VBM-концепции
Value-Based Management – концепция управления, направленная на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации усилий всех лиц, принимающих решения, на ключевых факторах стоимости. Из всего множества альтернативных целевых функций в рамках концепции VBM выбирается максимизация стоимости компании. Стоимость же компании определяется ее дисконтированными будущими денежными потоками, и новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала.
Наиболее известные VBM-концепции: EVA, MVA, SVA, CVA и CFROI.
1) Market Value Added (MVA)
MVA - рассматривает в качестве создания стоимости рыночную капитализацию и рыночную стоимость долгов компании.
MVA = Рыночная стоимость долга + рыночная капитализация – совокупный капитал MVA отражает дисконтированную стоимость всех настоящих и будущих инвестиций.
2) Economic Value Added (EVA)
EVA является индикатором качества управленческих решений: постоянная положительная величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости компании, тогда как отрицательная – о ее снижении.
EVA = NOPAT – Kw * C
где NOPAT – чистая операционная прибыль за вычетом налогов, но до выплаты процентов (Net Operating Profits After Taxes);
Kw – средневзвешенная цена капитала (WACC); C – стоимостная оценка капитала.
Стоимость компании = Инвестированный капитал + дисконтированная EVA от существующих проектов + дисконтированная EVA от будущих инвестиций
Между рассматриваемым показателем и показателем MVA существует очевидная взаимосвязь. Так, например, рыночная стоимость, выраженная в показателе MVA, является, по сути, дисконтированной суммой всех будущих EVA. Таким образом, подход к построению системы VBM на основе показателя EVA не полностью устраняет недостатки и ограничения, обсуждаемые при рассмотрении показателя MVA. С этой точки зрения более привлекательными выглядят показатели, учитывающие будущие денежные потоки.
|
3) Shareholder Value Added (SVA)
SVA – это приращение между расчетной стоимостью акционерного капитала (например, методом дисконтированных денежных потоков) и балансовой стоимостью акционерного (собственного капитала).
SVA = расчетная стоимость акционерного капитала (итог пункта 5) – балансовая стоимость акционерного капитала
Основным недостатком данной модели является трудоемкость расчетов и сложности, связанные с прогнозированием денежных потоков.
4) Cash Flow Return on Investment (CFROI)
Данная концепция учитывает денежные потоки.
CFROI = Скорректированные денежные притоки (cash in) в текущих ценах / скорректированные денежные оттоки (cash out) в текущих ценах
Преимуществом данного показателя является тот факт, что как денежные потоки, генерируемые существующими и будущими активами, так и первоначальные инвестиции выражаются в текущих ценах, т.е. учитывается фактор инфляции.
5) Cash Value Added (CVA)
Преимущества: в качестве отдачи от инвестированного капитала используется потоковый показатель – денежные потоки (cash flows); учитываются затраты на привлечение и обслуживание капитала из разных источников, т.е. средневзвешенная цена капитала.
RCF (CVA) = AOCF – WACC * TA
где AOCF (Adjusted Operating Cash Flows) – скорректированный операционный денежный поток;
|
WACC – средневзвешенная цена капитала;
TA – суммарные скорректированные активы.
Корректировки, вносимые при расчете указанных величин аналогичны тем, которые рассматривались при обсуждении EVA.
Вывод: в каждом конкретном случае менеджмент предприятия должен выбрать соответствующий стоимостной показатель исходя из соображений оперативности, выгод и затрат, связанных с получением информации, необходимой для его расчета.
Трактовка прибыли в разных экономических школах и ее современные трансформации. Логика трансформации прибыли: GP – EP – EVA – EBITDA
Таблица 1 – Трактовка прибыли в разных экономических школах.
Авторы (источник) | Определение |
Школа меркантилистов | Прибыль возникает в процессе обмена как разница между продажной и покупной ценой. |
А. Смит, Д. Риккардо | Прибыль – «нечто», что является компенсацией предпринимателю за риск, и возникает при обмене созданного товара на деньги кроме оплаты всех расходов. |
Й. Шумпетер | Прибыль – доход предпринимателей, получаемый в результате применения новых технологий. |
К. Маркс | Прибыль – прибавочная стоимость или та часть всей стоимости товара, в которой воплощен прибавочный – или неоплаченный – труд рабочего. |
Ф. Х. Найт | Прибыль – результат вычитания из ценности, реализованной в ходе продажи продукта, ценностей всех факторов производства, допускающих оценку, или то, что остается от продукта после вменения производственным элементам всего, что им может вменить механизм конкуренции. |
П. Э. Самуэльсон | Прибыль – это безусловный доход от факторов производства, это вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение технических усовершенствований. В прибыль также включается расходование между ожидаемым и фактическим доходом в связи с неопределенностью (риском), монополистический доход и т.п. |
1) Gross Profit – это прибыль, которая остается у компании после вычитания из Выручки (Revenue) расходов относимых на себестоимость, которые связанны с производством товаров/ услуг (COGs — Cost of Goods Sold).
|
Gross Profit =Выручка- Себестоимость
Положительная Валовая прибыль это только первый шаг для компании, чтобы получить чистую прибыль.
2) Economic profit (экономическая прибыль ) – это прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.
ЕР = инвестированный капитал * (ROIC - WACC) где ROIC- рентабельность инвестированного капитала; WACC- средневзвешенная стоимость капитала. Экономическая прибыль даёт возможность сравнить рентабельность вложенного капитала предприятия с минимально необходимой для оправдания ожиданий инвесторов доходностью, а также выразить полученную разницу в денежных единицах.
3) Economic Value Added (EVA) это показатель экономической, а не бухгалтерской прибыли компании после уплаты всех налогов и уменьшенной на величину платы за весь инвестированный в предприятие капитал.
EVA = (r-c) * K = NOPAT - c*K
где r - рентабельность инвестированного капитала (ROIC), r = NOPAT/K;
c - WACC; K - собственные оборотные средства (capital employed) = всего активы - текущие обязательства. Данный показатель выступает наиболее эффективным инструментом для определения доходности инвестиций в капитал какой-либо компании.
4) Показатель EBITDA – это «очищенный» показатель чистой прибыли от амортизации, процентов и налога на прибыль, позволяющий оценить прибыль компании вне зависимости от влияния: размера инвестиций (поправка на сумму начисленной амортизации); долговой нагрузки (поправка на проценты); режима налогообложения (поправка на налог на прибыль).
EBITDA = Прибыль (убыток) до налогообложения + (Проценты к уплате + Амортизация основных средств и нематериальных активов)
В отличие от операционной прибыли в EBITDA включаются все доходы и расходы –
операционные и неоперационные (кроме процентов, налогов и амортизации).