Б27
Рецензент:
Шаховская С. Н., лауреат премии Правительства РФ, кандидат педагогических наук, профессор кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета
Серийное оформление обложки А. М. Драгового
Б27 Баскакина, И. В.
Звенелочка. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука 3 / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 32 с: ил. — (Популярная логопедия).
ISBN 978-5-8112-3426-4
В тетради представлены занимательные авторские игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста. Предложен материал для автоматизации правильного произношения трудного звука 3. Особенностью тетради является оригинальный подбор языкового, речевого и дидактического материала, исключающий использование в словах оппозиционных звуков. Пособие поможет сформировать у детей навыки звукового анализа и синтеза, что подготовит их к овладению письменной речью. Особое внимание уделено развитию лексико-грамматической стороны речи и обучению связному высказыванию. Задания на развитие мелкой моторики помогут подготовить руку ребенка к письму.
Родителям, логопедам и воспитателям для развивающих занятий с детьми.
© ООО «Издательство
ISBN 978-5-8112-3426-4 «АЙРИС-пресс», 2009
Методическое пособие
Баскакина Ирина Викторовна Лынская Марианна Ильинична
ЗВЕНЕЛОЧКА. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫРабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука 3
Ведущий редактор Н. А. Светлова
Редактор Н. П. Рыбкина
Художественный редактор А. М. Драговой
Иллюстрации М. А. Лукъянцева, Е. В. Папенина
Технический редактор В. А. Артемов
Компьютерная верстка Г. В. Доронина
Корректор 3. А. Тихонова
|
Подписано в печать 26.11.08. Бумага офсетная. Формат 70x100 Vie. Печать офсетная. Печ. л. 2. Усл.-печ. л. 2,6. Тираж 5000 экз. Заказ №4982.
ООО «Издательство «АЙРИС-пресс» 113184, Москва, ул. Б. Полянка, д. 50, стр. 3.
Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат» 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93
Уважаемые взрослые!
Перед вами сборник авторских и традиционных заданий и игр для работы над звукопроизношением детей 5—9 лет. Эти увлекательные игры помогут логопедам, родителям и педагогам закрепить правильное произношение трудного звука 3 в речи ребенка, а также помогут развить фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, зрительное восприятие и воображение, сформировать пространственные представления, моторные навыки, подготовить ребенка к письму, к школе. В процессе выполнения игровых заданий у детей формируется четкий образ буквы 3, дети обучаются чтению.
Все задания тетради увлекательны и обыгрываются в одном сценарии «Звенелочка». Благодаря этому дети воспримут занятие как игру и будут с удовольствием учиться говорить.
Эффективность представленных авторских игр была доказана положительными результатами многолетней работы с детьми, имеющими нарушения звуко произношения.
Авторы выражают благодарность И. В. Молоткову за неоценимую помощь в работе при подготовке пособия.
Как работать с тетрадью
■
Все задания в тетради сгруппированы по разделам. Последовательность разделов мы рекомендуем не изменять. Задания раздела «Автоматизация изолированного звука» постепенно усложняются, поэтому их последовательность мы также рекомендуем оставить неизменной. Задания внутри других разделов можно менять местами.
|
Перед тем как вы начнете работу с тетрадью, убедитесь, что ребенок произносит звук изолированно. Затем закрепите знание гласных букв: А, О, У, Ы, Э. Ребенок должен уметь их показывать и называть. В каждом задании есть обращение к детям и инструкция для взрослых. В некоторых заданиях представлен образец выполнения, на который обязательно нужно обратить внимание детей.
Внимание! Обращение к детям и образцы выполнения задания ребенку читает взрослый!
Старайтесь не заниматься с ребенком, если он утомлен или перевозбужден, скорее всего, такие занятия не дадут результата. Обязательно хвалите ребенка за выполненные задания.
Помните, что основная функция тетради — закрепление правильного произношения (автоматизация) звука, поэтому первоочередная задача — правильно произнести звук. Следите, чтобы ребенок четко выполнял это правило в каждом задании. Буква 3 («зэ») в каждом задании должна читаться как звук [з]. Всегда называйте ребенку не буквы, а чистые звуки— это поможет ему овладеть звукосочетанием и звукосложением.
Для лучшего усвоения нового материала рекомендуем выделять интонацией слова, напечатанные курсивом.
Чаще спрашивайте у ребенка, понял ли он задание. Если сомневаетесь в этом, попросите ребенка повторить задание и объясните ему то, что он не понял.
Желаем успехов вам и детям!
Автоматизация изолированного звука и закрепление графического образа буквы 4
Звенелочка
Познакомься, это — Звенелочка. Она рада, что ты правильно и звонко произносишь звук 3. Звенелочка хочет познакомить тебя со своими друзьями, которые умеют звенеть. Позвени вместе с ними: з-з-з-з.
|
i Произносите протяжно звук 3, меняя интонацию соответственно картинке.
Автоматизация изолированного звука и закрепление графического образа буквы 5
Звоночки
У Звенелочки есть своя буква — 3. Она спряталась среди других букв и раздала всем звоночки, чтобы тебя запутать. Найди все буквы 3, назови их и обведи звоночки только рядом с буквами 3.
■ |
Напоминаем Вам, что буква 3 в заданиях должна произноситься длительно з-з-з, а не как буква алфавита «зэ».
Автоматизация изолированного звука и закрепление графического образа буквы 6
Сказочная занавеска
Буквы 3 спрятались за сказочную занавеску. Видно только одну букву. Найди все остальные буквы 3, назови их и обведи цветным карандашом.
Напоминаем Вам, что буква 3 в заданиях должна произноситься длительно | з-з-з, а не как буква алфавита «зэ».
Автоматизация изолированного звука и закрепление графического образа буквы 7
Прятки
Звенелочка спрятала букву 3 в свои картинки. Найди все буквы 3 на картинках, покажи их пальчиком и назови.
Предложите ребенку обвести буквы 3 цветными карандашами.
Автоматизация изолированного звука и закрепление графического образа буквы 8
Звенелочка несла своим друзьям три пакета подарков. В пакетах лежат буквы 3. Захару Звенелочка хотела подарить три буквы, тете Зое — четыре буквы, а Злате — пять букв, но пакеты и буквы в них перепутались. Посчитай все буквы в каждом пакете. А потом соедини стрелочкой каждый пакет с тем. кому он предназначался.
Ребенок должен правильно назвать все буквы 3, считая, указывать на них пальцем или карандашом. Считать надо так: одна буква 3, две буквы З ит.д.
Выручи Звенелочку
Звенелочка расстроена — ее ручка плохо пишет. Выручи ее, обведи все буквы, назови их громко и четко.
Автоматизация звука 3 в слогах 9
НеЗ
Звенелочка хочет проверить, запомнил (а) ли ты букву 3. В написанных буквах есть неправильные — они повернуты в другую сторону. Найди все правильные буквы 3 и назови их «3». Когда найдешь неправильную букву, произнеси «не 3».;Подчеркни все правильные буквы, зачеркни неправильные.
Песенка Звенелочки
Звенелочка хочет спеть тебе свою песенку на своем, особенном языке, выучи слова песенки.
ЗА - ЗЫ- ЗО ЗЫ- ЗЭ - ЗА ЗО - ЗУ - ЗА ЗЫ- ЗЫ- ЗА ЗА - ЗЭ - ЗА ЗА - ЗО - ЗА ЗЫ- ЗО - ЗУ
Ребенку нужно запомнить и повторить три слога подряд в том же порядке. Если он легко справляется с этим заданием, предложите ему запомнить по четыре слога. Вы можете использовать другие слоги с этими звуками.
Автоматизация звука 3 в слогах 10
Мозаика
В квадратике написано много слогов. Прочитай все слоги, закрась клеточки со слогами A3, и у тебя получится картинка с изображением жилища Звенелочки. Как оно называется? (Замок.)
У ребенка должна получиться картинка с изображением замка.
Звук 3 в конце слогов и слов в устной речи не автоматизируется, так как мы
произносим его как [с]. При развитии навыка чтения звук 3 в конце слогов
допускается.
Автоматизация звука 3 в слогах 11
Кукурузное поле
Звенелочка отправилась в поле собирать кукурузу. Прочитай все слоги на початках кукурузы. На зрелых початках кукурузы написаны слоги ЗА, их раскрась желтым «цветом. Остальные початки — незрелые. Оставь их дозревать.
Автоматизация звука 3 в слогах 12
Ползунки
У Звенелочки есть маленькие друзья и подруги. Она решила им подарить ползунки. Прочитай слоги на ползунках. Ползунки, на которых написаны слоги, где 3 в начале, — для Девочек (подруг), их нужно заштриховать розовым карандашом. А ползунки, на которых написаны слоги, где 3 в конце, — для мальчиков (друзей), их нужно заштриховать голубым карандашом.
Спросите у ребенка: кого больше у Звенелочки — друзей или подруг? Когда ребенок научится четко произносить звук в слогах и словах, Вы можете вернуться к этому заданию и попросить ребенка посчитать розовые ползунки. Считать нужно так: одни розовые ползунки, двое розовых ползунков и т. д.
Автоматизация звука 3 в слогах 13
Подарки
Звенелочка готовит подарки для своих родственников на Новый год. Для кого-то она уже сложила подарки в коробочку, а для кого-то еще не успела. Коробки, да которых написаны слоги, где 3 в начале, — уже с подарками. Их нужно упаковать.
Коробки, на которых написаны слоги, где 3 в конце, — еще пустые.
Прочитай слоги на всех коробках, а на коробках с подарками обведи
бантики цветными карандашами.
Автоматизация звука 3 в слогах 14
Пазлы
Помоги Звенелочке собрать пазлы. Прочитай все слоги. Соедини стрелочками подходящие половинки.
Задание для Незнайки
Звенелочка дала Незнайке задание: подчеркнуть слоги ЗА. А Незнайка читает плоховато. Помоги Незнайке, прочитай вместе с ним все слоги
и подчеркни только слоги ЗА.
■