Федеральное министерство (ФМ)




Общие сведения

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РФ

 

Федеральный закон (ФЗ) – это законодательный акт наивысшей силы действия в Российской Федерации, принимается в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В настоящее время законотворческая деятельность возлагаются на Государственную Думу - нижнюю палату. Верхней палате - Совету Федерации, формируемому из представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, предоставлено право одобрять или не одобрять законы, принимаемые ГД.

Рабочие органы ГД – комитеты (постоянные) и комиссии (сбор по необходимости).

1. Законодательная инициатива (право внесения законопроекта в ГД).

1.1. Законопроект вносят только в ГД. Нижняя палата (ГД) принимает закон, верхняя палата (СФ) одобряет или отклоняет его.

1.2. Кто обладает правом законодательной инициативы?
Субъекты законодательной инициативы (статья 104 Конституции РФ):
1) Президент РФ;
2) Совет Федерации;
3) члены Совета Федерации;
4) депутаты Государственной Думы;
5) законодательные органы субъектов Федерации;
6) Конституционный Суд РФ (по предмету ведения);
7) Верховный Суд РФ (по предмету ведения);
8) Высший Арбитражный Суд РФ (по предмету ведения).

1.3. Никто не лишён права обращаться в парламент с законодательными предложениями. Но только законодательную инициативу парламент обязан рассмотреть. Ряд законопроектов (финансовые законопроекты) могут быть внесены только при наличии заключения Прав-во РФ. 2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе.
2.1. Предварительное (неофициальное) обсуждение = парламентские слушания.
Вместе с мнениями парламентариев заслушивается мнения государственных и общественных деятелей, а также специалистов-экспертов.Процедура принятия федерального закона Государственной Думой в соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях, каждое из которых, как правило, проходит на отдельных заседаниях палаты, т.е. не в один и тот же день, если иное не предусмотрено действую-щим законодательством. Под занавес каждой сессии депутаты зачастую злоупотребляли этой возможностью, принимая законы десятками и в двух-трех чтениях одновременно. Во время первого чтения обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости (прора-батываются главные, принципиальные положения законопроекта, который может быть отклонён или одобрен). Поправки к принятому в первом чтении законопроекту вносятся в соответствующий комитет в виде текста изменений или дополнений конкретных статей, либо предложений об исключении тех или иных положений. Такие поправки могут вносить любые субъекты права законодательной инициативы. Правило о том, что поправки подлежат внесению в письменном виде в комитет, занимающий-ся разработкой законопроекта, имеет большое значение, ибо помогает преодолеть традиции быто-вавшей в свое время на Съезде народных депутатов практики внесения поправок с голоса. Второе чтение законопроекта – самое тщательное. Эта стадия посвящена рассмотрению поправок к законопроекту (Происходит детальное, постатейное рассмотрение проекта в целом, вносятся необходимые поправки и на этом этапе законопроект может быть отклонён или одоб-рен). Все начинается с доклада представителя ответственного комитета, который сообщает обо всех поступивших поправках и итогах их рассмотрения в комитете. После этого возможность выступить получает инициатор законопроекта либо егоофициальный представитель. Если у фракций, депутатских групп или отдельных депутатов есть возражения против поправок, внесенных в текст законопроекта, то им позволяется дать краткое обоснование своего мнения, после чего проводится голосование об одобрении или отклонении поправки. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устра-нения с участием Правового управления Аппарата ГД возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении. Завершающей стадией является третье чтение законопроекта. Оно заключается лишь в голо-совании за (против) законопроекта в целом. Депутаты уже не могут вносить поправки. Выносится однозначное решение – одобрить или не одобрить законопроект. С момента принятия ГД ФЗ передается в течение пяти дней в Совет Федерации для его дальнейшего рассмотрения.

Российская Конституция предусматривает, что Федеральное Собрание может принимать законы двух видов - федеральные законы (ФЗ) и Федеральные конституционные законы (ФКЗ). Разница между ними заключается в следующем: в то время как ФЗ принимаются только ГД (Советом Федерации одобряются или не одобряются), ФКЗ принимаются обеими палатами. Обусловлено это особой значимостью последних в системе российского законодательства.

Одно из предназначений таких законов – обеспечить стабильность Конституции как Основ-ного Закона государства, закрепляющего устои его конституционного строя. Особая юридическая сила ФКЗ находит свое выражение в том, что им не должны противоречить обычные ФЗ.

ФЗ считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. С ФКЗ дело обстоит чуть-чуть иначе: его необходимо одобрить большин-ством не менее двух третейголосов от общего числа депутатов нижней палаты. Принятый Думой закон вместе с соответствующим постановлением палаты в течение пяти дней направляются в Совет Федерации для его дальнейшего рассмотрения.

 

3. Принятие закона в Государственной Думе.
3.1. ФЗ: простое большинство голосов от общего числа депутатов (50% + 1 голос от общего числа – 450 депутатов).
3.2. ФКЗ: квалифицированное большинство (не менее двух третей голосов (2/3) = 300 депутатов).
4. Принятие закона в Совете Федерации (166 депутатов).
4.1. После принятия в Государственной Думе закон поступает в СФ, где он в 14-дневный срок должен быть рассмотрен, принят или отклонён.
4.2. Обязательному рассмотрению подлежат только ФЗ, принятые ГД по вопросам, перечень которых дан в статье 106 Конституции РФ (по вопросам финансов, международных договоров, государственной границы, войны и мира).
Если закон не относится к числу тех, которые обязательно должны быть рассмотрены Советом Федерации, то согласие с ним может быть выражено путём «молчаливого одобрения». В течение 14 дней закон просто находится в Совете Федерации, после чего считается одобренным.
4.3. Процедура голосования.
1) ФЗ: простое большинство.
2) ФКЗ: не менее трёх четвертей (3/4) от общего числа депутатов Совета Федерации.
5. Подписание и обнародование закона.
5.1. Принятый парламентом федеральный закон направляется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рассмотреть и подписать (либо вернуть на повторное рассмотрение).
5.2. Подписанный Президентом закон должен быть обнародован («Российская газета», «Собрание законодательства РФ»). Только опубликованный закон вступает в действие.
5.3. Когда Президент не согласен с содержанием закона и отказывается подписать его, федеральный закон возвращается на повторное рассмотрение палат.

В РФ имеет место отлагательное вето Президента РФ. Согласно ст. 107 Конституции РФ если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона для подписания и обнародования отклонит его, то ГД и СФ в установленном Конституцией РФ порядке вновь рас-сматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов СФ и депута-тов ГД, то он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.
Вето (от лат. veto – запрещаю; англ. veto) – запрещение, отмена или приостановка введения в действие закона, решения и т. п.

 

Президент РФ наделен полномочиями издавать указы и распоряжения. По вопросам, носящим нормативный характер, издаются указы, по вопросам оперативного характера — распоряжения, не являющиеся нормативными актами.

Правительство РФ на основании указов Президента РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их реализацию. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ не должны противоречить законам, в случае противоречия действуют положения законов. Указы Президента РФ либо развивают те или иные положения законов, либо формулируют нормы отношений, которые не урегулированы законом.

Ведомственные акты издаются во исполнение решений высших органов государственной власти по их поручению или по инициативе самих органов федеральной исполнительной власти в соответствии с их компетенцией в виде приказов, постановлений, инструкций, положений, разъяс-нений, указаний. Эти акты регулируют отношения центральных органов власти с предприятиями, организациями, учреждениями и иные вопросы.

Для подготовки проектов ведомственных нормативных актов, разрабатываемых совместно несколькими центральными органами, а также наиболее важных и сложных проектов создаются рабочие группы.

 

На Минюст России возложена функция, связанная с контролем за соответствие ведомственных нормативных актов Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ. Применение министерствами и ведомствами нормативных актов, не прошедших правовую экспертизу, а также актов, в государственной регистрации которых было отказано, рассматривается как грубое нарушение дисциплины в системе государственной службы, влекущее применение к виновным должностным лицам и работникам Федеральных органов исполнительной власти мер дисциплинарной ответствен-ности в соответствии с Указом Президента РФ от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы».

 

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после их опубликования, если при принятии акта не установлен другой срок введения в действие. Акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если не установлен при принятии акта другой срок введения его в действие. Ведомственные нормативные акты, подлежащие опубликованию, после регистрации передаются в органы официальной печати. Официальное опубликование ведомственных нормативных актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации.

Правовые акты законодательного органа, высшего должностного лица субъекта РФ, высшего исполнительного органа, должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, подлежат опротестованию прокурором.

Президент РФ вправе обращаться в законодательный орган субъекта РФ с представлением о приведении конституции (устава) субъекта РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами.

Из 1066 народных депутатов РСФРС реально принимали участие в разработке законов 9 чел – Предс. Комиссии по пром. Ленсовета в конце 90-х годов (при Собчаке). Петр Филиппов.

(Николай Валуев, Ринат Сафин, Алина Кабаева, Александр Комиссаров – «Дом-2», Александра Буратаева, Иосиф Кобзон, Мария Кожевникова, Светлана Хоркина и т.д. – Оксана Генрих. Дмитриева)

 

б) Органы управления исполнительной власти в области ОТ

(государственные органы при Правительстве РФ, Министерствах,

Федеральных службах и Федеральных агентствах)

 

В РФ существуют след. (Указ Президента РФ № 649от 20.05.04г.) организационно-правовые формы органов исполнительной власти:

§ Федеральные Министерства (ФМ)

§ Федеральные службы (ФС

§ Федеральные агентства (ФА)

ФС и ФА находятся, как правило, в ведении ФМ.

 

Общие сведения

Федеральное министерство (ФМ)

 

ФМ в России – федеральный орган исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Прав-ва РФ сфере деятельности.

ФМ возглавляется входящим в состав Прав-ва РФ министром РФ. ФМ на основании Консти-туции РФ самостоятельно осуществляет правовое регулированиев установленной сфере – нормо-творчество. ФМ в установленной сфере деятельности невправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанав-ливаемых постановлениями Правительства РФ.

Кроме того, ФМ осуществляет координацию и контроль деятельностинаходящихся в его веде-нии федеральных служб (ФС) и федеральных агентств (ФА), а также координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

 

 

ФМ, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ

§ Министерство внутренних дел

§ Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

§ Министерство иностранных дел

§ Министерство обороны

§ Министерство юстиции

 

Федеральные министерства (ФМ), руководство которыми осуществляет Правительство РФ

§ Министерство здравоохранения и социального развития

§ Министерство энергетики

§ Министерство образования и науки

§ Министерство природных ресурсов и экологии

§ Министерство промышленности и торговли

§ Министерство регионального развития

§ Министерство связи и массовых коммуникаций

§ Министерство сельского хозяйства

§ Министерство спорта

§ Министерство транспорта

§ Министерство финансов

§ Министерство экономического развития

§ Министерство культуры.

 

Федеральная служба (ФС)

 

ФС — общее название федерального органа государственного управления (исполнительной власти) в РФ. Основная ее функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в опреде-ленной сфере (ОТ), а также оказание услуг.

Статус федеральных служб упорядочен в 2004 году в результате административной реформы. Большинство ФС находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту или Прав-ву РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: