Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста




В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) необходимо искать новые и эффективные средства организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста, обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

Одним из таких современных средств организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста является лэпбук(от анг. lapbook, или, как его еще называют, тематическая папка) — самодельная интерактивная папка по определенной теме.

Это пособие имеет яркое оформление, четкую структуру, интересно оформленный материал — различные развивающие и творческие задания «спрятаны» в кармашках, «окошках», обычных и фигурных конвертах, разных блокнотах, мини-книжках, книжках-гармошках, в подвижных деталях. Выполняя задания на схемах, рисунках, в играх, на карточках ребенок может в лёгкой и непринужденной форме узнавать что-то новое, проводить наблюдения, закреплять и совершенствовать свои знания по определенной теме. Для ребенка лэпбук — это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов (дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок, фотографий), которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям. Для родителей же, которые осознают важность образования в современном мире, лэпбук — это великолепный инструмент организации деятельности детей дома, метод домашнего обучения.

Для педагогов дошкольного образования тематическая папка — современный способ организации познавательной деятельности дошкольников. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к организации развивающей предметно-пространственной среды: информативен; полифункционален; может использоваться как одним ребенком, так и группой детей одновременно (в том числе, с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативен; его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает экспериментирование; способствует вовлечению воспитанников в игровую, познавательно-исследовательскую, конструктивную и творческую деятельность. Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками — 5 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки — совместно с детьми, тогда информация запоминается ребенком в процессе создания лэпбука. Дети раскрашивают свое творение, украшают его наклейками, ленточками, берегут и заботятся о нем, возвращаются к работе с ним еще, и еще раз. Перед началом работы по изготовлению лэпбука необходимо определить тему. Сложность тематической папки зависит от возраста дошкольников. В папке можно отразить любую тему, но лучше выбирать частные, представив по ним подробную информацию. Выбор объемной темы опасен тем, что лэпбук будет обзорным, неконкретным. После выбора темы, нужно наметить план и составить макет. Всё необходимо продумать, материал должен отражать основные элементы темы, так как лэпбук — не просто игрушка, а развивающее пособие.

Приведем примеры лэпбуков, которые целесообразно использовать в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

1.Лэпбук «Времена года: весна».

В нем собрана информация о том, какие изменения происходят весной в жизни людей, животных, растений. Дошкольник, выполняя задания и знакомясь с различными рубриками, узнает: о приметах весны; первых цветах, которые зацветают после зимней стужи; о перелётных птицах; о трудностях, с которыми сталкиваются животные ранней весной; о том, чем занимаются весной люди. Рассматривая сюжетные картинки, дети могут упражняться в составлении предложений, мини-рассказов. Лэпбук содержит лексические задания, пословицы и поговорки, которые способствуют обогащению и развитию речи ребёнка, приобщают дошкольников к народной культуре. Лэпбук по этой теме представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Лэпбук «Времена года: весна»

1. Лэпбук «Математика вокруг нас». Представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Лэпбук «Математика вокруг нас»

В этот лэпбук включены следующие развивающие элементы для детей. Информация из первого конверта поможет ребятам в стихотворной форме познакомиться с названиями цифр, читать, учить стихи о цифрах наизусть. Выполняя задания из второго конверта, дошкольники узнают, как пишутся цифры, освоят правильное их написание, будут развивать мелкие мышцы руки. В третьем конверте представлены задания, в которых нужно отгадать сказки, книги, фильмы и мультфильмы, в названии которых встречаются цифры. Такая информация поможет расширять кругозор детей. Задания из конверта «На что похожи цифры?» помогут ребятам развивать воображение, мелкую моторику. В центре лэпбука — домик с открывающимися окошками. Детям нужно найти карточки с цифрами и в каждое окошко поместить отгадку.

Таким образом, лэпбук — это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: