Сила нашего впечатления зависит от интереса, с которым к нему относится наш разум в момент его восприятия, и от количества волевого внимания, сосредоточенного на нем. Предмет интересный, или же к которому отнеслись со вниманием, оставляет более резкое впечатление, нежели предмет, мало или совсем не возбуждающий такового.
У большинства людей преобладает один из видов памяти слуховой или зрительной. Музыканты развили свой орган слуха до такой степени, что их ухо может отличить едва уловимую дисгармонию или незначительную вариацию от верного звука скрипки или другого инструмента. Водители различают даже легкое отклонение от обычного производимого машиной шума. Чтение вслух помогает запоминанию прочитанного и запечатлению в уме значения слов. Чтение вслух того, что вы сами написали, придает силу анализу, которая неизвестна читающему про себя. Существуют и другие упражнения для развития слуховой памяти.
Упражнение 1. При прохождении по улице стараться схватить и удержать на несколько мгновений отрывок разговора прохожих, услышанный вами. Можно удивиться количеством и разнообразием несогласованных между собой фраз, услышанных и удержанных в памяти после короткой практики (3-4 месяца). Это упражнение ценно только для практики, потому что улавливаемые фразы едва ли будут иметь значение сами по себе. Продолжительность ежедневных упражнений от 15 минут до часа.
Упражнение 2. Стараться различать голоса встречаемых людей и вспомнить голос, когда его опять услышите. Каждый человек имеет особый голос, и очень интересно изучать различные типы голосов и их характерные черты. Станет более заметно, что у каждого человека своя, присущая ему, манера произносить и делать ударение на некоторых словах. Также станет очевидно, что люди различных стран и разных частей одной и той же страны обладают различной интонацией и особенностями произношения. Есть люди, которые в состоянии безошибочно определить, из какой части страны тот или иной человек, услыхав его голос. Кроме того, и характер человека часто отражается в его голосе, и опытный наблюдатель может составить себе хорошее представление о духовном облике говорящего. Продолжительность ежедневных упражнений 20-30 минут. Упражнение 3. Стараться стоять на месте, где нельзя видеть говорящих, и пробовать различить их голоса и сопоставить их с лицами. После создания полного мысленного представления проводится непосредственное наблюдение за беседующими и сравнение умственных образов и реальных. Продолжительность ежедневных упражнений 10-15 минут.
|
Упражнение 4. Стараться услышать разницу в звуке шагов людей, находящихся вдоль достаточно длинного коридора. Каждая походка имеет свои характерные особенности и даже часто характер идущего обнаруживается в его поступи, звуке, происходящем от прикосновения ноги к полу. Продолжительность ежедневных упражнений 20-30 минут.
Упражнение 5. Слушать несложное (для начала) музыкальное произведение или простую мелодию и потом стараться пропеть или просвистеть ее. Как ни просто это кажется, но это упражнение помогает развитию слуха и одновременно развивает внимание к звукам. После небольшой тренировки можно обнаружить новый интерес к мелодиям и наслаждение музыкой больше, чем прежде. Продолжительность ежедневных упражнений от 20 минут до одного часа.
|
Упражнение 6. Посещая занятия, относится к ним с наибольшим вниманием. Стараться после каждого занятия повторить все, что запомнилось. Перечитывать речи, разбирать их и повторять максимальное количество сказанных фраз. Это не только способствует развитию слуховых восприятий и памяти, но и один из лучших способов стать умелым оратором. Ученики, долго посещающие уроки любимого учителя, постепенно приобретают в большей или меньшей степени его стиль речи. Слушание хороших ораторов развивает попутно с памятью и свободу выражения своих собственных мыслей, значительно превышающую ту, что была у вас раньше. Если упражняться в запоминании отрывков речей хороших ораторов и повторении возможно не только слов, но и выражений, то можно развить в себе силу выражений и суждений, что в последствии принесет немалую пользу.
Упражнение 7. Наилучший способ упражнять память в удержании и припоминании слышанного - это тот, который распространен у индусов и других народов в деле передачи их священных и философских учений. Ключ и секрет этого чудесного метода состоит в начинании с малого, постепенном прибавлении и частом повторении. Ваш помощник читает вам строчку из какого-нибудь стихотворения (или любую другую), а вы повторяете ее, пока она окончательно не закрепится в памяти. На следующий день ваш помощник должен заставить вас повторить первую строчку и выучить вторую, а затем повторить обе сразу. Прослушав строчку один раз, надо постараться повторить ее. Если повторить ясно и полно не представляется возможным, то прослушать еще раз и т.д., чтобы знать основательно. Затем повторить несколько раз, пока не убедитесь, что знаете ее, и постараться сказать ее в обратном порядке. Если она настолько хорошо запечатлелась в памяти, что как бы видится в сознании, то вам это не покажется трудным, раз вы приобрели навык.
|
На третий день повторить выученные строчки раньше, чем приняться за следующую; выучив третью, повторить три сразу. В следующие дни прибавлять ежедневно по строчке, имея ввиду, что повторение - наиболее важное условие. Думать о значении слов, также как и о словах самих по себе, стараясь нарисовать умственную картину того, что описывается. Задаваться сразу слишком многим не следует. Строчка в день даст в скором времени материал, повторение которого не очень будет затруднять. Не следует относиться с пренебрежением к видимой простоте и "легкости" задачи. Эта та же система, по которой индусские ученики учатся запоминать большие по объему книги. В ходе этого упражнения развивается и приучается ухо и разум получать впечатления, сохранять их и вызывать. Со временем обнаружится, что ваша слуховая память возрастает с каждым днем. Если интерес к этим опытам ослабевает, то можно взяться, для разнообразия, за другую поэму или предмет, но не нужно забывать изредка повторять и старые строчки. Перемена придаст опыту новую прелесть и поможет вернуться к старым строчкам с новым интересом.
Успех возможен только при условии ежедневных занятий свой мозг необходимо держать в определенном тонусе, так же как и мышцы тела. В дни неудовлетворительного самочувствия объем нагрузки можно уменьшать до минимально возможного (5 -10 минут в день), но совсем исключать не рекомендуется.
Заключение
Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия он улавливает текущие звуковые события, настраивает свой слуховой аппарат в конкретной звуковой ситуации, находит источник звука, реагирует на изменения в звуковой среде. Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого. Слуховая память просто необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам и простым людям. Слуховая память более долговременна. Итак, несмотря на постоянное совершенствование технических средств хранения для нас огромных объемов информации, отказаться от услуг собственной памяти мы не сможем никогда.
Но чтобы содержать слуховую память в полной боевой готовности, необходимы ежедневные тренировки нашей слуховой памяти. Кроме того, постоянная концентрация внимания является непременным условием при развитии слуховой памяти. Доказано, что слуховую память и "слуховое внимание" развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. Методично развивая свою слуховую память, можно достичь невероятных результатов – мгновенно запоминать услышанные мелодии, сказанные мысли. Процесс обучения, работы будет идти в несколько раз быстрее и эффективнее, если слуховая память развита. Итак, развитая слуховая память – сверхмощное оружие, которое будет бесперебойно помогать вам при любых жизненных обстоятельствах.
Список используемой литературы
1. К. Таркингстон Новый самоучитель по развитию памяти.- М: Эксмо 2003.
2. Никкинен И.И., Лукина Н.А. Научи меня слышать. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти
3. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, Питер, 1999.