Европейская культура XIX века.




XIX век – это время огромных изменений в экономических, политических и религиозных отношениях, развитие науки, промышленная революция, которые повлияли на развитие всех направлений искусства.

Важнейшими историческими событиями начала XIX века были завоевательные походы Наполеона. В течении этого века во Франции происходят две революции. В 1848 г. был свергнут король-буржуа Луи-Филипп Бурбон и в стране вновь была установлена республика (Вторая республика), президентом которой был избран Луи Наполеон Бонапарт (племянник Наполеона I), провозгласивший себя в 1852 г. императором (под именем Наполеона III). Во время франко-прусской войны 1870 – 1871 гг. его войска потерпели поражение под Седаном и император был низложен. В 1871 г. в Париже произошло восстание, которое привело к возникновению Парижской коммуны. После ее поражения во Франции окончательно устанавливается республиканская форма правления – Третья республика, которая постепенно приобрела современный вид.

Во второй половине XIX века Австрия утратила положение великой державы, а в 1867 г. она заключила соглашение с Венгрией и они создали единое государство Австро-Венгрию или империю Габсбургов.

В США главным событием была война Севера и Юга 1860 – 1865, закончившаяся победой северян. Официально война велась за освобождение негров, но за этим скрывались серьезные экономические противоречия. Вторым важным событием было освоение «Дикого Запада», которое нашло широкое отражение в художественной культуре, прежде всего в литературе и кино в жанре «вестерн ».

На Ближнем Востоке крупнейшим государством была Османская Турция, которая в союзе с Англией и Францией воевала против России (Крымская война 1853 – 1856 гг.). В конце XIX века Болгария освободилась от турецкого владычества, а к началу XX в. Турция превратилась в полуколонию европейских государств.

На протяжении XVI – XIX вв. европейские государства создавали свои колонии в Азии, Африке, Америке, Австралии. Крупнейшими колониальными державами XIX в. были Англия и Испания. Однако Испания в это время была отсталой в экономическом плане страной, и это привело к тому, что часть ее колоний в Америке обрела независимость. В конце века Англию начинают теснить Германия, Франция, США. Столкновение экономических и политических интересов, борьба за влияние в колониях становятся причинами ряда локальных войн в начале XX века.

Все эти исторические события нашли отражение в искусстве, повлияли на создание новых жанров в литературе. Особенностью развития европейской культуры XIX в. было значительное разнообразие видов, направлений и жанров художественного творчества. Однако главное место занимает реалистическое направление, давшее блестящие результаты во всех видах творчества во всех странах.

XIX век был временем бурного развития науки, техники и промышленности. Толчком для промышленного развития стало широкое распространение паровой машины на фабрично-заводских предприятиях, для железнодорожного транспорта, торговых судов и военных кораблей, для нужд сельского хозяйства.

Изобретательство коснулось и художественной деятельности. Французский художник и изобретатель Луи Жак Манде Дагер разработал в 1839 г. первый способ фотографии – дагеротипию, в которой светочувствительным веществом служил ионид серебра. Изобретателем фотографии считается Жозеф Нисефор Ньепс, опытами которого пользовался и Дагер.

Возникновение телеграфа связано с изобретением художником Сэмюэлем Морзе телеграфного кода, названного в его честь «азбукой Морзе». В 1861 г. немецкий изобретатель Филипп Рейс продемонстрировал действие телефона.

Развитие науки в XIX в. не уступало технике. Жорж де Кювье реформировал сравнительную анатомию и палеонтологию. Брайль создал систему письменности для слепых. Огромное значение в познании мира имело создание Теодором Шванном и Матиасом Шлейденом клеточной теории, показавшей единообразную структуру всех живых организмов. Изобретение Альфредом Нобелем динамита вызвало революцию в военной технике и в промышленных технологиях. Нобель работал в оружейной промышленности России, в 1865 г. основал фабрику по производству динамита. В 1895 г. он учредил фонд Нобелевских премий. Роберт Майер, Джеймс Джоуль, Герман Гельмгольц открыли законы сохранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии. Благодаря периодической системе элементов, открытой русским ученым Дмитрием Ивановичем Менделеевым, была доказана внутренняя связь между известными видами вещества. Открытие электрона, радия, превращения химических элементов, создание Альбертом Эйнштейном теории относительности и квантовой теории Максам Планком ознаменовали прорыв в области микромира и больших скоростей. В самом конце XIX в. русский изобретатель Александр Степанович Попов впервые использовал электромагнитные волны для беспроволочной связи.

Все эти научные достижения породили особое умонастроение сциентизм, то есть веру в неограниченные возможности человеческого разума и науки, в то, что с помощью науки удастся решить все социальные проблемы.

Развитие средств транспорта и связи облегчило международные контакты и способствовало интенсивному культурному обмену. Участились гастроли и личные встречи деятелей культуры, возросла интенсивность переписки.

Языковой барьер был частично преодолен благодаря развитию переводческой деятельности. А это способствовало взаимопроникновению национальных культур.

Философия в XIX в. получила наиболее развитие в Германии. В начале века здесь возникает школа классической немецкой философии. Ее основоположником был Иммануил Кант 1724 – 1804, а видными представителями – Фридрих Вильгельм Шеллинг 1775 – 1854, Георг Гегель 1770 – 1831, Людвиг Фейербах 1804 – 1872. Заслугой этой школы, в частности Шеллинга и Гегеля, было философское осмысление историзма, который играет важную роль во всей современной культуре. Также они разрабатывали вопросы развития государства. Из этой школы вышли Карл Маркс 1818 – 1895 и Фридрих Энгельс 1820 – 1895, которые создали марксизм (марксятину), идеологию вызвавшую смуту во многих странах мира в XIX – XX вв.

Важным философским течением, также возникшим в Германии, была философия жизни. Ее основоположником считают Артура Шопенгауэра 1788 – 1860. Он разработал учение о мире как воле и представлении. Многие его идеи нашли развитие в учение Фридриха Ницше 1844 – 1900. Идеи Ницше и Шопенгауэра в сочетании с марксизмом породили идеологию национал-социализма или нацизма, ещё одну идеологию смуты.

Основным художественным направлением начала XIX в. в странах Европы и Северной Америке стал романтизм, который наиболее ярко проявился в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Представители романтизма проявили значительный интерес к национальному прошлому, традициям фольклора, культуре своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира. Своего расцвета романтизм достиг в 20 – 30-е годы XIX в.

В литературе романтизм создал своего героя: человек с сильными чувствами, с острой реакцией на мир, отвергающий законы, тоскующий по идеалу. Для писателей важным было не воспроизвести реальную действительность, а показать свое отношение к ней.

Родиной романтизма была Германия. Видный представитель этого направления Эрнст Теодор Амадей Гофман 1776 – 1822. Писал прозу – «Эликсир дьявола», «Золотой горшок», сказки – «Крошка Цахес», «Повелитель блох». Гофман – один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер «Ундина». Известным немецким поэтом-романтиком был Генрих Гейне 1797 – 1856. В своем творчестве опирался на народную песню.

Английский романтизм представлен творчеством Джорджа Ноэля Гордона Байрона 1788 – 1824. В его поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» появляется новый тип романтического героя-бунтаря, разочарованного посленаполеоновским устройством общества. Перу Байрона принадлежат философские поэмы-драмы «Манфред» и «Каин». Одно из лучших произведений Байрона роман в стихах «Дон Жуан». Поэт участвовал в движении карбонариев в Италии, в борьбе за свободу Греции, где и погиб. Свободолюбие и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.

Известными английскими поэтами-романтиками были Джон Китс 1745 – 1821 и Перси Биши Шелли 1792 – 1822. Английский писатель Вальтер Скот 1771 – 1832 написал исторические романы «Пуритане», «Айвенго», в которых наблюдалось сочетание романтической и реалистической тенденций.

В первой трети XIX в. романтизм стал основным направление в литературе Франции. На первом этапе его представлял Франсуа Рене де Шатобриана 1768 – 1848. Во всех его произведениях содержится полемика с идеями Просвещения и революции, католическое вероисповедание провозглашается основой и содержанием искусства. Поэтому Шатобриана относят к консервативному крылу романтизма.

Представителями радикального романтизма были Виктор Гюго и Жорж Санд. Виктор Гюго 1802 – 1885 сформулировал принципы новой романтической драматургии. Он выступал за свободу и естественность, против строгого разграничения жанров, утвердившихся в классицизме, признавал смешение комического и трагического. Он был и крупнейшим поэтом. Писал драматические произведения, наиболее известные «Эрнани», «Кромвель», «Марион Делорм»». Выдающиеся романы Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется». Особое место в его творчестве занимает роман «Отверженные», в котором подняты острые социальные проблемы XIX в. Он содержит Критику недостатки общественного устройства, Гюго не теряет веры в возможность нравственного улучшения человека. Жорж Санд (настоящее имя Аврора Дюдеван, 1804 – 1876) поднимала в своих романах «Индиана», «Консуэло» острые социальные вопросы – положения женщины в семье и обществе.

Александр Дюма в своих роман уделял внимание историческим событиям, дополняя их приключениями героев «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго».

Известными сказочниками XIX в. были датчанин Ганс Христиан Андерсен 1805 – 1875 и немцы братья Якоб 1785 – 1863 и Вильгельм 1786 – 1859 Грим.

В музыке романтическое направление представлено творчеством выдающихся композиторов разных стран. Известным немецким композитором, музыкальным критиком, выразителем эстетики романтизма был Роберт Шуман 1810 – 1856. Он создал фортепианные циклы «Бабочки», «Карнавал», лирико-драматические вокальные циклы, оперы, оратории. Первым представителем романтической оперы в Германии был Карл Мария Вебер 1786 – 1826. Он определил основные направления немецкого оперного искусства: народно-легендарная и сказочная опера «Вольный стрелок», опера на средневековый рыцарский сюжет «Эврианта».

Романтическое направление представлено в творчестве немецкого композитора, дирижера, музыкального писателя, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера 1813 – 1883. Знаменитые оперы «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда».

Композиторами-романтиками были француз Гектор Берлиоз 1803 – 1869, венгр Ференц Лист 1811 – 1886, поляк Фредерик Шопен 1810 – 1849, итальянец Николло Паганини 1772 – 1840.

Романтизм в живописи наиболее ярко проявился в творчестве французских художников. Теодор Жерико 1791 – 1824 освободился от влияния классицизма, стремился найти героическое в реальной жизни. Наиболее известная картина Жерико «Плот Медузы». Также он писал портреты, бытовые сцены, пейзажи. Эжен Делакруа 1798 – 1863 большое внимание уделяет историческим сюжетам. В разгар революционных событий 1830 г. он пишет знаменитую картину «Свобода на баррикадах». Известные картины «Алжирские женщины», «Взятие крестоносцами Константинополя», «Резня на Хиосе». Делакруа по праву считают создателем исторической живописи Нового времени.

Заслугой романтиков стала демократизация искусства графики, создание более гибких форм в литографии и книжной гравюре на дереве. Особое место среди книжных иллюстраторов-графиков принадлежит французскому художнику Гюставу Доре 1832 – 1883. До сих пор с его иллюстрациями издаются Библия, «Божественная комедия» Данте, «Дон Кихот» Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле. С романтизмом связано творчество французского графика-карикатуриста и художника Оноре Домье 1808 – 1879.

Особенно яркое выражение романтизм получил в балете. Романтический балет сформировался во Франции в середине XIX в. и получил распространение во всей Европе. В балетных спектаклях главенствующее положение стала занимать танцовщица, получили развитие прыжки и танец на пальцах. Первой использовала танец на пуантах (пуанты – специальные балетные тапочки, позволяющие танцевать на пальцах) итальянская танцовщица Мария Тальони 1804 – 1884. От романтического балета берет начало кордебалетный танец, который получил дальнейшее развитие на протяжении XIX в. (Кордебалетный танец – массовый, танцевальный номер с участием многих танцовщиц и танцовщиков) Особенно выразительные кордебалетные партии созданы в балете «Жизель» композитора Адольфа Адана.

Таким образом, романтизм оставил значительный след в искусстве. Он обогатил мировую культуру во все времена актуальными духовными ценностями и показал новые пути ее развития.

Реализм XIX в. В 30 – 40-е гг. XIX в., наряду с романтизмом, в художественной литературе и изобразительном искусстве утверждается реализм и к середине века становится господствующим направлением в европейской культуре. Реализм возник во Франции и Англии. По своей идейной направленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество писателей реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

В 30 – 40-е годы лучшие произведения этого стиля создаются во Франции. Творчество Оноре де Бальзака 1799 – 1850 является вершиной западноевропейского реализма. Он создал эпопею «Человеческая комедия», в которой романы связаны общим замыслом и многими персонажами. Наиболее известные романы этой эпопеи «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио».

Известный представитель критического реализма – Стендаль (настоящее имя Анри Бейль, 1783 – 1842). Героям его романов «Красное и черное», «Пармская обитель» являются современники. Автор дает собственную трактовку обманчивого внешнего вида героев и их лицемерия.

Крупнейшим представителем реализма был Гюстав Флобер 1821 – 1880. Флобера по отношению к социальным проблемам занимает позиции аристократа: он всегда враждебно относился к буржуазии, презирал народные массы, считал бессмысленным занятием политикой. Несмотря на это Флобер дал замечательное критической изображение действительности, не остался в стороне от общественной борьбы. Его лучшие романы – «Мадам Бовари», «Воспитание чувств».

Творчество Ги де Мопасана 1850 – 1893 отличается острым анализом социальных проблем. Писал новеллы и рассказы. Лучшие романы писателя – «Жизнь», «Лучший друг».

Вершиной английского критического реализма является творчество Чарльза Диккенса 1812 – 1870. В своих романах «Домби и сын», «Оливер Твист»», «Дэвид Копперфилд» он выступает против буржуазии, которую считает носителем зла. Все романы Диккенса отличаются оптимизмом, национальным юмором, трезвым, реалистическим взглядом на жизнь.

Уильям Мейкпис Теккерей 1811 – 1863 в романе «Ярмарка тщеславия» показал пороки, присущие буржуазному обществу. В конце XIX в. реалистическое направление английской литературы представлено творчеством трех писателей, получивших мировую известность.

Джон Голсуорси 1867 – 1938, лауреат Нобелевской премии, 1932 г., в трилогии «Сага о Форсайтах» и «Современной комедии» дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX – начала XX вв.

Джордж Бернанрд Шоу 1856 – 1950, лауреат Нобелевской премии, 1925 г… Писал драмы, в центре которых было столкновение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этических проблем.

Герберт Джордж Уэллс 1866 – 1946 – классик научно-фантастической литературы. Проблемы научно-технического прогресса он связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества, которые у него получались очень неутешительными. Наиболее известны его романы «Машина времени» и «Человек невидимка».

В последней трети XIX в. мировую известность приобретает литература скандинавских стран. Прежде всего, это творчество писателей норвежских писателей Генрика Ибсена и Кнута Гамсуна.

Генрик Ибсен 1828 – 1906 создавал остросатирические социально-реалистические драмы «Кукольный дом» («Нора»), «Приведения», «Враг народа» в которой наметилась сатирическая картина мещанско-чиновничьей среды.

Кнут Гамсун 1859 – 1952 лауреат нобелевской премии 1920 г. Он написал психологические романы «Голод», «Мистерии», «Пан», «Виктория», в которых изображен бунт личности против обывательской среды. В конце XIX в. творчество этих норвежских писателей, также русских писателей И.С.Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М.Достоевского оказали большое влияние на общественное сознание и литературное творчество других народов.

На основе реализма возникает особое направление в искусстве – натурализм. Наибольшее влияние это направление приобретает в 80-е годы XІX в. во французской литературе. Крупнейшим представителем и теоретиком этого течения был французский писатель и публицист Эмиль Золя 1840 – 1902. Он разработал собственную романную теорию, согласно которой роман должен быть построен на научной основе, фактором, определяющим характер героев, является наследственность и среда. Главный труд Золя – двадцатитомная серия романов «Ругон Маккары», которых он изобразил жизнь Франции в период 1852 – 1870 гг.

В XIX в. в литературе возникают два новых жанра, которые заняли в XX в. ведущее место в массовой литературе: научная фантастика представители француз Жуль Верн 1828 – 1905 и англичанин Герберт Уэллс 1866 – 1946 и детектив представители американец Эдгар По 1809 – 1849 и англичанин Артур Конан-Дойл 1859 – 1930.

Во II пол. XIX – начале XX в. в культуре возникают новые тенденции, которые получили название декадентство. Для него характерны настроения безнадежности и пессимизма, мотивы отчаяния и всеотрицания, тоска по духовным идеалам, неприятия жизни. Декадентство встречается у символистов и модернистов.

В конце XIX – начале XX вв. в Европе сложилось новое направление в искусстве – символизм, который нашел свое отражение и в литературе. Поэты-символисты использовали слова в их символическом, а не конкретном значении. Известные французские поэты-символисты Шарль Бодлер 1821 – 1867, Поль Верлен 1844 – 1896, Артюр Рембо 1854 – 1891. Возникновение символизма связывают с выходом в свет в 1857 г. сборника стихов Ш. Бодлера «Цветы зла». После падения Парижской коммуны (1871 г.) во французском символизме появляются декадентские настроения. Важным моментом в развитии символизма было появление в 1866 г. первого сборника П. Верлена «Сатурновые стихи». Также в 1886 г. был опубликован «Манифест символизма», написанный поэтом Ж. Мореасом. Этот манифест окончательно оформил символическое направление во французской поэзии.

Символизм получил распространение и в других странах. Символические пьесы писал бельгийский драматург Морис Метерлинк 1862 – 1949. Его пьесы-сказки «Принцесса Мален», «Палеас и Малисандра» показывают повседневную таинственную обреченность человека на одиночество и смерть, знаменитая «Синяя птица» – о возможности победы над злыми природными и жизненными стихиями.

Представители этого направления в искусстве стремились с помощью символов показать «скрытую реальность», сверхвременную идеальную сущность мира, его «нетленную красоту». Своим искусством они выражали тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, как к объединяющему началу всех людей.

Музыке XIX в. кроме романтизма представлена и реалистическим направлением, а наиболее популярным жанром становится опера. Основным жанрам итальянской оперы I половины XIX в. была опера-буфф – это комическая опера. Наиболее известные композиторы Джоакино Росини 1792 – 1868, оперы «Севильский цирюльник», «Сорока-воровка», Гаэтано Доницетти 1797 – 1848, оперы «Лючия ди Ламмермур», «Любовный напиток».

В конце века в итальянской опере сформировалось особое направление – веризм. Оперы веристов отличались жизненно достоверными сюжетами, правдивым отображением душевного мира простых людей. Наиболее известным композитором этого направления является Джакомо Пуччини 1858 Оперы веристов отличались жизненно достоверными сюжетами, правдивым отображением душевного мира простых людей. 1924. Он создал несколько опер, которые до сих пор украшают репертуар многих театров, «Тоска», «Богема», «Чио-чио-сан» (второе название этой оперы «Мадам Баттерфляй»).

В середине XIX в. возникает новый музыкальный жанр – оперетта. Родиной этого жанра стала Франция, а основателям – Флоримон Эрве 1825 – 1892. Он создал оперетты «Маленький Фауст», «Мадмуазель Нитуш». Оперетта отличается от оперы тем, что в ней поют не все время, пение чередуются с обычными диалогами, кроме того оперетта, как правило, имеет легкий и весёлый сюжет.

В архитектуре начала XIX в. продолжал господствовать стиль классицизм. В наполеоновской Франции он развивается в особый стиль империи – ампир, который соответствовал новым политическим и идеологическими задачам. Архитектура должна была прославлять и возвеличивать империю Наполеона. Отсюда и название, ампир – империя. Для стиля ампир характерно использования милитаристского декора. Во внешний вид зданий и интерьер обильно включались изображения знамен, пушек, мечей, ружей, копий, кокард, орлов, гербов, барабанов, лавровых венков и т.п.

Архитекторы этого стиля обратились к архитектуре древнеримской империи, которая больше всего отвечала запросам этого периода. Строительство эпохи Наполеона не отличалось размахом, т.к. войны отвлекали все средства. Строили триумфальные памятники, реконструировали старые здания и отделывали дворцовые интерьеры. В Париже на Елисейских полях построили триумфальную арку Звезды архитектора Жана-Франсуа Шальгрена, а на Вандомской площади – мемориальную колонную архитекторов Жана Лепера и Жака Гондуэна, которая подражала колонне Траяна в Риме. Придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен в основном оформляли интерьеры и работали для художественной промышленности. Они перестроили замок Мальмезон – резиденцию Наполеона, расширили Лувр, произвели отделку дворцовых интерьеров.

В первой половине XIX в. происходит постепенный отход от классицизма, который перестал соответствовать идеологическим, социальным и бытовым требованиям. В 1830 – 1840-х годах архитекторы проявили интерес к готике, ренессансу, барокко. Они сознательно смешивали эти стили и этот конгломерат стилей получил название эклектика. В этом стиле построены в Лондоне огромное здание парламента в стиле английской готики (архитектор Чарльз Бэрри), рейхстаг в Берлине (архитектор Пауль Валло), в Париже здание Большой оперы (Гранд Опера, архитектор Шарль Гарнье). Названные сооружения в функциональном плане вполне соответствовали современным требованиям, в них были применены новейшие конструкции, лучшие облицовочные материалы, но в художественном отношении они были в той или иной мере обращены к прошлому. Эклектика начала формироваться с 1830-х годов и сохранила свое влияние на архитектуру на протяжении всего века.

Уже с начала XIX века в строительстве начали использовать металлы – чугун, кованное железо, облегченные своды. Во второй половине века начали применять сталь, позже – железобетон. В течение длительного времени эти материалы рассматривались как вспомогательные, их скрывали под каменными оболочками, под облицовкой.

В середине XIX века отмечается дальнейший технический прогресс строительства: используют сварочное железо, а в 1856 г. был изобретен бессемеровский процесс производства стали. В 1889 г. в связи с Международной выставкой по проекту Густава Эйфеля в центре Парижа была возведена башня высотой 312 метров, смонтированная из стальных элементов. Она получила название по имени своего создателя Эйфелева башня и сейчас является символом Парижа.

Во второй половине XIX века начинают использовать бетон и железобетон. Однако эти материалы начали широко использоваться только с 1890-х годов.

В 1890-х годах в архитектуре формируется новый стиль – модерн, который явился средством преодоления эклектики. Модерн был распространен в Европе и Америке в 1890-е и 1900-е годы. Модернисты стремились противопоставить смешению старых архитектурных стилей новую, оригинальную и логичную архитектуру. Особое внимание они обращали на новые материалы – железобетон, стекло, в облицовке – керамику, изразцы. В ранний период модерн использовался в эклектических сооружениях.

Значительными мастерами модерна были: австрийские архитекторы Отто Вагнер 1841 – 1918 и Йозеф-Мария Ольбрих 1867 – 1908, бельгийский Хенри-Клеманс Ван де Вельде 1863 – 1937, английский – Чарльз Макинтош 1868 – 1928, американский – Луис-Генри Салливэн 1856 – 1924. Эти архитекторы в основном строили небольшие здания: частные дома, магазины, здания вокзалов.

В начале XX в. модерн постепенно переходит в свою позднюю «конструктивную» стадию и начинает называться конструктивизмом. Конструктивизм уменьшает значение декоративного убранства фасадов, главное внимание уделяют конструктивным элементам, простоте и экономичности. В начале века начинается творчество двух крупных архитекторов XX в. – француза Огюста Перре 1874 – 1954 и американца Фрэнка Ллойда Райта 1869 – 1959. Первая мировая война 1914 – 1918 приостановила строительство и привела к разрушениям во многих городах.

В живопись XIX в. получает развитие реалистическое направление. Во Франции в 30 – 70-е годы это направление представлено творчеством художников Жан Франсуа Милле 1814 – 1875, создавшего цикл картин из жизни крестьян «Сборщицы колосьев», и Гюстава Курбе 1819 – 1877 – выдающегося мастера жанровой живописи, изображавшего жизнь без прикрас «Похороны в Орнане», «Шторм на море», «Натюрморт с яблоками и гранатами». Творчество этих художников противостояло академической живописи, они стали предшественниками импрессионизма. Художником, который предвосхитил возникновение импрессионизма, был Эдуард Мане 1832 – 1883. Он правдиво изображал жизнь Парижа, давал точные характеристики его обитателям «Завтрак на траве», «Чаепитие», «Нана», «Олимпия». Его последняя картина «Бар в Фоли-Бержер» – сильнейшая страница в истории французского критического реализма.

Английскими художниками реалистического направления были Джон Констебль Уильям Тёрнер.

Уильям Тёрнер 1775 – 1851 Внимательно и с любовью изображая человека, художник подчёркивал несовершенство его природы, его бессилие перед огромным окружающим миром иногда спокойным, иногда грозным, но всегда равнодушным. Наиболее известны его картины «Кораблекрушение» и «Дидона, основательница Карфагена».

Джон Констебль 1776 – 1837, Творчеством Констебля Джона вдохновлялись не только его современники, но и представители более поздних школ, например импрессионисты. Он прославлял человека его созидательный труд, привлекательность природы «Телега для сена, переезжающая брод», «Хлебное поле» и др.

Под влиянием реалистической живописи в 1874 г. появилось новое направление во французском искусстве – импрессионизм. Название этому направлению дала картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», выставленная в 1874 г. в «Салоне отверженных», где представляли свои картины художники, отвергнутые официальным Салоном.

Художники импрессионисты объединились для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма. Они считали, что картины надо создавать на пленэре, т.е. на открытом воздухе, писать только чистыми красками (цвета радуги) не смешивая их на палитре. Основное внимание пейзажам уделяли Клод Моне 1840 – 1926 и Камиль Писсаро 1830 – 1903, Эгар Дега 1834 – 1917 стремился запечатлеть движение и обыденную жизнь людей, Огюст Ренуар 1841 – 1919 предпочитал писать женские и детские портреты, жанровые картины, на которых основное внимание уделял людям. После проведения в 1886 г. восьмой (первой успешной) выставки эта группа распалась, исчерпав возможности развития как системы единого направления в живописи.

Импрессионизм оказал благотворное влияние не только на живопись, но и на другие виды искусства, в частности, на скульптуру. Так, соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден 1840 – 1917. В своем искусстве он прославлял красоту и благородство человека «Граждане Кале», «Поцелуй», «Мыслитель» и др.

Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме. Яркими представителями этого направления были французские художники Сезанн, Гоген и голландец Ван Гог. Постимпрессионисты, использовав завоевания импрессионистов, перешагнули тот рубеж, перед которым остановились их предшественники. Каждый из постимпрессионистов, сохраняя «жизнеподобие», преодолел непреложный принцип традиционной художественной системы «подражания природе». Стул и башмаки в картинах Ван Гога, яблоки Сезанна, несмотря на внешнее сходство с реальными предметами, не тождественны им. Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником.

Поль Сезанн 1839 – 1906 в своей работе использовал краски всего трёх цветов: зелёного, голубого и охристого, которые смешивались, с белым цветом холста на котором писалась картина. Этот подход к выбору цветов был нужен, чтобы с минимумом средств добиваться максимально содержательного художественного результата. Основные жанры, в которых он работал портрет, пейзаж, натюрморт. Наиболее известные работы «Девушка у пианино» (другое название Увертюра к «Тангейзеру»), «Берега Марны», «Гора Сен-Виктуар и Чёрный замок», «Пьеро и Арлекин» «Персики и груша», «Молодая итальянка», «Купальщицы» и другие. В творчестве Сезанна впервые появляются элементы кубизма.

Поль Гоген (1848 – 1903) является один из главных представителей постимпрессионизма, близок к символизму. Живописью Гоген начал заниматься в 1870-е гг., учился в академии Коларосси. Уже в 1876 г. его пейзажи были приняты на парижском Салоне, а с 1879 г. Гогена приглашают к участию в выставках импрессионистов. В 1888 г. в Понт-Авене Гоген возглавляет группу художников, создавших объединение «цветового синтеза», для которого было характерно упрощение и обобщение формы, нанесение контура фигур черной или синей краской («Видение после проповеди», 1888). В 1889 г. Гоген уезжает на острова Океании, Период, проведенный Гогеном на острове Таити (1891 – 1893 и 1895 – 1901) и на острове Доминика (1901 – 1903) стали самыми плодотворными в творчестве художника. Наиболее известные картины этого времени «Аве Мария», 1891; «Пейзаж с павлином», 1892; «А ты ревнуешь?», 1892; «Женщина с плодом манго», 1893; «Жена короля», 1896; «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?», 1897. Особое значение Гогена в мире искусства конца XIX в. определяется его интересом к культурам «заморских» народов и его теоретическими разработками по созданию живописной системы «синтетизма», а также его необычной судьбой.

Известным представителем постимпрессионизма был голландский художник Винсент Ван Гог (1853 – 1890). Ранние работы он посвящал жизни крестьян, шахтеров, ремесленников и они отличались темной палитрой «Едоки картофеля», 1885. В 1886 – 1888 гг. Ван Гог поселился в Париже и стал посещать частную художественную школу, где познакомился с искусством импрессионистов. Это оказало влияние на окончательное формирование его творческой манеры. Наиболее известные работы были написаны этим художником после переезда в Арль (1888 г.) это «Сеятель», 1888; «Звездная ночь», 1889; «Ирисы в Сен-Реми», 1889; «Хлебное поле с воронами», 1890. Знаменитые натюрморты Ван Гога «Подсолнухи», 1888 и «Стол Ван Гога», 1888. Ван Гог пишет несколько автопортретов, один из наиболее известных «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой», 1889, а также пишет портреты «Портрет доктора Гаше», 1890 и «Портрет доктора Рея». 1889.

Творчество художников – постимпрессионистов оказало большое влияние на развитие живописи начала XX века.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: