Европейская культура XIX века.




Блок 4.

Западноевропейская культура нового времени (XVII – XIX века.)

По конспекту.

Классицизм В середине XVII века в Италии возникает новое направление в культуре – классицизм, который просуществовал в западноевропейской культуре до 30-х годов XIX века. В течении этого времени классицизм прошел несколько этапов развития и пережил весьма значительные изменения. В XVII веке этот стиль наиболее ярко проявился в дворянской культуре Франции. Классицизм нашел отражение в архитектуре, литературе и театре, изобразительном искусстве.

Характерной чертой классицизма является обращение к традициям античности и Высокого Возрождения. Идеология классицизма сформировалась под влиянием философии Рене Декарта (1596-1650), который считал, что идеал прекрасного вечен и неизменен и он уже воплощен в произведениях античности и Высокого Возрождения. Мастера классицизма не стремились показать окружающую действительность и конкретных людей. Они создавали облагороженный мир, идеальные образы. Сюжетом для их произведений служила античная история, мифология и Библия.

Большое развитие в рамках классицизма получили литература и театр. Официальным направлением в литературе Франции классицизм был признан с момента образования в 1635 г. в Париже Академии литературы. Во второй половине XVII века начинается новое развитие французского театра. В частности, в 1680 г. возник театр «Комеди Франсез».

Литература классицизма делилась на высокие – трагедия, ода, эпопея и низкие – комедия, басня, сатира жанры. Сюжетам «высоких» жанров были мифология, исторические события, государственная жизнь, героями – монархи, полководцы, мученики за веру. Драматический конфликт трагедий – это борьба между общественным долгом и личными чувствами. Родоначальником классицизма в литературе Франции стал Пьер Корнель (1606 – 1684), автор трагедий «Сид», «Гораций», «Эдип» и др. Корнеля считают создателем французского театра. Также известным драматургом этого периода был Жан Расин (1639 – 1699), который написал трагедии «Андромаха», «Береника», «Федра» и др.

Авторы «низких» жанров стремились показать жизнь людей среднего класса и поэтому комедии писали живым языком, без излишнего пафоса. Большое влияние на развитие мировой драматургии оказала творчество Мольера 1622 – 1673 (настоящее имя Жан Батист Паклен), знаменитого комедиографа и актера. В своем творчестве сочетал классицизм и традиции народного театра. Создал жанр социально-бытовой комедии, в который высмеивал сословные предрассудки дворян, ограниченность буржуазии, ханжество и лицемерие церковников, скупость, тщеславие. Пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Тартюф, или Обманщик» вошли в золотой фонд мировой драматургии.

Известным автором басен был французский поэт Жан Лафонтен (1621 – 1695), который в своем творчестве опирался на античные традиции (басни Эзопа), использовал так называемый животный эпос. В его произведениях абсолютная монархия и аристократическое общество сравнивались с царством кровожадных и хищных зверей. В это время свои знаменитые сказки написал Шарль Перо (1620 – 1703). Его сборник «Сказки матушки Гусыни» включает сказки «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах».

В XVII в. классицизм постепенно начинает проникать в культовую архитектуру. Архитекторов занимает проблема соотношение ансамбля дворца и парка. Наиболее ярко эти идеи воплотились в строительстве Версаля – загородной резиденции французских королей. Для всех построек характерно четкость и геометрическая правильность зданий, регулярная планировка, обращение к античному ордеру. Но наиболее известными постройки классицизма были созданы в XVIII веке.

Основоположником классицизма в живописи был французский художник Николя Пуссен (1594 – 1665), писавший картины на мифологические и литературные темы. Строгая уравновешенность композиции, культ природы и преклонение перед античностью – характерные черты его творчества. Наиболее известные картины «Смерть Германика», «Танкред и Эрминия», «Пейзаж с Полифемом», цикл «Времена года».

В середине XVII века во Франции была основана Академия живописи и скульптуры, которая дала возможность государству управлять искусством. Также важную роль в художественной жизни Франции сыграла королевская Мануфактура Гобеленов, где создавались предметы прикладного искусства: мебель, драгоценная утварь, шпалеры и др.

Реализм в живописи. XVII в. стиль реализм сформировался только в живописи. Первым реалистическим течением был «караваджизм», названый по имени итальянского художника Микеланджело Меризи де Караваджо 1573 – 1610. Стремился показать окружающую действительность, стал основателем бытовой живописи и натюрморта в искусстве Италии. В своих картинах изображал простых людей и даже изгоев общества – «Лютнист», «Игроки», «Вакх». Большое место в его творчестве занимают картины на религиозный сюжет – «Евангелист Матфей с ангелом», «Признание апостола Матфея», «Положение во гроб», но по трактовке сцен они больше похожи на бытовую живопись нежели на религиозную.

Наиболее ярко реалистические тенденции проявились в живописи Голландии и Испании. Победа буржуазного строя и кальвинизма в Голландии прервала развитие монументально-декоративного искусства. Но спрос на произведения искусства был очень большим. Заказчиками выступали частные лица, и поэтому предпочтение отдавалось небольшим станковым картинам. Наиболее популярными жанрами были портрет, в том числе и групповой портрет, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт и изображение животных. Хотя протестантская церковь отвергала религиозную живопись, картины на религиозную тему создавались. Но по сравнению с католицизмом они имели другой характер: мистика вытеснялась реалистической трактовкой сюжета и эти картины сближались с бытовой живописью.

Одним из крупнейших художников-портретистов Голландии был Франс Хальс 1580 – 1666. В его групповых портретах выражены чувства товарищества, равноправия, свободы «Стрелковая гильдия». Для индивидуальных портретов характерны демократизм, наполненность жизнью и движение «Смеющийся кавалер», «Цыганка».

Вершиной голландского искусства XVII века является творчество Рембрандта. Его произведения получили всемирное признание. Харменс Ван Рейн Рембрандт 1606 – 1669 был живописцем, рисовальщиком, офортистом. Писал портреты – «Автопортрет с Саскией на коленях», «Читающий Титус», групповые портреты – «Анатомия доктора Тульпа», «Ночной дозор», «Синдики», философско-религиозные и мифологические картины – «Флора», «Даная», «Возвращение блудного сына». Полное признание творчество Рембрандта получило лишь в XIX веке.

Вдающийся испанский художник XVII века Диего Родриго де Сильва Веласкес (1599-1660) был придворным живописцем испанского короля. Большое место в его творчестве занимают портреты членов королевской семьи и придворных. Самым известным является групповой портрет «Менины» («Фрейлины»), на котором Веласкес изобразил себя. Мировое признание получил портрет папы Иннокентия X, в котором художнику удалось передать жесткий характер этого человека. Веласкес стал родоначальником исторического жанра в западноевропейской живописи «Сдача Бреды». Реалистические бытовые сцены показаны в картинах «Завтрак», «Водонос», «Пряхи».

XVII век – это время противоречивых тенденций в европейской общественно-политической жизни. Наблюдается сочетание прогрессивных тенденций и отживших, связанных с феодально-католической реакцией. В культуре – это плодотворный и интересный этап развития всех европейских народов.

2. Культура эпохи просвещения. XVIII век получил в истории название «эпоха Просвещения» или «Век разума». Условно исторические рамки Просвещения могут быть ограничены следующими датами: 1660 год – совершилась буржуазная революция в Англии, 1789 г. – начало революции во Франции. Идея Просвещения получили распространение в Англии, Франции, Германии, Италии, России. Основные цели и идеи Просвещения – это свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость, а также вольнодумство, критическое отношение к авторитетам. Просветители считали, что добиться этих целей можно только через распространение знаний. В XVIII веке научные знания выходят за пределы университетов и их обсуждают в светских салонах Лондона и Парижа.

В политической, экономической и культурной жизни идет процесс окончательного отказа от феодальных отношений и становление капиталистических, распространяется протестантизм, бурно развивается философия и духовная культура Западной Европы.

Основные черты английского Просвещения были сформулированы философом Джоном Локком 1632 – 1704. Основное его сочинение «Опыт о человеческом разумении» (1690), в котором он изложил свои взгляды на три основных права человека: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность он связывал с высокой оценкой человеческого труда и считал, что собственность каждого человека есть результат его труда.

Наибольшее развитие идеи Просвещения получили в трудах французских философов, которые составляли оппозицию существующему строю.

Шарль Луи Монтескьё 1689 – 1755 гг. французский писатель, правовед и философ, В своём научном труде «О духе законов» (1748) Разработал доктрину о разделении властей. Так же он был сторонником натуралистического подхода в изучении общества и выступал с острой критикой абсолютизма и деспотизма, противопоставляя им идеалы политической свободы.

Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ,) 1694 – 1778 писал в разных жанрах: трагедии, стихи, исторические сочинения, философские романы, сатирические поэмы, политические трактаты и статьи. Он выступал против церкви, осмеивал мораль и догмы феодального общества, беззаконие абсолютизма. Его роль в Просвещении огромна: он подтолкнул молодое поколение на путь политической борьбы.

Жан-Жак Руссо 1712 – 1778 свое учение сводил к требованию вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов. Выход видел в правильном воспитании, материальном и политическом равенстве, а также считал, что мораль зависит от политики и общественного строя. Руссо был одним из тех, кто духовно подготовил Великую Французскую революцию.

Видным деятелем французского Просвещения был Дени Дидро 1713 – 1784, который с 1751 по 1772 гг. возглавлял издание 35-томной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Это был полный свод новых знаний об окружающем мире. Также Д. Дидро был основателем главой школы французского материализма в философии, создал школу реализма в литературе и искусстве. Считал, что главная задача искусства – служение передовым идеям эпохи.

Особенность немецкого Просвещения состоит в том, что инициатива обсуждения новых идей исходила сверху от короля Фридриха Великого 1740 – 1786.

Философия немецкого Просвещения формировалась под влиянием идей Христиана Вольфа 1679 – 1754. У него культ разума сочетался с глубоким уважением к христианской вере. Он считал, что распространение образования и «популярной философии» незамедлительно приведет к решению всех острых проблем.

Видным представителем немецкого Просвещения был профессор Кенигсбергского университета Иммануил Кант 1724 – 1804. Он сформулировал идею морального и интеллектуального освобождения человека, обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые предполагают, путь постепенных реформ и исключают грубое насилие.

В XVIII веке происходит изменение отношений к разным видам искусства. Живопись уступает свое первенство музыке. Во Франции и Италии достигает расцвета опера, в Германии и Австрии в церковной музыке – оратория и месса, в светской – концерт.

Первыми композиторами, создавшими новый музыкальный язык, были немцы Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.

Иоганн Себастьян Бах 1685 – 1750. Великий немецкий композитор и органист работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Наиболее известны его музыкальные произведения, специально приспособленные для органа – фуги и хоралы.

Георг Фридрих Гендель великий немецкий и английский композитор 1685 – 1759 гг. В число его наиболее знаменитых произведений входят «Мессия», «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка». За свою жизнь Гендель написал около 40 опер («Юлий Цезарь», «Ринальдо» и т. д.), 32 оратории, множество церковных хоралов, органных концертов, камерной вокальной и инструментальной музыки, а также ряд произведений «популярного» характера.

Большое влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа, которую представляли композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг Ван Бетховен 1770 – 1827.

Йозеф Гайдн 1732 – 1809. Один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Кроме того уделял большое внимание симфонической музыке. За свою жизнь. Он создал более 100 симфоний, свыше 20 опер, 14 месс и других произведений.

Вольфганг Амадей Моцарт 1756 – 1791 работает во многих жанрах: симфонии, сонаты, концерты, квартеты. Самые известные произведения симфония «Соль минор» (№ 40) и «Реквием». В операх «Похищение из сераля», «Женитьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» создает разнообразные и живые человеческие характеры.

Людвиг Ван Бетховен 1770 – 1827 в своем творчестве обращается к героическим сюжетам. Пишет симфоническую музыку, самое известное произведение «Лунная соната», Девятая «Хоральная» симфония, единственная опера «Фиделио».

В XVIII в. работают знаменитые мастера скрипичных инструментов Амати, Страдивари, Гварнери.

Ведущими жанрами в литературе Просвещения были сатирический и семейно-бытовой роман, философская повесть, драма. Писатели Просвещения пытались приблизить литературу к жизни и через литературные произведения преобразовать общественные нравы. Большое место в литературе Просвещения занимал стиль реализм, который стремился правдиво показать разум и чувства человека, критическое отношение к реалиям жизни. Наиболее известные романы создали английские писатели. Даниэль Дефо 1660 – 1731 в романе «Робинзон Крузо» показал, что опираясь на свой разум и трудолюбие, человек может достичь счастья и взойти на вершины цивилизации. Джонатан Свифт 1667 – 1754 в книге «Путешествия Гулливера» в занимательной форме показал жизнь современной Англии.

В Германии в 70-80-е годы XVIII в. возникает объединение молодых немецких писателей «Буря и натиск». Известными представители этого объединения был Гете и Шиллер. Иоганн Вольфганг Гёте 1775 – 1787 – ученый, теоретик искусства, романист, поэт и драматург, наиболее известными произведениями являются трагедии «Фауст» и пьеса «Эгмонт». Фридрих Шилер 1759 – 1805 – ученый, историк, поэт и драматург. Большое внимание уделял историческим драмам «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль», «Мария Стюарт». Наиболее известные произведения драмы «Разбойники», «Коварство и любовь». И сейчас Шиллера считают современным автором, так как он по-новому показал сильные характеры героев.

XVIII век называют «золотым веком театра» прежде всего потому, что деятели эпохи просвещения использовали его возможности для продвижения своих идей. Драматурги эпохи Просвещения стремилась к общественным и человеческим идеалам. В трагедии авторы негодовали по поводу социальной несправедливости, а в комедии издевались над пороками современного им общества. Известными авторами комедий в Италии были Карло Гольдони (1707 – 1793) и Карло Гоцци (1720 – 1806), во Франции Пьер Бомарше (1732 – 1799). Крупнейшим драматургом Англии был Ричард Бринсли Шеридан (1751 – 1816).

Эпоха Рококо. В первой половине XVIII в. ведущим направлением в искусстве Франции стало рококо. Этот стиль основное внимание уделял развитию светской культуры. Для него характерны легкость и изысканность. Термин «рококо» происходит от французского слова «рокайль» (букв. бриллиант и украшение из раковин). Рококо не сложился в четко обозначенный стиль. В архитектуре в этом стиле оформлялись интерьеры.

В начале XVIII века в связи с постепенным упадком абсолютизма прекращается строительство крупных дворцовых сооружений. Жилые дома становятся удобными, целесообразными, рациональными. Основным видом постройки становится дом-особняк, который во Франции называют «отель». Здания, как правила, строили в стиле классицизм, а интерьеры оформляли в стиле рококо.

В живописи последователи рококо создавали нарядные светские картины (празднества, прогулки и т.п.), идеализированные «пасторали» (пастушки на лоне природы) или сцены из жизни третьего сословия.

Выдающимся живописцем этого стиля был Жан-Антуан Ватто (1684 – 1721). Он разработал новый жанр картин – галантные праздники: причудливые сценки, изображающие элегантно одетых молодых людей на лоне природы. («Отплытие на остров Киферу», «Капризница»). Большое развитие стиль рококо получил в рамках придворно-аристократического искусства. «Первым художником короля», директором Академии был Франсуа Бушэ (1703 – 1770). Он занимался разными видами творчества: панно и картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации и т.д. Типичные сюжеты его картин – «Триумф Венеры», «Венера с Амуром», «Купание Дины». Еще одним известным придворным художником был Жан-Оноре Фрагонар (1732 – 1806). Писал картины на фривольные сюжеты, например – «Качели».

Известным скульптором XVIII в. был Этьен Морис Фальконе 1716 – 1791. Он руководил Севрской фарфоровой мануфактурой. Создавал мелкую пластику из бисквита (неглазурованный обожженный фарфор) – преимущественно женские фигуры и группы мифологического содержания. Он является автором конной статуи Петра I «Медный всадник» в Санкт-Петербурге.

Изобразительное искусство эпохи Просвещения представлено стилями классицизм и реализм.

Классицизм в XVIII веке отходит от изображения античных сюжетов. Перед Великой Французской революцией он проявился в форме так называемого революционного классицизма. Основоположником этого направления был французский художник Жак Луи Давид 1748 – 1825. Он пишет картины на тему античной истории «Клятва Горациев», исторические картины на современную тему «Клятва в зале для игры в мяч», «Смерть Марата», «Переход Бонапарта через Альпы». В этом направлении появляется жанр портрета, что было не характерно для классицизма в XVII в. «Портрет мадам Рекамье».

Реалистическое направление в живописи Франции представлял художник Жан Батист Симеон Шарден (1699-1791). Его излюбленный жанр – натюрморты, в которых он изображал вещи кухонного обихода. Затем перешел к жанровым картинам, изображающим мирный домашний быт «Молитва перед обедом», «Прачка».

Гениальный испанский художник и гравер Франсиско Гойя 1746 – 1826 также работал в реалистическом направлении. Его полотна отличаются новаторством, эмоциональностью, остротой характеристик, гротеском. Он был придворным художником, поэтому написал портрет «Семьи короля Карла IV», но наиболее известным его картины, изображающие испанский народ – “Кузница”, “Девушка с кувшином”. Большое внимание он уделял портретам, особенно женским – портрет графини Альбы, “Маха обнаженная”, “Маха одетая”, “Махи на балконе”. Он безоговорочно стал на сторону народа, боровшегося против наполеоновской интервенции «Расстрел повстанцев». Большую известность получили офорты «Капричиос» (80 листов с комментариями художника). В них острая сатира направлена против церкви, дворянства, властей, а также против невежества и суеверий, царящих в обществе.

В рамках Просвещения в культуре возникло новое направление сентиментализм. Представители этого направления разочаровались в возможностях разума улучшить жизнь людей, и основное внимание обратили на чувства человека. Писатели-сентименталисты анализировали тончайшие оттенки собственных чувств и настроений. Героями произведений были люди ничем не примечательные, слабые и гонимые. Излюбленные жанры литературы сентиментализма – романы в письмах, дневники. Наибольшее развитие это направление получило в английской литературе. Роман писателя Лоренс Стерна «Сентиментальное путешествие» дал название этому стилю. Известными английскими авторами были Генри Филдинг 1704 – 1754, написал роман «История Тома Джонса, найденыша», в котором показал уродливое воздействие денег на человеческие отношения. Большое внимание писатели-сентименталисты уделяли пейзажу.

Сентиментализм нашел свое отражение и в живописи. Английский художник этого направления Томас Геййнсборо 1727 – 1788 основное внимание уделял портретам, которые писал на фоне пейзажа. Этот жанр занял главное место в Английской Королевской Академии искусства (открыта в 1768 г.), одним из членов учредителей которой был Гейнсборо. Художник первым из английских мастеров придерживался реалистических традиций в пейзажной живописи.

Французский художник Жан Батист Грёза (1725-1805) основное внимание уделял женским и девичьим портретам и жанровым картинам.

Французская революция и вызванные ею социально-политические катаклизмы рубежа XVIII – XIX вв. на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прогресса. По отношению к этим событиям просветительское движение быстро политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующие группировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика его целей и идеалов. Просветителей обвиняли в том, что они внесли в умы людей путаницу, а в общество – смуту, нарушившие естественное, органическое развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправилось. Оно внезапно сошло с подмостков истории, заставив потомков задуматься, в чем же заключается его историческое предназначение.

Европейская культура XIX века.

XIX век – это время огромных изменений в экономических, политических и религиозных отношениях, развитие науки, промышленная революция, которые повлияли на развитие всех направлений искусства.

Важнейшими историческими событиями начала XIX века были завоевательные походы Наполеона. В течении этого века во Франции происходят две революции. В 1848 г. был свергнут король-буржуа Луи-Филипп Бурбон и в стране вновь была установлена республика (Вторая республика), президентом которой был избран Луи Наполеон Бонапарт (племянник Наполеона I), провозгласивший себя в 1852 г. императором (под именем Наполеона III). Во время франко-прусской войны 1870 – 1871 гг. его войска потерпели поражение под Седаном и император был низложен. В 1871 г. в Париже произошло восстание, которое привело к возникновению Парижской коммуны. После ее поражения во Франции окончательно устанавливается республиканская форма правления – Третья республика, которая постепенно приобрела современный вид.

Во второй половине XIX века Австрия утратила положение великой державы, а в 1867 г. она заключила соглашение с Венгрией и они создали единое государство Австро-Венгрию или империю Габсбургов.

В США главным событием была война Севера и Юга 1860 – 1865, закончившаяся победой северян. Официально война велась за освобождение негров, но за этим скрывались серьезные экономические противоречия. Вторым важным событием было освоение «Дикого Запада», которое нашло широкое отражение в художественной культуре, прежде всего в литературе и кино в жанре «вестерн ».

На Ближнем Востоке крупнейшим государством была Османская Турция, которая в союзе с Англией и Францией воевала против России (Крымская война 1853 – 1856 гг.). В конце XIX века Болгария освободилась от турецкого владычества, а к началу XX в. Турция превратилась в полуколонию европейских государств.

На протяжении XVI – XIX вв. европейские государства создавали свои колонии в Азии, Африке, Америке, Австралии. Крупнейшими колониальными державами XIX в. были Англия и Испания. Однако Испания в это время была отсталой в экономическом плане страной, и это привело к тому, что часть ее колоний в Америке обрела независимость. В конце века Англию начинают теснить Германия, Франция, США. Столкновение экономических и политических интересов, борьба за влияние в колониях становятся причинами ряда локальных войн в начале XX века.

Все эти исторические события нашли отражение в искусстве, повлияли на создание новых жанров в литературе. Особенностью развития европейской культуры XIX в. было значительное разнообразие видов, направлений и жанров художественного творчества. Однако главное место занимает реалистическое направление, давшее блестящие результаты во всех видах творчества во всех странах.

XIX век был временем бурного развития науки, техники и промышленности. Толчком для промышленного развития стало широкое распространение паровой машины на фабрично-заводских предприятиях, для железнодорожного транспорта, торговых судов и военных кораблей, для нужд сельского хозяйства.

Изобретательство коснулось и художественной деятельности. Французский художник и изобретатель Луи Жак Манде Дагер разработал в 1839 г. первый способ фотографии – дагеротипию, в которой светочувствительным веществом служил ионид серебра. Изобретателем фотографии считается Жозеф Нисефор Ньепс, опытами которого пользовался и Дагер.

Возникновение телеграфа связано с изобретением художником Сэмюэлем Морзе телеграфного кода, названного в его честь «азбукой Морзе». В 1861 г. немецкий изобретатель Филипп Рейс продемонстрировал действие телефона.

Развитие науки в XIX в. не уступало технике. Жорж де Кювье реформировал сравнительную анатомию и палеонтологию. Брайль создал систему письменности для слепых. Огромное значение в познании мира имело создание Теодором Шванном и Матиасом Шлейденом клеточной теории, показавшей единообразную структуру всех живых организмов. Изобретение Альфредом Нобелем динамита вызвало революцию в военной технике и в промышленных технологиях. Нобель работал в оружейной промышленности России, в 1865 г. основал фабрику по производству динамита. В 1895 г. он учредил фонд Нобелевских премий. Роберт Майер, Джеймс Джоуль, Герман Гельмгольц открыли законы сохранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии. Благодаря периодической системе элементов, открытой русским ученым Дмитрием Ивановичем Менделеевым, была доказана внутренняя связь между известными видами вещества. Открытие электрона, радия, превращения химических элементов, создание Альбертом Эйнштейном теории относительности и квантовой теории Максам Планком ознаменовали прорыв в области микромира и больших скоростей. В самом конце XIX в. русский изобретатель Александр Степанович Попов впервые использовал электромагнитные волны для беспроволочной связи.

Все эти научные достижения породили особое умонастроение сциентизм, то есть веру в неограниченные возможности человеческого разума и науки, в то, что с помощью науки удастся решить все социальные проблемы.

Развитие средств транспорта и связи облегчило международные контакты и способствовало интенсивному культурному обмену. Участились гастроли и личные встречи деятелей культуры, возросла интенсивность переписки.

Языковой барьер был частично преодолен благодаря развитию переводческой деятельности. А это способствовало взаимопроникновению национальных культур.

Философия в XIX в. получила наиболее развитие в Германии. В начале века здесь возникает школа классической немецкой философии. Ее основоположником был Иммануил Кант 1724 – 1804, а видными представителями – Фридрих Вильгельм Шеллинг 1775 – 1854, Георг Гегель 1770 – 1831, Людвиг Фейербах 1804 – 1872. Заслугой этой школы, в частности Шеллинга и Гегеля, было философское осмысление историзма, который играет важную роль во всей современной культуре. Также они разрабатывали вопросы развития государства. Из этой школы вышли Карл Маркс 1818 – 1895 и Фридрих Энгельс 1820 – 1895, которые создали марксизм (марксятину), идеологию вызвавшую смуту во многих странах мира в XIX – XX вв.

Важным философским течением, также возникшим в Германии, была философия жизни. Ее основоположником считают Артура Шопенгауэра 1788 – 1860. Он разработал учение о мире как воле и представлении. Многие его идеи нашли развитие в учение Фридриха Ницше 1844 – 1900. Идеи Ницше и Шопенгауэра в сочетании с марксизмом породили идеологию национал-социализма или нацизма, ещё одну идеологию смуты.

Основным художественным направлением начала XIX в. в странах Европы и Северной Америке стал романтизм, который наиболее ярко проявился в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Представители романтизма проявили значительный интерес к национальному прошлому, традициям фольклора, культуре своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира. Своего расцвета романтизм достиг в 20 – 30-е годы XIX в.

В литературе романтизм создал своего героя: человек с сильными чувствами, с острой реакцией на мир, отвергающий законы, тоскующий по идеалу. Для писателей важным было не воспроизвести реальную действительность, а показать свое отношение к ней.

Родиной романтизма была Германия. Видный представитель этого направления Эрнст Теодор Амадей Гофман 1776 – 1822. Писал прозу – «Эликсир дьявола», «Золотой горшок», сказки – «Крошка Цахес», «Повелитель блох». Гофман – один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер «Ундина». Известным немецким поэтом-романтиком был Генрих Гейне 1797 – 1856. В своем творчестве опирался на народную песню.

Английский романтизм представлен творчеством Джорджа Ноэля Гордона Байрона 1788 – 1824. В его поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» появляется новый тип романтического героя-бунтаря, разочарованного посленаполеоновским устройством общества. Перу Байрона принадлежат философские поэмы-драмы «Манфред» и «Каин». Одно из лучших произведений Байрона роман в стихах «Дон Жуан». Поэт участвовал в движении карбонариев в Италии, в борьбе за свободу Греции, где и погиб. Свободолюбие и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.

Известными английскими поэтами-романтиками были Джон Китс 1745 – 1821 и Перси Биши Шелли 1792 – 1822. Английский писатель Вальтер Скот 1771 – 1832 написал исторические романы «Пуритане», «Айвенго», в которых наблюдалось сочетание романтической и реалистической тенденций.

В первой трети XIX в. романтизм стал основным направление в литературе Франции. На первом этапе его представлял Франсуа Рене де Шатобриана 1768 – 1848. Во всех его произведениях содержится полемика с идеями Просвещения и революции, католическое вероисповедание провозглашается основой и содержанием искусства. Поэтому Шатобриана относят к консервативному крылу романтизма.

Представителями радикального романтизма были Виктор Гюго и Жорж Санд. Виктор Гюго 1802 – 1885 сформулировал принципы новой романтической драматургии. Он выступал за свободу и естественность, против строгого разграничения жанров, утвердившихся в классицизме, признавал смешение комического и трагического. Он был и крупнейшим поэтом. Писал драматические произведения, наиболее известные «Эрнани», «Кромвель», «Марион Делорм»». Выдающиеся романы Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется». Особое место в его творчестве занимает роман «Отверженные», в котором подняты острые социальные проблемы XIX в. Он содержит Критику недостатки общественного устройства, Гюго не теряет веры в возможность нравственного улучшения человека. Жорж Санд (настоящее имя Аврора Дюдеван, 1804 – 1876) поднимала в своих романах «Индиана», «Консуэло» острые социальные вопросы – положения женщины в семье и обществе.

Александр Дюма в своих роман уделял внимание историческим событиям, дополняя их приключениями героев «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго».

Известными сказочниками XIX в. были датчанин Ганс Христиан Андерсен 1805 – 1875 и немцы братья Якоб 1785 – 1863 и Вильгельм 1786 – 1859 Грим.

В музыке романтическое направление представлено творчеством выдающихся композиторов разных стран. Известным немецким композитором, музыкальным критиком, выразителем эстетики романтизма был Роберт Шуман 1810 – 1856. Он создал фортепианные циклы «Бабочки», «Карнавал», лирико-драматические вокальные циклы, оперы, оратории. Первым представителем романтической оперы в Германии был Карл Мария Вебер 1786 – 1826. Он определил основные направления немецкого оперного искусства: народно-легендарная и сказочная опера «Вольный стрелок», опера на средневековый рыцарский сюжет «Эврианта».

Романтическое направление представлено в творчестве немецкого композитора, дирижера, музыкального писателя, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера 1813 – 1883. Знаменитые оперы «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда».

Композиторами-романтиками были француз Гектор Берлиоз 1803 – 1869, венгр Ференц Лист 1811 – 1886, поляк Фредерик Шопен 1810 – 1849, итальянец Николло Паганини 1772 – 1840.

Романтизм в живописи наиболее ярко проявился в творчестве французских художников. Теодор Жерико 1791 – 1824 освободился от влияния классицизма, стремился найти героическое в реальной жизни. Наиболее известная картина Жерико «Плот Медузы». Также он писал портреты, бытовые сцены, пейзажи. Эжен Делакруа 1798 – 1863 большое внимание уделяет историческим сюжетам. В разгар революционных событий 1830 г. он пишет знаменитую картину «Свобода на баррикадах». Известные картины «Алжирские женщины», «Взятие крестоносцами Константинополя», «Резня на Хиосе». Делакруа по праву считают создателем исторической живописи Нового времени.

Заслугой романтиков стала демократизация искусства графики, создание более гибких форм в литографии и книжной гравюре на дереве. Особое место среди книжных иллюстраторов-графиков принадлежит французскому художнику Гюставу Доре 1832 – 1883. До сих пор с его иллюстрациями издаются Библия, «Божественная комедия» Данте, «Дон Кихот» Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле. С романтизмом связано творчество французского графика-карикатуриста и художника Оноре Домье 1808 – 1879.

Особенно яркое выражение романтизм получил в балете. Романтический балет сформировался во Франции в середине XIX в. и получил распространение во всей Европе. В балетных спектаклях главенствующее положение стала занимать танцовщица, получили развитие прыжки и танец на пальцах. Первой использовала танец на пуантах (пуанты – специальные балетные тапочки, позволяющие танцевать на пальцах) итальянская танцовщица Мария Тальони 1804 – 1884. От романтического балета берет начало кордебалетный танец, который получил дальнейшее развитие на протяжении XIX в. (Кордебалетный танец – массовый, танцевальный номер с участием многих танцовщиц и танцовщиков) Особенно выразительные кордебалетные партии созданы в балете «Жизель» композитора Адольфа Адана.

Таким образом, романтизм оставил значительный след в искусстве. Он обогатил мировую культуру во все времена актуальными духовными ценностями и показал новые пути ее развития.

Реализм XIX в. В 30 – 40-е гг. XIX в., наряду с романтизмом, в художественной литературе и изобразительном искусстве утверждается реализм и к середине века становится господствующим направлением в европейской культуре. Реализм возник во Франции и Англии. По своей идейной направленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество писателей реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

В 30 – 40-е годы лучшие произведения этого стиля создаются во Франции. Творчество Оноре де Бальзака 1799 – 1850 является вершиной западноевропейского реализма. Он создал эпопею «Человеческая комедия», в которой романы связаны общим замыслом и многими персонажами. Наиболее известные романы этой эпопеи «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио».

Известный представитель критического реализма – Стендаль (настоящее имя Анри Бейль, 1783 – 1842). Героям его романов «Красное и черное», «Пармская обитель» являются современн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: