ТЕМА: Традиции многонационального Донбасса




Сегодня мы рассмотрим календарные обряды и праздники нашего многонационального региона, Донбасса.

Традиции для любого народа – это те правила, которым следуют все на протяжении веков и тысячелетий, их передают от отца к сыну по наследству, гордятся ими и берегут. Это наши корни, история, которую необходимо помнить и чтить, чтобы не потерять свою индивидуальность, уникальность и культуру. Вырви эти корни, забудь традиции – и народ перестанет существовать, поэтому основная задача — сохранить и передать потомкам наши традиции, обычаи, праздники.

Численность населения Донецкой Народной Республики (ДНР) составляет 2 306 265 человек (данные по состоянию на фераль 2019 года). Этнический состав Республики весьма разнообразен, потому как на строительство Донбасса приезжали люди со всех уголков бывшего СССР. Всего насчитывается 138 национальностей, большинство составляют украинцы 48% и русские 45 %. Также в ДНР проживают белорусы — 1,2 %, греки — 1,1 %, 6,7% — татары, армяне, евреи, азербайджанцы, грузины, молдаване, болгары, немцы, поляки, турки и другие народы. Средняя продолжительность жизни у женской половины населения составляет 65 – 67 лет, а у мужской 62 – 64 года.

Наиболее многочисленными малыми этническими группами в ДНР являются белорусы, татары, армяне, евреи. Благодаря деятельности национально-культурных объединений, центров и обществ культуру многих малых этнических групп удается спасти и возродить.

С большим интересом проходят праздники у татарского населения Донецкого края. Как правило, татарские семейные обряды сопровождаются праздниками. Однако кроме семейных праздников в них существуют и общие, касающиеся всех и продолжающиеся подчас по несколько дней. Один из таких всеобщих религиозных праздников - ураза-байрам - праздник разговения, приходящийся на первый день месяца шавваль после месячного поста в рамадане. Этот праздник длится три дня, на протяжении которых каждый из правоверных отчитывается за месяц поста, насколько тщательно он соблюдал предписания, изучал текст Корана, умиротворял свою душу и укрощал страсти, раздавал милостыню и т.д.

Другой большой татарский праздник приходится на 70-й день после окончания поста. Это - курбан-байрам - великий праздник жертвоприношения.

Одним из широко известных праздников является «Сабантуй». Этот праздник очень древний - много веков назад он возвещал об окончании весенних полевых работ и одновременно был ритуальным действом - татары благодарили кормилицу-землю за все, что она дает, и просили хорошего урожая. «Сабантуй» переводится с татарского как «праздник». Постепенно сабантуй утратил первоначальное значение, превратившись в веселый праздник. Сабантуй начинается показательными выступлениями лучших конников. Джигитовка, искусное владение кнутом, мастерство выездки вызывают восхищение у зрителей. Как правило, во время Сабантуя проводятся показательные выступления по национальной татарской борьбе «куреш» на кушаках (широких поясах).

Интересны национальные традиции и у еврейского населения нашего края. Места компактного проживания евреев по области - города Донецк, Горловка, Макеевка, Мариуполь. Евреи Донецкой области сохранили свои древние обычаи и традиции, уходящие корнями в глубь веков и тысячелетий. Интересна еврейская свадьба. Настоящая еврейская свадьба - это древний и очень красивый религиозный обряд. В Донецкой общине юноша и девушка, решившие вступить в брак, могут заключить его в полном соответствии со всеми религиозными законами. Многие из этих законов непривычны для тех, кто не знаком с еврейской традицией. Но каждый из них исполнен глубокого смысла. Это и подписание брачного контракта - ктубы, где перечисляются обязанности жениха в отношении его будущей жены.

Согласно еврейскому мировоззрению мальчик, достигший 13-летнего возраста, становится совершеннолетним. С этого дня с религиозной точки зрения он взрослый человек, обязанный выполнять все заповеди в полном объеме и отвечать за свои поступки перед Всевышним. В Донецкой общине этот важный жизненный рубеж молодых евреев отмечают в синагоге как всеобщий праздник, который называется у евреев «бар мицва».

Невозможно перечислить и описать многообразие национально-культурных особенностей народов, проживающих в Донецком регионе.

Достойное место в богатой этнонациональной палитре Донбасса принадлежит греческой диаспоре. Они компактно проживают в Старобешевском, Великоновоселковском, Першотравневом, и Володарском районах. Среди греческих праздников, значительное место занимает «панаир». Свое название греческий праздник получил от слова «святой», а в греческом языке это слово означает «народное гуляние, отмечание чего-то значимого, пиршество и радость». Так, в Урзуфе, он был приурочен к празднику Святого Ильи (2 августа). В Сартане – ко Дню Святого Георгия Победоносца (6 мая). В некоторых селах в настоящее время «Панаир» стал проводиться в честь Дня Победы, т.е. 9 Мая. «Панаир» отдаленно напоминает древнегреческие олимпийские игры, потому что они сопровождаются борьбой и другими состязаниями, а также пением и танцами. Борьба у греков называется «куреш».

Верования и поверья - важная составная часть духовной жизни людей. Особенно ярко они отражены в народной обрядности славянского народа (русские, украинцы, белоруссы), связанной с календарными праздниками.

Праздники Рождества Христова и Ивана Купала празднуются христианской церковью, но своими корнями уходят в далекое прошлое и связаны с определенным положением Солнца. Это праздники солнцеворота.

Рождество - праздник, который отмечается в самые короткие дни в году. В это время Солнце как бы умирает и человек своими действиями помогал ему в тот момент, когда оно было очень слабым. Рождественские святки длились 12 дней, с 7 по 19 января (по новому стилю). А начинался праздник Святым Вечером 6 января. С давних времен словом и делом, всей обстановкой люди создавали в этот день образ богатства, счастья, мира и покоя в своем доме. Дом изнутри белили, вывешивали рушниками и пучками высушенных цветов. Стол застилали тонким слоем душистого сена и покрывали снежной белизны скатертью. На «покуте» (угол под образами) ставили высокий сноп ржи, сооружали гнездо из сена, в которое ставили кутью и узвар (кутья, как блюдо поминовения, узвар - обрядовый напиток, который давали матери в первый день рождения ребенка) - таким образом сплетались воедино понятия смерти и рождения.

В Святой Вечер дети носили вечерю своим близким. Люди как бы стремились соединить всех живых членов рода в общей святовечерней трапезе.

На святки, по народным поверьям, начинается разгул нечистой силы. Поэтому использовали всяческие обереги - магические заклинания, травы. В первый день рождения Христа, после торжественной литургии в церкви, на улицах появлялись колядники. Смысл колядования заключался в том, чтобы поздравить с Рождеством Христовым, с Новым годом всех знакомых, пожелать им здоровья, счастья и хорошего урожая.

Коляда. Главный зимний языческий праздник – Коляда, совместившийся позже со Святками. Слово “коляда” родственно слову “calare” (лат.) — выкликать, когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда был божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи»/ А.Стрижев «Народный календарь»

Масленица - Комоедица – проводы зимы. Масленица – праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой. Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Поэтому на Масленицу катались на лошадях вокруг села, носили на шестах горящие колеса (символ солнца), главную роль на праздничном столе отводили блинам (изображению солнечного диска). На масленичном костре сжигали Масленицу — соломенное чучело. Проводы-похороны сопровождались пением, ритуальным смехом, шутовским действием. Смех должен был утвердить жизнь, весну, тепло. Комоедица – праздник отмечается накануне Благовещенья и посвящён пробуждению медведя. Это было наступление Нового года наших древних предков. После этого праздника начинался новый земледельческий год.

Пасха - величайший, радостный и вместе с тем древнейший христианский праздник - Воскресение Христово. Отмечается верующими в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния (приходится на период с 22 марта по 25 апреля по ст. стилю).

Празднование Пасхи отличается особенной торжественностью.

Праздник Ивана Купала по своему смыслу был таким же важным, как и два предыдущие. По старинным верованиям, в этот день Солнце купалось в воде и освящало ее, наделяя очищающими и целебными свойствами. Наши предки верили в то, что растения в эти дни разговаривают между собой и переходят с места на место. Даже никогда не цветущий папоротник зацветает в эту ночь. Травы в это время набирают свою целебную силу, поэтому люди ходили в лес собирать лекарственное сырье до восхода Солнца. К сожалению, у нас на Донетчине об этом празднике сохранились лишь эпизодические воспоминания.

Существовало еще множество других праздников (Проводы, Троицын день, Спас, Покров и т.д.), первоначальный смысл которых, к сожалению, утратили свое значение, превратившись на сегодня лишь в развлечение.

Выводы к нашему знакомству с календарными праздниками народов Донбасса. Традиция, обычай, обряд – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. С течением времени они видоизменились и потеряли свой сакральный смысл, но многие обряды так прочно вошли в нашу жизнь, что мы выполняем их, даже не задумываясь об их смысле. В сельской местности традиции соблюдаются более широко, нежели в городах, где люди живут обособлено друг от друга.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: