Применение игровых технологий на уроках математики в начальной школе.




В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Целью обучения в начальной школе является не только удержание интереса к учению, но и повышение мотивации детей к учебному процессу.

В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения т соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Любая игра – одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно – воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Игры и игровые формы включаются в работу не только для того, чтобы развлечь учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету.

Создание игровой атмосферы на уроке математики развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

Работая в школе, приходится много думать, искать, творить. В результате родились уроки – состязания, уроки – экскурсии, урок – игра, урок – путешествие и др. На таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические навыки.

 

ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР:

· Развитие мышления;

· Углубление теоретических знаний;

· Общение со сверстниками;

· Воспитание сотрудничества и коллективизма;

· Приобретение новых знаний, умений и навыков;

· Формирование адекватной самооценки;

· Развитие волевых качеств;

· Контроль знаний;

· Мотивация учебной деятельности и др.

 

Математические игры призваны решать следующие задачи:

Образовательные:

· Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;

· Способствовать расширению кругозора учащихся и др.

 

Развивающие:

· Развивать у учащихся творческое мышление;

· Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных мероприятиях;

· Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.

 

Воспитательные:

· Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;

· Воспитывать нравственные взгляды и убеждения;

· Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.

Математические игры выполняют различные функции:

1. Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считает едино.

2. Математическая игра требует от школьника знания предмета. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.

3. В игре ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.

4. Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.

5. Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.

Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, мелодику, ритм, фантазии и эмоции – правое. Таки образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала.

Для лучшего усвоения учебного материала на уроках математики в начальной школе также применяются игровые ситуации. Игровая ситуация для ученика служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок, выступает, как средство мотивации к учебной деятельности. Это своеобразный учебный прием, при котором ребенок легче, прочнее усваивает новый материал, создает бодрое рабочее настроение, снимает утомляемость, поддерживает внимание на гораздо более длительное время.

На уроках математики можно использовать широкий спектр игровых ситуаций, направленных на обучение и повышение мотивации учащихся:

· Задачи в стихах;

· Занимательный квадрат;

· Задачи – шутки;

· Математический фокус;

· Математическая эстафета;

· Головоломки;

· Ребусы;

· Задачи на смекалку и многое др.

Приведу примеры использования игровых технологий на разных этапах учебного процесса. При обобщении и повторении блока изученных тем можно применять игру – соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Игра «Нумерация» (Дети слушают число, затем один хлопает в ладоши столько раз, сколько в числе десятков, другой – сколько в числе единиц).

При работе с примерами: «Круговые примеры», «Кто быстрее?», «Найди ошибку», «Недописанный пример», «Математическое домино», «Яблонька» (дети должны снять с яблоньки только те яблоки, на которых записаны примеры, например с ответом 15). В устном счете можно использовать различные шифровки, карточки с примерами, таблицы, ребусы и т.д.

Особенно ребята любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Это такие уроки, как «Урок – сказка», «Урок – путешествие», «Урок – КВН».

Игровая технология привлекательна для детей и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового. То же время игра не является только развлекательным средством – это обычное упражнение, облаченное в занимательную форму.

При использовании игровой деятельности на уроках должны соблюдаться определенные условия:

· Игра должна соответствовать теме и целям урока;

· Должна быть развивающей;

· Игра не должна быть скучной и надоедливой;

· Не должна сильно возбуждать детей;

· Инструкции к игре должны быть четкими;

· В конце игры должен быть подведен итог.

Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование - не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

Результат использования игр в процессе обучения достаточно велик. Кроме приобретения детьми опыта адекватного эмоционального реагирования, попутно происходят позитивные изменения в развитии высших психических функций (мышления, речи, памяти, воображения, внимания), в развитии личности в целом, а также в овладении младшими школьниками интеллектуальными умениями и учебной деятельностью. С помощью игры легче устанавливать эмоциональный контакт с обучающимися.

Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к математике, что очень важно.

В заключении можно сделать вывод, что использование игровых технологий в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: