Развитие психологии с древнейших времен до середины XIX века.




Лекция. Становление психологии как науки

План.

1. Развитие психологии с древнейших времен до середины XIX века.

2. Становление психологии как самостоятельной науки.

3. Современные психологические концепции.

 

Развитие психологии с древнейших времен до середины XIX века.

Интерес к проблемам, которые относятся к разряду психологических, возник у человека в глубокой древности. Философы древней Греции в своих трактатах пытались проникнуть в тайны бытия и внутреннего мира человека. Философы древности объясняли психику, исходя их четырех стихий, на которых, по их мнению, был основан мир: земля, вода, огонь и воздух. Душа, как и все на этом свете, состояла из этих начал. Древние полагали, что душа находится там, где есть тепло и движение, то есть душой наделена вся природа. Впоследствии, учение, одухотворяющее весь мир, получило название «анимизм» (от лат. «анима» – «дух», «душа»).

На смену анимизму пришло новое философское учение – атомистическое. Ярким представителем этого направления выступал Аристотель. Он полагал, что мир – это совокупность мельчайших неделимых частиц – атомов, которые отличаются друг от друга различной подвижностью и величиной, а материальные носители души – самые мелкие и наиболее подвижные. Исходя из такой подвижности атомов, Аристотель объяснял механизмы, законы функционирования многих психических явлений: мышления, памяти, восприятия, сновидения и т. д.

Трактат Аристотеля «О душе» многие ученые рассматривают как первое крупное научное исследование по психологии. По мнению Аристотеля, у человека три души: растительная, животная и разумная. Ум зависит от величины мозга, эмоции – от сердца.

Представителем материалистических взглядов выступал Демокрит. Он считал, что все в мире состоит их атомов. Атомы существуют во времени и пространстве, в котором все движется по заданной траектории. В беспредельном пространстве, согласно определенным законам, движутся неделимые и непроницаемые частицы; душу образуют легкие, шарообразные частицы огня. Душа представляет собой огненное начало в теле, смерть же происходит в результате распада атомов души и тела. И тело, и душа смертны. Заслугой Демокрита является то, что он положил начало разработке теории познания, особенно зрительным ощущениям. Он разработал рекомендации для запоминания, разделив приемы сохранения материала на вещественные и умственные.

Нельзя не упомянуть и о взглядах Платона. Согласно его воззрениям человек – это узник в пещере, а действительность – его тень. У человека две души: смертная и бессмертная. Смертная решает конкретные задачи, а бессмертная, жизнь которой продолжается и после смерти, является самой сердцевиной психического, высшей формой, наделенной разумом. Лишь бессмертная душа дает подлинные знания, получаемые в результате озарения. Существуют вечные идеи, а мир – слабое отражение идей. В процессе жизни душа вспоминает те бессмертные идеи, с которыми она сталкивалась до вселения в тело.

Интересны взгляды Платона, касающиеся вопросов функционирования человеческой памяти. Память – это восковая дощечка. У людей разная память и она зависит от качества воска. Мы сохраняем воспоминания до тех пор, пока они сохранены на восковой пластине.

Учение о душе в раннем средневековье стало частью теологического мировоззрения и полностью отошло к религии, что продолжалось вплоть до XVII в. В эпоху Возрождения все науки и искусство стали вновь активно развиваться.

Естественнонаучные, медицинские, биологические науки, различные виды искусства, так или иначе, затрагивали учение о душе.

Французские, английские и другие европейские философы того времени, основываясь на механистической картине мира, многие проявления психики стали трактовать с позиций биомеханики, рефлекса, при этом обращение к внутренним проявлениям психики, к душе осталось за пределами их рассмотрения.

Однако внутренние феномены реально существовали и требовали объяснения своей роли в жизни человека. В результате стало формироваться новое философское направление – дуализм, которое утверждало, что в человеке существует два независимых начала: материя и дух.

Наука того времени так и не смогла объяснить взаимосвязь и взаимозависимость этих двух начал, поэтому отказалась от изучения поведения и сосредоточилась на субъективном опыте человека (XVII–XVIII вв.). Таких позиций придерживались Р. Декарт и Дж.Локк. Психика рассматривалась только как проявление сознания, мир материи был исключен из предмета психологии.

Основным методом исследования признавался метод самонаблюдения (интроспекция), а естественнонаучные методы считались неприемлемыми для изучения феноменов души.

Одновременно с такими взглядами развивалось и атомистическое понимание устройства мира. Простые проявления психики стали рассматриваться как атомы. Такая атомистическая психология развивалась на протяжении двух веков, вплоть до конца XIX в.

Таким образом, с древнейших времен и до середины XIX в. психология развивалась в рамках других наук, чаще философии, медицины, биологии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: