Артикуляция в эстрадном пении.




Эстрадный вокал основывается на тех же принципах в работе голосового аппарата,что и классический и является предметом вокальной педагогики.«У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя природа, своё содержание, которые должен почувствовать говорящий», - говорил К. С. Станиславский.

Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого певческого тона, но и одновременно ясного и четкого произношения поэтического текста.Поэтому вопросы дикции и артикуляции на сегодняшний день являются едва ли не одними из самых актуальных в вокально-исполнительской работе,

Артикуляция должна быть правильной и четкой - это просто необходимо хорошему исполнителю.
Существует известный афоризм: "У хорошего певца хорошая дикция, у плохого певца и дикция плохая". Это указывает на тесную связь дикции с правильным голосообразованием". (Н.Малышева).

К.С.Станиславский воспринимал искусство речи, как искусство не менее сложное, чем искусство пения. Он часто говорил: "Хорошо сказанное слово - уже пение, а хорошо спетая фраза - уже речь".

Артикуляция – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав, – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.

Артикуляционный аппарат фактически является главным настройщиком голоса. С его помощью поющий и создает наиболее благоприятные, выгодные условия работы гортани – так называемый оптимальный импеданс, позволяющий значительно увеличивать коэффициент полезного действия всего голосового аппарата, а также управлять динамикой звучания голоса. В конечном счете, вся вокальная техника определяется техникой артикуляции. Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов или дикцию.К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Первое условие его работы – естественность и активность.

Порой бывает, что у человека просто «ленивые губы и в повседневности он совершенно не заботится о четкости артикуляции, проглатывая некоторые звуки.
Бывает и так, что человек неправильно говорит некоторые слова из-за того, что большинство вокруг говорят их неправильно. Удивительно, но таких слов существует множество, и многие люди быстро подхватывают их неправильное произношение. Если же Вы ещё в придачу проглатываете звуки, слушатели вынуждены за Вас восполнять пробелы, порой додумывая самостоятельно, что же Вы имели в виду. Активная естественность (свобода) – есть естественная манера произношения звуков, чуть-чуть утрированная и активизированная. Активизация не должна создавать новых зажатий. Она возникает через удобство, естественность и свободу.

Необходимо устранять психологические зажимы, которые тормозят творческий процесс и мешают дикционной ясности и выразительности. Плотно сжатые челюсти, напряжённая шея, неповоротливый язык и другие природные и приобретённые зажимы ведут к плохой дикции, неправильному произношению отдельных звуков, закрепощённости организма в целом.

Советы по улучшению артикуляции
1 Говорите медленнее
Вашим друзьям и близким при обычном разговоре легко понимать Вас, но если же приходится преодолевать какой-либо шум в помещении, то артикуляция обязательно должна быть идеальной. Однако, если говорить чересчур быстро, часть согласных и гласных звуков пропадает. Итог: Ваш собеседник попросту не может понять то, что вы говорите, поэтому пропадает суть сказанных Вами слов. Говорите медленнее, стараясь проартикулировать каждый слог.
2 Слушайте себя.
Можно приобрести учебник, в котором уделяется главное внимание произношению. Читайте вслух и записывайте всё на диктофон, потом прослушивайте и прорабатывайте звуки, которые далеки от совершенства. Тренируйте слух, оценивайте своё произношение, ведь без этого Вы не сможете научиться правильно произносить слова.
3. Не стискивайте зубы
Очень сложно правильно артикулировать, когда сжаты зубы. Поэтому запомните простое правило: полностью смыкать челюсти нельзя. Оставляйте место между нижним и верхним зубными рядами. При сжатых зубах сложно раскрыть гортань. Для хорошей артикуляции нужно много места. Говорите с полуоткрытым ртом. Ваша челюсть должна как бы «отвиснуть», Вам сразу станет легче выговаривать трудные слова. Другое полезное упражнение: держать между зубами винную пробку и пытаться говорить.

4.Работайте над навыком брать дыхание перед новой фразой. Читая стихотворение или отрывок, сознательно берите дыхание перед каждой фразой. Берите как умеете, но обязательно берите, привыкайте брать сознательно, не забывайте о нем, ведь дыхание необходимо и для звучания голоса, и как средство выразительности, значит, его необходимо брать не только в начале фразы, но и на знаках препинания.

5. Очень хороши для тренировки скороговорки. Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию.

а) На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. б) Шит колпак не по колпапаковски, надо его переколпаковать. в) Ты, сверчок сверчи, сверчи, сверчать сверчаток научи. г) Шла Саша по шоссе и сосала сушку. д) Ехал грек через реку, видит грек в реке рак. Сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап. е) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке, чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке. ж) Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Рассмотрим различие певческого и разговорного голоса. В пении пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а в речи только частью его. Независимо от голоса (тенор, бас, баритон, сопрано, меццо), говорящий человек пользуется средним отрезком своего голоса, так как здесь говорить голосу удобнее, он не подвергается такому напряжению, не устают связки и у человека есть возможность говорить большой временной отрезок без устали.

Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром, то есть отличающейся от других окраской голоса. Певческая дикция зависит от формирования гласных, а в обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени и речевая дикция зависит целиком от четкого произношения согласных. При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Согласные и в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся четче и легче. Произнесение певческих гласных отличается от речевых. В пении при максимально спокойной свободной глотке, ротовая полость формирует гласные, что увеличивает значение четкой работы ротовой полости и её роль в вокальной дикции. В

речи глотка резко меняет объем и форму при смене гласных.

Великие учителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные - "носители" вокального звука, они занимают почти всю длительность интонируемого звука. "Согласные максимально укорачиваются, произносятся предельно четко и ясно". В этом кроется один из секретов кантилены. "Гласные являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий звук, поэтому воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От вокального правильного формирования гласных зависит художественная ценность певческого голоса". (С. Юдин)

Рот вокалиста должен быть свободен, и «красиво активен», это зависит от челюстей, языка, губ. Вокальное красивое открывание рта только помогает правильному положению языка, глотки, гортани и правильной позиции всего голосового аппарата. Зажатая нижняя

челюсть мешает открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх гортань, что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка, а он - главный артикулятор гласных.

Положение языка изменяет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембр голоса. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна удерживаться мышцами щек и углами губ, самими губами, активно произносящими согласные. Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. Кончики губ должны быть отправлены вверх, к глазам. Улыбка должна быть «говорящей». "Губы должны лежать на зубах", - так говорил М.Гарсиа.

Мягкое небо играет исключительно важную роль в голосообразовании, его положение существенно влияет на резонаторные свойства ротоглоточного канала, форму ротоглоточного рупора. Исследователи указывают на его связь с гортанью и носоглоткой, что влияет на окраску звука. По этим причинам мягкое небо должно быть в пении постоянно в активном состоянии. Воздействуя в нужном направлении на подчиненные нашему сознанию артикуляционные органы, мы можем существенно влиять на весь голосовой аппарат. Свобода, естественность, гармоничность - при сохранении внимательной сосредоточенности на цели, идее - вот что открывает дорогу к настоящему творчеству. Кто-то очень хорошо сказал, что лицо поющего должно быть свободным, оно не должно отражать "технического вокала".

Слишком широкое раздвижение челюстей певца сжимает глотку и, следовательно, заглушает вибрацию голоса, уменьшая у голосового аппарата его резонирующий свод. Но, если зубы слишком сближены, голос получает неприятный и неестественный горловой оттенок. Если сильно выдвинуть губы в форме воронки, то получаются только грузные и как бы лающие звуки. Если открывать рот овально (как рыба) - это положение имеет то неудобство, что оно глушит голос, ассимилирует гласные, мешает артикуляции и, наконец, придает лицу грубое и некрасивое выражение. Надо стараться открывать рот в форме полуовального "О", но отделяя нижнюю челюсть от верхней, от которой она опускается вниз вследствие своей собственной тяжести. Углы рта при этом должны быть немного приподняты, это движение прижимает губы к зубам, придает рту приятную форму.

Таким образом, хотелось бы заострить внимание на важности артикуляционных органов и дикции в плане художественной выразительности, передаче характера и эмоционального настроя исполняемых вокальных произведений. Исполнение будет качественным, если воедино будут представлены все виды вокальной работы: дыхание и его опора; звукообразование и звуковедение; чистота интонирования; ясная дикция и чёткая артикуляция; умение показать широкий и ровный диапазон голоса; ритмическая точность владение фразировкой и верной расстановкой акцентов. Кроме того важной составляющей является сценическое воплощение песни (умение двигаться, регулировать свою мимику и жесты).Все эти умения и навыки позволяют исполнять широкий спектр музыкальных произведений на профессиональномуровне.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: