Тема 4. Правовые формы использования земель




Вопросы

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками

2. Пожизненное наследуемое владение земельными участками

3. Правовое регулирование сервитутов

Задачи

1. Гражданка Авилова в 1928 г. вступила в созданный крестьянами их села колхоз и передала принадлежавший ей земельный надел и сельскохозяйственный инвентарь в общественное хозяйство. В 1961 году, не доработав 4 месяца до пенсионного возраста, Авилова перешла на работу в магазин сельпо, где впоследствии ей была оформлена пенсия по старости. В 1992 г. колхоз был преобразован в акционерное общество, но при приватизации земли Авиловой земельная доля не была выделена.

Вправе ли Авилова потребовать возвращения ей земельного надела, с которым она вступала в колхоз? Должны ли были включить Авилову в список лиц на получение земельной доли при приватизации земли в колхозе?

 

2. В 1988 году, когда Колмогоровы состояли в зарегистрированном браке, муж получил земельный участок 0,05 га на праве постоянного бессрочного пользования для жилищного строительства. Земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования и дом на праве собственности были надлежащим образом оформлены на имя мужа. После развода жена обратилась в суд о разделе земельного участка и дома. Муж согласился на раздел дома, но не земельного участка.

Удовлетворит ли суд требования Колмогоровой о разделе дома и земельного участка? Каков порядок образования земельных участков?

 

3. На земельном участке в г. Сходня Московской области, отведенном в 1950 году под строительство жилого дома, гражданин Реутов решил пробурить скважину для обеспечения своего личного подсобного хозяйства водой и установить мотор для подъема воды с глубины 25 метров, объясняя это тем, что вода из городского колодца ввиду его малой глубины (3 метра) недостаточно чиста.

Вправе ли Реутов произвести такие работы на своем земельном участке? Каковы права и обязанности субъектов по использованию земельных участков? Дифференцируются ли субъективные права в зависимости от вещного права, на котором находится земельный участок?

 

4. Религиозное сообщество приняло решение о постройке моленного дома. Они обратились в администрацию муниципального образования с заявлением о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, но получили отказ.

Правомерно ли было отказано в предоставлении земельного участка? На каком вещном праве могут получить земельный участок религиозные организации?

 

Литература

1. Адамович Г.Л., Воинов В.В., Можаев И.С., и др. Проблемы переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на землю // Экологическое право. 2005. № 2, 6.

2. Ашихмин И.М. Аренда недвижимости. Анализ арбитражной практики разрешения споров (практическое пособие по применению гражданского и земельного законодательства Российской Федерации). М.: Рофэр, 2006.

3. Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России: практическое пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.

4. Добрачев Д.В. Проблемы судебной практики в сфере оборота земли. М.: Волтерс Клувер, 2005.

5. Ерш А. Некоторые проблемы отказа от права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком //Хозяйство и право. 2006. № 10.

6. Землякова Г. Шаги по упрощению приватизации земли // ЭЖ-Юрист. 2011. № 27.

7. Кузнецова Л.В. Частный сервитут в российском гражданском праве: основные черты // Журнал российского права. 2011. № 6.

8. Лазаревский А. Резервирование земельных участков // ЭЖ-Юрист. 2006. № 39.

9. Лотникова Н.П. Проблемы переоформления права постоянного бессрочного пользования // Вестник ВАС РФ. 2007. № 2.

10. Мамай В.И. Некоторые вопросы, связанные с сервитутом на земельные участки и строения //Нотариат. 2011. № 6.

11. Позднякова Е.А. Особенности заключения договора аренды земельного участка //Аграрное и земельное право. 2006. № 7.

12. Приватизация земельных участков: снижение рисков. Юридическая фирма Гольцблат БЛП. Недвижимость и строительство // СПС «КонсультантПлюс». 2011.

13. Рыбалов А.О. Ограниченные вещные права: проблемы определения // Закон. 2007. № 2.

14. Романова Г.В. Общая характеристика прав пользователей земельными участками // Юрист. 2006. № 7,8.

15. Сергеев А.П., Терещенко Т.А. Соотношение понятий «ограничение» прав и «обременение» имущества в гражданском праве (на примере соотношения ограничений в виде особых условий использования земельных участков и сервитутов) // Арбитражные споры. 2011. № 4.

16. Старова Е.В. Правовое регулирование установления сервитута соглашением сторон // Экологическое право. 2011. № 6.

17. Титов Ф.Ю. Земельные участки как предмет ипотечных сделок // Аграрное и земельное право. 2010. № 8 (68).

18. Ухлова Е.В. Осуществление прав граждан на землю: пределы, ограничения, запреты // Экологическое право. 2010. № 5.

Электронные ресурсы

19. Гришаев С.П. Право пожизненного наследуемого владения // подготовлен для СПС «Консультант Плюс». 2006.

20. Касьянова О.В. Правовое регулирование сделок с земельными участками // подготовлен для СПС «КонсультантПлюс». 2006.

 

 

Для задачи по теме 5 Возникновение прав

 

(в нормат акты) Источник публикации

Документ опубликован не был

Примечание к документу

Данное Постановление размещено на сайте ВАС РФ 28.07.2011.

Название документа

Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54

"О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем"

 

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2011 г. N 73

 

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ

ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ДОГОВОРЕ АРЕНДЫ

 

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 февраля 2010 г. N Д23-490

 

ПО ВОПРОСУ РАЗЪЯСНЕНИЯ НОРМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения норм земельного законодательства и сообщает следующее.

Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предусмотрено, что земельные участки для строительства предоставляются в порядке, предусмотренном статьями 30 - 32 с предварительным согласованием места размещения объекта или без предварительного согласования места размещения объекта.

Предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в общем случае осуществляется в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта (п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса).

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования места размещения объекта производится исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса, за исключением случаев, если земельный участок предоставляется в границах застроенной территории лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории (п. 2, 2.1 ст. 30 Земельного кодекса).

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства, за исключением установленных Земельным кодексом случаев, осуществляется на аукционах.

Таким образом, в случае осуществления на земельных участках жилищного строительства, что является более ликвидным, чем иные виды строительства, Земельным кодексом предусмотрена аукционная процедура предоставления земельных участков, которая позволяет продать находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки по наиболее высокой цене и тем самым обеспечить наполнение соответствующего бюджета.

В случае предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта торги не проводятся, т.е. участок предоставляется на максимально выгодных для застройщика условиях.

В случае, если лицо, которому был предоставлен земельный участок для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта приобретало этот земельный участок с целью дальнейшего его использования для жилищного строительства, то такая сделка является притворной и в соответствии со статьей 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка признается ничтожной.

Реализация предложения по изменению разрешенного использования земельных участков с одного вида "для строительства" (предоставляемых без торгов) на другой вид "для жилищного строительства" (предоставляемых на торгах) путем изменения условий договора аренды указанных земельных участков является, по сути, коррупционной схемой, в соответствии с которой застройщики экономят финансовые средства при покупке ими земельных участков или права на заключение договора аренды, а бюджет соответствующего уровня публичной власти эти средства недополучает.

Кроме того, следует отметить следующее.

В случае, если в пределах границ соответствующей территориальной зоны приняты документы территориального планирования, то согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования должно осуществляться в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1, часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса). Для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки (пункт 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса).

Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса, устанавливающими обязательность согласительных процедур с представительным органом местного самоуправления.

При этом следует учитывать, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения его в действие, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ), с учетом результатов публичных слушаний (пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ).

 

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М.В.БОЧАРОВ

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: