СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ




УДК 373.29

М.В. Слесарева

Начало обучения в школе для каждого ребенка очень ответственный и важный момент в жизни. Школа с первого дня обучения ставит перед первоклассниками ряд задач.

К сожалению, не все дети поступая в школу готовы к ней. У ребенка должно быть представление о том, что его будет ждать в будущем, что он должен будет делать и какие требования ему предъявят.

Изучением проблемы формирования готовности детей к школьному обучению занимались и занимаются такие учёные, как Л.С. Выготский, Т. Н. Доронова, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, Л. И. Божович и др.

Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников [1]. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития личности в период дошкольного детства [2].

Успешное развитие личности детей, повышение эффективности обучения во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовки детей к школе. Согласно теории В. С. Мухиной, готовностью к школьному обучению выступает понимание необходимости и желание, учиться, которое появляется у детей в результате социального созревания, появления внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности. Изучая Р. В. Овчарову, она выделяет такие критерии готовности ребенка к школьному обучению как контроль, планирование, мотивацию и уровень развития интеллекта. Вас здесь присутствуют два определения одного понятия без какого-либо основания… Или от одного откажитесь или как-то обоснуйте подобный ход. И во втором случае нужна ссылка!

Таким образом, анализ специальной литературы позволяет сделать вывод, что понятие «готовность к школьному обучению» означает общий уровень развития ребенка и представляет собой довольно сложное образование. А для более успешного школьного обучения детей имеет значение достаточный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, а не множество имеющихся умений, знаний и навыков. Психологическая готовность к школе – это только один из критериев решения задачи.

По мнению Е. Е. Кравцовой, «…проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности, т. е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности» [ссылка!]. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе. Л. И. Божович еще в 60-е гг. указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, способности к познавательной деятельности [ссылка!]. Аналогичные взгляды развивал А. В. Запарожец, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции [3]. Таким образом, подготовка детей в школе – это сложная и комплексная задача.

На сегодня практически всеми признано, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований [4]. В психологической структуре готовности к школе принято выделять следующие компоненты: интеллектуальная, личностная, социально-психологическая и волевая готовность.

Долгое время об уровне интеллектуального развития ребенка судили по количеству обнаруженных в ней знаний, по объему ее «умственного инструментария», который проявляется, прежде всего, в словарном запасе. Это не совсем так. Сейчас дети буквально «купаются» в потоках информации, впитывают в себя новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается их мышление. Здесь нет прямой зависимости. Ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки – это единственные критерии интеллектуальной готовности ребенка к школе [5]. В дошкольном возрасте дети должны быть подготовлены к ведущей в младшем школьном возрасте учебной деятельности. При этом главное значение будет иметь формирование у ребенка соответствующих умений. Умений выделять учебные задачи и превращать их в самостоятельную цель познавательной деятельности. Такие операции требуют от детей способностей удивляться и искать причины обнаруженной ею новизны и изменения.

Интеллектуальная готовность – очень важная, но не единственная предпосылка успешного школьного обучения. Подготовка детей к школе включает формирование у нее (интеллектуальной готовности?) готовности к принятию новой социальной роли – школьника. Это выражается в серьезном отношении ребенка к школе и к учебной деятельности и учителя, в частности. Невнятное предложение!

Школа привлекает большинство детей своей основной деятельностью – учением. К нему они относятся, как к очень важной и серьезной задаче («научусь писать», «научусь читать»). Это стремление естественно, потому что оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему в школе будет трудно [5]. Хуже, когда дети вообще не хотят идти в школу. Количество таких детей небольшое, но этот факт вызывает особую тревогу. Причина подобного отношения к школе, как правило, – ошибка в воспитании детей в дошкольном возрасте.

«К социальной зрелости можно отнести потребность ребенка в общении со сверстниками, а также способность ребенка подчинять свое поведение заведенному в детском коллективе порядку, и умение исполнять роль ученика в ситуации приближенной к школьному обучению [3]. Можно сказать, что социальная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения с взрослыми. Где закрывается кавычка?

Серьезного внимания требует и формирования волевой готовности будущего первоклассника. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, проявить волевое усилие при преодолении препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты еще недостаточно развиты. В этом возрасте складываются серьезные предпосылки для их развития в условиях обучения [5]. Исследователи отмечают, что в дошкольном возрасте цель у детей достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения сверстниками (в случае командной игры).

Шестилетний ребенок способен подчинить мотивы своего поведения поставленной цели. Поэтому в этом возрасте необходимо развивать способность при необходимости действовать по моральным принципам, отказываясь от того, что непосредственно привлекает. Следует иметь в виду и тот факт, что чертой, которая отличает волевую регуляцию поведения младшего школьника, является характер его отношения к трудностям и типичные для него способы их преодоления [5].

Каждый аспект готовности к школьному обучению немаловажен для дошкольника при поступлении в школу. Все аспекты будут необходимы ребенку для обучения в школе, ведь ему придется общаться со своими сверстниками и учителями, исполнять роль ученика во время всего процесса обучения, также длительное время находиться на занятиях, которые могут быть не очень привлекательными. Также ребенку понадобится концентрация внимания на уроках, умение мыслить и возможность запоминания.

Говоря о сущности и критериях готовности детей к школьному обучению можно выделить их следующие ключевые компоненты:

1) физическая готовность. Она включает в себя: физическое развитие, состояние здоровья, развитие основных групп мышц;

2) социально-психологическая или личностная готовность. В нее входят: принятие позиции школьника, умение общаться с окружающими людьми как со взрослыми, так и со сверстниками, и мотивация желания пойти в школу;

3) эмоционально-волевая готовность, которая включает в себя: умение в течение всего урока сидеть за партой, слушать учителя, стремление преодолевать трудности, ставить перед собой цели и следовать требованиям педагога;

4) интеллектуальная готовность, к которой относятся: развитие мышления, познавательная активность, запас знаний и развитие психических процессов, таких как внимание, память и воображение.

Во время каждой реформы системы образования снова и снова как одна из самых актуальных возникает проблема педагогической готовности. Причиной этого явления не в последнюю очередь выступает и то, что, несмотря на все изменения в системе образования, не меняется главное – взаимоотношения ребенка и школы [6].

Таким образом, подготовка детей к школьному обучению является сложным и многогранным процессом. В самой подготовке участие принимает не только воспитатель детского сада, но и обязательно родители. Ведь поступление в школу является очень важным и ответственным моментом в жизни каждого ребенка.


 

Литература

1. Готовность к школе. Развивающие программы. / Под ред. И. В. Дубровиной. – Екатеринбург, 1998. – 212 с.

2. Запорожец А. В. Интеллектуальная подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. – 1977. — № 10. – С. 12–13.

3. Морозова Н.С. Актуальные проблемы психологического знания - №2. – М.: МПСУ, 2010. – С. 19-21.

4. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – М.: Ваклер, 1992. – 164 с.

5. Стригунова А. Г. Сущность готовности ребенка к школьному обучению: характеристика основных понятий проблемы // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 1296-1299. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30046/

6. Усова А. П. Обучение в детском саду. -М.: АПН РСФСР, 1961. — 236 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: