Анализ декомпозированных отношений




Работа 1.О

« Проектированиебазы данных с использованием алгоритма нормализации »

Формируемые/проверяемые умения Формируемые/проверяемые знания
Проектирование схемы базы данных Принципы проектирования баз данных

Время выполнения задания – 90 минут.

Уровень сложности работы – 3

Необходимое оборудование, материалы, документация: ПК, МУ по выполнению практических работ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫКРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ

Наименование показателей Количество баллов
Представлено универсальное отношение  
Представлены таблицы во 2НФ  
Представлены таблицы в 3НФ  
Первичные и внешние ключи установлены  
Максимальное количество баллов  
Баллы Оценка
10-9 отлично
8-7 хорошо
  удовлетворительно

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

С помощью алгоритма нормализации спроектировать БД в соответствии с моделью предметной области (см. варианты предметных областей).

Предметная область. В организации сотрудники выполняют некоторые проекты. Каждый проект, в свою очередь, состоит из нескольких заданий. Сотрудники могут работать над несколькими проектами. В одном проекте могут участвовать несколько сотрудников. Задание в проекте выполняет один сотрудник. Каждый сотрудник работает только в своем отделе. В каждом отделе есть телефон. С помощью алгоритма нормализации спроектировать БД в соответствии с моделью предметной области.

ТИПОВОЕ ЗАДАНИЕ 1.Т

1.Т ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ТИПОВОГО ЗАДАНИЯ

В базе данных необходимо хранить следующую информацию: табельный номер и ФИО сотрудника, название отдела, наименование проекта, номер работы внутри проекта.

Модель предметной области опишем следующим неформальным текстом:

  1. Сотрудники организации выполняют проекты.
  2. Проекты состоят из нескольких заданий.
  3. Каждый сотрудник может участвовать в одном или нескольких проектах, или временно не участвовать ни в каких проектах.
  4. Над каждым проектом может работать несколько сотрудников, или временно проект может быть приостановлен, тогда над ним не работает ни один сотрудник.
  5. Над каждым заданием в проекте работает ровно один сотрудник.
  6. Каждый сотрудник числится в одном отделе.
  7. Каждый сотрудник имеет телефон, находящийся в отделе сотрудника.

В ходе дополнительного уточнения того, какие данные необходимо учитывать, выяснилось следующее:

  1. О каждом сотруднике необходимо хранить табельный номер и фамилию. Табельный номер является уникальным для каждого сотрудника.
  2. Каждый отдел имеет уникальный номер.
  3. Каждый проект имеет номер и наименование. Номер проекта является уникальным.
  4. Каждая работа из проекта имеет номер, уникальный в пределах проекта. Работы в разных проектах могут иметь одинаковые номера.

На первом шаге предложено хранить данные в одном отношении (универсальное отношение), имеющем следующие атрибуты:

СОТРУДНИКИ_ОТДЕЛЫ_ПРОЕКТЫ (Н_СОТР, ФАМ, Н_ОТД, ТЕЛ, Н_ПРО, ПРОЕКТ, Н_ЗАДАН), где

Н_СОТР - табельный номер сотрудника

ФАМ - фамилия сотрудника

Н_ОТД - номер отдела, в котором числится сотрудник

ТЕЛ - телефон сотрудника

Н_ПРО - номер проекта, над которым работает сотрудник

ПРОЕКТ - наименование проекта, над которым работает сотрудник

Н_ЗАДАН - номер задания, над которым работает сотрудник

Т.к. каждый сотрудник в каждом проекте выполняет ровно одно задание, то в качестве потенциального первичного ключа отношения необходимо взять пару атрибутов { Н_СОТР, Н_ПРО }.

В текущий момент состояние предметной области отражается следующими фактами (выделены ключевые атрибуты):

 

Отношение СОТРУДНИКИ_ОТДЕЛЫ_ПРОЕКТЫ

Н_СОТР ФАМ Н_ОТД ТЕЛ Н_ПРО ПРОЕКТ Н_ЗАДАН
  Иванов   11-22-33   Космос  
  Иванов   11-22-33   Климат  
  Петров   11-22-33   Космос  
  Сидоров   33-22-11   Космос  
  Сидоров   33-22-11   Климат  

 

 

Недостатки этого отношения:

· Невозможность вставить сотрудника, который не принимает участие ни в одном проекте, аналогично невозможно вставить проект, если им пока никто не занимается – аномалия вставки. Причина этой аномалии - хранение в одном отношении разнородной информации (и о сотрудниках, и о проектах, и о работах по проекту).

· Изменение информации о фамилии, названии проекта, телефоне приводит к необходимости изменять информацию в нескольких местах – аномалия обновления. Причина этой аномалии –избыточность хранения информации (повтор фамилий, названий проектов, телефонов).

· При удалении информации, например, о проекте Космос, будет утеряна информация о Петрове, т.к. он работает только в том проекте – аномалия удаления. Причина этой аномалии - хранение в одном отношении разнородной информации.

Вывод - Отношение СОТРУДНИКИ_ОТДЕЛЫ_ПРОЕКТЫ находится в 1НФ, но при этом, как было показано выше, логическая модель данных не соответствует модели предметной области. База данных, основанная на такой модели, будет работать неправильно. Таким образом, первой нормальной формы недостаточно для правильного моделирования данных.

Отношение СОТРУДНИКИ_ОТДЕЛЫ_ПРОЕКТЫ не находится во 2НФ, т.к. есть атрибуты, зависящие от части составного первичного ключа:

Зависимость атрибутов, характеризующих сотрудника от табельного номера сотрудника является зависимостью от части сложного ключа:

Н_СОТР ФАМ Н_СОТР Н_ОТД Н_СОТР ТЕЛ

Зависимость номера телефона от номера отдела:

Н_ОТД ТЕЛ

Отношение СОТРУДНИКИ_ОТДЕЛЫ

Н_СОТР ФАМ Н_ОТД ТЕЛ
  Иванов   11-22-33
  Петров   11-22-33
  Сидоров   33-22-11

 

Отношение ПРОЕКТЫ (Н_ПРО, ПРОЕКТ):

Функциональные зависимости: Н_ПРО ПРОЕКТ

Отношение ПРОЕКТЫ

Н_ПРО ПРОЕКТ
  Космос
  Климат

 

Отношение ЗАДАНИЯ (Н_СОТР, Н_ПРО, Н_ЗАДАН):

Функциональные зависимости: {Н_СОТР, Н_ПРО} Н_ЗАДАН

Отношение ЗАДАНИЯ

 

Н_СОТР Н_ПРО Н_ЗАДАН
     
     
     
     
     

Анализ декомпозированных отношений

Отношения, полученные в результате декомпозиции, находятся во 2НФ. Действительно, отношения СОТРУДНИКИ_ОТДЕЛЫ и ПРОЕКТЫ имеют простые ключи, следовательно, автоматически находятся в 2НФ, отношение ЗАДАНИЯ имеет сложный ключ, но единственный неключевой атрибут Н_ЗАДАН функционально зависит от всего ключа {Н_СОТР, Н_ПРО}.

Часть аномалий устранена.

· Так, данные о сотрудниках и проектах теперь хранятся в различных отношениях, поэтому при появлении сотрудников, не участвующих ни в одном проекте, просто добавляются кортежи в отношение СОТРУДНИКИ_ОТДЕЛЫ. Точно также, при появлении проекта, над которым не работает ни один сотрудник, просто вставляется кортеж в отношение ПРОЕКТЫ.

· Фамилии сотрудников и наименования проектов теперь хранятся без избыточности. Если сотрудник сменит фамилию или проект сменит наименование, то такое обновление будет произведено в одном месте.

· Если по проекту временно прекращены работы, но требуется, чтобы сам проект сохранился, то для этого проекта удаляются соответствующие кортежи в отношении ЗАДАНИЯ, а данные о самом проекте и данные о сотрудниках, участвовавших в проекте, остаются в отношениях ПРОЕКТЫ и СОТРУДНИКИ_ОТДЕЛЫ.

Тем не менее, часть аномалий разрешить не удалось.

· В отношение СОТРУДНИКИ_ОТДЕЛЫ нельзя вставить кортеж (4, Пушников, 1, 33-22-11), т.к. при этом получится, что два сотрудника из 1-го отдела (Иванов и Пушников) имеют разные номера телефонов, а это противоречит модели предметной области. В этой ситуации можно предложить два решения, в зависимости от того, что реально произошло в предметной области. Другой номер телефона может быть введен по двум причинам - по ошибке человека, вводящего данные о новом сотруднике, или потому что номер в отделе действительно изменился.

· Если в отделе меняется номер телефона, то такие изменения необходимо одновременно выполнить во всех местах, где этот номер телефона встречаются, иначе отношение станет некорректным – аномалия обновления. Причина аномалии - избыточность данных, также порожденная тем, что в одном отношении хранится разнородная информация.

· При удалении некоторых данных по-прежнему может произойти потеря другой информации. Например, если удалить сотрудника Сидорова, то будет потеряна информация о том, что в отделе номер 2 находится телефон 33-22-11 – аномалия удаления. Причина аномалии - хранение в одном отношении разнородной информации (и о сотрудниках, и об отделах).

Вывод - логическая модель данных не соответствует предметной области. База данных, основанная на такой модели, будет работать неправильно. Хотя основные трудности теперь связаны только с одним отношением СОТРУДНИКИ_ОТДЕЛЫ.

Третья нормальная форма

Определение. Атрибуты называются взаимно независимыми, если ни один из них не является функционально зависимым от другого.

Определение. Отношение находится в третьей нормальной форме (3НФ) тогда и только тогда, когда отношение находится во 2НФ и все неключевые атрибуты взаимно независимы.

Отношение СОТРУДНИКИ_ОТДЕЛЫ не находится в 3НФ, т.к. имеется функциональная зависимость неключевых атрибутов (зависимость номера телефона от номера отдела):

Н_ОТД ТЕЛ

Для того, чтобы устранить зависимость не ключевых атрибутов, нужно произвести декомпозицию отношения на несколько отношений. При этом те не ключевые атрибуты, которые являются зависимыми, выносятся в отдельное отношение.

Отношение СОТРУДНИКИ_ОТДЕЛЫ декомпозируем на два отношения - СОТРУДНИКИ, ОТДЕЛЫ.

Отношение СОТРУДНИКИ (Н_СОТР, ФАМ, Н_ОТД):

Функциональные зависимости:

Зависимость атрибутов, характеризующих сотрудника от табельного номера сотрудника:

Н_СОТР ФАМ

Н_СОТР Н_ОТД

Отношение СОТРУДНИКИ

Н_СОТР ФАМ Н_ОТД
  Иванов  
  Петров  
  Сидоров  

Отношение ОТДЕЛЫ (Н_ОТД, ТЕЛ):

Функциональные зависимости:

Зависимость номера телефона от номера отдела: Н_ОТД ТЕЛ

Отношение ОТДЕЛЫ

Н_ОТД ТЕЛ
  11-22-33
  33-22-11

Атрибут Н_ОТД, не являвшийся ключевым в отношении СОТРУДНИКИ_ОТДЕЛЫ, становится потенциальным ключом в отношении ОТДЕЛЫ. Именно за счет этого устраняется избыточность, связанная с многократным хранением одних и тех же номеров телефонов.

Вывод. Таким образом, все обнаруженные аномалии обновления устранены. Реляционная модель, состоящая из четырех отношений СОТРУДНИКИ, ОТДЕЛЫ, ПРОЕКТЫ, ЗАДАНИЯ, находящихся в третьей нормальной форме, соответствует описанной предметной области.


 

ЗАДАНИЕ 1.1.О

№ варианта Описание предметной области
1. Страховая компания. Страховая компания имеет филиалы, которые характеризуются наименованием, адресом и телефоном. В филиалы обращаются клиенты с целью заключения договора о страховании. В зависимости от принимаемых на страхование объектов и страхуемых рисков договор заключается по определенному виду страхования (страхование автотранспорта от угона, страхование домашнего имущества, добровольное медицинское страхование). При заключении договора фиксируются: дата заключения, страховая сумма, вид страхования, тарифная ставка и филиал, в котором заключался договор. Договоры заключают страховые агенты. Помимо информации об агентах (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес, телефон)нужно хранить филиал, в котором они работают, необходимо иметь возможность рассчитывать заработную плату агентам. Заработная плата составляет некоторый процент от страхового платежа (платеж – страховая сумма, умноженная на тарифную ставку). Процент зависит от вида страхования, по которому заключен договор.
2. Гостиница. Гостиница предоставляет номера клиентам. Каждый номер характеризуется вместимостью, комфортностью (люкс, полу люкс, обычный) и ценой. О клиентах собирается определенная информация (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, дата рождения, адрес жительства и некоторый комментарий). Сдача номера (комфортность, количество человек, телефон) клиенту производится при наличии свободных мест в номерах, подходящих клиенту по указанным выше параметрам. При заселении фиксируется дата заселения. При выезде из гостиницы для каждого места запоминается дата освобождения. Необходимо также осуществлять бронирование номеров. Для постоянных клиентов, а также для определенных категорий клиентов предусмотрена система скидок. Скидки могут суммироваться.
3. Ломбард. В ломбард обращаются различные лица с целью получения денежных средств под залог товаров. Клиент сообщает фамилию, имя, отчество, дату рождения и другие паспортные данные. После оценивания стоимости принесенного в качестве залога товара работник ломбарда определяет сумму, которую готов выдать на руки клиенту, а также свои комиссионные. Кроме того, определяется срок возврата денег. Если клиент согласен, то договоренности фиксируются в виде документа, деньги выдаются клиенту, а товар остается в ломбарде. Если в указанный срок не происходит возврата денег, товар переходит в собственность ломбарда. После перехода прав собственности на товар, ломбард может продавать товары по цене, меньшей или большей, чем была заявлена при сдаче. Цена может меняться несколько раз, в зависимости от ситуации на рынке (например, владелец ломбарда может устроить распродажу зимних вещей в конце зимы). Помимо текущей цены нужно хранить все возможные значения цены для данного товара.
4. Оптово-розничная продажа товаров. Компания торгует товарами из определенного спектра. Каждый товар характеризуется наименованием, оптовой ценой, розничной ценой и справочной информацией. В компанию обращаются покупатели, для каждого из которых в базе данных фиксируются стандартные данные (наименование, адрес, телефон, ФИО и дата рождения контактного лица). По каждой сделке составляется документ, в котором наряду с покупателем фиксируются количество купленного им товара и дата покупки. Обычно покупатели в рамках одной сделки покупают не один товар, а сразу несколько. Также компания решила предоставлять скидки для оптовиков.
5. Ведение заказов. Компания занимается оптовой продажей различных товаров. Каждый из товаров характеризуется названием, ценой, справочной информацией и признаком наличия или отсутствия доставки. В компанию обращаются заказчики. Для каждого из них в базе данных запоминаются стандартные данные (наименование, адрес, телефон, ФИО и дата рождения контактного лица). По каждому заказу составляется документ, в котором наряду с заказчиком фиксируются количество купленного им товара и дата покупки. Доставка товаров может производиться способами, различными по цене и стоимости. Нужно хранить информацию о том, какими способами может осуществляться доставка каждого товара, и информацию о том, какой вид доставки (и какую стоимость доставки) выбрал клиент при заключении сделки. Может быть скидка на товар, если заказчик постоянный.
6. Бюро по трудоустройству. Бюро готово искать работников для различных работодателей и вакансии для ищущих работу специалистов различного профиля. При обращении в бюро работодателя его стандартные данные (название, вид деятельности, адрес, телефон) фиксируются в базе данных. При обращении в бюро соискателя его стандартные данные (фамилия, имя, отчество, квалификация, профессия, дата рождения) также фиксируются в базе данных. По каждому факту удовлетворения интересов обеих сторон составляется документ. В документе указываются соискатель, работодатель, должность и комиссионные (доход бюро). В базе должна фиксироваться не только сделка, но и информация по открытым вакансиям. Кроме того, для автоматического поиска вариантов необходимо вести справочник «Виды деятельности».
7. Нотариальная контора. Нотариальная контора готова предоставить клиенту определенный комплекс услуг. Услуги формализованы, т. е. составлен их список с описанием каждой услуги. При обращении клиента его стандартные данные (название, вид деятельности, адрес, телефон, дата создания организации) фиксируются в базе данных. По каждому факту оказания услуги клиенту составляется документ, в котором указываются дата, услуга, сумма сделки, комиссионные (доход конторы), описание сделки. В рамках одной сделки клиенту может быть оказано несколько услуг. Стоимость каждой услуги фиксирована. Кроме того, компания предоставляет в рамках одной сделки различные виды скидок. Скидки могут суммироваться.
8. Фирма по продаже запчастей. Фирма продает запасные части для автомобилей. Фирма имеет определенный набор поставщиков, по которым известны название, адрес и телефон, дата создания организации поставщика. У поставщиков приобретаются детали. Каждая деталь характеризуется названием, артикулом и ценой. Некоторые из поставщиков могут поставлять одинаковые детали (один артикул). Каждый факт покупки запчастей у поставщика фиксируется в базе данных, причем обязательными для запоминания являются дата покупки и количество приобретенных деталей. Цена детали может меняться от поставки к поставке. Поставщики заранее ставят фирму в известность о дате изменения цены и ее новом значении. Нужно хранить не только текущее значение цены, но и всю историю изменения цен.
9. Курсы по повышению квалификации. В учебном заведении организованы курсы повышения квалификации. Группы слушателей формируются в зависимости от специальности и отделения. В каждую из них включено определенное количество слушателей. Проведение занятий обеспечивает штат преподавателей, для каждого из которых в базе данных зарегистрированы стандартные анкетные данные (фамилия, имя, отчество, телефон) и стаж работы. В результате распределения нагрузки получена информация о том, сколько часов занятий проводит каждый преподаватель с соответствующими группами. Хранятся также сведения о виде занятий (лекция, практика), дисциплине и оплате за 1 час. Размер почасовой оплаты зависит от предмета и типа занятия. Кроме того, каждый преподаватель может вести не все предметы, а только некоторые.
10. Определение факультативов для студентов.Преподаватели кафедры высшего учебного заведения обеспечивают проведение факультативных занятий по некоторым предметам. Имеются сведения о студентах фамилия, имя, отчество, группа, адрес, телефон, дату рождения. По каждому факультативу существует определенное количество часов и вид проводимых занятий (лекции, практика, лабораторные работы). В результате работы со студентами появляется информация о том, кто из них записался на какие факультативы. Существует некоторый минимальный объем факультативных предметов, которые должен прослушать каждый студент. По окончании семестра в базу данных заносится информация об оценках, полученных студентами на экзаменах. Некоторые из факультативов могут длиться более одного семестра. В каждом семестре для предмета устанавливается объем лекций, практик и лабораторных работ в часах. В качестве итоговой оценки за предмет берется последняя оценка, полученная студентом.
11. Распределение учебной нагрузки.Необходимо распределять нагрузку между преподавателями кафедры. Имеются сведения о преподавателях, включающие наряду с анкетными данными сведения об их ученой степени, занимаемой должности, стаже работы, дата рождения, дата устройства на работу и телефоне. Преподаватели кафедры должны обеспечить проведение занятий по некоторым дисциплинам. По каждой из них существует определенное количество часов. В результате распределения нагрузки необходимо получить информацию следующего рода: «Такой-то преподаватель проводит занятия по такой-то дисциплине, с такой-то группой». Все проводимые занятия делятся на лекционные и практические. По каждому виду занятий устанавливается свое количество часов. Кроме того, данные по нагрузке нужно хранить несколько лет.
12. Распределение дополнительных обязанностей.Кафедра вуза имеет штат сотрудников, каждый из которых получает определенный оклад. Каждый месяц возникает потребность в выполнении некоторой дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей сотрудников. Для наведения порядка в этой сфере классифицированы все виды дополнительных работ и определена сумма оплаты по факту их выполнения. При возникновении дополнительной работы назначается ответственный преподаватель, фиксируется дата начала. По факту окончания фиксируется дата и выплачивается дополнительная сумма к зарплате с учетом классификации. Необходимо учесть разделение сотрудников на преподавателей и учебно-вспомогательный персонал. Для первых нужно хранить сведения об ученой степени и ученом звании, для вторых – о должности. Некоторые работы являются трудоемкими и срочными, что требует привлечения к их выполнению нескольких сотрудников. Длительность работ различна. Нужно заранее планировать длительность работы и количество сотрудников, занятых для выполнения работы.
13. Техническое обслуживание станков.Компания занимается ремонтом станков и другого оборудования. Клиентами компании являются промышленные предприятия. Ремонтные работы организованы следующим образом: все станки классифицированы по типам, странам-производителям, годам выпуска и маркам. Все виды ремонта отличаются названием, продолжительностью в днях, стоимостью. Исходя из этих данных, по каждому факту ремонта фиксируется вид станка, дата начала и дата окончания ремонта. Анализ показал, что нужно не просто подразделять станки по типам, а иметь информацию о том, сколько раз ремонтировался тот или иной станок.
14. Туристическая фирма.Фирма продает путевки клиентам. У каждого клиента запрашиваются стандартные данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес, телефон. После этого сотрудники компании выясняют у клиента, куда он хотел бы поехать отдыхать. Ему демонстрируются различные варианты, включающие страну проживания, особенности климата, отель. Обсуждается длительность пребывания и стоимость путевки. Если удалось найти приемлемый вариант, регистрируется факт продажи путевки (или путевок, если клиент покупает сразу несколько), фиксируется дата отправления. Иногда клиенту предоставляется скидка (скидки фиксированы и могут суммироваться). Фирма работает с несколькими отелями (название, категория, адрес) в нескольких странах. Путевки продаются на одну, две или четыре недели. Стоимость путевки зависит от длительности тура и отеля.
15. Грузовые перевозки.Компания осуществляет перевозки грузов в различные города России. Необходимо отслеживать стоимость перевозок с учетом заработной платы водителей. Для каждого маршрута определено название, вычислено примерное расстояние и установлена некоторая оплата для водителя. Информация о водителях включает фамилию, имя, отчество, дата рождения и стаж. Для проведения расчетов хранится полная информация о перевозках (маршрут, водитель, даты отправки и прибытия). По факту некоторых перевозок водителям выплачивается премия. Фирма решила ввести гибкую систему оплаты. Оплата водителям должна зависеть не только от маршрута, но и от стажа водителя. Кроме того, нужно учесть, что перевозку могут осуществлять два водителя.
16. Учет телефонных переговоров.Телефонная компания предоставляет абонентам телефонные линии для междугородних переговоров. Абонентами компании являются юридические лица, имеющие телефонную точку, ИНН, расчетный счет в банке. Стоимость переговоров зависит от города, в который осуществляется звонок, и времени суток (день, ночь). Каждый звонок абонента автоматически фиксируется в базе данных. При этом запоминаются город, дата, длительность разговора и время суток. Компания решила ввести гибкую систему скидок. Так, стоимость минуты теперь уменьшается в зависимости от длительности разговора. Размер скидки для каждого города разный.
17. Учет внутриофисных расходов.Сотрудники частной фирмы могут осуществлять мелкие покупки для нужд фирмы, предоставляя в бухгалтерию товарный чек. Бухгалтерия отслеживает внутриофисные расходы. Фирма состоит из отделов, каждый из которых имеет название. В каждом отделе работает определенное количество сотрудников. Сотрудники могут осуществлять покупки в соответствии с видами расходов. Каждый вид расходов имеет название, некоторое описание и предельную сумму средств, которые могут быть потрачены по данному виду расходов в месяц. При каждой покупке сотрудник оформляет документ, где указывает вид расхода, дату, сумму и отдел. Нужно хранить данные о расходах не только в целом по отделу, но и по отдельным сотрудникам. Нормативы по расходованию средств устанавливаются не в целом, а по каждому отделу за каждый месяц. Неиспользованные в текущем месяце деньги могут быть использованы позже.
18. Библиотека. Библиотека решила зарабатывать деньги, выдавая напрокат книги, имеющиеся в небольшом количестве экземпляров. У каждой книги, выдаваемой в прокат, есть название, автор, жанр, год издания. В зависимости от ценности книги для каждой из них определена залоговая стоимость (сумма, вносимая клиентом при взятии книги напрокат) и стоимость проката (сумма, которую клиент платит при возврате книги, получая назад залог). Читатели регистрируются в картотеке, которая содержит стандартные анкетные данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес, телефон). Каждый читатель может обращаться в библиотеку несколько раз. Все обращения читателей фиксируются, при этом по каждому факту выдачи книги запоминаются дата выдачи и ожидаемая дата возврата. Стоимость проката книги должна зависеть не только от самой книги, но и от срока ее проката. Кроме того, необходимо добавить систему штрафов за вред, нанесенный книге, и систему скидок для некоторых категорий читателей.
19. Прокат автомобилей.Фирма, занимающаяся прокатом автомобилей, имеет автопарк, содержащий некоторое количество автомобилей различных марок, стоимостей и типов. Каждый автомобиль имеет свою стоимость проката. В пункт проката обращаются клиенты. Клиенты проходят обязательную регистрацию, в ходе которой о них собирается стандартная информация (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон). Каждый клиент может обращаться в пункт проката несколько раз. Обращения клиентов фиксируются, при этом по каждой сделке запоминаются дата выдачи и ожидаемая дата возврата. Стоимость проката автомобиля должна зависеть не только от самого автомобиля, но и от срока его проката, а также от года выпуска. Также нужно ввести систему штрафов за возвращение автомобиля в ненадлежащем виде и систему скидок для постоянных клиентов.
20. Выдача банком кредитов.Коммерческий банк выдает кредиты юридическим лицам. В зависимости от условий получения кредита, процентной ставки и срока возврата все кредитные операции делятся на несколько основных видов. Каждый из этих видов имеет свое название. Кредит может получить юридическое лицо (клиент), при регистрации предоставивший следующие сведения: название, вид собственности, адрес, телефон, ФИО контактного лица. Каждый факт выдачи кредита регистрируется банком, при этом фиксируются сумма кредита, клиент и дата выдачи. Чтобы отслеживать динамику возврата кредитов принято решение учитывать в системе еще и дату фактического возврата денег. Нужно еще учесть, что кредит может гаситься частями, и за задержку возврата кредита начисляются штрафы.
21. Инвестиционная компания. Компания занимается вложением денежных средствв ценные бумаги, которые характеризуются названием, рейтингом, доходностью за прошлый год, минимальной суммой сделки и некоторой дополнительной информацией. Клиентами компании являются предприятия, которые доверяют ей управлять их свободными денежными средства на определенный период, которые работают через контактное лицо (ФИО и дата рождения). Необходимо выбрать ценные бумаги, которые позволят получить прибыль и компании и клиенту. При работе с клиентом существенной является информация о предприятии – название, вид собственности, адрес и телефон. Каждая инвестиция характеризуется информацией о клиенте, информацией о ценной бумаге, котировкой бумаги, датой ее покупки и датой ее продажи. Необходимо хранить историю котировок каждой ценной бумаги. Кроме того, помимо вложений в ценные бумаги существует возможность вкладывать деньги в банковские депозиты.
22. Занятость актеров театра.Коммерческий директор театра организует привлечение актеров и заключение контрактов. Каждый год театр осуществляет постановку различных спектаклей. Каждый спектакль имеет определенный бюджет. Для участия в конкретных постановках в определенных ролях привлекаются актеры. С каждым из актеров заключается персональный контракт на определенную сумму. Каждый актер имеет стаж работы, некоторые из них удостоены различных званий. В рамках одного спектакля на одну и ту же роль привлекается несколько актеров. Контракт определяет базовую зарплату актера, а по итогам реально отыгранных спектаклей актеру назначается премия. Вбазе данных нужно хранить информацию за несколько лет.
23. Платная поликлиника.В поликлинике работают врачи различных специальностей, имеющие разную квалификацию. Каждый день в поликлинику обращаются пациенты. Все пациенты проходят обязательную регистрацию, при которой в базу данных заносятся стандартные анкетные данные (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес, телефон). При обращении в поликлинику пациент обследуется и проходит лечение у разных специалистов. Каждый пациент может обращаться в поликлинику несколько раз, нуждаясь в различной медицинской помощи. Все обращения пациентов фиксируются, при этом устанавливается диагноз, определяется стоимость лечения, запоминается дата обращения. Общая стоимость лечения зависит от стоимости консультаций и процедур, назначенных пациенту. Для определенных категорий граждан предусмотрены скидки.
24. Анализ динамики показателей финансовой отчетности предприятий. Информационно-аналитический центр крупного холдинга отслеживает динамику показателей предприятий холдинга. В структуру холдинга входят несколько предприятий. Каждое предприятие имеет стандартные характеристики (название, реквизиты, телефон, контактное лицо (ФИО и дата рождения, телефон). Работа предприятия может быть оценена следующим образом: в начале каждого отчетного периода на основе финансовой отчетности вычисляется определенный набор показателей. Важность показателей характеризуется некоторыми числовыми константами. Значение каждого показателя измеряется в некоторой системе единиц. Некоторые показатели считаются в рублях, некоторые в долларах, некоторые в евро.
25. Учет телекомпанией стоимости прошедшей в эфире рекламы.Работа построена следующим образом: заказчики просят поместить свою рекламу в определенной передаче в определенный день. Каждый рекламный ролик имеет определенную продолжительность. Для каждой организации-заказчика известны банковские реквизиты, телефон и контактное лицо (ФИО, дата рождения) для проведения переговоров. Передачи имеют определенный рейтинг. Стоимость минуты рекламы в каждой конкретной передаче известна (определяется коммерческой службой исходя из рейтинга передачи и прочих соображений). Передачи (Код передачи, Название, Рейтинг, Стоимость минуты).
26. Ювелирная мастерская.Вы работаете в ювелирной мастерской, осуществляющей изготовление ювелирных изделий для частных лиц (фамилия, имя отчество, дата рождения, телефон) на заказ. Вы работаете с определенными материалами (платина, золото, серебро, различные драгоценные камни и т.д.). При обращении потенциального клиента вы определяете, какое именно изделие ему необходимо. Все изготавливаемые изделия принадлежат к некоторому типу (серьги, кольца, броши, браслеты), выполнены из определенного материала, имеют некоторый вес и цену (включающую стоимость материалов и работы).
27. Интернет-магазин.Вы являетесь сотрудником коммерческого отдела компании, продающей различные товары через Интернет. Вашей задачей является отслеживание финансовой составляющей ее работы. Работа компании организована следующим образом: на Интернет-сайте представлены (выставлены на продажу) некоторые товары. Каждый из них имеет некоторое название, цену и единицу измерения (штуки, килограммы, литры). Для проведения исследований и оптимизации работы магазина вы пытаетесь собирать данные с клиентов. При этом для вас определяющее значение имеют стандартные анкетные данные, а также телефон и адрес электронной почты для связи. В случае приобретения товаров на сумму свыше 5000 р. клиент переходит в категорию постоянных и получает скидку на каждую покупку в размере 2%. По каждому факту продажи вы автоматически фиксируете клиента, товары, количество, дату продажи, дату доставки.
28. Парикмахерская.Вы работаете в парикмахерской, обслуживающей клиентов в соответствии с их пожеланиями и некоторым каталогом различных видов стрижки. Так, для каждой стрижки определены название, принадлежность полу (мужская, женская), стоимость работы. Для наведения порядка вы, по мере возможности, составляете базу данных клиентов, запоминая их анкетные данные (фамилия, имя, отчество). Начиная с пятой стрижки, клиент переходит в категорию постоянных клиентов и получает скидку в 3% при каждой последующей стрижке. После того как закончена очередная работа, документом фиксируются стрижка, клиент и дата производства


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: