «Страшный суд», «Поцелуй Иуды» и другие. Джотто считают великим преобразователем искусства. Он придал религиозным мотивам совершенно новое звучание, превратив библейские сюжет в реальные события. Ему также принадлежат росписи церкви в Ассизи на сюжеты из жизни св. Франциска Ассизского, росписи капелл в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Среди архитектурных творений Джотто – колокольня Флорентийского сбора Санта-Мария дель Фиоре. Творчество Джотто оказало огромное влияние на искусство Раннего и Высокого Возрождения.
Видным представителем флорентийской школы был живописец Мазаччо (1401 – 1428). Сведений о его жизни очень мало. Большое влияние на художника оказало искусство Джотто и Брунеллески. Он создает алтарные композиции – «Мадонна с Младенцем и Св. Анной» и «Троица». Основное произведение Мазаччо – фрески в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренция, сюжеты которых связаны с жизнеописанием апостола Петра – «Чудо со статиром», «Изгнание из рая». В последней фреске художник впервые изображает обнаженную натуру, что является еще одним нововведением в живописи эпохи Возрождения. Недолгая творческая жизнь Мазаччо дала толчок к развитию не только итальянской, но и всей западноевропейской живописи Возрождения.
Еще одним ярким представителем флорентийской школы был художник Раннего Возрождения Сандро Боттичелли (1444 – 1510). Основные черты стиля художника видные уже в его ранних работах «Сила» и «Возвращение Юдифи с головой Олоферна». Они отмечены архаической символикой и вместе с тем большой эмоциональностью и фантазией. 1470 – 1480-е годы – период наивысших достижений Боттичелли. В этот период созданы картины «Поклонение волхвов», «Весна», «Рождение Венеры», которые отмечены поэтическим восприятием античности. В эти же годы самостоятельным жанром в творчестве Боттичелли становится портрет – «Портрет молодого человека с медалью», «Джулиано Медичи», «Портрет молодого человека». Период со второй половины 1480-х гг. до начала 1500-х гг. связан с усилением драматизма в работах художника и обращением к религиозным сюжетам – «Оплакивание Христа», «Благовещение», «Чудеса св. Зиновия». В этот период Боттичелли создает серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте, которые заняли особое место в мировом художественном наследии.
Возникновение новой скульптуры связывают с именами скульпторов Раннего Возрождения. В 1401 г. Цеховая организация купцов объявила конкурс на скульптурное оформление дверей крестильни (баптистерия) Флорентийского собора. Победителем оказался Лоренцо Гиберти (1381 – 1455) – скульптор и теоретик искусства, автор трех книг «Комментариев» – первой истории искусства Возрождения. Гиберти создает многофигурные композиции на библейские сюжеты, в которых еще чувствуется влияние средневековой готики.
Большой вклад в развитие европейской скульптуры внес Донателло (1386 – 1466) Его настоящие имена Донато ди Никколо ди Бетто Барди. Он создал круглую скульптуру, монумент и конный монумент. Он решает проблему постановки человеческой фигуры в рост по законам пластики, разработанным еще в античные времена Поликлетом, но забытым в средневековье (скульптуры апостола Марка и Св. Георгия). Наиболее знаменитой и новаторской является бронзовая статуя Давида, созданная в 30-е годы XV в. Простой пастух, победитель гиганта Голиафа, ставший впоследствии царем, Давид был одним из излюбленных образов искусства Возрождения. Донателло ввел такую деталь, как пастушеская шляпа – знак его простого происхождения. Первый конный монумент эпохи Возрождения создан Донателло в 1443 – 1453 гг. – он отливает конную статую кондотьера Гаттамелаты в Падуе. Этот памятник и сейчас стоит на площади перед падуанским собором св. Антония. Использовав лучшие традиции искусства средневековья, изучив античную пластику, Донателло пришел к собственным решениям. Он создает реалистичные и глубоко человечные образы, что объясняет его огромное влияние на всю последующую европейскую скульптуру. Недаром его назвали одним из трех отцов Возрождения наряду с Брунеллески и Мазаччо.
Титанами Высокого Возрождения являются Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти.
Леонардо да Винчи 1456 – 1519, один из самых замечательных людей в истории человечества, обладающий разносторонними способностями и дарованиями. Он был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом, но это далеко не полный перечень его деятельности. Почти все области науки он обогатил гениальными догадками. Уже в своих ранних работах «Благовещение», (1472 г.); «Мадонна Бенуа» или Мадонна с цветком, (1478 г.) художник стремился показать душевное состояние человека, оживляя лица едва уловимой улыбкой. Зрелый период творчества художника начинается в 1480-х гг. Наиболее знаменитые работы этого времени «Мадонна в скалах» (1483 – 1486), «Мадонна Литта» (1490 – 1491). Одну из вершин европейской живописи представляет собой фреска Леонардо «Тайная вечеря» (1495 – 1498), стенная роспись в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане. Также в Милане Леонардо создает конный монумент Франческо Сфорцы. Всемирно известен еще один шедевр мастера – портрет «Джоконда» («Мона Лиза», 1502 – 1513). В этой картине он использует особую технику – сфумато (тончайшая светотень), которая придает картине особую духовность. Одна из последних работ художника «Автопортрет», на котором Леонардо изобразил себя не просто глубоким стариком, а СТАРЦЕМ.
Крупнейший художник и архитектор Высокого Возрождения Рафаэль Санти (1483 – 1520) в своем творчестве большое внимание уделял созданию станковой и монументальной живописи. Уже в начальный период большую известность ему принесли полотна с изображением Мадонн «Мадонна в зелени» 1505; «Мадонна со щегленком» 1506; «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем», «Прекрасная садовница» 1508. С 1509 по 1517 г. он создает росписи залов (станц) Ватикана. Наиболее известные фрески «Афинская школа», «Диспут», «Парнас», «Мудрость Умеренность Сила», символизирующие четыре сферы духовной жизни человека: философию, богословие, поэзию и правосудие. Лучшей из фресок по праву считается «Афинская школа» прославляющая торжество идей гуманизма. Больших успехов Рафаэль достигает и в портретном жанре «Портрет папы Льва X с кардиналами», 1517; «Дама в покрывале», ок. 1516. Вершиной станковой живописи Рафаэля явилась «Сикстинская мадонна», написанная им для церкви Св. Сикста в Пьяченце 1513, самое проникновенное в истории искусства воплощение темы материнства. Одна из последних работ Рафаэля фреска «Триумф Галатеи» 1518 для виллы Фарнезина в Риме (эту работу заканчивали его ученики). В своем творчестве Рафаэль Санти органично воплотил дух Высокого Возрождения.
Великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564) – скульптор, живописец, архитектор и поэт. Главный объект его интереса – физически и духовно могучий человек-титан, в облике которого воплощены совершенство и драма мира. Занимаясь разными видами творчества, Микеланджело считал себя в первую очередь скульптором. Большую известность ему принесла одна из первых его работ – скульптура «Пьета», которая сейчас находится в соборе Св. Петра в Риме. В течение 1501 – 1504 гг. Микеланджело работает над пятиметровой мраморной скульптурой Давида. В отличие от Донателло он изображает его не мальчиком, а юношей в полном расцвете сил, и не после сражения, с головой Галиафа у ног, а перед битвой, в момент наивысшего напряжения сил.
С 1508 по 1512 г. Микеланджело работал над росписью плафона Сикстинской капеллы в Ватикане площадью более 500 кв. м. В девяти центральных композициях развертываются события первых дней творения, история Адама и Евы, всемирный потоп. Эти композиции обрамлены сидящими на тронах пророками. На свободном пространстве изображены простые люди в образе прекрасных юношей. Позднее Микеланджело завершит художественное оформление Сикстинской капеллы созданием колоссальной алтарной фрески «Страшный суд» 1541, отличающейся от росписи плафона более темными тонами.
В 1516 г. Микеланджело создает надгробие папы Юлия II, для которого создает фигуры Моисея и рабов («Умирающий раб» и «Скованный раб»). С 1520 по 1534 г. скульптор работает над одним из самых значительных и самых трагических скульптурных произведений – над гробницей семьи Медичи в церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Одну стену сакристии (внутренне помещение церкви) украшает фигура Лоренцо Медичи, противоположную – Джулиано Медичи, внизу у их ног размещены саркофаги, украшенные аллегорическими скульптурными изображениями – символами быстротекущего времени: «Утро» и «Вечер» – в надгробии Лоренцо, «Ночь» и «День» – в надгробии Джулиано. Изображения Лоренцо и Джулиано не имеют портретного сходства, чем отличаются от традиционных решений эпохи Возрождения. Полностью работу над этой гробницей Микеланджело завершил только в 1545 г. С 1546 г. он работает над собором Св. Петра. Искусство Микеланджело оказало огромное влияние на современников и на последующие эпохи. Некоторые исследователи считают, что в творчестве Микеланджело появляются элементы стиля барокко. Но прежде всего он был титаном и символом Высокого Возрождения.
Значительное развитие живопись получила в Венеции, где сложилась своеобразная художественная школа. Замечательным художником это школы был Джорджоне 1478 – 1510. В ранних работах художник обращается к библейским и мифологическим сюжетам «Юдифь» 1504; «Святое семейство», до 1504, в которых еще видны черты Раннего Возрождения. Большое внимание Джорджоне уделяет пейзажу «Гроза», 1507 – 1508. Единство человека и природы прослеживается почти в каждой работе художника. Работы Джорджоне последних лет жизни отмечены гуманистическими идеями. Главная цель художника в это время – показать красоту человека мира «Три философа» 1508; «Сельский концерт» 1508; «Спящая Венера» 1510. По своей значимости в развитии венецианской живописи творчество Джорджоне близко к влиянию искусства Леонардо да Винчи на художественную школу Средней Италию.
Выдающимся представителем венецианской школы был Тициан Вичеллио (1476 – 1576). Большое влияния на Тициана оказало творчество Джорджоне, которое он сумел постепенно преодолеть. У Тициана складывается собственная, неповторимая манера письма. Главными в его живописи становятся не линии, а сочетание красок и цветовых пятен, что придает изображению жизненность и достоверность. Наиболее известны его произведения «Динарий кесаря» 1516; «Любовь земная и небесная» 1516; «Вознесение Марии» 1518. Большое внимание Тициан уделяет портретам. Если в мужских портретах художник старается подчеркнуть характерность и индивидуальность «Молодой человек с перчаткой» 1520; «Портрет Ипполито Риминальди» 1540-е гг., то в женских портретах главное – красота и чувственность «Портрет молодой женщины» 1530-е гг.; «Девушка с фруктами» 1555. Прославление женской красоты и чувственности стали картины, изображающие обнаженное женское тело «Венера Урбинская» 1538; «Даная» 1554; «Венера перед зеркалом» 1555. В последний период творчества картины Тициана наполнены огромной силой и энергией, в которых ощущается реальность и неподдельный трагизм «Коронование терновым венцом» 1566; «Кающаяся Мария Магдалена» 1560-е гг.; «Св. Себастьян» 1570.
Период Позднего Возрождения продолжался с 40-х гг. XVI в. до конца XVI – начала XVII в. Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV был составлен «Индекс запрещенных книг», который впоследствии многократно пополнялся новыми работами. В этот список вошли работы, которые запрещалось читать под угрозой отлучения от церкви. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Дж. Боккаччо. Запрещенные книги сжигались.
Многие живописцы, скульпторы, поэты, архитекторы отказывались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Так возник в европейском искусстве художественный стиль, связанный с кризисом Ренессанса и названный итальянским историком искусства и художником Дж. Вазари маньеризмом. Этот стиль отличается субъективизмом, вычурностью образов, изощренностью формы. Наиболее крупными итальянскими художниками-маньеристами были Понтормо (1494 – 1557), выработавший драматический стиль с использованием необычных цветов «Положение во гроб», Бронзино 1503 – 1572 – автор холодных изящных портретов «Лукреция Панчатики», скульптор и золотых дел мастер Б. Челлини 1500 – 1573. Самым известным мастером этого направления был испанский художник греческого происхождения Эль Греко 1541 – 1614. Его картины на религиозный сюжет полны эмоционального напряжения, персонажи его полотен освящены особым мерцающим светом «Похороны графа Оргаса».
Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения.